Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМ.Ю.Лермонтов «Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. (8 класс)

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. (8 класс)

Скачать материал

Урок литературы в 8 классе на тему : М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя.

Учитель Третьякова И.В.,КГУ «ОШ № 42»г.Алматы

Цели и задачи:

  • Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя;

  • Развивать навыки анализа текста;

  • Воспитать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим, умение понимать другого человека.

Оформление класса:

Слайды: портрет писателя, иллюстрации, презентация, рисунки учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация

  1. Поэтическая пятиминутка.

(3-4 учащихся читают отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»)

  1. Проверка домашнего задания.

Мини-Сочинение на тему «Что значит быть свободным»? Можно ли жить в обществе людей и быть свободным от него?

-? Каков основной конфликт поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

  1. Формирование новых понятий и способов действий

  1. Слово учителя

Слайд 1,2,3 (Тема, цели урока, эпиграф)

В траурные дни гибели Пушкина, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:

Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой.

И Россия обрела нового русского поэта, чтобы через 4 года оплакать его гибель.

… Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Каждое его произведение можно назвать шедевром.

За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был сослан на Кавказ, т.е. в ссылку.

Не в первый раз оказался Лермонтов на Кавказе. Еще в детстве он был на водах, куда бабушка привезла его лечиться. Мальчика Лермонтова поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снежные вершины гор, бурные горные реки, живописные скалы.

Слайд № 4 (Природа Кавказа)

Выступление подготовленного ученика.

2. История создания поэмы

1) В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17 лет…. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». Эти записи он сделал за 8 лет до появления «Мцыри». Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой проходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 – 1836гг. появляется поэма «Боярин Орша».

Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.

В этих 2 произведениях, где большое место занимают Монологи – исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.

Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

2) Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…

Слайд № 5 (Монастырь)

3) Еще один источник: эта песня хорошо известная в Грузии, она нашла отражение в сцене «Бой с барсом».

3. Беседа по тексту.

- Понравилось ли вам произведение?

- Перечитайте эпиграф.

Слайд № 6 (Эпиграф)

Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю.

4. Рассказ подготовленного учащегося.

- Как вы считаете, что является медом для Мцыри?

- Что по – вашему является темой произведения М.Ю.Лермонтова?

(Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, решившегося выбраться на волю).

- В чем заключается идея произведения?

(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)

- Такой герой какого героя нам напоминает?

(Романтического)

- Докажите, что Мцыри – романтический герой?

(Романтический герой – личность исключительная...)

Слайд № 7 (признаки романтической поэмы.)

- Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?

(Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).

- Почему поэма называется «Мцыри»? Мцыри – это имя юноши?

Слайд № 8

- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.

- Как Мцыри оказался в стенах монастыря?

(Чтение 2 гл)

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?

- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?

- Какова причина побега?

- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?

(Исповедь)

- В каком значении употреблено это слово?

Слайд №9 (Исповедь)

- Что значит для героя «Жить»? Слайд № 10

(заранее подготовленный ученик)

Работа по карточке

- «Для воли иль для тюрьмы на этот свет родимся мы»? Слайд № 11

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?

(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).

Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном

«Человек рожден для воли»

- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.

- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?

Слайд № 12 (романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)

Слайд № 13 (День 1)

- Что символизирует образ грозы? Глава 8

(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).

- Какие картины природы ему открываются?

(Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли.)

Слайд № 14 (День 2)

Анализ эпизодов:

Встреча с грузинкой… Встреча с барсом…

- Какие строки являются кульминацией всего произведения?

Слайд № 15 (День 3)

- Что случилось в 3 день?

Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

- Найдите слова, подтверждающие его состояние. Зачитайте

  1. Применение

Работа в группах

  1. Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?

- 1 группа – развернутые олицетворения;

- 2 группа – метафоры;

- 3 группа – сравнения.

  1. Защита рисунков учащихся.

  2. Тест

  1. Этапы информации о домашнем задании

Этап информации о домашнем задании Слайд № 16.

  1. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

  2. Стр. 241, вопрос № 6. Чем отличается романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» от романтического героя А.С.Пушкина «Цыганы».

Индивидуальное творческое задание:

Стр. 241, вопрос № 2. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»? Сравните развязку «Мцыри» и «Цыганы».

  1. Этап рефлексии

Этап рефлексии Слайд № 17.

М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.


Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели и задачи:

·       Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова; познакомить учащихся с поэмой «Мцыри», ее художественными особенностями, исключительностью обстоятельств, в которых раскрывается характер героя, а также приемами раскрытия характера романтического героя;

·       Развивать навыки анализа текста;

·       Воспитать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим, умение понимать другого человека.

 Оформление класса:

Слайды: портрет писателя, иллюстрации, презентация, рисунки учащихся.

Ход урока:

I.      Организационный этап

II.   Актуализация

1.     Поэтическая пятиминутка.

(3-4 учащихся читают отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»)

2.     Проверка домашнего задания.

Мини-Сочинение на тему «Что значит быть свободным»? Можно ли жить в обществе людей и быть свободным от него?

-?  Каков основной конфликт поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

III.           Формирование новых понятий и способов действий

1.     Слово учителя

Слайд 1,2,3 (Тема, цели урока, эпиграф)       

В траурные дни гибели Пушкина, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:

Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой.

         И Россия обрела нового русского поэта, чтобы через 4 года оплакать его гибель.

… Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Каждое его произведение можно назвать шедевром.

За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был сослан на Кавказ, т.е. в ссылку.

Не в первый раз оказался Лермонтов на Кавказе. Еще в детстве он был на водах, куда бабушка привезла его лечиться. Мальчика Лермонтова поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снежные вершины гор, бурные горные реки, живописные скалы.

Слайд № 4 (Природа Кавказа)

Выступление подготовленного ученика.

2. История создания поэмы

1)      В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17 лет…. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». Эти записи он сделал за 8 лет до появления «Мцыри». Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой проходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 – 1836гг. появляется поэма «Боярин Орша».

         Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.

         В этих 2 произведениях, где большое место занимают Монологи – исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.

         Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

2)      Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…

Слайд № 5 (Монастырь)

3)      Еще один источник: эта песня хорошо известная в Грузии, она нашла отражение в сцене «Бой с барсом».

3. Беседа по тексту.

- Понравилось ли вам произведение?

- Перечитайте эпиграф.

Слайд № 6 (Эпиграф)

Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю.

4. Рассказ подготовленного учащегося.

- Как вы считаете, чтоявляется медом для Мцыри?

- Что по – вашему является темой произведения М.Ю.Лермонтова?

(Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, решившегося выбраться на волю).

-  В чем заключается идея произведения?

(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)

- Такой герой какого героя нам напоминает?

(Романтического)

- Докажите, что Мцыри – романтический герой?

(Романтический герой – личность исключительная...)

Слайд № 7 (признаки романтической поэмы.)

         - Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?

         (Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).

- Почему поэма называется «Мцыри»? Мцыри – это имя юноши?

Слайд № 8

- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.

         - Как Мцыри оказался в стенах монастыря?

         (Чтение 2 гл)

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?

- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?

- Какова причина побега?

- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?

         (Исповедь)

- В каком значении употреблено это слово?

 Слайд №9 (Исповедь)

- Что значит для героя «Жить»? Слайд № 10

         (заранее подготовленный ученик)

         Работа по карточке

- «Для воли иль для тюрьмы на этот свет родимся мы»? Слайд № 11

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?

(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).

Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном

«Человек рожден для воли»

- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.

- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?

Слайд № 12 (романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)

Слайд № 13 (День 1)

- Что символизирует образ грозы? Глава 8

(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).

- Какие картины природы ему открываются?

         (Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли.)

Слайд № 14 (День 2)

Анализ эпизодов:

         Встреча с грузинкой… Встреча с барсом…

- Какие строки являются кульминацией всего произведения?

Слайд № 15 (День 3)

- Что случилось в 3 день?

         Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

- Найдите слова, подтверждающие его состояние. Зачитайте

IV.           Применение

Работа в группах

1.     Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?

- 1 группа – развернутые олицетворения;

- 2 группа – метафоры;

- 3 группа – сравнения.

2.     Защита рисунков учащихся.

3.     Тест

V.   Этапы информации о домашнем задании

Этап информации о домашнем задании Слайд № 16.

1.     Выучить наизусть отрывок из поэмы.

2.     Стр. 241, вопрос № 6. Чем отличается романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» от романтического героя А.С.Пушкина «Цыганы».

Индивидуальное творческое задание:

Стр. 241, вопрос № 2. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»? Сравните развязку «Мцыри» и «Цыганы».

VI.           Этап рефлексии

Этап рефлексии Слайд № 17.

М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 966
    • DOCX 49.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Третьякова Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Третьякова Ирина Викторовна
    Третьякова Ирина Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6985
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе