Тема занятия
« Звуки Р , Рь »
Падежное управление, согласование существительных
с прилагательными в роде, числе, падеже.
Лексическая тема « Зимующие птицы».
Цели занятия:
автоматизация произношения звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях ;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;
воспитание фонематических процессов;
прививать познавательный интерес;
формировать позитивное эмоциональное состояние на занятиях.
Оборудование: фишки (индивидуальный и демонстрационный материал), цифровой ряд, плакаты с заданиями, сюжетные картинки, картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Психогимнастика «Птички».
Изобразить озябших, голодных птиц.
Показать, как обрадовались птички, когда им насыпали крошек.
Показать воробья, испугавшегося кошки.
Показать радостного воробья, убежавшего от лап кошки.
Основная часть занятия.
Сообщение темы занятия.
Отгадайте мои загадки. В ответах-отгадках есть звуки, которые мы будем повторять. В первой отгадке этот звук стоит 3, во второй отгадке звук стоит на 5 месте.
«Маленький мальчишка
В сером пиджачишке
По дворам шныряет, крошки подбирает» ( Воробей).
«На шесте дворец,
Во дворце певец
А зовут его….» (Скворец).
Какой звук услышали в словах воробей, скворец? (Р, Рь)
Характеристика звуков по акустическим признакам.
Работа с артикуляционными профилям, индивидуальными зеркалами
Как расположены артикуляционные органы при произнесении звуков Р-Рь?
Рот-широко открыт;
Зубки- на большом расстоянии друг от друга;
Язычок- широкий, кончик языка поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами;
Горлышко- гудит;
Характеристика звука:
Какие это звуки-гласные или согласные? (Согласные, звонкие)
Чем отличаются звук Р от звука Рь ?
Звук Р – твердый, а звук Рь – мягкий.
Символ звука – синий кружок.
Проверка правильности произношения звуков отдельными детьми
Развитие фонематических процессов.
Игра «Поймай звук».
Хлопни в ладошки, когда услышишь звуки Р- Рь.
А У Е Р П Ш А Рь К З Л В Р Н Б Ю Ы Р Т А В З Ш Щ Р Рь.
Автоматизация произношения в слогах.
ра
ря
ро
рё
ру
рю
ры
ри
ро
рё
ру
ро
ры
ру
ра
ро
ру
рю
рю
ры
ри
ро
ри
ры
ры
ри
ря
ри
ра
ра
ре
рэ
рэ
ре
рю
рэ
рё
ря
рю
ра
Преобразовать слово, заменив твердый гласный звук на мягкий, правильно прочитать получившие слова парами.
Игра « Наоборот».
РАД
РЯД
ШАР
ШАРЬ
РОВ
РЁВ
ПАР
ПАРЬ
РЫСЬ
РИС
ХОР
ХОРЬ
БРАК
БРЯК
УДАР
УДАРЬ
Добавить слог к слогу и прочитай получившиеся слова.
ЖУ ( РА) ВУШКА,
ВО (РО) НА
СО (РО) КА
СНЕ (ГИРЬ)
ТЕТЕ (РЕВ)
ПЕ (РЕ) ПЕЛКА
КУ (РИ) ЦА
ВО (РО) БЕЙ
СКВО (РЕЦ).
Автоматизация произношения Р-Рь в словах.
Падежное управление. Работа по сюжетной картинке « Зимующие птицы».
« Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
В гости первый день недели
К нам синицы прилетели».
Кто прилетел в кормушку?
Ворона, сорока, воробей, синичка, снегирь.
Какие это птицы?
Зимующие
К кормушке зимой не могут прилететь?
Куропатки, тетерева, рябчики.
Кого мы увидели на кормушке?
Воробьев, ворон, сорок, снегирей.
Когда наступит весна и с юга вернуться к нам:
Грачи, жаворонки, журавли.
Мы радуемся встрече с ….
Грачами, скворцами, жаворонками.
Какие это птицы?
Перелетные.
Согласование существительных с прилагательными.
Отгадай загадку, правильно ответь на вопросы. Разыщи отгадку на картине «Птицы».
«Черный , проворный кричит : «Крак»,
Червякам –враг!» (Грач).
Грач - какой: черный, проворный.
« Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок
Завертелась, как волчок.»
Синица- какая? ( Шустрая).
Словарная работа: шустрая, пестрый, проворный.
Физкультминутка. Проговаривание физкультминутки сопровождается имитацией движений.
Игра « Вороны».
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались
Во все горло разорались: кар, кар, кар!
Вдруг собаки выбегают, ворон крикливых разгоняют.
Звуки Р- Рь в предложениях. Работа с деформированным предложением.
Юркий воробей собирать крошки.
Хитрая ворона бросать орех.
Курица высиживать цыплят.
Красногрудый снегирь не бояться морозов.
Дятел у крепкий клюв.
Перепелка маленький пестрая птичка.
Воробей бояться кошки.
Анализ двух предложений по схеме.
Развитие мелодико-интонационной стороны речи.
« ЖУРАВУШКИ»
Журавушки – журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки – журавли!
Кто быстрее запомнит и правильно повторит стихотворение.
Проговаривание стихотворения все вместе;
Индивидуальное проговаривание стихотворения.
Итог занятия.
Вы справились со всеми заданиями. Молодцы!
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Тема. Звук и буква Р-Рь. Лексическая тема "Зимующие птицы"
Цель: автоматизация произношения сонорных звуков Р-Рь в слогах, словах, предложенияхработа по развитию лексико-грамматического строя речи, накопление словаря по теме "Зимующие птицы", учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Прививать познавательный интерес, формировать позитивное , эмоциональное состояние на занятии.
Занятие рекомендовано для проведения в группе учачихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.t
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 10.12.2014 |
Раздел | Логопедия |
Подраздел | Конспекты |
Просмотров | 2243 |
Номер материала | 6876 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: