-
Модель технологии проблемного диалога рассмотрим на примере темы :
«Приставки» во 2 классе.
Цель
урока: познакомить с приставкой как значимой
частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.
Задачи
урока:
·
организовать наблюдение за этой частью слова;
·
научить выделять приставку из состава слова.
Тип
урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, тетрадь, карточки с приставками,
карточки с результатами исследований, карточки для самостоятельной работы,
мультимедиа.
Посмотрим, как с помощью побуждающего и подводящего диалога
можно открыть новое знание
Этап
формулировки цели и разработка темы урока
Цель: помочь детям сделать самостоятельное открытие в познании
новой части слова – приставки.
Учитель: На доске записаны пары слов. Прочитайте внимательно. Выделите
корень и суффикс во всех словах.
море – приморский
дорога – придорожный
школа – пришкольный
берег – прибрежный
город – пригородный
Учитель: А что такое корень
слова?
Ученик: Корень – это общая часть родственных слов, главная часть
слова. В корне содержится смысл слова.
Учитель: У кого другое мнение? А какие ещё части слова вы знаете?
Ученик: Суффикс и окончание.
Учитель: А что такое суффикс?
Ученик: Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и
служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
Учитель: Как вы думаете, может ли слово быть без суффикса?
Объясните свой ответ. А без корня? Докажите.
Учитель: Молодцы, вы справились с
заданием. А что у вас вызвало затруднение?
Ученики: Часть слова перед корнем. Мы
не проходили.
Учитель: Что нам нужно на уроке
исследовать?
Ученики: Новую часть слова ПРИ
Учитель: Что нужно знать о новой
части слова?
Ученики: Как называется? Как
обозначается? Где стоит? Как она пишется?
Учитель: Вот сколько вопросов и нам
нужно найти на них ответ.
Поиск решения проблемы
Учитель: Посовещайтесь в своих лабораториях:
Отличаются ли слова в парах? Чем? Объясните свой ответ.
Ученики: Разный состав слова, части речи, значение.
Учитель: Какое значение имеют слова правого столбика?
Ученики: Находиться рядом, около.
Учитель: Придумайте слова, отвечающие на такой же вопрос и с
таким же значением.
Ученики: Привокзальный, пристроенный.
Учитель: А как вы думаете, какая часть слова образовала такое
значение? Назовите её.
Ученики: ПРИ-
Учитель: Кто-нибудь знает, как называется эта часть? Где расположена
приставка в слове?
Ученики: Перед корнем.
Учитель: У кого другое мнение? Посмотрите, как обозначается
приставка.
Вывод по исследованию № 1.
Учитель: Так что же такое
приставка? Где она находится?
Работа
по учебнику.
Упражнение
1.
Цель: наблюдение за значением разных приставок.
Учитель: Исследовать значение разных приставок нам поможет упражнение 1
на стр. 128 учебника. Для того, чтобы было интересно и легче, работать будете
устно парами.
Обратите внимание на стрелочку – подсказку.
Проверка
выполнения.
Учитель: Прочитайте все полученные словосочетания. (Читает
пара, первая выполнившая задание.)
Учитель: У кого получилось иначе?
Прочитайте только слова, в которые вы вставили недостающую часть слова. Что
общего в этих словах и чем они различаются? Объясните.
Ученики: Общее – слова-действия, корень – беж.
Отличие – приставки.
Учитель: Можно ли сказать, что все эти слова – форма одного
слова?
Ученики: Нет, у этих слов разное значение.
Учитель: А какая часть слова придаёт им разное значение?
Ученики: Приставка.
Учитель: Каждая пара запишет одно понравившееся словосочетаний:
забежал за угол
выбежал из дома
прибежал первым
перебежал через дорогу
отбежал от края
Вывод
по исследованию № 2.
Учитель: Какой же вывод мы сделали по 2 исследованию
Физминутка
Цель: физическая и эмоциональная разгрузка.
Учитель: Пришла пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
Учитель: Зарядка нам знакомая, но в ней спрятались слова с
приставками. Попробуйте их найти
Учитель: А теперь обратимся к рубрике «Тайны языка». Проверим,
разгадали ли мы тайну приставки? В учебнике на стр. 128 прочитайте каждый про
себя правило. Вслух прочитает ________. (Хорошо читающий ученик)
Усвоение
новых знаний
Цель: выработать умение применять новые знания по образцу в
сходных ситуациях.
Учитель: Обратите внимание на упражнение 3 в учебнике на стр.128.
Оно поможет нам потренироваться в подборе приставок для образования слов с
заданным значением.
РАБОТАТЬ будете в ЛАБОРАТОРИИ (группой). Задание сложное. Будьте внимательны.
Помощь можно найти на доске. (Таблички с приставками.) Озвучьте,
что у вас получилось. Что называют слова, которые у вас получились?
Ученики: Действия.
Учитель: Запишите 8 слов в строчку через запятую: заговорил,
запел, побежал, поплыл, отцвёл, отгремел, прочитал, зашил. Отметьте
приставки.
Взаимопроверка
в парах.
Учитель: Как «работает»
приставка? Для чего служит?
Сравните свой вывод с выводам учебника. на стр.129.
Вслух прочитает ________.
Вывод по исследованию № 3.
Ученики: Приставка образует новые слова.
Самостоятельная
работа
Цель: отработать умение выбрать нужную приставку в соответствии со
смыслом словосочетания, наблюдение за различием в значении однокоренных слов
с разными приставками.
Учитель: Уважаемые научные сотрудники всех лабораторий, сейчас вы будете
выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу учебную задачу
на сегодняшний урок. Выполнять работу будет каждый самостоятельно, а консультанты
потом проверят карточки. Если что-то будет непонятно, можно просить помощи у консультантов
или у меня.
Вставьте приставки: про-, пере-, при-, от-, до-, на-, в-, с-, за-, вз-.
(Упражнение 5 стр.130)
…летел два метра,
…летел через океан, …летел на два дня, …летел от стены, …летел до игрока,
…летел на столб, …летел в
комнату, …летел с крыши, …летел за ограду, …летел в небо
Учитель: Здорово, что и последнее исследование прошло для многих
успешно, т.к. вы самостоятельно выбирали подходящую приставку, и у вас это
получилось.
Домашнее задание
Цель: предотвратить ошибки.
Разберём домашнее
задание.
Домашним заданием будет упр.4 на стр.130. Прочитайте задание.
Кому не понятно задание?
Кто может объяснить, как он будет делать это задание.
Подведение итогов урока
Цель: обобщить проделанную работу.
Учитель: Закройте глаза и подумайте,
что же сегодня происходило на уроке.
Где нам могут пригодятся полученные знания?
( Я могу научить кого-нибудь или дать совет тому, кто
затрудняется в разборе слов по составу)
О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?
Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.