-Добрый
день,
друзья. Начинаем урок русского языка.
Я приглашаю
вас в «Круг радости» – (тренинг),
образуя внутренний и внешний круг.
- Какое
время года на дворе? Давайте вместе порадуемся наступившей весне. Ребята,
мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и
добротой относится к окружающим вас людям.
«Солнышко
в ладони я возьму.
К своему
сердечку я прижму
Станет
всё вокруг теплей,
Добрее и
светлей».
-Внутренний
круг повернется к внешнему. Образуя пары, возьмитесь за руки, посмотрите
в глаза соседу, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Мы
начинаем урок русского языка и продолжаем работу над разделом “Лексика”. Сегодня
нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и
плодотворной.
Я предлагаю вам
отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам
понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные
билетики помогут определить, как вы работали на уроке. У вас также имеются
листы оценивания. В них вам следует отражать свои успехи на каждом этапе
урока. Для этого каждая группа должна выбрать себе спикера, который будет
координировать работу в группе.
- Открыли тетради, вспомним правила
посадки при письме.
- Прошу вас оформить запись
начала урока.
- С какой целью нам нужно
изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
- Молодцы! Все вы, как я вижу,
хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
- А что значит исследовать?
(это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные
задания, делать выводы).
- Чтобы увидеть результаты нашей
работы, в течение урока мы будем составлять карту исследования.
(на доске запись: «та бя
ре»)
- Уважаемые исследователи, для
разминки я вам предлагаю загадку! Посмотрите на доску, что вы видите? (Слоги)
- Исследуйте слоги, записанные
на доске:
-Чем они похожи? (состоят из 2
букв: согл. и глас.)
-Чем они отличаются? («та»
имеет тв.согл.зв., остальные слоги мяг. согл зв.
(«та» -
глух.,согл. зв., остальные – звон.согл.зв.)
(«ре» - звон.,непар.согл.,
остальные - согл.пар)
- Как вы думаете, для чего эти
слоги записаны на доске?
(Для тренировки правильного
буквосоединения)
- Как вы
думаете, зачем нужно писать красиво и пользоваться правилами красивого
письма?
(показатель
культуры человека; уважительное отношение к человеку, которому адресовано
письмо; приятно читать)
- Перед работой разогреем
пальчики:
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики погулять.
Будет все у нас в прядке,
Если делаешь зарядку.
- Написали красиво по образцу.
Обменялись тетрадями и простым карандашом подчеркните самое красивое
написание у соседа. Оцените друг друга, отразите результат работы в листе
оценивания
(даю критерии оценивания)
- Уважаемые исследователи
русского языка! Глядя на данные слоги, составьте слово. (Ребята)
- Верно. Давайте проанализируем
его: сколько слогов? Почему?
Какой ударный? Какие опасные
места встретились?
- Попробуйте подобрать
проверочное слово.
- Написание этого слова надо
запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук [И] в этом слове обозначается буквой Е.
- Запишем это слово в тетрадь и
запомним его написание. (Ребята)
- Составьте в группе предложение
с данным словом.
- Заполним таблицу «Знаю»,
«Хочу знать», «Узнал».
- Что вы уже знаете по теме
«Лексика»? (лексическое значение слова, прямое и переносное значение,
однозначные и многозначные слова)
- Первый этап нашего
исследования.
Назовите лексическое значение
слова «ребята».
- Кто такие ребята? (мальчики, девочки в раннем
возрасте).
- Как назвать их по-другому? (дети)
- Чем эти слова похожи? (они
близкие по значению)
- Кто сможет сформулировать тему урока? Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке,
которые очень дружны между собой, т. е слова- приятели, а называют их …..(слайд
1) (синонимы) –
Тема урока «Слова-синонимы». Они же являются главным предметом нашего
исследования.
-У
меня лежат элементы карты исследования, я нахожу 1-ый элемент и
прикрепляю его на доску, мы будем путешествовать в мире синонимов.
- Ребята, чему мы должны научиться на уроке? -
Заполним таблицу «Знаю», «Хочу знать», «Узнал».
(Узнаем, что такое синонимы.
Будем учиться их сравнивать, подбирать к
словам. Будем
учиться использовать их в речи.)
- Этих целей мы должны к концу урока
достичь.
- Уважаемы юные исследователи!
Начинаем наше исследование слов - синонимов. В этом нам поможет словарь (показ)
- Поработаем в
группах, соблюдая правила работы в коллективе:
Уважайте мнение друг друга.
Говорите по очереди.
Не согласен – предлагай.
- Не забывайте, что участие каждого в работе группы будет оценено.
(Спикеры оценивают работу каждого, согласно критериям)
1 группа: в толковом
словаре ищет значение слова «синонимы»
2 группа: исследует стр.
137 учебника и узнает, что такое синонимы. 3группа: А вам такое
задание – весенним свежим ветерком перепутались слова
в предложении. Ваша задача: построить правильное
предложение, найдите
в нем слова – приятели и рассказать о них. Приятелей
много, а друга нет.
- Кто справился, поднимите всей
командой вверх соединенные руки.
- Проверим, как вы справились с
заданием.
(выступление по одному человеку
от каждой группы)
- Сделаем вывод, что же
называется синонимами? (слайд 2- 3) -
Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова,
близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и
обозначает «одноименный». (Прошу
выйти и прикрепить эти элементы к нашей карте).
