Логопедическое занятие.
Автор: учитель – логопед Комкина Галина Александровна
ТЕМА: Звуки [Р], [Р’].
ЦЕЛЬ: дифференциация звуков [Р], [Р’] по твёрдости-мягкости.
ЗАДАЧИ:
закреплять навык правильного произношения звуков [Р], [Р’] в словах и предложениях;
совершенствовать звуковой анализ слов;
активировать и расширять словарь;
закреплять навык пользования приставочными глаголами;
формировать навык чтения;
отрабатывать дикцию;
расширять кругозор;
упражнять в согласовании числительных и существительных;
обеспечивать атмосферу психологического комфорта;
воспитывать культуру общения, вежливость, выдержку;
учить оценивать результаты своей деятельности;
развивать умения применять свои знания;
развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;
развивать общую и мелкую моторику, пространственную координацию.
ОБУРУДЫВАНИЕ:
картинный материал по темам ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПРОДУКТЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ПОСУДА;
сигнальные карточки;
цифровые ряды, фишки для обозначения звуков;
кассы букв;
карточки со шкалой оценивания;
книга К.А. Порцевского «Моя первая книга о космосе».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент.
Логопед: Чья это песенка?
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…
Дети : Колобок.
Словоизменение (согласование числительных и существительных).
Логопед: Вечером катился Колобок по тропинке. От нечего делать звезды считал.
Дети: Одна звезда, две звезды и т.д.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Вдруг видит - катиться по небу другой колобок.
Удивился Колобок и спрашивает: «Ты кто?» (дети повторяют
с вопросительной интонацией).
Молчит Небесный Колобок. Захотел Колобок подкатиться поближе,
а Небесный Колобок от него.
Катиться, катиться Колобок, вдруг видит,
стоит Машина – скорая шина.
Дети: - Почему стоишь машина?
Один: - Би-би-би! Спустила шина!
Дети: - Ш-ш-ш!
Один: - Умоляю - выручайте!
Поскорее накачайте!
Логопед: Колобок помог добрать Машине – скорой шине до автомастерской.
Дети садятся перед зеркалом и выполняют упражнения артикуляционной гимнастики:
Массаж щёк (осмотр машины снаружи);
Произнесения звука [А] с различной силой голоса (открывание капота);
Движения языка вверх, вниз, влево, вправо (осмотр двигателя машины);
Рот закрыть (двигатель в порядке, капот закрыли);
Присасывание языка к нёбу (снимаем колесо с проколотой шиной);
Быстрые движения назад-вперёд широкого кончика языка за верхними зубами (подкатываем новое колесо);
Присасывание языка к нёбу (закрепляем колесо на месте старого);
Упражнение «Насос» из комплекса дыхательной гимнастики Стрельниковой (подкачиваем колёса).
Использование приставочных глаголов.
Дети проговаривают все действия с машиной.
Логопед: Можно ехать. Машина из ворот – ВЫЕХАЛА, по улице – ПОЕХАЛА, вокруг колодца - ОБЪЕХАЛА, к мосту – ПОДЪЕХАЛА, через мост – ПЕРЕЕХАЛА
. Остановилась Машина – скорая шина и говорит: «Не догнать мне Небесный Колобок. Может тебе Паровоз – сто колёс поможет?».
Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Логопед: Покатился Колобок на вокзал. Какой?
Дети: Железнодорожный.
Логопед: Путь мы сможем продолжить только после погрузки вагонов
В них вы должны погрузить вещи в названиях, которых есть звуки [Р], [Р’].
Уточнение артикуляции ([Р] – рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжён, под воздействием сильной воздушной струи кончик языка вибрирует; [Р’] – губы растянуты в более широкую улыбку, кончик языка продвигается вперёд и опускается к краям верхних зубов) .
Логопед: Сделаем небольшую разминку:
Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук Р и два раза , когда услышите звук Р.
Л Р РЬ В Р М РЬ П РЬ РЬ Р ЛЬ
Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз, если услышите звук Р и два раза, если услышите звук Р.
РА – МА – РЯ – ДЯ – РИ – ТИ – РО – ЛО – РЕ
Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши один раз, если услышите звук Р и два раза, если услышите звук Р.
КАРАНДАШ ВОДА РЕДИСКА ЛОДКА
КАРЕТА ДВЕРЬ ОЧКИ РАКЕТА
Детям выдаются предметные картинки по темам: обувь, одежда, головные уборы, посуда, овощи, фрукты, продукты, посуда. Дети выбирают картинки со звуками [ Р], [ Р’] на заданную тему.
Логопед: В первый вагон загружаем предметы в названиях, которых звук [Р].
Во второй вагон предметы в названиях, которых звук [Р’].
Дети прикрепляют нужные картинки. Упражнение выполняют самостоятельно.
Фонопедическое упражнение по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
Логопед: В путь!
Дети встают по кругу и движутся, изображая поезд.
Дети: - Паровозик, подожди!
Там же речка впереди!
Один: - Я поеду по мосту.
До свидания! Ту-ту-ту!
Логопед: Дети:
Станция Дорожкино, «топ-топ» в низком регистре,
хлопая ладонями по коленям.
Станция Лукошконо, crescehdo на звук О, разводя руки в
сторону, показывая большую
корзину.
Станция Засушкино, штрит-бас на звук А.
Станция Каструлькино, glissando на звук А от самого
высокого звука до самого
низкого, показывая высоту голоса.
Станция Морковкино, «ших, ших…»
Станция Перловкино, коротко произносят «Х,Х,…»,
резко сжимая пальцы в кулак.
Станция
Немножкино-Картошкино, произносят короткие звуки У,
сначала в высоком регистре и
постепенно понижая звук до
низкого, показывая высоту голоса.
Станция Тарелкино, «пых, пых…» - энергично выдыхая,
руки на поясе, поднимая и опуская
плечи.
Подбор слов со звуками [Р], [Р’].
Логопед: Устал Паровоз – сто колёс. Только Небесный Колобок всё впереди. Остановился Паровоз и говорит: «Не догнать мне его.
Может тебе Вертолёт – быстролёт поможет?»
Покатился Колобок на… аэродром. Пройти туда вы сможете,
если назовёте слова со звуками [Р], [Р’] в начале слова, в середине, в конце.
Дети называют слова, соответствующие задания. Один ребёнок с помощью сигнальной карточки оценивает выполняемое задание
Деление слов на слоги.
Логопед: С нами полетят ещё эти забавные пассажиры. омогите им занять свои места. Количество слогов в названиях животных поможет вам определить номер места.
Дети самостоятельно выполняют это упражнение. Совместная проверка.
Дети : Вот готовится в полёт
Винтокрылый вертолёт!
Ни разгона, ни разбега,
Раскрутили винт – и в небо!
Игра на умение ориентироваться в пространстве.
Под музыку дети двигаются за ведущим, изменяя направление
движения в соответствии со схемой, которую показывает педагог.
Звуковой анализ.
Логопед: Опустился Вертолёт-быстролёт на землю и говорит:
«Не догнать мне Небесный Колобок.
Может, тебе Ракета поможет?»
Прикатился Колобок на… космодром.
Занимаем места в Ракете.
Чтобы Ракета взлетела, нужно отгадать код взлёта. Вот его схема.
Сколько звуков в лове?
Первый звук согласный, он дважды встречается в слове КОСМОС.
Второй и пятый звуки одинаковые. Это последний звук в слове ПОЛЁТ.
Третий звук – это ударный звук в слове ЗВЕЗДА.
Четвёртый звук найдём в слове КОСМОДРОМ. Но стоит на седьмом месте.
Дети называют звуки, обозначают их фишками и буквами, читают слово СТАРТ.
Сообщение о планете Луна с иллюстрациями из книги К.А.Порцевского «Моя первая книга о космосе».
Логопед: К взлёту готовы?
Дети: пять, четыре, три, два, один…Старт!
Логопед: Как ни быстро бежал Небесный Колобок,
а догнала его Ракета.
Обрадовался Колобок и закричал: «Ты кто?»
Дети: Луна.
Логопед: Самая близкая к Земле планета-спутник Луна издавна манила людей. Луну рассматривали в телескопы, пытаясь увидеть на её поверхности моря и равнины.
Воды на Луне нет, а морями зовутся низменности, заполненные застывшей лавой. Когда-то на Луне извергалось много вулканов. Их раскалённая лава устремлялась в низменности, образовывая «моря».
Так выглядят лунные кратеры. Они появились от ударов о лунную поверхность гигантских метеоритов. Солнечные лучи не достают до дна кратеров.
На Луне много гор. Они расположены по краям кратеров и образуют кольцо. Ширина некоторых кратеров более 200 метров, но есть среди них и совсем маленькие, шириной в несколько метров. И низменности и горные вершины на Луне покрыты слоем космической пыли.
Землю от Луны отделяют почти 400 тысяч километров. Космические ракеты долетают до Луны за 2-3 дня. В самолёте полёт до Луны продолжался бы около трёх недель. В автомобиле и на поезде пришлось бы мчаться до Луны более полугода. Пешком человек бы дошёл за пятьдесят лет.
Первые путешествия к Луне совершили в 1956 году советские космические ракеты. Советские и американские станции много раз облетали Луну: доставляли туда лунные лаборатории, которые фотографировали планету-спутник и брали пробы грунта. Первопроходцем на Луне был «Луноход – 1», снабжённый телевизионными камерами, радиоантеннами и приёмниками.
Более подробно о Луне, о других планетах, о том, как подняться в космос и что такое невесомость вы можете узнать, прочитав книгу Константина Алексеевича Порцевского «Моя первая книга о космосе».
Подведение итогов занятия.
Логопед: А нам пора возвращаться. Наша Ракета мчится вперёд,
планета Земля обратно нас ждёт.
Дети , изображая полёт ракеты, возвращаются за рабочие столы.
Логопед: Мы помогли Колобку познакомиться со своим Небесным другом. Много препятствий было на нашем пути, и мы их достойно преодолели.
Оцените каждый результат своей работы с помощью специальной шкалы.
Дети делают отметки на шкале оценивания. Логопед индивидуально
обсуждает с детьми результаты работы на занятии, опираясь на шкалу оценивания.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
ЦЕЛЬ: дифференциация звуков [Р], [Р’] по твёрдости-мягкости.
ЗАДАЧИ:
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 05.01.2015 |
Раздел | Логопедия |
Подраздел | |
Просмотров | 929 |
Номер материала | 34862 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: