Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыЛогопедическое занятие на тему "Звуки [Р], [Р’]".

Логопедическое занятие на тему "Звуки [Р], [Р’]".

Скачать материал

Логопедическое занятие.

Автор: учитель – логопед Комкина Галина Александровна

 

 

ТЕМА: Звуки [Р], [Р’].      

 

ЦЕЛЬ: дифференциация звуков [Р], [Р’]  по твёрдости-мягкости.

 

ЗАДАЧИ:

  • закреплять навык правильного произношения звуков [Р], [Р’] в словах и предложениях;
  • совершенствовать звуковой анализ слов;
  • активировать и расширять словарь;
  • закреплять навык пользования приставочными глаголами;
  • формировать навык чтения;
  • отрабатывать дикцию;
  • расширять кругозор;
  • упражнять в согласовании числительных и существительных;

 

 

  • обеспечивать атмосферу психологического комфорта;
  • воспитывать культуру общения, вежливость, выдержку;
  • учить оценивать результаты своей деятельности;

 

 

  • развивать умения применять свои знания;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику, пространственную координацию.

 

ОБУРУДЫВАНИЕ:

·        картинный материал по темам ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПРОДУКТЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ,  ПОСУДА;

  • сигнальные карточки;
  • цифровые ряды, фишки для обозначения звуков;
  • кассы букв;
  • карточки со шкалой оценивания;
  • книга К.А. Порцевского «Моя первая книга о космосе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1.      Орг. момент.

Логопед:  Чья это песенка?

                  Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…

Дети : Колобок.

 

 

2.      Словоизменение (согласование числительных и существительных).

Логопед: Вечером катился Колобок по тропинке. От нечего делать звезды считал.

Дети: Одна звезда, две звезды и т.д.

 

 

3.      Артикуляционная гимнастика

Логопед: Вдруг видит - катиться по небу другой колобок.                      

Удивился Колобок и спрашивает: «Ты кто?» (дети повторяют

 с вопросительной интонацией).

Молчит Небесный Колобок. Захотел Колобок подкатиться поближе,

 а Небесный Колобок от него.

 Катиться, катиться Колобок, вдруг видит,

 стоит Машина – скорая шина.                                                                      

Дети: - Почему стоишь машина?

            Один: - Би-би-би! Спустила шина!

Дети: - Ш-ш-ш!

Один: - Умоляю -  выручайте!

              Поскорее накачайте!

Логопед: Колобок помог добрать Машине – скорой шине до автомастерской.

 Дети садятся перед зеркалом и выполняют упражнения артикуляционной           гимнастики:

·         Массаж щёк (осмотр машины снаружи);

·         Произнесения звука [А] с различной силой голоса (открывание капота);

·         Движения языка вверх, вниз, влево, вправо (осмотр двигателя машины);

·         Рот закрыть (двигатель в порядке, капот закрыли);

·         Присасывание языка к нёбу (снимаем колесо с проколотой шиной);

·         Быстрые движения назад-вперёд широкого кончика языка за верхними зубами (подкатываем новое колесо);

·         Присасывание языка к нёбу (закрепляем колесо на месте старого);

·         Упражнение «Насос» из комплекса дыхательной гимнастики Стрельниковой (подкачиваем колёса).

 

 

4.      Использование приставочных глаголов.                                    

Дети проговаривают все действия с машиной.

Логопед: Можно ехать. Машина из ворот – ВЫЕХАЛА, по улице – ПОЕХАЛА, вокруг колодца  - ОБЪЕХАЛА, к мосту – ПОДЪЕХАЛА, через мост – ПЕРЕЕХАЛА

. Остановилась Машина – скорая шина и говорит:  «Не догнать мне Небесный Колобок. Может тебе Паровоз – сто колёс поможет?».

 

5.      Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Покатился Колобок на вокзал. Какой?                                       

 Дети: Железнодорожный.

Логопед: Путь мы сможем продолжить только после погрузки вагонов

В них вы должны погрузить вещи в названиях, которых есть звуки [Р],  [Р’].

 Уточнение артикуляции ([Р] – рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжён, под воздействием сильной воздушной струи кончик языка вибрирует; [Р’] – губы растянуты в более широкую улыбку, кончик языка продвигается вперёд и опускается к краям верхних зубов) .

Логопед: Сделаем небольшую разминку:

·         Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук Р и два раза , когда услышите звук Р.                                                                 

                                   Л Р РЬ В Р М РЬ П РЬ РЬ Р ЛЬ

·         Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз, если услышите звук Р и два раза, если услышите звук Р.

                       РА – МА – РЯ – ДЯ – РИ – ТИ – РО – ЛО – РЕ

·         Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши один раз, если услышите звук Р и два раза, если услышите звук Р.

                        КАРАНДАШ       ВОДА        РЕДИСКА          ЛОДКА

                        КАРЕТА               ДВЕРЬ       ОЧКИ                 РАКЕТА

 

Детям выдаются предметные картинки по темам: обувь, одежда, головные уборы, посуда, овощи, фрукты, продукты, посуда. Дети выбирают картинки со звуками [ Р], [ Р’] на заданную тему.

Логопед: В первый вагон загружаем предметы в названиях, которых звук [Р].

Во второй вагон предметы в названиях, которых звук [Р’].

Дети прикрепляют нужные картинки. Упражнение выполняют самостоятельно.

 

 

6.      Фонопедическое упражнение по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.

Логопед: В путь!                                                                                            

Дети встают по кругу и движутся, изображая поезд.

Дети: - Паровозик, подожди!

             Там же речка впереди!

Один: - Я поеду по мосту.

              До свидания! Ту-ту-ту!

Логопед:                                             Дети:

             Станция Дорожкино,                     «топ-топ» в низком регистре,

                                                                       хлопая ладонями по коленям.

          

             Станция Лукошконо,                      crescehdo  на звук О, разводя руки в                           

                                                                                     сторону, показывая большую

                                                                                     корзину.

 

                          Станция Засушкино,                      штрит-бас на звук А.

 

                          Станция Каструлькино,                glissando  на звук А от самого

                                                                                  высокого звука до самого

                                                                                  низкого, показывая высоту голоса.

 

                         Станция Морковкино,                   «ших, ших…»

                     Станция Перловкино,                         коротко произносят «Х,Х,…»,

                                                                                   резко сжимая пальцы в кулак.

 

                     Станция

                     Немножкино-Картошкино,                произносят короткие звуки У,

                                                                                   сначала в высоком регистре и

                                                                                   постепенно понижая звук до

                                                                                   низкого, показывая высоту голоса.

 

                     Станция Тарелкино,                           «пых, пых…» - энергично выдыхая,

                                                                                   руки на поясе, поднимая и опуская

                                                                                   плечи.

 

 

7.      Подбор слов со звуками [Р], [Р’].

Логопед: Устал Паровоз – сто колёс. Только Небесный Колобок всё впереди. Остановился Паровоз и говорит: «Не догнать мне его.

 Может тебе Вертолёт – быстролёт поможет?»                                          

Покатился Колобок на… аэродром. Пройти туда вы сможете,

 если назовёте слова со звуками [Р], [Р’] в начале слова, в середине, в конце.

Дети называют слова, соответствующие задания. Один ребёнок с помощью сигнальной карточки оценивает выполняемое задание

 

8.      Деление слов на слоги.

Логопед: С нами полетят ещё эти забавные пассажиры. омогите им занять свои места. Количество слогов в названиях животных поможет вам определить номер места.

Дети самостоятельно выполняют это упражнение. Совместная проверка.

Дети : Вот готовится в полёт                                                                      

Винтокрылый вертолёт!

Ни разгона, ни разбега,

Раскрутили винт – и в небо!

 

 

9.      Игра на умение ориентироваться в пространстве.                    

Под музыку дети двигаются за ведущим, изменяя направление

 движения в соответствии со схемой, которую показывает педагог.

 

 

10.  Звуковой анализ.

Логопед: Опустился Вертолёт-быстролёт на землю и говорит:              

 «Не догнать мне Небесный Колобок.

Может, тебе Ракета поможет?»  

Прикатился Колобок на… космодром.                                                      

Занимаем места в Ракете.

 Чтобы Ракета взлетела, нужно отгадать код взлёта. Вот его схема.      

·         Сколько звуков в лове?

·         Первый звук согласный, он дважды встречается в слове КОСМОС.

·         Второй и пятый звуки одинаковые. Это последний звук  в слове ПОЛЁТ.

·         Третий звук – это ударный звук в  слове ЗВЕЗДА.

·         Четвёртый звук найдём в слове КОСМОДРОМ. Но стоит на седьмом месте.

Дети называют звуки, обозначают их фишками и буквами, читают слово СТАРТ.

 

11.  Сообщение о планете Луна с иллюстрациями из книги К.А.Порцевского «Моя первая книга о космосе».

Логопед: К взлёту готовы?                                                                         

Дети: пять, четыре, три, два, один…Старт!

Логопед: Как ни быстро бежал Небесный Колобок,

а догнала его Ракета.

Обрадовался Колобок и закричал: «Ты кто?»

Дети: Луна.

Логопед: Самая близкая к Земле планета-спутник Луна издавна манила людей. Луну рассматривали в телескопы, пытаясь увидеть на её поверхности моря и равнины.

Воды на Луне нет, а морями зовутся низменности, заполненные застывшей лавой. Когда-то на Луне извергалось много вулканов. Их раскалённая лава устремлялась в низменности, образовывая «моря».

Так выглядят лунные кратеры. Они появились от ударов о лунную поверхность гигантских метеоритов. Солнечные лучи не достают до дна кратеров.

На Луне много гор. Они расположены по краям кратеров и образуют кольцо. Ширина некоторых кратеров более 200 метров, но есть среди них и совсем маленькие, шириной в несколько метров. И низменности и горные вершины на Луне покрыты слоем космической пыли.

Землю от Луны отделяют почти 400 тысяч километров. Космические ракеты долетают до Луны за 2-3 дня. В самолёте полёт до Луны продолжался бы около трёх недель. В автомобиле и на поезде пришлось бы мчаться до Луны более полугода. Пешком человек бы дошёл за пятьдесят лет.

Первые путешествия к Луне совершили в 1956 году советские космические ракеты. Советские и американские станции много раз облетали Луну: доставляли туда лунные лаборатории, которые фотографировали планету-спутник и брали пробы грунта. Первопроходцем на Луне был «Луноход – 1», снабжённый телевизионными камерами, радиоантеннами и приёмниками.

Более подробно о Луне, о других планетах, о том, как подняться в космос и что такое невесомость вы можете узнать, прочитав книгу Константина Алексеевича Порцевского «Моя первая книга о космосе».

 

12.  Подведение итогов занятия.

Логопед: А нам пора возвращаться. Наша Ракета мчится вперёд,

планета Земля обратно нас ждёт.                                                              

Дети , изображая полёт ракеты, возвращаются за рабочие столы.

Логопед: Мы помогли Колобку познакомиться со своим Небесным другом. Много препятствий было на нашем пути, и мы их достойно преодолели.

 Оцените каждый результат своей работы с помощью специальной шкалы.

Дети делают отметки на шкале оценивания. Логопед индивидуально

 обсуждает с детьми результаты работы на занятии, опираясь на шкалу оценивания.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Логопедическое занятие на тему "Звуки [Р], [Р’]"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 ЦЕЛЬ: дифференциация звуков [Р], [Р’]  по твёрдости-мягкости.

 ЗАДАЧИ:

  • закреплять навык правильного произношения звуков [Р], [Р’] в словах и предложениях;
  • совершенствовать звуковой анализ слов;
  • активировать и расширять словарь;
  • закреплять навык пользования приставочными глаголами;
  • формировать навык чтения;
  • отрабатывать дикцию;
  • расширять кругозор;
  • упражнять в согласовании числительных и существительных; 

 

  • обеспечивать атмосферу психологического комфорта;
  • воспитывать культуру общения, вежливость, выдержку;
  • учить оценивать результаты своей деятельности;

 

  • развивать умения применять свои знания;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику, пространственную координацию.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 338
    • DOCX 60.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Комкина Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Комкина Галина Александровна
    Комкина Галина Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5152
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

История и современные тенденции продюсирования в кинематографе и на телевидении

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы социального проектирования в деятельности некоммерческих организаций

36 ч. — 144 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 544 человека

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе