Инфоурок Другое Другие методич. материалыЛучший современный урок

Лучший современный урок

Скачать материал

Тема:  «Суд над человеком»

Учитель географии и химии

СШ№2 им.А.М.Горького г.Степногорска Акмолинской области

Абдильдина Ардак Саденовна

   (Нестандартный интегрированный урок по географии и химии)

 

 

     Подготовительная часть к уроку состоит из четырех этапов:

1 этап. Учащиеся выбирают каждый себе роль Атмосферы, Литосферы, Гидросферы, Биосферы, Земли, лаборанта - эколога, свидетелей и т.д.

Каждый из них получают задания:

Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы

а) Собрать информацию о загрязнении  атмосферы. 

б) Собрать информацию о загрязнении  литосферы.

в) Собрать информацию о загрязнении  гидросферы и т.д. Подобрать костюмы для выступления.

2 этап. Обсуждение и корректировка данных.

3 этап. Составление сценария урока «Суд над человеком».

4 этап. Создание презентации с видеосопровождением.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, автоматы, наручник, милицейская форма, мантия, молоток судьи, глобус, белые халаты, короны с рисунками цветов и животных, реактивы (дихромат аммония, вода, растворы кислоты и щелочи, гидроксид аммония, соляная кислота).

 

     Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе.

      Задачи урока:

Образовательные:

ü  расширить, углубить и обобщить  знания учащихся о географических оболочках Земли;

ü  показать влияние человека на окружающую среду, выделить экологические проблемы, использовать приобретенные знания для оценки влияния химического загрязнения на окружающую среду.

Развивающие:

ü формировать природоохранную, здоровьесберегающую, коммуникативную компетенции (умение четко, громко, грамотно и убедительно выступать перед аудиторией, умение общаться с детьми другого возраста);

ü совершенствовать навыки проведения демонстрационного эксперимента;

ü развивать умения работать с дополнительными источниками информации;

ü равивать умение работать самостоятельно;

ü развивать интерес к предметам химии, географии и экологии;

ü соблюдение техники безопасности при работе с химическими веществами.

Воспитательные:

ü воспитывать разумное отношение к природе, экологическую грамотность.

 

Учитель:

       Уважаемые ученики и слушатели! Сегодня у нас необычный урок. Мы рассматриваем деятельность человека как антропогенный фактор воздействия на окружающую среду с точки зрения химии и географии. Таким образом, отмечая влияние деятельности человека на окружающую среду. Для этого вы предоставили достаточно доказательств. Давайте, мы вас послушаем.

     В зале тишина.

Секретарь:

      Встать! Суд идет. Слушается дело: “Деятельность человека как экологический фактор”.

Прошу ввести подсудимого – единственное высшее разумное существо планеты Земля – Человека. Прокурора, защитников и присяжных прошу занять свои места. Всех присутствующих в зале прошу записывать ход судебного заседания по предложенным планам-протоколам. В конце заседания протоколы необходимо сдать для принятия объективного решения по слушаемому вопросу.

Начинаем судебное заседание. Слово имеет судья.

Судья:

   Слушанию подлежит жалоба в отношении Человека. Пожалуйста, прокурор, изложите суть обвинения.

Прокурор:

    Благодарю, ваша честь. Получена жалоба от планеты Земля. По словам Земли Человек по отношению к ней действует несправедливо. В результате может погибнуть не ее дочери Атмосфера, Гидросфера, Литосфера и Биосфера, но и сама Земля!  Предлагаю выслушать самих истиц и свидетелей со стороны обвинения.

Судья: 

Прошу пригласить планету Земля.

Секретарь:

Земля – третья планета Солнечной системы. По современным данным ей около 4,54 млрд лет. Это – единственная населенная планета системы. (Слайд 2)

Земля:

   Да, я единственная планета, на которой есть живые организмы. Но когда-то на мне не было  жизни. Мне было тоскливо. Я не слышала шелеста листьев, стрекотания кузнечиков, пения птиц…

Но в результате эволюции появился человек разумный – Ноmоsapiens. Я сначала обрадовалась. «Ну, - думаю,- благоустроит меня, озеленит, таким образом и воздух  чистый и  вода прозрачная. Одним словом будет беречь, ведь ему здесь жить». Я ему для этого все условия предоставила. Воздух, которым можно легко дышать, реки и озера с пресной водой, чистые родники и минеральные источники, красоту тайги и тропических лесов, вкусные овощи, фрукты и ягоды, множество видов животных и растений… Да чем только я не стремилась ему помочь! Но что я взамен получила?! Посмотрите на меня, вся в ранах,  плохо вижу и слышу, видно что-то происходит со зрением и со слухом, руки, ноги покалечены.  Не могу больше говорить – душа болит! Из-за  деятельности Человека и мои девочки так разболелись, что людям еще долго придется расплачиваться за свои ошибки.

Судья: Слово имеет Атмосфера.

Секретарь:

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Ее состав: 78% азота, около 21% кислорода и 1% приходится на благородные газы, угарный газ, углекислый газ и водяные пары. Причем жизнь Человека возможна только при таком соотношении газов. (Слайд 3)

Атмосфера

Ваша честь. Человек посягнул на самое дорогое – на мой состав. Он построил для своего благосостояния города, заводы, фабрики; пустил автомобили, поезда, самолеты, ракеты; открыл ТЭЦ, не задумываясь о моем здоровье. Посмотрите на эту таблицу. Как эти вещества влияют на организм человека. Например, оксид азота вызывает астмотические и сердечные заболевания, а радиактивные-онкологические болезни. Эти газы душат и меня! (Слайд4,5)

 

Судья:

  Слово предоставляется представителю лаборатории по мониторингу окружающей среды.

Свидетель лаборант по мониторингу окружающей среды:

Ученые предполагают, что 60% токсичных примесей, отравляющих воздух, выделяется автомобильными двигателями. Так, 1 легковой автомобиль выбрасывает за сутки 1кг выхлопных газов, содержащих 200 компонентов и только 5 из них не токсичны. Обратите внимание на таблицу.(Слайд 6)

   Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ. По результатам мониторинга загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями практически  для всех крупных городов США, Китая, России и в том числе для городов Казахстана, характерно превышение загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода, окислами азота, формальдегидом.

    Мы исследовали атмосферный воздух в г.Степногорска вблизи торгового центра «Казахстан» и промышленные районы.  И что? «Степногорская ТЭЦ» обеспечивает электроэнергией и водой г.Степногорск и поселки Заводской, Аксу и Карабулак. Это нужное и необходимое предприятие. Работает на экибастузком угле. В год сжигается около 900 тыс.т угля и выносится золы около 400 тыс. т золы. Трубы имеют высоту до 150 м, но дымоуловителей нет. Поэтому различные продукты сгорания в виде газов напрямую попадают в атмосферу. Иногда через трубу выходит густой черный дым, а это продукты горения мазута, который используется для растопки. Так же при транспортировке и разгрузке угля много пыли и грязи попадают в атмосферу.

Таким образом, мы пришли к такому выводу, что наиболее загрязненными участками являются улицы с интенсивным движением автотранспорта, высокой плотностью жилой застройки и концентрацией промышленных предприятий – ТЭЦ-2, завод по производству серной кислоты и рудники «Казахалтына».

Судья: 

    А что может произойти, если увеличится концентрация углекислого газа в атмосфере?

Эколог-лаборант

    Если позволите, на этот вопрос отвечу я. Нас очень волнует проблема выброса углекислого газа в атмосферу, т. к. вместе с парами воды его повышенное содержание может привести к парниковому эффекту. Его еще иногда называют тепличным или оранжерейным. В результате в теплице поднимается температура и резко увеличивается влажность воздуха. А вот теперь представьте, что в результате деятельности Человека в атмосфере накапливаются углекислый газ, пыль, пары серной и азотной кислот, что постепенно ведет к потеплению климата на всей планете. По данным ученых за последние 30 лет средняя температура повысилась на 10°С. Если этот процесс не остановить, то через каких-то 30-50 лет это приведет к катастрофическим последствиям. Начнут таять ледники, повысится уровень Мирового океана, что приведет к затоплению огромных территорий, например, Англии, Франции, Дании, Российского Севера. Кстати, одна из версий гибели легендарной Атлантиды – затопление ее в результате таяния ледников.

Земля:

     Уважаемый судья, можно я добавлю.

Судья: 

     Да, пожалуйста. Слово Земле.

Земля:

     В нашей семье планет есть печальный пример действия парникового эффекта. Это планета Венера. Ее атмосфера в основном состоит из углекислого газа, который не дает теплу уйти с поверхности планеты. Из-за чего поддерживается тепловой баланс планеты при температуре гораздо выше земной. А ведь, возможно, эта планета раньше была населена!

Судья: Слово предоставляется лаборанту-экологу.

Лаборанты-экологи:

       На Земле происходят естественные процессы. Например, извержение вулкана. (Проводит опыт №1 «Вулкан». Посмотрите в результате выбрасываются различные газы. Эти газы соединяясь с парами воды вызывают кислотные дожди. Несмотря, на это Человек ускоряет такие процессы через фабрики и заводы, выбрасывают в атмосферу выхлопные газы, промышленные отходы, оксиды азота и серы.  Вот посмотрите на результаты опыта №2 «Загрязненная вода»). На столе три стакана. В одном чистая, в других двух - загрязненная вода. При добавлении индикатора-лакмуса поисходит изменение цвета. В одном вода становится красной, значит в стакане раствор кислоты, в результате загрязненная вода приобретает кислотную среду. В другом стакане вода приобретает синий цвет, значит в этом растворе содержится щелочь. Среда щелочная. При такой среде сами знаете водные растения и животные не выживают, а погибают. Ну а там, где не произошло изменение цвета, вода чистая. Необходимая для живых организмов!

       Кислотные дожди… Их последствия наблюдаются и в нашей стране, однако подлинным бедствием это стало для ряда стран Западной Европы, США, Канады. Погибло все живое в 4тыс. озер Норвегии и в 1300 озерах Канады. Закислению подверглись 10% пресной воды Великобритании. В Германии погибли деревья на площади 56тыс. га.

Следующий оыт №3 «Дым без огня». Аммиак в почве реагируя с различными кислотами, солями образует новые соли, что приводит к избытку. Установлено что, попадая в организм человека эти вещества вызывают неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии организма детей, существенно влияет на рост общей заболеваемости населения, увеличивает распространения болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушения обмена веществ и иммунитета, психических расстройств, болезней нервной системы и органов чувств, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, ОРВИ, хронических заболеваний органов дыхания, аллергических заболеваний и т.д., а также влияет на ухудшение показателей физического развития детей и подростков.(Мультик про экологическую корову» https://www.youtube.com/watch?v=LZjeFkEVoDk )

Судья:

   Спасибо. Прошу присяжных принять к сведении проведенные опыты. А что обвинение может рассказать о действии озона на живые организмы? По этому вопросу Атмосфера, что можете сказать об Озоне.

Атмосфера:

    Я думаю, каждый из вас загорал летом. Получить вашей коже красивый загар в некотором роде помогает озон. Он сосредоточен на высоте 20-25 км, образуя озоновый слой, который защищает Землю от вредного в больших концентрациях ультрафиолетового излучения Солнца. Вы знаете, что при избытке этих лучей получаются ожоги. А знаете ли вы, что эти лучи могут вызвать рак кожи? Но сейчас в озоновым слое появились дыры…

      В маленьких концентрациях он уничтожает бактерии, поэтому его используют для дезинфекции водопроводной воды и в медицине. Но сам по себе озон – газ ядовитый. В больших дозах он раздражает глаза и слизистые оболочки, вызывают головные боли, затрудняет дыхание. Вместе с пылью и вредными газами озон образует смог. Слышали о таком? Это – бич всех мегаполисов.

Судья: 

     А теперь слово предоставляется Гидросфере.

Секретарь:

      Гидросфера – водная оболочка Земли. Состоит из трех частей: Мирового океана, воды суши и воды в атмосфере. Большую часть гидросферы составляет соленая вода Мирового океана – 96,5%. Океаническую воду называют «жидкая руда» (в ней растворены никель, железо, серебро, золото). Океан заселен и растениями, и животными. (Слайд 7)

Гидросфера:

    Навредив моей сестре, Человек не обошел стороной и меня. Население земного шара каждые сутки потребляет 7млрд м3 воды. Для поддержания жизни каждый человек должен в сутки выпить 2 литра чистой «живой» воды. Но как бездумно он порой расходует эти ценные запасы пресной воды, которые так ограничены! Сточные воды своих предприятий Человек выбрасывает в реки и моря. В результате даже на глубине 300м в верхнем слое всех океанов имеются свинец, ртуть, кадмий, которые убивают рыбу, а при случае и людей. Океан гибнет! Море стало сточной ямой, из него уходит жизнь. Исчезают коралловые рифы с их сказочной красотой. Химикаты обнаружены даже в теле пингвинов. А чего стоят аварии танкеров?! Со временем водоемы превратятся в соленые айсберги. Давайте посмотрим видео во что может превратиться водоем при щелочной среде. /слайд 8- видео 1 «Смертельная красота»  https://www.youtube.com/watch?v=zuD1222sWvU /

Судья:

     Слово предоставляется Литосфере.

Секретарь:

   Литосфера – это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии. В переводе с греческого «литос» - камень. Состоит из горных пород и минералов. (Слайд 9)

Литосфера:

     До того, как человек начал хозяйничать, я была красива, всегда ухожена, аккуратно и безукоризненно одета в зелень лесов, голубизну рек, морей, озер, капельно-белые ледники, небольшие желтые пятна пустынь… А сейчас на мне груды консервных банок, пластиковых бутылок, битого стекла и прочего мусора. В процессе хозяйственной деятельности человек усиливает природное засоление почв. Такое явление носит название вторичного засоления и развивается при неумеренном поливе орошаемых земель в засушливых районах. Засоление почв ослабляет их вклад в поддержание биологического круговорота веществ. Исчезают многие виды растительных организмов, появляются новые растения — галофиты (солянка и др.). Уменьшается генофонд наземных популяций в связи с ухудшением условий жизни организмов, усиливаются миграционные процессы.

Заболачивание почв наблюдается в сильно переувлажненных районах, например в нечерноземной зоне России, на Западносибирской низменности, в зонах вечной мерзлоты. Заболачивание ухудшает агрономические свойства почв и снижает производительность лесов.

Опустынивание — это процесс необратимого изменения почвы, растительности и снижения биологической продуктивности, который может привести к превращению территории в пустыню.

Всего в мире подвержено опустыниванию более 1 млрд га практически на всех континентах.

На территории, подверженной опустыниванию, ухудшаются физические свойства почв, гибнет растительность, резко падает биологическая продуктивность, а следовательно, подрывается и способность экосистем восстанавливаться.

Особенно губительно это действие в аридных районах со свойственными им хрупкими, легко разрушающимися экосистемами. Такие виды хозяйственной деятельности, как чрезмерный выпас скота, вырубка деревьев, кустарников, распашка земель, мало пригодных для земледелия, и другие, нарушающие хрупкое равновесие в природе, многократно усиливают действие ветровой эрозии, иссушение верхних слоев почвы. Опустынивание и опустошение могут возникнуть в любых климатических условиях как результат разрушения природной системы. Но в аридных областях двигателем опустынивания становится еще и засуха.

На территории СНГ опустыниванию подвержены Приаралье, Прибалхашье, Черные земли в Калмыкии и Астраханской области и некоторые другие районы. Все они относятся к зонам экологического бедствия, и их состояние продолжает ухудшаться. Свалки вдоль дорог, захламленные территории, искалеченная природа – таков итог длительного господства индустриального мира. Подсчитано, что в результате неразумной деятельности человека деградировало 15% суши нашей планеты. Послушайте, то об этом думают географы.

Судья: 

      Приглашается свидетель географ.

Географ:

        Для своих хозяйственных нужд население Земли извлекает из земных недр около 100млрд т горючих ископаемых и стройматериалов, выплавляется более 800млн т разнообразных металлов. С каждым годом возрастает добыча минеральных ресурсов, что приводит к нарушению рельефа. На поверхности Земли возникают «лунные ландшафы» - горы пустой породы высотой до 50м, а под землей образуются пустоты, глубина которых достигает 500м и более. Отвалы горных пород дымятся и горят, а они содержат вредные вещества для всего живого.

     За последние 100 лет на Земле разрушена почти четверть всех плодородных земель. Человек бездумно орошает пустыни, тем самым засоляя почву, осушает болота, не задумываясь, к чему это может привести. Основные загрязнители почвы:
- пестициды (ядохимикаты);
- минеральные удобрения;
- отходы и отбросы производства;
- газодымовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
- нефть и нефтепродукты. Поверхностные слои почв легко загрязняются. Большие концентрации в почве различных химических соединений — токсикантов пагубно влияют на жизнедеятельность почвенных организмов. При этом теряется способность почвы к самоочищению от болезнетворных и других нежелательных микроорганизмов, что чревато тяжелыми последствиями для растительного и животного мира, но и для самого человека,

     Человек в течение многих лет бездумно вносит на поля 500млн т удобрений и 4млн т ядохимикатов в год. Пестициды – это, пожалуй, единственный вид загрязнителей, которые человек вносит в окружающую среду сознательно. В результате возникают хронические отравления с поражением печени, центральной и периферической нервной системы у животных и человека. Эти чужеродные для природы вещества обладают и мутагенным действием.

Судья:

 Слово предоставляется Биосфере.

Секретарь:

     Биосфера – оболочка жизни, заселенная и измененная живыми организмами. В ее состав входит и неживое вещество, созданное или измененное живыми организмами. Она непрерывно расширяется. (Слайд 10)

Биосфера:

    Я – самая младшая из сестер. Возникла вместе с первыми живыми существами на планете.  Как радовало меня зарождение новой жизни, ее приспособление к окружающей среде, появление первых разумных существ. Но с этих пор и начались мои проблемы.

Иногда слышишь: человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить это невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дает Человеку природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.

А как ведет себя человек? Где бы он ни появлялся, он всегда что-нибудь разрушал, кого-нибудь убивал. Цели разные. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие. Кто-то – получить побольше денег за шкурку редкого животного или его меха. Кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается.

     Нарастающее техническое и интеллектуальное могущество индивида и человечества в целом в конце концов привело к подрыву стабильности биосферы и к тому глобальному экологическому кризису, который мы сейчас имеем. На возникающую угрозу первоначально указывали выдающиеся, наиболее дальновидные мыслители. Среди них Н. Ф. Федоров - он весьма определенно и жестко указывал: мир идет к концу, цивилизация, эксплуатирующая природу, не восстанавливающая ее, может привести только к такому итогу. В начале второй половины нашего века коллективные исследования ученых на основании тревожных объективных данных подтвердили это предупреждение. Так, участники знаменитого Римского клуба в докладе «Пределы роста» (1972 г.) констатировали, что при сохранении темпов нарастающего увеличения мирового населения параллельно с высокими темпами производства, загрязнением окружающей среды и истощением естественных ресурсов к середине XXI в. наступит глобальная катастрофа.

Для подтверждение моих слов вместе со мной пришли и мои друзья – растения и животные.

Судья: 

      Прошу внимания! Слово предоставляется представителям флоры и фауны.

Тур: 

      Мне трудно говорить. И не только потому, что меня уже давно не существует. Я боюсь, что еще много видов растений и животных исчезнут так же, как и мой вид. Я не могу понять только одного: ведь Человек сам - творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые по его мнению вредны или опасны. Неужели он не понимает, что нарушает природное равновесие, которое восстановить очень тяжело,

Я обвиняю Человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квагга. Да разве только зебры? На территории Африки сейчас осталось не более 10% животных, живших там до прихода европейцев.

А бизоны,  странствующий голубь, морские коровы и многие другие виды животных и растений, которые исчезли с лица Земли.  

Я призываю вас - оглянитесь, люди! Остановитесь!

Ландыш:

    Люди рвут меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того времени, как упало семечко в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка, поступившие в первый класс, успеют закончить школу.

       А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди складывали обо мне легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Сейчас из меня изготавливают капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а теперь я нуждаюсь в защите.

А мой друг ягель? Если на него наступит человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины – все 100.

Колокольчик:

       У нас в стране 18 тыс. видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу? Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2,5 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25тыс. видов высших растений.

Прокурор: 

         Господин судья, биосфера требует слова.

Судья: 

    Хорошо, слово предоставляется биосфере.

Биосфера:

    Да! С развитием технологии еще больше негативного влияния на окружающую среду. Взрыв водородной бомбы в Хиросимы и Нагасаки, взрыв Чернобыльской АЭС, Семипалатинский полигон оставили след в жизни людей. До сих пор не восстановлен состав почвы. Рождаются мутанты-животные и дети инвалиды. А эти войны в Афганистане, Сирии, Украине. Все это творит Человек. (Видео «Семипалатинский ядерный полигон»  https://www.youtube.com/watch?v=ZP5iW3XBjg8 ).

Адвокат:

     Позвольте, Ваша честь. Я возражаю. Знает ли уважаемый свидетель, что, например, в Швеции за последние 100 лет площадь увеличилась в 2 раза и это – заслуга Человека, т. к. каждый житель этой страны сажает за год около 50 деревьев.

Прокурор: 

      Я слышал, на территории Нью-Йоркского зоопарка имеется символическое кладбище вымерших животных. Нескончаемыми рядами стоят белые плиты – печальные надгробия. На каждом написано название животного, перечеркнутое наискосок надписью «Вымер». Эта лаконичная надпись констатирует факт исчезновения с лица Земли представителей фауны.

Собака: 

      Но ведь Человек пытался вернуть животных! Он завозил их из тех районов, где данные виды сохранились. Так были восстановлены на территории области серый гусь, орлан-белохвост, фазан, кабан, олень, косуля, лось, сайгак, бобр. Так же не забывайте о закрытии Семипалатинском полигоне!

Судья:

     Итак, суд заслушал свидетелей и экспертов со стороны обвинения. Слово предоставляется защите.

Адвокат:

          Да, необходимость охраны природы очевидна. Означает ли это, что человечество должно отказаться от использования природных ресурсов ради сохранения природы?

Конечно же нет! Некоторые люди считают, что главное внимание нужно уделять охране отдельных живописных мест, редких растений и животных, созданию заповедников и заказников. Но этого недостаточно. Главная задача – научиться использовать природу, не нарушая в ней биологического равновесия. Прежде всего надо поддерживать чистоту окружающей среды. Природа способна к самоочищению. Но когда в окружающую среду попадает слишком много загрязняющих веществ, природа сама не справляется и на помощь приходит Человек.

Судья: 

    Прошу тишины. Давайте заслушаем все показания защиты.

Защитник: 

    Известно, что автомобильные пробки сильно загрязняют атмосферу. В крупных городах строят подземные переходы, ограничивают въезд автомобилям, сооружают объездные пути, кольцевые дороги, скоростные магистрали. Общественный транспорт переводят на электротягу: трамваи, троллейбусы, электропоезда, метрополитены. Специалисты работают над созданием электромобиля.

Одним из средств борьбы с загрязнением атмосферы может служить перевод автомобилей на сжиженный газ, который сгорает более полно. В некоторых странах в качестве топлива используется этиловый спирт. Так же можно использовать и водород, при горении которого получается вода.

Уменьшения токсичности выхлопных газов на 60-70% можно добиться, используя электронные нейтрализаторы, которые регулируют состав газов, улучшают качество топлива. Серийный выпуск нейтрализаторов, например в Москве, способен за 6-7лет снизить вредные выбросы в атмосферу в 2-2,5 раза, но для этого потребуется несколько тонн платины и палладия и тысячи тонн никельсодержащей стали.

На трубах заводов и фабрик ставят пылеуловители, создаются безотходные производство замкнутого цикла. Так что нельзя говорить, что Человек стоит на месте и ничего не предпринимает для восстановления окружающей среды.

    Ученые используют сети, «обросшие» пресноводными мидиями, устанавливая их перед стенами водохранилищ и шлюзами, чтобы они играли роль своеобразных фильтров для очистки воды от токсичных веществ и тяжелых металлов. Предприятия оборудуются очистными сооружениями. К предприятиям – злостным загрязнителям окружающей среды применяются штрафные санкции.

Судья: 

     Как же Человек защищает растения и животных от вымирания?

Собака: 

     Можно я расскажу? Человек старается исправлять свои ошибки. В 1832г. в Америке, где природе был нанесен сокрушительный удар, был создан первый заповедник. А в 1872г. там же создали первый Национальный парк. Еще Человек создал Красную книгу, куда заносит названия редких растений и животных, чтобы оберегать их.

Судья: 

    Давайте подведем итоги нашего заседания. Слово предоставляется обвинению.

Прокурор (обращаясь к судье и присяжным):

    Начну с того, что в афоризм «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», можно внести поправку. Да, средство, но только очень опасное для всех без исключения.  А пока человек на пути уменьшения этой опасности, мы чистим воздух своими легкими. В неустроенности и сумятице нашей нынешней жизни мы забываем о том, какая грозная опасность нависла перед нами.

Все чаще слышим грустные предсказания, касающиеся будущего человечества – осталось 40 лет, осталось 30! Становится все страшнее за умирающие реки, озера, леса, когда-то цветущие земли. Многие виды животных и растений внесены в Красную книгу, но разве это спасет их от гибели? Те, кто уничтожает живую природу, не понимают самого главного: ведь мы с вами всего лишь звено в сложнейшей цепи биологического мира.

Даже самая умная книга, будь то Красная или какая-либо другая, не способна уберечь беззащитных зверей и птиц от властелина  планеты, владеющего высоко токсичными веществами, могучей техникой, грозным оружием, индустриальными городами. Мне кажется, сама красота природы должна остановить каждого, посягнувшего на нее и научить бережно и трепетно относиться ко всему живому. Я предлагаю осудить Человека и подойти к этому вопросу со всей строгостью закона.

Судья: 

     Слово предоставляется защите.

Адвокат: 

    Сегодня мы много говорили о влиянии человека и его мира на окружающую среду. Но люди бывают разные. И я уверен: виноваты те, кто мало знает в области естествознания и мало знаком с этикой взаимоотношений человека и природы. Разве грамотный и любящий природу человек смог бы дать распоряжение о строительстве целлюлозно-бумажного комбината на берегу озера Байкал? Или пустить Чернобыльскую атомную станцию, не получившую лицензию на безопасную эксплуатацию атомного реактора ни в одной из западных стран? Или сделать когда-то чистейшую реку Рейн «сливной ямой Европы»?

Невозможно представить, что психически здоровый и образованный человек способен выбрасывать автомобильные шины в реку или озеро, оставлять консервные банки на поляне леса, бить стеклянные бутылки на пляже или на улице, или сливать масло из двигателя автомобиля на обочине дороги. Ведь вещества, из которых состоят эти предметы, разлагаются в природных условиях годами, десятилетиями, а то и веками.

Поэтому я прошу суд быть снисходительным к Человеку и дать ему возможность исправить то, что он натворил.

Судья: 

     Человек, Вы можете сказать что-нибудь в свою защиту?

Человек:

     Я даже не знаю, что сказать. Единственное, что хочу - попросить уважаемый суд о помиловании.  Я только сейчас понял, что наделал. Перед вами я сильно виноват. Признаю. Думал, построив заводы и фабрики, обеспечу людей одеждой, продуктами питания, техникой. Но не учел тем самым, что  могу навредить природе.  Я совершенно экологически безграмотен!   Сколько работы по восстановлению окружающей среды мне предстоит! Только Человек сможет исправить эти ошибки. Ведь своим невниманием я навредил не только Земле, но и самому себе! Милая Земля, дорогие Атмосфера, Гидросфера, Литосфера и Биосфера, реки, моря, животные и растения, простите меня.

 Судья:

     Суд удаляется для вынесения вердикта.

(Судья с присяжными уходят)

Секретарь. 

    Встать! Суд идет.

Судья:

     Суд принял решение признать Человека виновным в посягательстве на чистоту Атмосферы, в загрязнении Гидросферы, неразумном потреблении богатств Литосферы, в небрежном отношении к животным и растениям Биосферы, а, следовательно, в преступно-равнодушном отношении к своему дому – планете Земля. Экологическая безграмотность, незнание закономерностей, происходящих в природе, их игнорирование, беззаботное отношение к природным ресурсам-главная причина нынешнего плачевного состояния окружающей среды.

Несмотря на доказанную вину Человека, суд решил не наказывать его, ибо нет более тяжелого наказания, чем то, которому он подверг себя. Человек сам вынес себе условный приговор. И пока он не научится оглядываться на результаты своей деятельности, человечество обречено. Человек! Ты должен беречь нашу природу!

                 На этом наше судебное разбирательство прошу считать закрытым.(Стучит молотком)

 


  

 

 

Все участники поют песню «Желаю тебе, Земля моя»  /Автор слов - Завальнюк Л., композитор - Саульский Ю./

Подведение итогов урока.

Учитель: Суд прошел, вердикт вынесен. Мы бы хотели, чтобы ваше отношение к этой проблеме вы показали в виде “экспресс-плакатов”.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Лучший современный урок"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 515 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.06.2020 130
    • DOCX 989 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щербакова Надежда Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Щербакова Надежда Юрьевна
    Щербакова Надежда Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93348
    • Всего материалов: 264

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека