Инфоурок Другое Другие методич. материалыЛогические элементы 8 класс

Логические элементы 8 класс

Скачать материал

Открытый урок «Логические элементы» 8 класс

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные – представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах;
  2. Метапредметные – умения представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема);
  3. Личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:

  • знакомство с дискретными преобразователями информации и простейшими электронными схемами;
  • рассмотрение примеров анализа логических схем;
  • обобщение вопросов, связанных с теоретическими основами средств информационных технологий;
  • соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, исключающие переутомление.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра.

Формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.

Образовательные технологии: игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  • логический элемент;
  • конъюнктор;
  • дизъюнктор;
  • инвертор;
  • электронная схема.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
  • ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы:

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка ранее усвоенных знаний.
    1. Фронтальный опрос.
    2. Работа в группе.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физминутка.
  5. Обобщение и систематизация знаний
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов, выставление отметок.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Постановка целей урока.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока “Логические элементы” (слайд 1).

2. Проверка ранее усвоенных знаний.

Ребята, на предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основные логические операции. Поскольку вы достигли значительных успехов в деле составления и преобразования логических выражений, я предлагаю вам стать электрониками. Для начала необходимо распределиться по группам (всего 4 группы)

а) Фронтальный опрос (работа с экраном).

Чтобы проверить, действительно ли вы подходите для ответственного задания, вы должны сдать экзамен. На экране 8 билетов. Представитель от каждой группы выбирает любые два номера билетов и отвечает на вопросы. За каждый верный ответ команда получает 1 балл (Слайд 2).

В зависимости от того, какой номер билета выбрал ученик, на экране появляются вопросы. После того, как учащийся дал ответ, правильный вариант высвечивается на доске.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/1.jpg

Вопросы:

  1. Сколько простых высказываний содержится в данном сложном: “Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит”? (Три)
  2. Сколько предложений являются высказываниями: “Число 6 - четное”, “Внимание!”, “Некоторые рыбы - хищники”, “Вы любите читать?” (2)
  3. А=“Лазерные принтеры бесшумны и обеспечивают наилучшее качество печати”
    В=“7*7=47 или 7*8=56”
    Какие из этих высказываний истинны? (В)
  4. Запишите высказывание на языке алгебры логики: “Меркурий – планета Солнечной системы и не имеет спутников” (A&¬B)
  5. Чему равно значение логического выражения А и (не А)? (0)
  6. Запишите высказывание на языке алгебры логики: “Неверно, что Солнце движется вокруг Земли” . (¬A)
  7. Вычислите: 1vA&0 (1)
  8. Определите истинность составного выражения: (2*2=4 или 3*3=10) и (2*2=5 или 3*3=9). (Истина)

б) Работа в группе (работа с тренажером Логика1).

Итак, мы выяснили, что вы вполне подготовлены теоретически, посмотрим, как справитесь с практическим заданием.

Учащимся предлагается выполнить практическое задание. Для этого используется тренажер “Логика1” Попова Владимира Васильевича. Программа предназначена для закрепления понятий: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Состоит из 5 заданий выполняемых последовательно, в которых необходимо вычислить значения логических выражений. Каждая из команд выполняет задания на компьютере и получает баллы (максимум 5 баллов).

 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/Image935.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/Image936.jpg

 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/Image937.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/Image938.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/Image939.jpg

В конце учащиеся увидят:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/Image940.gif

или

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/8.gif

3. Изучение нового материала (восприятие и осмысление знаний).

Вы достойно справились с испытанием и готовы получить важную информацию, необходимую для выполнения ответственного задания.

Я расскажу вам, как анализировать электронные схемы.

Алгебра логики – раздел математики, играющий важную роль в конструировании автоматических устройств, разработке аппаратных и программных средств информационных и коммуникационных технологий.

Вы уже знаете, что любая информация может быть представлена в дискретной форме – в виде фиксированного набора отдельных значений. Устройства, которые обрабатывают такие значения (сигналы), называются дискретными. Дискретный преобразователь, который выдаёт после обработки двоичных сигналов значение одной из логических операций, называется логическим элементом.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/9.jpg

На слайде приведены условные обозначения (схемы) логических элементов, реализующих логическое умножение, логическое сложение и инверсию.

Логический элемент И (конъюнктор) реализует операцию логического умножения. Единица на выходе этого элемента появится только тогда, когда на всех входах будут единицы.

Логический элемент ИЛИ (дизъюнктор) реализует операцию логического сложения. Если хотя бы на одном входе будет единица, то на выходе элемента также будет единица.

Логический элемент НЕ (инвертор) реализует операцию отрицания. Если на входе элемента 0, то на выходе 1 и наоборот.

Компьютерные устройства, производящие операции над двоичными числами, и ячейки, хранящие данные, представляют собой электронные схемы, состоящие из отдельных логических элементов.

Зарисуйте в тетради схемы логических элементов.

4. Физминутка.

Зарядка для глаз. Первое упражнение – необходимо следить взглядом за движущимся объектом по замкнутой траектории.

Второе упражнение - взгляд поочередно переводится с точки на большую окружность. Смена фокусировки.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/10.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/11.jpg

5. Обобщение и систематизация знаний (работа с тренажером “Логика2”).

Учащимся предлагается пройти последний этап игры – тренажер “Логика2” Полякова Константина Юрьевича.

Правила игры: ваша задача заключается в том, чтобы последовательно передавать кристалл с верхней площадки на нижнюю. Подавая ток на вход механизмов в правой части схемы, можно выдвигать площадки на пути кристалла. Если на входе механизма нет тока, площадка убирается.

Для управления механизмами используют выключатели в левой части поля. Их состояние изменяется щелчком мыши. Если выключатель включен, по цепи идет ток и поступает на логические схемы, включенные в эту цепь (средняя часть поля). Логические схемы преобразуют входные сигналы по следующим правилам:

  • схема НЕ: на выходе будет ток (сигнал 1), если на входе тока нет (сигнал 0), и наоборот;
  • схема И: на выходе будет 1, если на обоих входах 1;
  • схема ИЛИ: на выходе будет 1, если хотя бы на одном входе 1;

Кристалл нельзя передавать сразу через несколько “пролетов” — в этом случае он разбивается и приходится начинать уровень заново. Кроме того, у вас есть только 5 кристаллов на всю игру, если вы разобьете их все, задание считается невыполненным.

Игра состоит из 10 уровней. Если вы сможете пройти все уровни, сохранив хотя бы один кристалл и наберете больше нуля очков, вы увидите картинку.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626926/12.jpg

Каждый из учеников приносит в команду балл, равный его максимальному уровню пройденному в тренажёре “Логика2”. Считается среднее арифметическое максимальных уровней участников в команде, и добавляются к заработанным ранее баллам. Т.о. определяется команда-победитель.

6. Домашнее задание.

Готовиться к контрольной работе.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Определяется команда победитель. Выставление оценок.

Библиография

  1. http://kpolyakov.spb.ru/prog/logic.htm
  2. Информатика ФГОС: учебник для 8 класса: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  3. Информатика ФГОС: Рабочая тетрадь для 8 класса (2 части): Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Логические элементы 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 167 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2020 1156
    • DOCX 184.8 кбайт
    • 28 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Доскач Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Доскач Ирина Викторовна
    Доскач Ирина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76151
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 14 регионов