- 03.10.2020
- 2044
- 8
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цели и задачи:
· Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя;
· Развивать навыки анализа текста;
· Воспитать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим, умение понимать другого человека.
Оформление класса:
Слайды: портрет писателя, иллюстрации, презентация, рисунки учащихся.
Ход урока:
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Поэтическая пятиминутка.
(3-4 учащихся читают отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»)
2. Проверка домашнего задания.
Мини-Сочинение на тему «Что значит быть свободным»? Можно ли жить в обществе людей и быть свободным от него?
-? Каков основной конфликт поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»
III. Формирование новых понятий и способов действий
1. Слово учителя
Слайд 1,2,3 (Тема, цели урока, эпиграф)
В траурные дни гибели Пушкина, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:
Погиб поэт – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой.
И Россия обрела нового русского поэта, чтобы через 4 года оплакать его гибель.
… Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Каждое его произведение можно назвать шедевром.
За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был сослан на Кавказ, т.е. в ссылку.
Не в первый раз оказался Лермонтов на Кавказе. Еще в детстве он был на водах, куда бабушка привезла его лечиться. Мальчика Лермонтова поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снежные вершины гор, бурные горные реки, живописные скалы.
Слайд № 4 (Природа Кавказа)
Выступление подготовленного ученика.
2. История создания поэмы
1) В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17 лет…. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». Эти записи он сделал за 8 лет до появления «Мцыри». Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой проходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 – 1836гг. появляется поэма «Боярин Орша».
Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.
В этих 2 произведениях, где большое место занимают Монологи – исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.
Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.
2) Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…
Слайд № 5 (Монастырь)
3) Еще один источник: эта песня хорошо известная в Грузии, она нашла отражение в сцене «Бой с барсом».
3. Беседа по тексту.
- Понравилось ли вам произведение?
- Перечитайте эпиграф.
Слайд № 6 (Эпиграф)
Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю.
4. Рассказ подготовленного учащегося.
- Как вы считаете, чтоявляется медом для Мцыри?
- Что по – вашему является темой произведения М.Ю.Лермонтова?
(Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, решившегося выбраться на волю).
- В чем заключается идея произведения?
(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)
- Такой герой какого героя нам напоминает?
(Романтического)
- Докажите, что Мцыри – романтический герой?
(Романтический герой – личность исключительная...)
Слайд № 7 (признаки романтической поэмы.)
- Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?
(Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).
- Почему поэма называется «Мцыри»? Мцыри – это имя юноши?
Слайд № 8
- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.
- Как Мцыри оказался в стенах монастыря?
(Чтение 2 гл)
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?
- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?
- Какова причина побега?
- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?
(Исповедь)
- В каком значении употреблено это слово?
Слайд №9 (Исповедь)
- Что значит для героя «Жить»? Слайд № 10
(заранее подготовленный ученик)
Работа по карточке
- «Для воли иль для тюрьмы на этот свет родимся мы»? Слайд № 11
Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?
(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).
Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном
«Человек рожден для воли»
- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.
- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?
Слайд № 12 (романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)
Слайд № 13 (День 1)
- Что символизирует образ грозы? Глава 8
(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).
- Какие картины природы ему открываются?
(Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли.)
Слайд № 14 (День 2)
Анализ эпизодов:
Встреча с грузинкой… Встреча с барсом…
- Какие строки являются кульминацией всего произведения?
Слайд № 15 (День 3)
- Что случилось в 3 день?
Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.
- Найдите слова, подтверждающие его состояние. Зачитайте
IV. Применение
Работа в группах
1. Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?
- 1 группа – развернутые олицетворения;
- 2 группа – метафоры;
- 3 группа – сравнения.
2. Защита рисунков учащихся.
3. Тест
V. Этапы информации о домашнем задании
Этап информации о домашнем задании Слайд № 16.
1. Выучить наизусть отрывок из поэмы.
2. Стр. 241, вопрос № 6. Чем отличается романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» от романтического героя А.С.Пушкина «Цыганы».
Индивидуальное творческое задание:
Стр. 241, вопрос № 2. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»? Сравните развязку «Мцыри» и «Цыганы».
VI. Этап рефлексии
Этап рефлексии Слайд № 17.
М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.
6 656 291 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Третьякова Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.