Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Классному руководителю / Литературно-музыкальная гостиная "Звенела струнами гитара"

Литературно-музыкальная гостиная "Звенела струнами гитара"

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

« ЗВЕНЕЛА СТРУНАМИ ГИТАРА»

Учитель русского языка и литературы Григорьева И.А.



Звучит песня «Подмосковные вечера» в переложении для гитары.

На фоне музыки:

Если терзает мне душу сомнение,

Сердце ж мучительно жаждет забвенья,-

В руки беру я гитару любимую,

С ней разделяю тоску нестерпимую.

УЧИТЕЛЬ: Вы, конечно же, узнали песню «Подмосковные вечера» в исполнении знаменитого гитариста Франсиса Гойи. И сегодняшнюю встречу в литературно – музыкальной гостиной мы посвящаем этому музыкальному инструменту.

- Гитара… Самый распространённый в нашей жизни музыкальный инструмент. С давних пор люди привыкли петь под собственный аккомпанемент, и самым подходящим для такого музицирования инструментом оказалась гитара. Всего несколько аккордов на гитаре – и песня, которую ты поёшь, сразу звучит по – иному.

- История гитары знает многих трудных исполнителей – виртуозов: испанца Агуада; итальянца Джулиани; русских Соколовского, Макарова. Под гитару пел свои стихи – песни герой Отечественной войны 1812 года знаменитый Денис Давыдов. Гитару любили слушать Пушкин, Лермонтов, Толстой. Много чудесных строк посвятил Гарсия Лорка музыке, гитаре.

ГИТАРА

Начинается

Плач гитары

Разбивается

Чаша утра

Начинается

Плач гитары

О, не жди от неё

Молчанья,

Не проси у неё

Молчанья!

Неустанно

Гитара плачет,

Как вода по каналам – плачет,

Как ветра над снегами – плачет,

Не моли её

О молчанье!

Так плачет закат о рассвете,

Так плачет стрела без цели,

Так песок раскалённый плачет

О прохладной красе камелий.

Так прощается с жизнью птица

Под угрозой змеиного жала.

О, гитара,

Бедная жертва

Пяти проворных кинжалов!

Предполагают, что родиной гитары является Древняя Греция, но вторую родину она приобрела в Испании, где уже в 8-9 веках получила широчайшую популярность.

Помните стихотворение Пушкина?

Я здесь, Инезилья,

Я здесь под окном,

Объята Севилья

И мраком и сном.

Исполнен отвагой,

Окутан плащом,

С гитарой и шпагой

Я здесь, под окном.

Именно так и было: с гитарой и шпагой. Потому что серенада, спетая кавалером у балкона дамы сердца, нередко заканчивалась дуэлью с соперником.

Из Испании гитара распространилась по всей Европе. Её полюбили в Италии, Германии, Франции и, конечно же, в России.

- Россию с гитарой познакомили итальянцы, служившие при дворе русских монархов и придворной знати.

- Наряду с арфой и клавикордами пение под гитару было почти обязательным для каждого воспитанного молодого человека того времени. Об этом нам говорит известная картина «Гитарист» Василия Андреевича Тропинина, написанная в начале 19 века . (Показ картины).

Перед нами молодой барин с гитарой в руках, у которого впереди вся жизнь с романтическими событиями и приключениями.

- Обратимся к творчеству ещё одного русского живописца Василия Григорьевича Перова. В 1865 году он написал картину «Гитарист – бобыль» (Показ картины), где изобразил немолодого человека, видимо мелкого служащего, только что вернувшегося со службы в пустой дом, в убогую и неряшливую обстановку, и жизнь ему скрашивает гитара да стакан горькой.

Живёт гитара и в литературных произведениях того времени. О том, как она и утешала и веселила простой люд, очень живописно рассказывает М.Горький в повести «Детство».

Чтение отрывка из повести «Детство».

- В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» главная героиня Лариса исполняет известный роман Глинки на слова Баратынского «Не искушай» под аккомпанемент гитары. И действительно, невозможно представить себе исполнение романсов, как в прошлом веке, так и в наши дни, без гитары. Благодаря мягкому, задушевному тембру, этот музыкальный инструмент очень хорошо сочетается с голосом.

Просмотр фрагмента из фильма «Бесприданница»

- Веселья друг, разгульный и шумливый,

Цыганский хор, исполненный огня,

Люблю тебя! В толпе своей игривой

И я певал, гитарою звеня,

В дни юности, беспечной и счастливой,

И тешила заманчиво меня

Вакхически шумевшая ватага

И негою, и страстью, и отвагой!

- Особое место заняла гитара в цыганских хорах, где под её аккомпанемент звучали русские и цыганские народные песни.

Почти вся русская творческая интеллигенция прошла через «искус» цыганской магии. Пушкин, Тургенев, Фет, Островский, Толстой… Просто невозможно перечислить всех писателей и поэтов России, в творчестве которых было отражено цыганское искусство. Исключительно интересен рассказ знаменитой цыганской певицы Тани о встрече с А.С. Пушкиным в доме Нащокина.: «Раз вечерком, аккурат два дня до свадьбы его оставалось , зашла я к Нащокину и Ольге, цыганке, жившей у Нащокина. Не успели мы и поздороваться, как под крыльцо сани подкатили ,и в сени вошёл Пушкин. Увидел меня из сеней и кричит: «Ах, радость моя, как я рад тебе, здорово, моя бесценная,» - поцеловал меня в щёку и уселся на софу. Сел и задумался, да так, будто тяжко. «Спой мне, - говорит, - Таня, что-нибудь на счастье, слышала, может быть, я женюсь?» - «Как не слыхать, - говорю, - дай вам Бог, Александр Сергеевич,» «ну спой мне, спой» - «Давай, - говорю, - Оля, гитару, споём барину»

Она принесла гитару, стала я подбирать, да думаю, что мне спеть. Только на сердце у меня самой невесело было в ту пору. И я запела Пушкину песню:

Ах, матушка, что там в поле пыльно?

Государыня, что так пыльно

Кони разыгрались…

А чьи – то кони, чьи – то кони,

Кони Александра Сергеевича…

Пою я эту песню, а самой – то грустёхонько, чувствую и голосом передаю. Как вдруг слышу, громко зарыдал Пушкин. Поднял глаза, а он рукой за голову схватился, как ребёночек плачет… кинулся к нему Павел Войнович: «Что с тобой, что с тобой, Пушкин?» - «Ах, - говорит, - её песня всю мою душу внутрь перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает!» и недолго он после того оставался тут, уехал, ни с кем не простился.»

- Цыганское искусство производило ошеломляющее впечатление не только на литературную интеллигенцию России. Не менее были увлечены и композиторы.

«Цыганская венгерка» в исполнении трио гитаристов.

Искусство замечательного интерпретатора русских народных песен Михаила Тимофеевича Высотского произвело неизгладимое впечатление на Лермонтова, посвятившего ему стихотворение «Звуки». В 1830 году, будучи студентом Московского университета, Михаил Юрьевич слушал знаменитого гитариста. Божественной игре Высотского посвятил поэт прекрасные юношеские строки:

Что за звуки? Неподвижен, внемлю

Сладким звуком я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! Что за звуки! Жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадный

Каплю вод живых!

Ив душе опять они рождают

Сны весёлых лет,

И в одежду жизни одевают

Всё, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки –

Образ, милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

И опять безумно упиваюсь

Ядом прежних дней,

И опять я в мыслях полагаюсь

На слова людей.

- 20 век… глубокие социальные преобразования, охватившие все народы планеты Земля: две мировые войны, десятки политических конфликтов… В сумасшедшем 20 веке интерес к гитаре в народе очень возрос. А уж в годы Великой Отечественной войны это был совсем необходимый музыкальный инструмент для поддержания боевого духа солдат.

Чтение стихотворения Геннадия Георгиева «Гитара»

До последнего выкрика

Ты держался в бою.

До последнего вылета

Нёс гитару свою.

Но однажды в кабине

С желваками у скул

В обгоревшей машине

До своих дотянул.

А на взлётной площадке,

Расставаясь с людьми,

Мне сказал: - Всё в порядке,

Вот гитару возьми.

И носилки по росам

Унесли в медсанбат,

И увидел я слёзы

На глазах у ребят…

Быстро годы уходят,

Превращаются в быль.

Как тебе не подходит

Слово горькое «Был».

Но осталось недаром

Здесь со мной на земле –

Фронтовая Гитара

В обгоревшем чехле.

- А как же живётся гитаре сегодня? А сегодня гитара тоже очень популярна. Но, пожалуй, самое главное это то, что в наше время гитара становится всё более верной подругой барда.

Владимир Высоцкий… Это имя стало легендой. У Высоцкого и у его песен великое множество истинных, серьёзных друзей. У песен Высоцкого отдельная и очень интересная жизнь. Они сразу же шли к людям. И особенно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные В. Высоцким о войне. Песня «Он не вернулся из боя» - одна из главных в его творчестве. Песни о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Сильных, усталых, мужественных, добрых. У Высоцкого есть песни, которые чем – то похожи на роли. И иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали – и восторгались. Путали – и недоумевали. А Высоцкий снова и снова выходил на сцену, продолжая сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные песни – роли. Высоцкий искал для своих песен всё новые и новые краски, поэтому его песни имеют несколько авторских вариантов. И в этом тоже он – Высоцкий – его натура, его способ творчества. Он был невероятно популярен. Он был личностью, явлением. Лучшие песни В.Высоцкого – для жизни. В песнях этих есть то, что может поддержать в трудную минуту. Когда – то Высоцкий написал:

Но кажется мне, не уйдём мы с гитарой

На заслуженный, но нежеланный покой.

Правильно написал! Это действительно так.

Звучат песни в исполнении Высоцкого

Стихотворение кимрской поэтессы Валентины Палионис

Единство музыки и слова

Кто в песне может воплотить

Единство музыки и слова –

Способен душу окрылить,

Снять с сердца льда и сна оковы.

У бардов не велик вокал,

Их голос блеском не сверкает.

Но правды, мужества накал

Их песен душу потрясает

Тальков, Высоцкий, Окуджава…

Не меркнет песен ваших слава,

Вам удалось (ваш дар велик)

Дверь приоткрыть в поэзии чертоги

А «музыка – для всех один язык,

Которым с нами разговаривают боги!»

Пусть ваша музыка проста,

Порою даже безыскусна,

Но поднялась на пьедестал

Гармония из слов чувства!

Годам грядущим не развеять чары –

Звучанья струн души и струн гитары!

- Подошла к концу наша встреча в литературно – музыкальной гостиной. А закончат этот вечер замечательные строки Николая Рубцова:

Сурова жизнь. Сильны её удары,

И я люблю, когда взгрустнётся вдруг,

Подолгу слушать музыку гитары,

В которой полон смысла каждый звук.

Звучит «История любви» в исполнении Франсиса Гойи.



  • Классному руководителю
Описание:

Особое место заняла гитара в цыганских хорах, где под её аккомпанемент звучали русские и цыганские народные песни. Почти вся русская творческая интеллигенция прошла через «искус» цыганской магии. Пушкин, Тургенев, Фет, Островский, Толстой… Просто невозможно перечислить всех писателей и поэтов России, в творчестве которых было отражено цыганское искусство.

Автор Григорьева Ирина Алексеевна
Дата добавления 14.12.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 546
Номер материала MA-069017
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»