Логопедическое
занятие.
Автор:
учитель – логопед Комкина Галина Александровна
ТЕМА: Звуки [Р],
[Р’].
ЦЕЛЬ:
дифференциация звуков [Р], [Р’] по твёрдости-мягкости.
ЗАДАЧИ:
- закреплять навык правильного произношения
звуков [Р], [Р’] в словах и предложениях;
- совершенствовать звуковой анализ слов;
- активировать и расширять словарь;
- закреплять навык пользования приставочными
глаголами;
- формировать навык чтения;
- отрабатывать дикцию;
- расширять кругозор;
- упражнять в согласовании числительных и
существительных;
- обеспечивать атмосферу психологического
комфорта;
- воспитывать культуру общения, вежливость,
выдержку;
- учить оценивать результаты своей
деятельности;
- развивать умения применять свои знания;
- развивать слуховое и зрительное восприятие,
внимание, память;
- развивать общую и мелкую моторику,
пространственную координацию.
ОБУРУДЫВАНИЕ:
·
картинный материал по темам ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ
УБОРЫ, ПРОДУКТЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ПОСУДА;
- сигнальные карточки;
- цифровые ряды, фишки для обозначения звуков;
- кассы букв;
- карточки со шкалой оценивания;
- книга К.А. Порцевского «Моя первая книга о
космосе».
ХОД
ЗАНЯТИЯ:
1.
Орг. момент.
Логопед: Чья это песенка?
Я
от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…
Дети : Колобок.
2.
Словоизменение (согласование числительных и
существительных).
Логопед: Вечером катился Колобок по тропинке. От нечего делать звезды считал.
Дети: Одна звезда, две звезды и т.д.
3.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Вдруг видит - катиться по небу другой колобок.
Удивился Колобок и
спрашивает: «Ты кто?» (дети повторяют
с вопросительной
интонацией).
Молчит Небесный
Колобок. Захотел Колобок подкатиться поближе,
а Небесный Колобок
от него.
Катиться, катиться
Колобок, вдруг видит,
стоит Машина –
скорая шина.
Дети: - Почему стоишь машина?
Один:
- Би-би-би! Спустила шина!
Дети: - Ш-ш-ш!
Один: - Умоляю - выручайте!
Поскорее накачайте!
Логопед: Колобок помог добрать Машине – скорой шине до автомастерской.
Дети садятся
перед зеркалом и выполняют упражнения артикуляционной гимнастики:
·
Массаж щёк (осмотр машины снаружи);
·
Произнесения звука [А] с различной силой голоса
(открывание капота);
·
Движения языка вверх, вниз, влево, вправо (осмотр
двигателя машины);
·
Рот закрыть (двигатель в порядке, капот закрыли);
·
Присасывание языка к нёбу (снимаем колесо с
проколотой шиной);
·
Быстрые движения назад-вперёд широкого кончика
языка за верхними зубами (подкатываем новое колесо);
·
Присасывание языка к нёбу (закрепляем колесо на
месте старого);
·
Упражнение «Насос» из комплекса дыхательной
гимнастики Стрельниковой (подкачиваем колёса).
4.
Использование приставочных глаголов.
Дети
проговаривают все действия с машиной.
Логопед: Можно ехать. Машина из ворот – ВЫЕХАЛА, по улице – ПОЕХАЛА, вокруг
колодца - ОБЪЕХАЛА, к мосту – ПОДЪЕХАЛА, через мост – ПЕРЕЕХАЛА
. Остановилась
Машина – скорая шина и говорит: «Не догнать мне Небесный Колобок. Может тебе Паровоз
– сто колёс поможет?».
5.
Упражнения на развитие фонематического
восприятия.
Логопед: Покатился Колобок на вокзал. Какой?
Дети:
Железнодорожный.
Логопед: Путь мы сможем продолжить только после погрузки вагонов
В них вы должны
погрузить вещи в названиях, которых есть звуки [Р], [Р’].
Уточнение
артикуляции ([Р] – рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят
за верхние зубы, напряжён, под воздействием сильной воздушной струи кончик
языка вибрирует; [Р’] – губы растянуты в более широкую улыбку, кончик языка
продвигается вперёд и опускается к краям верхних зубов) .
Логопед: Сделаем небольшую разминку:
·
Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши
один раз, когда услышите звук Р и два раза , когда услышите звук
Р.
Л Р РЬ В Р
М РЬ П РЬ РЬ Р ЛЬ
·
Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши
один раз, если услышите звук Р и два раза, если услышите звук Р.
РА
– МА – РЯ – ДЯ – РИ – ТИ – РО – ЛО – РЕ
·
Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши один
раз, если услышите звук Р и два раза, если услышите звук Р.
КАРАНДАШ ВОДА РЕДИСКА ЛОДКА
КАРЕТА
ДВЕРЬ ОЧКИ РАКЕТА
Детям выдаются
предметные картинки по темам: обувь, одежда, головные уборы, посуда, овощи,
фрукты, продукты, посуда. Дети выбирают картинки со звуками [ Р], [ Р’] на
заданную тему.
Логопед: В первый вагон загружаем предметы в названиях, которых звук [Р].
Во второй вагон
предметы в названиях, которых звук [Р’].
Дети прикрепляют
нужные картинки. Упражнение выполняют самостоятельно.
6.
Фонопедическое упражнение по методу
В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
Логопед: В путь!
Дети встают по
кругу и движутся, изображая поезд.
Дети: - Паровозик, подожди!
Там же
речка впереди!
Один: - Я поеду по мосту.
До
свидания! Ту-ту-ту!
Логопед:
Дети:
Станция Дорожкино, «топ-топ» в низком регистре,
хлопая ладонями по коленям.
Станция Лукошконо, crescehdo на звук
О, разводя руки в
сторону, показывая большую
корзину.
Станция
Засушкино, штрит-бас на звук А.
Станция
Каструлькино, glissando на звук А от
самого
высокого звука до самого
низкого, показывая высоту голоса.
Станция
Морковкино, «ших, ших…»
Станция
Перловкино, коротко произносят «Х,Х,…»,
резко
сжимая пальцы в кулак.
Станция
Немножкино-Картошкино, произносят короткие звуки У,
сначала в высоком регистре и
постепенно понижая звук до
низкого, показывая высоту голоса.
Станция
Тарелкино, «пых, пых…» - энергично выдыхая,
руки на поясе, поднимая и опуская
плечи.
7.
Подбор слов со звуками [Р], [Р’].
Логопед: Устал Паровоз – сто колёс. Только Небесный Колобок всё впереди.
Остановился Паровоз и говорит: «Не догнать мне его.
Может тебе
Вертолёт – быстролёт поможет?»
Покатился Колобок
на… аэродром. Пройти туда вы сможете,
если назовёте
слова со звуками [Р], [Р’] в начале слова, в середине, в конце.
Дети называют
слова, соответствующие задания. Один ребёнок с помощью сигнальной карточки
оценивает выполняемое задание
8.
Деление слов на слоги.
Логопед: С нами полетят ещё эти забавные пассажиры. омогите им занять свои
места. Количество слогов в названиях животных поможет вам определить номер
места.
Дети
самостоятельно выполняют это упражнение. Совместная проверка.
Дети : Вот готовится в полёт
Винтокрылый
вертолёт!
Ни
разгона, ни разбега,
Раскрутили
винт – и в небо!
9.
Игра на умение ориентироваться в
пространстве.
Под музыку дети
двигаются за ведущим, изменяя направление
движения в
соответствии со схемой, которую показывает педагог.
10. Звуковой анализ.
Логопед: Опустился Вертолёт-быстролёт на землю и говорит:
«Не догнать мне
Небесный Колобок.
Может, тебе Ракета
поможет?»
Прикатился Колобок
на… космодром.
Занимаем места в
Ракете.
Чтобы Ракета
взлетела, нужно отгадать код взлёта. Вот его схема.
·
Сколько звуков в лове?
·
Первый звук согласный, он дважды встречается в
слове КОСМОС.
·
Второй и пятый звуки одинаковые. Это последний
звук в слове ПОЛЁТ.
·
Третий звук – это ударный звук в слове ЗВЕЗДА.
·
Четвёртый звук найдём в слове КОСМОДРОМ. Но стоит
на седьмом месте.
Дети называют
звуки, обозначают их фишками и буквами, читают слово СТАРТ.
11. Сообщение о планете Луна с иллюстрациями из книги К.А.Порцевского «Моя
первая книга о космосе».
Логопед: К взлёту готовы?
Дети: пять, четыре, три, два, один…Старт!
Логопед: Как ни быстро бежал Небесный Колобок,
а догнала его
Ракета.
Обрадовался Колобок
и закричал: «Ты кто?»
Дети: Луна.
Логопед: Самая близкая к Земле планета-спутник Луна издавна манила людей. Луну
рассматривали в телескопы, пытаясь увидеть на её поверхности моря и равнины.
Воды на Луне нет, а
морями зовутся низменности, заполненные застывшей лавой. Когда-то на Луне
извергалось много вулканов. Их раскалённая лава устремлялась в низменности,
образовывая «моря».
Так выглядят лунные
кратеры. Они появились от ударов о лунную поверхность гигантских метеоритов.
Солнечные лучи не достают до дна кратеров.
На Луне много гор.
Они расположены по краям кратеров и образуют кольцо. Ширина некоторых кратеров
более 200 метров, но есть среди них и совсем маленькие, шириной в несколько
метров. И низменности и горные вершины на Луне покрыты слоем космической пыли.
Землю от Луны
отделяют почти 400 тысяч километров. Космические ракеты долетают до Луны за 2-3
дня. В самолёте полёт до Луны продолжался бы около трёх недель. В автомобиле и
на поезде пришлось бы мчаться до Луны более полугода. Пешком человек бы дошёл
за пятьдесят лет.
Первые путешествия
к Луне совершили в 1956 году советские космические ракеты. Советские и
американские станции много раз облетали Луну: доставляли туда лунные
лаборатории, которые фотографировали планету-спутник и брали пробы грунта.
Первопроходцем на Луне был «Луноход – 1», снабжённый телевизионными камерами,
радиоантеннами и приёмниками.
Более подробно о
Луне, о других планетах, о том, как подняться в космос и что такое невесомость
вы можете узнать, прочитав книгу Константина Алексеевича Порцевского «Моя
первая книга о космосе».
12. Подведение итогов занятия.
Логопед: А нам пора возвращаться. Наша Ракета мчится вперёд,
планета Земля
обратно нас ждёт.
Дети , изображая
полёт ракеты, возвращаются за рабочие столы.
Логопед: Мы помогли Колобку познакомиться со своим Небесным другом. Много
препятствий было на нашем пути, и мы их достойно преодолели.
Оцените каждый
результат своей работы с помощью специальной шкалы.
Дети делают
отметки на шкале оценивания. Логопед индивидуально
обсуждает с
детьми результаты работы на занятии, опираясь на шкалу оценивания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.