Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыМАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ (семинар)

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ (семинар)

Скачать материал

Согласованно                                                                                                                               

     Утверждено

Заведующий МДОУ №7  

                                                                                                                        Митрохина И.А.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

г. Раменское

 

 

 

 

 

 

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ.

УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ

(семинар)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

педагог-психолог

Н.Ю. Долова

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.1.     Нейропедагогика.

Этми и пристрастиями, привязанностями, интереса­ми, своим характером и темпераментом, который по-своему ви­дит, слышит и чувствует. Только познав и поняв, как развивает­ся, растёт, мыслит и чувствует именно этот ребёнок, мы смо­жем помочь ему найти своё место в этом сложном мире, раз­вить все те прекрасные возможности, которые именно ему даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это значит - сделать так, чтобы его детство (пора, когда закладываются все наши будущие успехи и неудачи) было по- настоящему счастливым.

 

 

1.2.     Мальчики и девочки - почему они разные.

Зачем природе муж ское и женское. Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В. А. Геодакян. Он исходил из по­ложения о том, что в эволюции всегда борются две противопо­ложные тенденции. Первая - это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, пе­редать их по наследству, сделать потомков как можно более по­хожими на родителей. И вторая - это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к но­вым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борь­ба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяе­мого, старого, надёжного и нового, неизведанного, рискованного.

Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс.

Реально в природе количество потомков зависит от того чис­ла детей, которое способна воспроизвести женская часть популя­ции. Это значит, что гибель большого числа самцов (но не всех) может слабо отразиться на числе потомства, тогда как гибель части самок способна заметно снизить размер популяции.

Поэтому природа «бережёт» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врождённых признаков у муж­ского пола значительно больше. Женщины как бы более одина­ковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (гене­тических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глу­хих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди де­тей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического раз­вития и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонения­ми в развитии большей частью состоят из мальчиков.

Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет трав­мы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, да­же совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По от­ношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания («отойди», «принеси», «дай», «сделай», «перестань»), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упо­минают о чувственных состояниях («нравится», «люблю», «гру­стный», «веселый»).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько разли­чается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у дево­чек выше кожная чувствительность, то есть их больше раздра­жает телесный дискомфорт, и они более отзыв­чивы на прикосновение, поглаживание.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки - и играют в ог­раниченном пространстве, им достаточно ма­ленького уголка. Игры мальчиков чаще опира­ются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д., ис­пользуя при этом все предоставленное им про­странство. Это не может не сказаться на особен­ностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам в от­личие от девочек для их полноценного психи­ческого развития требуется большее простран­ство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудно­воспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, худож­ники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Навер­ное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не смо­жет реализовать то, что подарила им природа.

Почему?

По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рас­считана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщи­ны: дома - мама и бабушка, в детском саду - воспитательница («усатый нянь» - это, к сожалению, практически повсеместно несбыточная мечта), в начальной школе - учительница, лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-пред­метники - мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготови­тельная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин.

А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. А знаете почему? У неё другой тип мозга и другой тип мыш­ления.

 

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оп­тимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращённым к ним глазам и строят обучение таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работо­способности. Но ориентируются-то они на девочек. Мальчики же раскачиваются долго и на воспитателя смотрят реже. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать.

Воспитатель сразу замечает это, так как контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращённые к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, занятие переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой материал. Но самое важное уже дано, а они его про­пустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими.

Занятие закончено. Но было ли оно рассчитано на мальчи­ков, на особенности их физиологических и психических функ­ций? К сожалению, нет.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь. Часто они сильнее мальчиков физи­чески, их биологический возраст (даже при одинаковом так на­зываемом «паспортном» возрасте) выше. Они оттесняют маль­чиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их отве­ты более однообразны, и, видимо, их мышление более однотип­но. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и индивидуально мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут реше­ний, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

 

В любой деятельности, требующей поиска, свежего нестан­дартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высо­чайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами дру­гие, они сами отличаются от мужчин. Вот и получается, что ма­ма (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сер­дится от того, что он не переживает вместе с ней, словно не реа­гирует на происходящее, как бы остается равнодушным к ее словам. Но она не права. Нет, он не равнодушен. Просто у него уже прошел пик эмоциональной активности, он отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к тому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, информация до его сознания не доходит.

Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропа­дают впустую.

Что здесь можно порекомендовать? Остановитесь. Огра­ничьте длину своей нотации, но сделайте ее более ёмкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если ваша речь сводится к двум словам: «Ты - плохой!» - то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно - чем же вы недовольны. Важно, чтобы он понял это как можно быстрее, только в этом случае его реакция будет адекватной.

Важный вывод: мальчик и девочка - это два разных ми­ра. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно по­нимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них, эти поступки, реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чув­ствуют.

 

Загадки асимметричного мозга.

Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имею­щих чувствительность. При этом правое полушарие в основном «обслуживает левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого уха, глаза, левой руки, ноги и т. д. и пе­редает команды соответственно левой ноге, руке, а левое полу­шарие обслуживает правую сторону.

Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры, и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с по­мощью словесно-знаковых систем.

Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитиче­ским, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, по­следовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому по­лушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мыш­ление.

Опираясь на три важнейших показателя - так называемые «рукость», «глазость» и «ухость» - исследователи условно вы­деляют несколько типов функциональной ассиметрии мозга.

Праворуких с ведущими правым глазом и ухом условно можно считать левополушарниками. Праворукие с ведущими левым глазом и ухом - это скорее правополушарники. Правору­кие с несовпадающими ведущими глазом и ухом - смешанный тип. Левши заняли особое место. Это малочисленная группа обычно ярких правополушарников с особым характером функ­циональной асимметрии.

Для выявления ведущей руки существуют специальные тесты . Вот некоторые из них.

 

 

Определение степени праворукости.

1. Раздать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).

2.    Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

3.    Отвинтить гайку, накрученную на болт.

4.   Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (веду­щая рука гладит).

5.     Вдеть нитку в иголку (для малышейпалочку в кольцо).

6.     Показать, как зажигают спичку.

7.     Открыть (отвинтить) пробку на пузырьке.

8.    Проделать движения игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой).

Ведущий глаз определяется с помощью простого теста. Ре­бенку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо ле­вый глаз ребенка.

Для определения ведущего уха, ребенка просят послушать, тикают ли часики. Маленькие часы должны лежать или висеть перед ребенком строго по центру.

У нормального леворукого ребенка наши неумелые и негра­мотные педагогические воздействия, стремление переучить ре­бенка наперекор природе могут привести к самым тяжелым по­следствиям.

Если у левши иначе устроен мозг, то, значит, и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, показано, что леворукие дети обычно более ра­нимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тре­вожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу. Леворукие дети обычно зна­чительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отли­чия между предметами даже тогда, когда праворукие считают

их абсолютно одинаковыми, то есть более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

 

 


При обучении леворукие больше ориентируются на чувствен­ные ощущения (зрительные, осязательные и др.), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жёстко регламентиро­ванных условиях и строгом соподчинении. Их стихия - индиви­дуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого под­чинения чьему-то мнению, а важна собственная инициатива и интуиция.

Но группа детского сада и тем более школьный класс - это как раз и есть работа в жестком регламенте, когда вся жизнь в течение дня расписана заранее по времени, месту и виду дея­тельности. Здесь не слишком ценят инициативу и интуицию, а ценят послушание и дисциплину. Вот откуда берутся трудно­воспитуемые левши. Кстати, и часть правшей, имеющих опре­деленные «левые» признаки, о которых будет сказано чуть поз­же, во многом сходны с левшами по своему психологическому статусу.

У леворуких детей чаще бывают неврозы. Однако это связа­но не только с их особой ранимостью, но и с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают так называемый «декстрастресс» (правый стресс). Мы не замечаем, а леворукий сталкивается на каждом шагу с тем, что все окружающие пред­меты сделаны таким образом, что ими удобно пользоваться правше и очень неудобно или просто невозможно - левше.

Даже двери открывать левше неудобно, осветительные при­боры обычно располагаются слева и т. д.

Мы любим тех, кого умеем научить.

Мы уже говорили, что дети отличаются по типу функцио­нальной организации мозга. В свою очередь, предполагается, что психологические типы, такие как экстраверты - интроверты, аналитики - синтетики, рефлексивные - импульсивные и другие, связаны с особенностями функциональной асимметрии мозга.

Однако разделить всех людей только на две группы в зави­симости от того, какой тип восприятия и переработки информа­ции, какой тип мышления - левополушарный или правополу­шарный - преобладает, было бы неверно.

Мы любим тех, кого можем научить. Но иногда не можем и научить из-за недостатка наших знаний или из-за особенно­стей организации нашего мозга и нашей психики. Однако даже просто смена установки педагога на ребенка, то есть понимание того факта, что этот ребенок способен хорошо учиться, может помочь взрослому поискать и интуитивно найти ключики к обу­чению этого конкретного ребенка.

Представьте себе, что вас обучают фигурному катанию, дав вам хоккейные коньки, да еще на два размера больше, чем нуж­но. При этом тренер объясняет только словесно, ничего не пока­зывая, или только катается сам, ничего не объясняя. Не в такое ли положение мы ставим некоторых детей, применяя негодные для обучения именно этого ребенка средства и его же ругая за то, что он никак не может как следует научиться? Но ведь это совсем не значит, что его нельзя обучить. Просто мы сами наши проблемы, наше неумение и незнание перекладываем на плечи детей. Повезло тем, кого мы умеем научить, но это лишь один тип людей, и он не может обеспечить прогресс цивилизации, - обязательно возникнет перекос (а не возник ли он уже, и не его ли плоды мы пожинаем?!).

Ребенок приходит в детский сад или школу, да и вообще в жизнь, многого не умея, и как раз для того, чтобы научиться, а не для того, чтобы продемонстрировать свои знания и умения. Казалось бы, это само собой разумеется. Тогда откуда же у нас тяга к тому, чтобы уличить его в неумении, отказ в праве на ошибку? Все это приводит ребенка к боязни ошибиться, а зна­чит - ограничивает его самостоятельный поиск, творчество.

Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ребенка - на уменьшение возможностей их сделать, приводит к формиро­ванию исполнительского стиля у ребенка и дидактичное™ у пе­дагога. Это чревато множеством негативных результатов. Уже детский сад формирует исполнительский стиль мышления. Пе­дагоги художественных школ отмечают, что одного года пребы­вания в детском саду оказывается достаточно для стандартиза­ции мышления ребенка.

Воспитатель или родитель знает, как надо, знает правильный ответ и в своем собственном понимании становится как бы но­сителем истины. Ее он и пытается передать детям. Немецкий педагог Гербарт писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить.

Так в чем же выход? Не просто давать сведения, а устанав­ливать причинно-следственные отношения, сопоставлять раз­личные варианты решения задач, подтверждать закономерности примерами (причем поиск примеров должен быть отдан детям), исправлять чужие ошибки (часто дети лучше учатся на чужих ошибках). Какой спектр возможностей для левого и правого по­лушарий!

Педагог как «носитель истины» иногда впадает в излишний авторитаризм. Но замечено, что у авторитарных педагогов и ро­дителей дети больше дерутся, чаще дают отрицательные оценки друг другу. Вообще, к сожалению, дети уже в детском саду ви­дят у других только отрицательные качества. Если малышей спросить, кто в группе самый добрый, то они тут же начинают говорить, кто у них самый жадный и кто драчун.

Мы и учим детей в основном на отрицательных примерах. А хорошо ли это для развития умения детей общаться между собой, жить среди людей?

           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ (семинар)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект семинара для педагогов.

 МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ, УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ  (семинар)

   Мальчики и девочки - почему они разные. Зачем природе муж ское и женское. Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В. А. Геодакян. Он исходил из по­ложения о том, что в эволюции всегда борются две противопо­ложные тенденции. 

Мальчик и девочка - это два разных ми­ра. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно по­нимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них, эти поступки, реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чув­ствуют.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 708 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 506
    • DOCX 63.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Долова Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Долова Наталья Юрьевна
    Долова Наталья Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5830
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы спортивно-психологического консультирования

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия

Психолог-консультант

300/600 ч.

от 6500 руб. от 3900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 856 человек из 75 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Кризисная психология: актуальные вопросы и новые методы работы

Кризисный психолог

300/600 ч.

от 6500 руб. от 3900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 56 регионов

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов