Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Мастер -класс "Приемы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка"

Мастер -класс "Приемы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС













Мастер – класс

«Приемы активизации деятельности учащихся

на уроках русского языка»











Учитель русского языка и литературы

Березовской СОШ:

Байтемирова А.М.




2018 год.

Мастер – класс

«Приемы активизации деятельности учащихся

на уроках русского языка»


«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера,

мы украдем у детей завтра.»

Джон Дьюи 


Цель: расширить понятие о приемах активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

- показать примеры использования данных приемов в своей практической работе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Целевая аудитория: педагоги района


Добрый день, дорогие коллеги! Какие это все - таки прекрасные слова! « Доброе утро!». «Добрый день!», « Добрый вечер!» Когда их слышишь, да еще и при этом замечаешь улыбку на лице говорящего, то на душе сразу становится радостно. Учителя прекрасно знают: как начнешь урок, так он и продолжится. Включить ребят в работу - важная задача учителя. В этом помогает правильно организованный психологический настрой. Он позволяет организовать учеников, настроить их внимание. На этом этапе формируется умение сосредоточиться, мобилизовать себя. Именно поэтому каждое утро я предлагаю своим ученикам улыбнуться друг другу, а так же и мне подарить свои солнечные улыбки. Ведь улыбка обогащает тех, кто ее получает. Не обедняет при этом того, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти человека остается порой навсегда. Она порождает счастье в доме, создает атмосферу доброжелательности, служит паролем для друзей. Подарим и мы друг другу свои улыбки, ведь улыбка располагает к совместной деятельности.

Дорогие коллеги! Я предлагаю вам сегодня вернуться в свое детство, и вспомнить то время, когда вы были учениками.

- Скажите, чему вас учили в школе?

- А с какими проблемами, будучи учениками, вы сталкивались?

Как видим, учиться в школе было нелегко всегда.

Этот вопрос интересовал всех и всегда. Об учебе и о школе создано много прекрасных произведений, кинофильмов. Но сейчас вспомним, как данная тема отражалась в русских пословицах и поговорках.

Прием «Доскажи словечко».

Без муки нет …. и науки.

Корень учения горек, … да плод его сладок.

Кто больше знает, … тот меньше спит.

Без терпенья -… нет ученья.

Намучится - … научится.

Ученье – свет, … неученье – тьма.

Век живи – … век учись.

Учиться никогда … не поздно.

Учись смолоду -… пригодится в старости.

Мудрым никто не родился, … а научился.

Не стыдно не знать, - … стыдно не учиться.


Проблема трудности в обучении – актуальная проблема и наша задача сегодня – найти пути решения данной проблемы. В своей педагогической практике мы используем множество приемов активизации деятельности учащихся на уроках.

Так как сегодня собрались учителя, работающие в 1 –х классах, то речь пойдет о тех приемах, которые можно использовать в работе с первоклассниками.

Как использовать прием «Доскажи словечко» мы уже вспомнили. А теперь поработаем над приемом «Да -нет».

Прием «Да - нет»

Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;

  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Мы займем позицию родителей. Если согласны, говорите «Да» и если не согласны, говорите «Нет».

Детям в учебе поможем всегда,

Чтобы детьми была школа горда.

Нас всех пугает игра «чехарда».

Формулы вспомнить для нас ерунда.

Будем детей ругать мы всегда.

Только слегка пожурим иногда.

Взрываться по жизни мы будем всегда.

Будем спокойны, как в речке вода.

Мудрыми будем, как в небе звезда.

Будем вставать по утрам в холода,

Чтобы успеть и туда и сюда.

И когда завершится учебы страда.

Вместе с детьми отдохнем мы тогда.

А теперь предлагаю вам немного поработать. У нас создано 5 групп. Я предлагаю вам выбрать один из приемов и показать, как этот прием можно использовать на уроках русского языка.


Прием «Автобусная остановка»

1 группа. Напишите о празднике Наурыз.

2 группа. Напишите о празднике Масленица


Учитель делит учащихся на небольшие группы. Каждой группе дается лист с вопросом. Дети работают в группах с регламентом для написания своих ответов, мыслей, идей. Каждой группе дается маркер своего цвета, чтобы в дальнейшем они смогли легко распознать свои ответы. По истечении отведенного времени ученики переходят к следующему плакату с другим вопросом. Они читают ответы предыдущей группы и обсуждают, согласны они с ними или нет. Если согласны – ставят плюс. Если не согласны, то ставят минус и объясняют, почему. Затем ученики пишут свои собственные мысли по данному вопросу.


Прием «Своя игра»

Формируемые навыки:

- управления информацией;

- мышление.

Сущность приема

Прием заключается в формировании у учеников навыков формулирования вопросов к предоставленным ответам на них. Использование его способствует выявлению

способных к креативному мышлению учеников.

Алгоритм реализации приема.

1. Ученикам предоставлен ответ на вопрос, имеющий непосредственное отношение к исследуемой теме. Ответы могут варьироваться от простых фактических (дата, имя или место события) - до предоставления абстрактных понятий или описания эмоций.

2. Ученикам необходимо сформулировать вопросы для каждого предложенного ответа.

3. Если ответ не имеет однозначного вопроса, ученики сравнивают и

противопоставляют вопросы, которые они придумали, аргументируя свою

формулировку вопроса.



Прием «Перепутанные логические цепочки».

Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развития памяти и умения логически мыслить.

Этапы работы:

  1. На доске или карточках написаны термины ( последовательность терминов)

некоторые из них с ошибками.

  1. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.


Прием «Горячий стул»

Формируемые навыки: совместной работы; креативного подхода к решению задач; мышления, принятия решений. 
Сущность приема: Представляет собой творческое ролевое задание в качестве эффективного инструмента для обсуждения проблемных вопросов, взаимообмена информацией. 
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников: Один «горячий» стул ставится лицом к группе. В целях обеспечения более 
непринужденного общения, допускается расположение «горячего» стула в центре круга. 
Алгоритм реализации: 
1. Ученикам назначается роль определенного персонажа, либо они сами придумывают роль, имеющую отношение к поставленному вопросу. 
2. Ученики анализируют свои роли в группах или самостоятельно.
 
3. Другие участники групп продумывают сложные вопросы для человека, располагающегося на «горячем» стуле.
 
4. Обсуждаемый герой садится на «горячий» стул, и одноклассники его опрашивают.
 
Это поможет ученикам почувствовать сопереживание определенному человеку или свою сопричастность с той точкой зрения, мнением, которое они не разделяют.
 
5. Темой «горячего» стула может стать любая проблема.

Тема «Работа после курсов по обновленной программе»

Учитель, работающий в 1 классе.



  1.  Как изменилось качество обучения по вашему предмету после того, как вы прошли курсы по обновленной программе?



  1. - Какие изменения вы увидели в своих учениках. Опишите их.



  1. - Как вы считаете, что нужно для того, чтобы достичь максимально хороший результат качества обучения в школе?



  1. Какие сложности возникают при работе с первоклассниками?


Прием «Верите ли вы, что»

Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Каждому учащемуся предлагается индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями. В соответствующей клеточке ставят знак «+», если они согласны с утверждением и «-» если нет. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат, так как он предполагает возвращение к таблице на стадии рефлексии.


1.Верите ли вы, что в Казахстане уже повсеместно ввели 12 летнее образование?

2. Верите ли вы, что в 2017 году все классы перейдут на пятидневное обучение?

3. Верите ли вы, что учитель должен давать ученику возможность развиваться, самому добывать знания?

4.Верите ли вы, что во всех школах созданы условия для инклюзивного образования?

5. Верите ли вы, что успешность ученика зависит от педагогического мастерства?

6.Верите ли вы, что по окончанию семинара, вы что - нибудь возьмете для своей педагогической копилки?

7.Верите ли вы, что оценивание – это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся?

8. Верите ли вы, что в скором времени отменят электронные дневники?




Приём “Шаг за шагом”.


Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.


Использование на уроках данных приемов дает ученику:

  -повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.


Использование данных приемов дает учителю:

- умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность.

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.


Только в наших руках, в руках учителей та сила, которая поможет каждому ребенку найти путь к творчеству и успеху.


Рефлексия «Пожелание»

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу по кругу:

-Избавляйся от…

-Будь всегда…

-Помни…

Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!



  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 11.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 507
Номер материала MA-073391
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы