1.1. Нейропедагогика.
Этми и пристрастиями,
привязанностями, интересами, своим характером и темпераментом, который
по-своему видит, слышит и чувствует. Только познав и поняв, как развивается, растёт,
мыслит и чувствует именно этот ребёнок, мы сможем помочь ему найти своё место
в этом сложном мире, развить все те прекрасные возможности, которые именно ему
даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это
значит - сделать так, чтобы его детство (пора, когда закладываются все наши
будущие успехи и неудачи) было по- настоящему счастливым.
1.2. Мальчики и девочки - почему
они разные.
Зачем природе муж ское и
женское.
Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор
биологических наук, генетик В. А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что
в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая - это необходимость
сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать
их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей.
И вторая - это необходимость
прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых
когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и
обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания.
Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого,
старого, надёжного и нового, неизведанного, рискованного.
Женский пол ориентирован на
выживаемость, а мужской - на прогресс.
Реально в природе количество
потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская
часть популяции. Это значит, что гибель большого числа самцов (но не всех)
может слабо отразиться на числе потомства, тогда как гибель части самок
способна заметно снизить размер популяции.
Поэтому природа «бережёт» женский
пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все
«новинки» эволюции. Разброс врождённых признаков у мужского пола значительно
больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных
мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих
девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще
встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием,
дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития
и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и
другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из
мальчиков.
Статистика показывает, что среди
детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек.
Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких,
чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще
содержит лишь прямые указания («отойди», «принеси», «дай», «сделай»,
«перестань»), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают
о чувственных состояниях («нравится», «люблю», «грустный», «веселый»).
Физиологическая сторона
восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до
8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более
чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная
чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт, и они
более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.
Игры девочек чаще опираются на
ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки
- и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры
мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают
предметы в цель и т. д., используя при этом все предоставленное им пространство.
Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, показано, что мальчикам
в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется
большее пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то
они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.
Воспитываем мальчика, воспитываем
девочку.
Давайте зададимся вопросом: если у
мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых,
то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи,
композиторы, конструкторы - мужчины? И почему многие великие люди плохо учились
в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет
реализовать то, что подарила им природа.
Почему?
По-видимому, потому, что мы не
умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще
всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома -
мама и бабушка, в детском саду - воспитательница («усатый нянь» - это, к
сожалению, практически повсеместно несбыточная мечта), в начальной школе -
учительница, лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники
- мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки уже превратились в юношей и
девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению
произошла без участия мужчин.
А может ли женщина вырастить
настоящего мужчину? Вряд ли. А знаете почему? У неё другой тип мозга и другой
тип мышления.
Девочки обычно после начала занятия
быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращённым
к ним глазам и строят обучение таким образом, чтобы самая трудная часть
материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они на
девочек. Мальчики же раскачиваются долго и на воспитателя смотрят реже. Но вот
и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали
уставать.
Воспитатель сразу замечает это, так
как контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращённые
к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, занятие переходит в другую фазу. А
мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой материал. Но самое важное уже
дано, а они его пропустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их
работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими.
Занятие закончено. Но было ли оно
рассчитано на мальчиков, на особенности их физиологических и психических функций?
К сожалению, нет.
У девочек в дошкольном и младшем
школьном возрасте обычно лучше развита речь. Часто они сильнее мальчиков физически,
их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом «паспортном»
возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом
плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно.
Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и
индивидуально мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже
раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут
решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.
В любой деятельности, требующей
поиска, свежего нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее
исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают
мужчинам.
Взрослые должны учитывать
особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и
учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие,
они сами отличаются от мужчин. Вот и получается, что мама (или педагог) долго
ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он не переживает
вместе с ней, словно не реагирует на происходящее, как бы остается равнодушным
к ее словам. Но она не права. Нет, он не равнодушен. Просто у него уже прошел
пик эмоциональной активности, он отреагировал на первых минутах разговора, но в
отличие от мамы (и сестры или одноклассницы) не может долго удерживать
эмоциональное напряжение, он к тому не приспособлен и, чтобы не сломаться,
просто отключил слуховой канал, информация до его сознания не доходит.
Он вас уже не слышит. Ваши
воспитательные усилия пропадают впустую.
Что здесь можно порекомендовать?
Остановитесь. Ограничьте длину своей нотации, но сделайте ее более ёмкой по
смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные
воздействия. Если ваша речь сводится к двум словам: «Ты - плохой!» - то чего вы
ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и
очень конкретно - чем же вы недовольны. Важно, чтобы он понял это как можно
быстрее, только в этом случае его реакция будет адекватной.
Важный вывод: мальчик и девочка - это
два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем,
что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них,
эти поступки, реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать
одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят
и молчат, чувствуют.
Загадки
асимметричного мозга.
Наш мозг состоит из двух полушарий,
к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов,
имеющих чувствительность. При этом правое полушарие в основном «обслуживает
левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого уха, глаза,
левой руки, ноги и т. д. и передает команды соответственно левой ноге, руке, а
левое полушарие обслуживает правую сторону.
Главное отличие левого полушария от
правого в том, что только в нем расположены речевые центры, и переработка всей
поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью
словесно-знаковых систем.
Таким образом, левое полушарие можно
назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным,
индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно
рационально-логическое, знаковое мышление.
Опираясь на три важнейших
показателя - так называемые «рукость», «глазость» и «ухость» -
исследователи условно выделяют несколько типов функциональной ассиметрии
мозга.
Праворуких с ведущими правым глазом
и ухом условно можно считать левополушарниками. Праворукие с ведущими левым
глазом и ухом - это скорее правополушарники. Праворукие с несовпадающими
ведущими глазом и ухом - смешанный тип. Левши заняли особое место. Это
малочисленная группа обычно ярких правополушарников с особым характером функциональной
асимметрии.
Для выявления ведущей руки
существуют специальные тесты
. Вот некоторые из них.
Определение степени праворукости.
1. Раздать карты (ведущая рука та, что
раскладывает карты).
2.
Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
3. Отвинтить гайку,
накрученную на болт.
4. Погладить игрушечную
зверюшку, держа ее в руке (ведущая
рука гладит).
5.
Вдеть нитку в иголку (для малышей — палочку в кольцо).
6. Показать, как зажигают
спичку.
7. Открыть (отвинтить) пробку
на пузырьке.
8.
Проделать движения игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной
руки круги на ладони другой).
Ведущий глаз определяется с помощью
простого теста. Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят
держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу
взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно
виден либо правый, либо левый глаз ребенка.
Для определения ведущего уха, ребенка
просят послушать, тикают ли часики. Маленькие часы должны лежать или висеть
перед ребенком строго по центру.
У нормального леворукого ребенка
наши неумелые и неграмотные педагогические воздействия, стремление переучить
ребенка наперекор природе могут привести к самым тяжелым последствиям.
Если у левши иначе устроен мозг,
то, значит, и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного
типа. Действительно, показано, что леворукие дети обычно более ранимы,
эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже
привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу.
Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета,
видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают
их
абсолютно одинаковыми, то есть более индивидуализируют окружающий мир. Именно
поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.
При обучении леворукие больше
ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и др.), а не
на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок
или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших
группах при жёстко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их
стихия - индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения
чьему-то мнению, а важна собственная инициатива и интуиция.
Но группа детского сада и тем более
школьный класс - это как раз и есть работа в жестком регламенте, когда вся
жизнь в течение дня расписана заранее по времени, месту и виду деятельности.
Здесь не слишком ценят инициативу и интуицию, а ценят послушание и дисциплину.
Вот откуда берутся трудновоспитуемые левши. Кстати, и часть правшей, имеющих
определенные «левые» признаки, о которых будет сказано чуть позже, во многом
сходны с левшами по своему психологическому статусу.
У леворуких детей чаще бывают
неврозы. Однако это связано не только с их особой ранимостью, но и с тем, что
в нашем праворуком мире они постоянно испытывают так называемый «декстрастресс»
(правый стресс). Мы не замечаем, а леворукий сталкивается на каждом шагу с тем,
что все окружающие предметы сделаны таким образом, что ими удобно пользоваться
правше и очень неудобно или просто невозможно - левше.
Даже двери открывать левше
неудобно, осветительные приборы обычно располагаются слева и т. д.
Мы любим тех, кого умеем
научить.
Мы уже говорили, что дети
отличаются по типу функциональной организации мозга. В свою очередь,
предполагается, что психологические типы, такие как экстраверты - интроверты,
аналитики - синтетики, рефлексивные - импульсивные и другие, связаны с
особенностями функциональной асимметрии мозга.
Однако разделить всех людей только
на две группы в зависимости от того, какой тип восприятия и переработки
информации, какой тип мышления - левополушарный или правополушарный -
преобладает, было бы неверно.
Мы любим тех, кого можем научить.
Но иногда не можем и научить из-за недостатка наших знаний или из-за особенностей
организации нашего мозга и нашей психики. Однако даже просто смена установки
педагога на ребенка, то есть понимание того факта, что этот ребенок способен
хорошо учиться, может помочь взрослому поискать и интуитивно найти ключики к
обучению этого конкретного ребенка.
Представьте себе, что вас обучают
фигурному катанию, дав вам хоккейные коньки, да еще на два размера больше, чем
нужно. При этом тренер объясняет только словесно, ничего не показывая, или
только катается сам, ничего не объясняя. Не в такое ли положение мы ставим
некоторых детей, применяя негодные для обучения именно этого ребенка средства и
его же ругая за то, что он никак не может как следует научиться? Но ведь это
совсем не значит, что его нельзя обучить. Просто мы сами наши проблемы, наше
неумение и незнание перекладываем на плечи детей. Повезло тем, кого мы умеем
научить, но это лишь один тип людей, и он не может обеспечить прогресс
цивилизации, - обязательно возникнет перекос (а не возник ли он уже, и не его
ли плоды мы пожинаем?!).
Ребенок приходит в детский сад или
школу, да и вообще в жизнь, многого не умея, и как раз для того, чтобы
научиться, а не для того, чтобы продемонстрировать свои знания и умения.
Казалось бы, это само собой разумеется. Тогда откуда же у нас тяга к тому,
чтобы уличить его в неумении, отказ в праве на ошибку? Все это приводит ребенка
к боязни ошибиться, а значит - ограничивает его самостоятельный поиск,
творчество.
Постоянная установка педагога на поиск
ошибок, а ребенка - на уменьшение возможностей их сделать, приводит к формированию
исполнительского стиля у ребенка и дидактичное™ у педагога. Это чревато
множеством негативных результатов. Уже детский сад формирует исполнительский
стиль мышления. Педагоги художественных школ отмечают, что одного года пребывания
в детском саду оказывается достаточно для стандартизации мышления ребенка.
Воспитатель или родитель знает, как
надо, знает правильный ответ и в своем собственном понимании становится как бы
носителем истины. Ее он и пытается передать детям. Немецкий педагог Гербарт
писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить.
Так в чем же выход? Не просто
давать сведения, а устанавливать причинно-следственные отношения, сопоставлять
различные варианты решения задач, подтверждать закономерности примерами
(причем поиск примеров должен быть отдан детям), исправлять чужие ошибки (часто
дети лучше учатся на чужих ошибках). Какой спектр возможностей для левого и
правого полушарий!
Педагог как «носитель истины»
иногда впадает в излишний авторитаризм. Но замечено, что у авторитарных
педагогов и родителей дети больше дерутся, чаще дают отрицательные оценки друг
другу. Вообще, к сожалению, дети уже в детском саду видят у других только
отрицательные качества. Если малышей спросить, кто в группе самый добрый, то
они тут же начинают говорить, кто у них самый жадный и кто драчун.
Мы и учим детей в основном на
отрицательных примерах. А хорошо ли это для развития умения детей общаться
между собой, жить среди людей?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.