Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.
Новый Оскол Белгородской области»
Мастер-класс
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе
приобщения учащихся к истокам русской народной культуры
Выполнила:
Масловская С.А.,
учитель истории
МОУ «СОШ № 4»
г. Новый Оскол
2014
I.
Орг. Момент.(слайд
1)
1. Приветствие:
-Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.
-С хорошего настроения начнём наше занятие.
Комментарий: такое начало занятия организует на плодотворную
работу.
2. Представление себя:
- Меня зовут Масловская Светлана Александровна, учитель истории средней
общеобразовательной школы № 4 г. Нового Оскола
II.
Сообщение темы и
задач занятия.
Тема нашего занятия «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе
приобщения учащихся к истокам русской народной культуры». Моими задачами
сегодня являются:
·
Познакомиться с опытом
работы по использованию сюжетно-ролевых игр в ходе реализации принципов
музейной педагогики;
·
Показать и вместе с вами
смоделировать несколько приёмов, которые можно использовать при проведении
уроков на базе школьного этнографического музея.
III.
Презентация опыта
работы
1.
История опыта и его
актуальность:
Сегодня молодые люди гонятся за материальными благами,
порою забывая о духовных и нравственных ценностях. От нас учителей зависит, как
мы воспитаем наших детей, какими у нас будут строители, врачи, учителя,
политики, каково будет наше будущее, будущее всей нашей страны.
Считаю, чтобы воспитать творческую и воспитанную
личность, необходимо знать историю и культуру своей страны.
Над проблемой своего опыта я работаю с 1995 года,
тогда же в нашей школе стал создаваться этнографический музей «Русская изба» (слайд
2)
Был образован совет музея, который состоит из секций,
а руководят ими сами учащиеся (слайд 3)
Я не сомневалась в значимости музея и его роли в
воспитании учащихся, но необходимо было выяснить, насколько знания русской
народной культуры востребованы учениками. Для этого было проведено анкетирование,
оно показало, что у учащихся есть потребность в знаниях русской народной
культуры (слайд 4-5)
Таким образом, возникла необходимость создания на базе
музея кружка «Музейное дело», который работает с 1998 года (слайд 6)
На кружке мы изучаем следующие темы (слайд 7)
Цель кружка – не только духовно-нравственное
воспитание школьников (слайд 8), но и подготовка к исследовательской
деятельности (слайд 9)
Поэтому 5 лет в школе действует научное общество
учащихся, руководителем которого я являюсь.
За годы своей работы я пришла к выводу, что активные
формы работы с детьми более эффективны. Поэтому с 2002 года я стала
систематически применять сюжетно-ролевые игры, как на занятиях кружка, научного
общества, так и на уроках истории России с 6 по 11 класс.
2.
Теоретическая часть
опыта.
По мнению психолога Даниила Борисовича Элькольнина
Сюжетно-ролевая игра – это особый вид деятельности, в котором
дети
берут на себя определённые роли и в игровых условиях
воспроизводят их.
Сюжет – это та сфера деятельности, которая отображается в
игре.
Роль – это единица игры (слайд 10)
В нашем случае сюжетом являются исторические действия
и факты. В
отличии от обычного урока музейные уроки с исполнением
сюжетно-
ролевых игр позволяет у детей развить мотивационно
потребностную
сферу и сформировать мотивы нравственно направленной
личности.
Таким образом, ученики не просто получают багаж знаний
о культуре
народа, но и сами становятся хранителями и
распространителями
духовных ценностей (слайд 11)
3.
Результаты работы.
Показателями результативности приобщения учащихся к
истокам русской народной культуры я определила:
1)
уровень знания русской
народной культуры;
2)
уровень развития
творческого мышления;
3)
результативность участия
учащихся в исследовательской деятельности по вопросам народной культуры.
-Из таблицы видно, что количество учащихся, имеющих,
высокий уровень знаний русской народной культуры увеличился на 53 % (с 15 % до
68 %) (слайд 12)
-Уровень развития творческого мышления учащихся,
анализируя по тесту П. Торренса. Количество учащихся, имеющих верхнюю границу
нормы беглости, гибкости, оригинальности и разработанности увеличилось.
-Результативность участия в различных конкурсах,
смотрах и краеведческих олимпиадах возросла. За последние 5 лет 6 раз мои
ученики становились победителями районных олимпиад и конкурсов, призёрами.
Начиная с 2004 года, мои ученики дипломанты Всероссийских конкурсов «Куликово
поле», «Человек в истории. Россия XX век» (слайд 13)
IV.
Проведение
имитационной игры.
С 2004 года я участвую в муниципальном эксперименте по
теме
«Использование краеведческого материала как средство
формирования
творческого потенциала личности учащегося»
Сегодня я покажу несколько приёмов, которые возможно
использовать на
музейных уроках. Такие уроки – это уже сложившаяся
традиция. В год в
каждом классе с 6 по11 в музее провожу от 7 до 10
уроков, а также
занятия кружка, научное общество и общешкольные
мероприятия.
Первый приём – это «мудрые совы» (слайд 14)
Комментарий: этот прием, возможно, проводить как в
группе, так и парно,
что мы сейчас и сделаем. Вы получили текст с заданиями,
начинаете его
читать и анализировать 1 минуту, после 1 человек от
пары отвечает на
вопросы.
-На уроке дети полученную информацию записывают в
тетрадь;
-Данный приём можно использовать при изучении нового
материала;
-Можно выполнять в классах с разным количеством
человек, даже в
малокомплектных;
-В зависимости от возраста можно изменять и
увеличивать количество
вопросов.
Второй приём – это «описание экспоната»
Комментарий: для выполнения данного задания дается специальная
схема.
-Форма организации учебной деятельности учащихся может
быть парная, индивидуальная, групповая;
-Наблюдаются межпредметные связи;
-Развивается творческое мышление;
-В системе уроков я рекомендовала бы использовать его
на уроках закрепления или обобщения знаний, т.е когда учащиеся уже имеют
достаточные знания по теме (слайд 15)
-Возраст учащихся 8-11 класс
Третий приём – это «Пантомима» (слайд 16)
Комментарий: на слайде вы видите фотографию, на
которой изображены предметы быта. Вам необходимо не называя предмета вслух
показать его пантомимой, а слушатели должны догадаться и ответить, что за
предмет был изображен.
-По моим наблюдениям, наиболее эффективно использовать
данный приём в 6-7 классах;
-В системе уроков как этап закрепления и применения
знаний;
-Наблюдаются здоровье-сберегающий прием – динамичная
пауза, снятие эмоциональной напряженности учащихся.
Четвертый прием – это «ролевая игра» (слайд
17)
Комментарий: Слово учителя: крестьянская семья
всегда была многочисленной 8-10 человек. Каждый из них выполнял свою работу
по дому, вечерами они собирались все вместе за одним столом, каждый при этом
занимал своё место.
Задание: необходимо сесть за стол, как это делалось в
старину.
-Возраст любой;
-Использовать на этапе изучения нового материала;
-Здоровье-сберегающий приём.
V.
Заключительный
этап.
Все приемы, показанные мной по теме «Русская изба».
Свои комментарии к приёмам я оформила в форме таблицы,
которая поможет вам в работе по использованию этих приёмов (слайд 18).
Рефлексия. На своих уроках я использую карты самоконтроля
учащихся (слайд 19). А сейчас давайте устно ответим по карте
самоконтроля мастер-класса на предложенные вопросы (слайд 20).
Карта самоконтроля участника мастер-класса
Тема
|
Я могу согласиться с…
|
Я хотел бы выразить мнение о…
|
Моя
активность
|
Предложения по применению приемов на своём предмете
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.