Главная / История / Мастер-класс: Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры

Мастер-класс: Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.

Новый Оскол Белгородской области»






Мастер-класс



Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры



hello_html_m4c1bcc9d.jpg



Выполнила:

Масловская С.А.,

учитель истории

МОУ «СОШ № 4»






г. Новый Оскол

2014

  1. Орг. Момент.(слайд 1)

1. Приветствие:

-Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.

-С хорошего настроения начнём наше занятие.

Комментарий: такое начало занятия организует на плодотворную работу.

2. Представление себя:

- Меня зовут Масловская Светлана Александровна, учитель истории средней общеобразовательной школы № 4 г. Нового Оскола


  1. Сообщение темы и задач занятия.

Тема нашего занятия «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры». Моими задачами сегодня являются:

  • Познакомиться с опытом работы по использованию сюжетно-ролевых игр в ходе реализации принципов музейной педагогики;

  • Показать и вместе с вами смоделировать несколько приёмов, которые можно использовать при проведении уроков на базе школьного этнографического музея.


  1. Презентация опыта работы

  1. История опыта и его актуальность:

Сегодня молодые люди гонятся за материальными благами, порою забывая о духовных и нравственных ценностях. От нас учителей зависит, как мы воспитаем наших детей, какими у нас будут строители, врачи, учителя, политики, каково будет наше будущее, будущее всей нашей страны.

Считаю, чтобы воспитать творческую и воспитанную личность, необходимо знать историю и культуру своей страны.

Над проблемой своего опыта я работаю с 1995 года, тогда же в нашей школе стал создаваться этнографический музей «Русская изба» (слайд 2)

Был образован совет музея, который состоит из секций, а руководят ими сами учащиеся (слайд 3)

Я не сомневалась в значимости музея и его роли в воспитании учащихся, но необходимо было выяснить, насколько знания русской народной культуры востребованы учениками. Для этого было проведено анкетирование, оно показало, что у учащихся есть потребность в знаниях русской народной культуры (слайд 4-5)

Таким образом, возникла необходимость создания на базе музея кружка «Музейное дело», который работает с 1998 года (слайд 6)

На кружке мы изучаем следующие темы (слайд 7)

Цель кружка – не только духовно-нравственное воспитание школьников (слайд 8), но и подготовка к исследовательской деятельности (слайд 9)

Поэтому 5 лет в школе действует научное общество учащихся, руководителем которого я являюсь.

За годы своей работы я пришла к выводу, что активные формы работы с детьми более эффективны. Поэтому с 2002 года я стала систематически применять сюжетно-ролевые игры, как на занятиях кружка, научного общества, так и на уроках истории России с 6 по 11 класс.

  1. Теоретическая часть опыта.

По мнению психолога Даниила Борисовича Элькольнина

Сюжетно-ролевая игра – это особый вид деятельности, в котором дети

берут на себя определённые роли и в игровых условиях воспроизводят их.

Сюжет – это та сфера деятельности, которая отображается в игре.

Роль – это единица игры (слайд 10)

В нашем случае сюжетом являются исторические действия и факты. В

отличии от обычного урока музейные уроки с исполнением сюжетно-

ролевых игр позволяет у детей развить мотивационно потребностную

сферу и сформировать мотивы нравственно направленной личности.

Таким образом, ученики не просто получают багаж знаний о культуре

народа, но и сами становятся хранителями и распространителями

духовных ценностей (слайд 11)

  1. Результаты работы.

Показателями результативности приобщения учащихся к истокам русской народной культуры я определила:

  1. уровень знания русской народной культуры;

  2. уровень развития творческого мышления;

  3. результативность участия учащихся в исследовательской деятельности по вопросам народной культуры.

-Из таблицы видно, что количество учащихся, имеющих, высокий уровень знаний русской народной культуры увеличился на 53 % (с 15 % до 68 %) (слайд 12)

-Уровень развития творческого мышления учащихся, анализируя по тесту П. Торренса. Количество учащихся, имеющих верхнюю границу нормы беглости, гибкости, оригинальности и разработанности увеличилось.

-Результативность участия в различных конкурсах, смотрах и краеведческих олимпиадах возросла. За последние 5 лет 6 раз мои ученики становились победителями районных олимпиад и конкурсов, призёрами. Начиная с 2004 года, мои ученики дипломанты Всероссийских конкурсов «Куликово поле», «Человек в истории. Россия XX век» (слайд 13)


  1. Проведение имитационной игры.

С 2004 года я участвую в муниципальном эксперименте по теме

«Использование краеведческого материала как средство формирования

творческого потенциала личности учащегося»

Сегодня я покажу несколько приёмов, которые возможно использовать на

музейных уроках. Такие уроки – это уже сложившаяся традиция. В год в

каждом классе с 6 по11 в музее провожу от 7 до 10 уроков, а также

занятия кружка, научное общество и общешкольные мероприятия.

Первый приём – это «мудрые совы» (слайд 14)

Комментарий: этот прием, возможно, проводить как в группе, так и парно,

что мы сейчас и сделаем. Вы получили текст с заданиями, начинаете его

читать и анализировать 1 минуту, после 1 человек от пары отвечает на

вопросы.

-На уроке дети полученную информацию записывают в тетрадь;

-Данный приём можно использовать при изучении нового материала;

-Можно выполнять в классах с разным количеством человек, даже в

малокомплектных;

-В зависимости от возраста можно изменять и увеличивать количество

вопросов.

Второй приём – это «описание экспоната»

Комментарий: для выполнения данного задания дается специальная схема.

hello_html_m675a732.png

-Форма организации учебной деятельности учащихся может быть парная, индивидуальная, групповая;

-Наблюдаются межпредметные связи;

-Развивается творческое мышление;

-В системе уроков я рекомендовала бы использовать его на уроках закрепления или обобщения знаний, т.е когда учащиеся уже имеют достаточные знания по теме (слайд 15)

-Возраст учащихся 8-11 класс

Третий приём – это «Пантомима» (слайд 16)

Комментарий: на слайде вы видите фотографию, на которой изображены предметы быта. Вам необходимо не называя предмета вслух показать его пантомимой, а слушатели должны догадаться и ответить, что за предмет был изображен.

-По моим наблюдениям, наиболее эффективно использовать данный приём в 6-7 классах;

-В системе уроков как этап закрепления и применения знаний;

-Наблюдаются здоровье-сберегающий прием – динамичная пауза, снятие эмоциональной напряженности учащихся.

Четвертый прием – это «ролевая игра» (слайд 17)

Комментарий: Слово учителя: крестьянская семья всегда была многочисленной 8-10 человек. Каждый из них выполнял свою работу по дому, вечерами они собирались все вместе за одним столом, каждый при этом занимал своё место.

Задание: необходимо сесть за стол, как это делалось в старину.

-Возраст любой;

-Использовать на этапе изучения нового материала;

-Здоровье-сберегающий приём.

  1. Заключительный этап.

Все приемы, показанные мной по теме «Русская изба».

Свои комментарии к приёмам я оформила в форме таблицы, которая поможет вам в работе по использованию этих приёмов (слайд 18).

Рефлексия. На своих уроках я использую карты самоконтроля учащихся (слайд 19). А сейчас давайте устно ответим по карте самоконтроля мастер-класса на предложенные вопросы (слайд 20).


Карта самоконтроля участника мастер-класса


Тема

Я могу согласиться с…

Я хотел бы выразить мнение о…

Моя

активность

Предложения по применению приемов на своём предмете












Мастер-класс: Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • История
Описание:

Мастер-класс: «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе приобщения учащихся к истокам русской народной культуры»

Данный мастер-класс можно провести среди МО учителей истории или на семинаре учителей истории.

Задачи мастер-класса:

·        Познакомиться с опытом работы по использованию сюжетно-ролевых игр в ходе реализации принципов музейной педагогики;

·  Показать и вместе с участниками смоделировать несколько приёмов, которые можно использовать при проведении уроков на базе школьного этнографического музея.

 

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Масловская Светлана Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1321
Номер материала 30108
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