Инфоурок Начальные классы Конспекты«Максимкин орден» А. Жариков».

«Максимкин орден» А. Жариков».

Скачать материал

Республика Казахстан

Город Шымкент

КГУ № 4 им. Х. Досмухамедова

Учитель начальных классов: Ильина О.В.

Урок по литературе во 2 классе

Тема: «Максимкин орден» А. Жариков».

Цели: 1- познакомить с произведением А. Жарикова, с подвигами пионеров-героев ВОВ;

2- формировать умения работать над текстом, выразительного чтения стихотворений,  пересказа;

3- воспитывать познавательный интерес к истории народа, уважения к участникам ВОВ, защищавшим свою Родину.

                                          Ход урока:

1.     Организационный момент:

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Какая общая тема произведений «Орлович-Воронович» С.Алексеева, «Дружба» Богданова, «Лисица» Лидина?

- О какой войне идет речь в данных рассказах?

- Расскажи, что ты знаешь о ВОВ?

- Мы продолжаем знакомиться с произведениями о ВОВ. Узнаем новые факты, героев. Но сначала повторим домашнее задание: «Лисица» В.Лидин

Приложение № 1

2.     Проверка знаний уч-ся.

А) беседа, выборочное чтение, частичный пересказ.

- О солдатах какой военной службы рассказывается в рассказе «Лисица»?

- Какая поговорка про саперов  упоминается в рассказе?

- Кто такие саперы?

- Как вы понимаете поговорку?

- Страшно ли саперу на задании?

- Прочитай строки, доказывающие, что сапер сильно волнуется.

- Почему в мороз с сапера лил пот?

- Расскажи, кто помог саперам?

-  Какие умения и навыки помогли саперу разгадать лисьи следы?

Приложение № 2

Б) чтение цепочкой.

«Лисица» В. Лидин (с. 248-249)

3.     Физкультминутка

Я иду, и ты идешь – раз, два, три.

Я пою, и ты поешь - раз, два, три.

Мы идем, и мы поем - раз, два, три.

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

4.     Работа над темой.

А) слово учителя.

Приложение № 3

Биография А. Жарикова

Биография

ЖАРИКОВ Андрей Дмитриевич (1921-2005) родился в селе ТатановоТамбовского района в семье командира легендарной 25-й Чапаевской дивизии, который возглавлял в годы борьбы с антоновщинойТатановский добровольческий отряд. Детство и школьные годы прошли в Сосновке. Окончил Тамбовское артиллерийское училище (1941). В годы Великой Отечественной войны сражался на Ленинградском и Волховскомфронтах, участвовал в прорыве блокады города на Неве, в разгроме японской Квантунской армии. Дважды был ранен. После Победы окончил Военную академию тыла и снаряжения (1952). Служил в Генеральном штабе, в ракетных войсках, на полигонах. В частности, в 1954—56 годах был начальником группы на Семипалатинском полигоне, испытывал атомное оружие, за что награждён орденом Мужества. Работал научным сотрудником Института военной истории. В 55 лет полковник Жариков ушёл в запас, обосновался в Москве и всецело отдался литературной деятельности. Помогал в написании мемуаров маршалам И.С. Коневу, С.С. Бирюзову. Был принят в Союз писателей СССР.

Б) чтение и просмотр диафильма

Приложение № 4 (диафильм «Максимкин орден»)

1 часть (начало) – чтение титров

2 часть – чтение по книге и просмотр диафильма (с. 249-253)

5.Закрепление

А) работа над текстом

- Где был Максимка во время войны?

- Где и как жили партизаны?

- Какое задание получила партизанская группа?

- Зачем надо было взорвать эшелон?

- Кому была отведена главная роль в операции?

- Почему именно Максимка мог справиться?

- Было ли страшно Максимке, когда он шел по рельсам?

- Чего он боялся?

- Найди и прочитай  эти строки.

- Можно ли назвать выполнение этого задания – подвигом?

- Как был отмечен подвиг Максимки?

Б) рассказ о пионерах-героях

Приложение № 5

- Таких маленьких героев было много. И каждый по своему помогал взрослым победить фашистов и освободить свою Родину от захватчиков.

(Выступление детей)

 

ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Война наложила свой отпечаток на историю всей страны, не говоря уже о пионерской организации. Узнав, что началась война, многие пионеры- мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая обязанность-освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой.

 Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и Марат Казей.

 

Лёня Голиков.

Когда началась ВОВ Лёня уходит в партизанский отряд. Он расклеиваетлистовки, выполняет различные поручения. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни. В одном из них он трагически погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован приказ о присвоении Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

 

Зина Портнова.

 Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда онаприехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

 По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.

 В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. И Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.

 

Валя Котик.

 

 Пионер Шепетовского района Хмельницкой области. Когда в деревню ворвались фашисты, Валя вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.

 Вале было доверено быть связным и разведчиком. Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

 Когда в городе начались аресты, Валя вместе с братом и матерью уходит к партизанам. В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету- 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён медалью "Партизану отечественной войны" 2 степени и орденом отечественной войны 1 степени.

 Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Марат Казей.

Когда война обрушилась на белорусскую землю, Марат вместе с мамой уходит в партизанский отряд. Враг лютовал. Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

 Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их..и себя.

 За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.

В) литературный монтаж

Приложение № 6

(Дети наизусть читают стихотворения)

 

Над землею где-то снова

Черным знаменем трясут,

Где-то снова уж готовы

Сеять смерть, вершить свой суд,

Суд кровавый, суд циничный –

Человеку грош цена.

Кто забыть сумел так быстро,

Чем закончилась война!

 (И. Чанова)

Тревогу бьют и меч, и лира:

 Вставайте, дочери, сыны!

Нет ничего важнее мира,

Нет ничего страшней войны.

 (В. Дорожкина)

В памятный праздник победного мая,

Люди, к надгробьям пути повторим

К памятным плитам... у мемориалов

Память о прошлом в умах освежим!

Вспомним о тех, кто, с винтовкой шагая,

К майской победе тогда не пришли.

Родину нашу, шли насмерть, спасая,

Жертвуя жизнью, в бессмертье вошли!

Павшим без вести в боях за Победу,

Грудью закрывшим стальной пулемет,

Всем не дожившим до майской Победы

Память в народе пусть вечно живет!

Помните, люди, война - разоренье.

Горечи вдов, миллионы смертей.

Сила народа в едином стремленье –

Мир отстоять ради счастья детей!

Г) Минута Молчания

- Давайте все встанем и почтем память воевавших и погибших солдат и мирных граждан, отдавших свою жизнь за нашу свободу, за Родину!

Приложение (фонограмма)

5.     Итог урока.

- С каким произведением мы познакомились?

- Кто главный герой этого рассказа?

- Сколько ему было лет?

(Объявление и комментирование оценок)

6.     Дом.задание.(хрест. С. 249-253, пересказ)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Максимкин орден» А. Жариков»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Максимкин орден» А. Жариков». Цели: 1- познакомить с произведением А. Жарикова, с подвигами пионеров-героев ВОВ; 2- формировать умения работать над текстом, выразительного чтения стихотворений, пересказа; 3- воспитывать познавательный интерес к истории народа, уважения к участникам ВОВ, защищавшим свою Родину. Ход урока: 1. Организационный момент: - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? - Какая общая тема произведений «Орлович-Воронович» С.Алексеева, «Дружба» Богданова, «Лисица» Лидина? - О какой войне идет речь в данных рассказах? - Расскажи, что ты знаешь о ВОВ? - Мы продолжаем знакомиться с произведениями о ВОВ. Узнаем новые факты, героев. Но сначала повторим домашнее задание: «Лисица» В.Лидин Приложение № 1 2. Проверка знаний уч-ся. А) беседа, выборочное чтение, частичный пересказ. - О солдатах какой военной службы рассказывается в рассказе «Лисица»? - Какая поговорка про саперов упоминается в рассказе? - Кто такие саперы? - Как вы понимаете поговорку? - Страшно ли саперу на задании? - Прочитай строки, доказывающие, что сапер сильно волнуется. - Почему в мороз с сапера лил пот? - Расскажи, кто помог саперам? - Какие умения и навыки помогли саперу разгадать лисьи следы? Приложение № 2 Б) чтение цепочкой. «Лисица» В. Лидин (с. 248-249) 3. Физкультминутка Я иду, и ты идешь – раз, два, три. Я пою, и ты поешь - раз, два, три. Мы идем, и мы поем - раз, два, три. Очень дружно мы живем - раз, два, три.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 741 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.08.2020 739
    • DOCX 715.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мошков Владимир Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мошков Владимир Николаевич
    Мошков Владимир Николаевич
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 102136
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 168 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе