1.Организационный момент:
заинтересовать учащихся.
|
Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
Вдохните глубоко и улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка
согревает вас изнутри. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного
доброго расположения друг к другу. И я желаю, чтобы хорошее настроение не
покидало вас никогда.
А сейчас послушайте песенку и подумайте знакомство с каким
разделом мы сегодня продолжим? Что же такое семья? Слово это понятно, как
«хлеб и вода». Семья – это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это
любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
|
Семья и я.
|
Регулятивные УУД - целеполагание, личностные
УУД – учебная мотивация, познавательные УУД–общеучебные, речевые
высказывания, осознание целей, коммуникативные УУД – передача
информации.
|
2.Проверка домашнего задания:
установить правильность и осознанность выполнения всеми
учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
в заданиях.
Работа в группах
|
- Ребята, давайте вспомним, какое произведение мы исследовали
на прошлом уроке?
- А какое же «волшебное слово» встретилось в этом рассказе?
- Давайте вспомним главного героя этого рассказа. Как его
звали?
- Ребята, а ведь он не только был мальчик, а кто ещё по
отношению к другим людям, окружающих его?
- Павлик научился одному «волшебному слову», а какие ещё
«волшебные слова» вы знаете?
(Учитель фиксирует на доске карточки со словами:
Спасибо, благодарю, будьте добры, вы очень любезны, пожалуйста,
благодарю, добрый день, до свидания, всего доброго, извините, простите за
беспокойство, прошу прощения, доброе утро).
- Сейчас мы разделимся на группы и каждая группа получит
задание, где вы вспомните вместе с Павликом другие «волшебные слова» и сами,
я надеюсь, будете ими пользоваться в своей речи.
- 1-я группа представляет ситуацию, где Павлик-внук просит
свою бабушку рассказать ему интересную историю из бабушкиной жизни во время
войны.
- 2-я группа представляет ситуацию, где Павлик-младший брат
просит своего старшего брата взять его с собой на футбольный матч.
-3-я группа представляет ситуацию, где Павлик-старший брат
просит свою сестру пришить ему пуговицу к его любимой рубашке.
-4-я группа представляет ситуацию, где Павлик-собеседник
просит незнакомого человека помочь найти ему нужную улицу.
- Но прежде, чем вы начнёте обсуждать, вспомните правила
работы в группах, что необходимо сотрудничать, уважать чужое мнение.
(Выступление представителей от групп)
- Молодцы,хорошо справились с заданием.
- Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?
- О чём заставил нас задуматься этот рассказ?
- Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого:
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила
читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи
взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ?
Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень
огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор,
прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и
мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я
написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать
и думать.»
- Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?
- Верно. Это прислала Валентина Александровна Осеева.
Игра на внимание:
- Ребята на прошлом уроке я вам показывала портрет этой
замечательной писательницы. Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Найдите
среди этих портретов портрет Валентины Александровны. (портреты
В.А.Осеевой, А.Л.Барто, З.И.Воскресенской)
- Молодцы!
|
- Рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»
- Пожалуйста.
- Мальчик Павлик.
- Старший брат, младший брат, внук, собеседник.
(Ответы детей)
- Добрым, вежливым человеком.
- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную
минуту, поможет рассеять плохое настроение. Каждый вежливый человек своё
доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов.
Это волшебные или добрые слова.
- В.А.Осеева
|
Познавательные УУД – произвольное
и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение
необходимой информации, извлечение необходимой информации, коммуникативные
УУД – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку
зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, регулятивные
УУД – выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, личностные УУД – установление учащимися значения
результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,
формировать чувство сопереживать героям.
|
3.Сообщение темы и целей урока, работа
с текстом до чтения:
организовать и направить к цели познавательную деятельность
учащихся,
определение смысловой, тематической, эмоциональной
направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского
опыта.
|
-С произведением какого писателя мы сегодня будем работать на
уроке?
-Откройте учебник и посмотрите название произведения.
- Как вы думаете, о ком будет произведение? Давайте попробуем
определить цель нашего урока.
- Цель нашего урока познакомиться с текстом
произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.
А для этого перед чтением текста давайте вспомним план работы
над текстом.
План на доске:
1.
Прочитать текст.
2.
Найти главных героев.
3.
Поговорить о героях, их поступках.
- Сегодня на уроке вы становитесь исследователями рассказа
В.А.Осеевой «Сыновья».
|
В.А.Осеева
«Сыновья»
- О сыновьях.
Элементарные ответы детей.
|
Познавательные УУД - логическое
предположение обще-учебных речевых высказываний, коммуникативные УУД – речевая
деятельность с целью получения информации, личностные УУД – учебная
мотивация, регулятивные УУД – постановка цели.
|
4. Знакомство с рассказом «Сыновья», работа с текстом во время
чтения:
первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание
текста.
|
- Как найти в учебнике эту сказку?
- На какой странице находится?
- Приготовьтесь слушать и читать рассказ. Возьмите простой
карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными.
- Чтение рассказа учителем.
- Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья»
старику?
-Давайте порассуждаем, а кто герои этого рассказа.
Словарная работа.
- Во время чтения рассказа, вам
встретились незнакомые слова? Какие?
«Ловок да силен, никто с ним не сладит» (никто не может его
победить)
«Поет как соловей» (звонко, красиво).
Физминутка
Дружно маме помогаем –
Пыль всюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
|
- По оглавлению.
На стр.79.
(Ответы детей)
- Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья».
|
Регулятивные УУД - самоконтроль
чтения, прогнозирование, познавательные УУД–чтение, получение
информации, личностные УУД – нравственное, этическое ориентирование, коммуникативные
УУД –кооперация усилий.
|
5.Анализ рассказа.
Повторное чтение:
дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах,
явлениях, основной идеи изучаемого материала, добиться от учащихся
восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний,
усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному
обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами,
содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Работа по учебнику.
|
- Давайте перечитаем рассказ цепочкой и порассуждаем, сколько
же было сыновей на самом деле?
- Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова
первой женщины.
- Найдите слова второй женщины и прочитайте.
-А какие слова сказала мама третьего мальчика?
-Почему старичок увидел одного сына?
-Чему учит произведение?
-Чем вы можете помогать маме?
Работа в группах.
-Ребята, у вас на столах лежат карточки со словами. Ваша
задача составить из данных слов пословицу.
1. Ближе матери нет друга.
2. Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы.
3. Всякой матери свое дитя мило.
4. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
-Как вы думаете, подходят ли эти пословицы к данному
произведению?
-Как вел себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме
первого сына?
-Что делал второй мальчик? Заботится ли о маме второй сын?
-Как поступил третий мальчик? О чем говорит поступок третьего
сына?
Почему женщины хвалили своих сыновей?
Мамы всегда заботятся о детях. Учат их доброму и хорошему,
волнуются, переживают. И вы тоже не должны огорчать своих мам, должны во всем
помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит
помогать маме во всем, делить с ней заботы.
Прочитайте в учебнике пословицы после рассказа:
Всякой матери свое дитя мило.
О любви к маме говорят дела, а не слова.
Посоветуйтесь с соседом и определите, какая пословица носит в
себе главную идею рассказа.
|
Каждая группа зачитывает свою пословицу и объясняет ее смысл.
(Ответы детей)
|
Регулятивные УУД - целеполагание,
самоконтроль, самооценка, коррекция, познавательные УУД - умение
структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения, коммуникативные
УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация, личностные УУД – развитие
готовности к сотрудничеству.
|
7. Итог урока:
проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.
|
- Какое правило из этого рассказа нам надо взять?
- Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось делать?
Задавать вопросы, читать, работать в группе или что-то ещё?
Оценки за урок.
|
(Ответы детей)
|
Регулятивные УУД - контроль,
самооценка - выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, познавательные УУД –сравнение, обоснование, личностные
УУД - этическая оценка, развитие толерантности, коммуникативные УУД – передача
собственного мнения.
|
8.Рефлексия:
зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на
уроке, оценить собственную коррекционную деятельность, зафиксировать
неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной
деятельности.
|
- Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына,
дочери, внука, внучки, рабочего, служащего, мамы, папы, пешехода и т.д. Пообещаем
стараться быть настоящими сыновьями и дочерьми. Любить свою маму и помогать
ей.
- У вас на столах есть сердечки, возьмите каждый сердечко и
напишите самые красивые слова о своей маме. А придя домой, подарите эти сердечки
своим мамам.
- Спасибо за урок.
|
(Ребята записывают слова для мам на листочках-«сердечках»).
|
Регулятивные УУД - актуальный
рефлексивный контроль, познавательные УУД – извлечение необходимой информации,
личностные УУД – развитие сопереживания, отзывчивости.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.