- Поставьте вопрос к словам –
синонимам. Что заметили?
Второе: синонимы отвечают на
один и тот же вопрос. (Прошу
выйти и прикрепить этот элемент к нашей карте).
- Закрыли глаза, тихонько
открываем их. Повернулись и посмотрели в глаза друг другу. Глаза - зеркало
души. Берегите своё зрение, ребята!
- А для чего нужны синонимы? Исследуем эту
проблему.
(слайд 4) Перед вами сочинение первоклассников.
(Чтение учителем текста)
Ребята занимаются спортом.
Смелые ребята соревнуются в беге и езде на велосипеде. Многие ребята играют в
баскетбол.
- О чем пишут первоклассники? - А вы занимаетесь
спортом? - Назовите любимый вид спорта? - Для чего нужно заниматься
спортом? - Да, для всех главное – здоровье!
Занятия спортом укрепляют здоровье, делают вас ловкими, сильными и
выносливыми. – Все ли вам нравится в
тексте? В
тексте сочинения допущена речевая ошибка. Подумайте, какая?
Обсудите его в группах,
выскажите свое мнение.
- Кто готов, поднимите
соединенные руки вверх.
(Слово «ребята»
повторяется много раз)
-Можно ли это
слово заменить другими словами-синонимами?
- Замените: запишите новые слова на месте
пропусков, чтобы получились красивые предложения.
- Прочитайте ваши варианты (спикеры групп
читают)
-Давайте сделаем вывод, для чего
нужны синонимы?
(Обогащают нашу речь, делают ее
более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать повторов
слов.)
- Прошу выйти и прикрепить этот
элемент к нашей карте.
– К какой части речи вы подбирали синонимы
в этом тексте?
(К имени сущ.)
– Вот интересно, можно ли подобрать
синонимы к имени прилагательному и к глаголу? (Слайд 5)
- Что делают ребята? - Подберите
синоним.
-Запишем в тетради: кататься
– ехать, бежать - нестись, бросать – метать, кидать.
- Какими ребята станут,
благодаря занятиям спорта?
- Подберите синоним. Запишем в
тетради: сильные - крепкие, веселые - радостные, ловкие - проворные.
- Сделаем вывод: - какие части
речи мы исследовали?
(Синонимы можно подобрать и к
именам сущ., и к именам прил., и к глаголам).
- Прошу выйти и прикрепить этот
элемент к нашей карте.
- Засиделись не на шутку, проведем - ка
физминутку (слайд 6)
- Поиграем со словами – синонимами (слайд 7 - 20)
- Возвращаемся к таблице ЗХУ, заполните последнюю графу - «узнал»
- А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете
подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним
к слову красный
алый
красавец
красота
2. Отметь галочкой синоним к
слову бежать
сидеть
мчаться
лежать
3. Отметь галочкой синоним к
слову друг.
ученик
дети
приятель
(слайд 21)
«Разгадай
кроссворд» - (работа с одаренными)
-
Подбери слова, близкие по значению
|
|
п
|
|
|
|
|
|
|
|
е
|
|
м
|
|
|
|
|
ж
|
ч
|
|
о
|
|
|
с
|
|
а
|
а
|
|
р
|
д
|
|
м
|
|
р
|
л
|
|
о
|
у
|
|
е
|
|
к
|
ь
|
г
|
з
|
ш
|
у
|
л
|
с
|
и
|
н
|
о
|
н
|
и
|
м
|
ы
|
ы
|
й
|
ы
|
л
|
ы
|
с
|
н
|
й
|
р
|
|
й
|
у
|
й
|
т
|
ы
|
|
о
|
|
|
б
|
|
ы
|
й
|
|
й
|
|
|
о
|
|
й
|
|
|
|
|
|
й
|
|
|
|
|
1.Мокрый,
влажный.
2.
Знойный, жгучий, палящий.
3.
Грустный, тоскливый.
4.
Небесный, лазурный.
5.
Холодный, ледяной, студёный.
6.
Ароматный, пахучий.
7.
Неглупый, разумный.
8.
Мужественный, отважный, храбрый.
- Какое ключевое
слово? Что такое синонимы?
- Как вы
думаете, для чего человеку надо знать синонимы? (чем больше человек знает
слов-синонимов, тем красивее его речь, тем точнее он выражает свою мысль)
- Исследованием какой темы мы
занимались сегодня на уроке? – Что вы сегодня узнали на
уроке?
-Ребята,
вам понравился урок?
-Чему вы
научились на уроке?
-Что для
вас было сложным?
-Что
давалось легко?
-Как вы думаете, достигли мы цели урока?
с.137 – правило; упр.366.; составить
3 предложения о любимых видах спорта, используя слова-синонимы.
- Я предлагаю проанализировать свою работу на
уроке. - У вас на партах лежат листы оценивания.
Подсчитайте баллы и поставьте себе оценку за работу.
Стратегия
«Светофор»
(Каждый
ребенок получает набор стикеров: красный ,зеленый, желтый
Ученик
выбирает, какой «билетик» показать):
Зеленый
- я уверен в том, что достиг цели
Желтый –
я добился частичного успеха, надо еще поработать
Красный
- я никак не продвинулся к цели
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.