Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЛитературное чтение.Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Литературное чтение.Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Скачать материал

Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от­рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I.       Организационный момент и сообщение целей урока

II.      Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию

-     Ребята, какие сказки вы знаете?

-     Откройте учебник «Литературное чтение». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?

-     Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными.

-     Отгадайте, из какой это сказки:

 

1)  «С тех пор и дружба у лисы с журавлем  врозь».

2) «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»

3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».

-        Что сказочное в этих сказках?

III.    Пересказ сказки. Первичное восприятие

Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это про­изошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью кар­тинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):

-     С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?

-     Кто помог девочке спасти братца?

1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.

-        Попытаемся объяснить значение слов:

кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стер­жень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.

2. Проверка первичного восприятия.

-     Понравилась ли вам сказка?

-     Что понравилось в сказке?

-     Что понравилось более всего?

-     С какими чудесными предметами встречается девочка?

-     Кто помог девочке спасти братца?

-     На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?

IV.    Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1.       Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по .

Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):

1)   Начало действия (завязка).

2) Развитие действия.

3) Переломный момент (главное действие).

4) Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

5)  Конец действия (развязка).

2.       Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:

3.       Проверка самостоятельной работы, работа над углублени­ем практического представления о сказке, о жанре.

-        Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:

а)      Жили-были мужик да баба - зачин.

б)      Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.

4.      Работа над словом «гуси-лебеди»:

-     Почему сказка так называется?

-     Что за птицы «гуси-лебеди»?

5.       Словесное рисование:

-     Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?

http://malushata.ru/wp-content/uploads/2012/04/gusi-lebedi-skazka-baba-yaga.jpg

http://sovetskiy.3dn.ru/2/gusi-lebedi.0-03-35.jpg

-     Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?

V.      Актуализация знаний

Выборочное чтение с наглядным комментированием и от­веты на вопросы.

-     Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.

-     Как сестра догадалась, кто унес братца?

-     Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?

-     Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не по­могли девочке?

-     Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.

-     А почему в этот раз они помогли девочке?

-     Почему не сразу помогли ей?

-     Как изменилось поведение девочки при второй встрече?

VI.    Выборочный пересказ, близкий к тексту

1.    Представьте себя на месте девочки.

2.  Что она могла чувствовать на пороге избушки?

3.  Как вела себя девочка в избушке?

VII.   Подведение итога работы над сказкой

-     Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?

-     Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Литературное чтение.Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от­рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

II. Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию

- Ребята, какие сказки вы знаете?

- Откройте учебник «Литературное чтение». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?

- Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными.

- Отгадайте, из какой это сказки:

1)«С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».

2)«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»

3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».

- Что сказочное в этих сказках?

III. Пересказ сказки. Первичное восприятие

Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это про­изошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью кар­тинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):

- С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?

- Кто помог девочке спасти братца?

1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.

- Попытаемся объяснить значение слов:

кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стер­жень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.

2. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась ли вам сказка?

- Что понравилось в сказке?

- Что понравилось более всего?

- С какими чудесными предметами встречается девочка?

- Кто помог девочке спасти братца?

- На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?

IV. Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по .

Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):

1) Начало действия (завязка).

2)Развитие действия.

3)Переломный момент (главное действие).

4)Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

5) Конец действия (развязка).

2. Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:

3. Проверка самостоятельной работы, работа над углублени­ем практического представления о сказке, о жанре.

- Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:

а) Жили-были мужик да баба - зачин.

б) Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.

4. Работа над словом «гуси-лебеди»:

- Почему сказка так называется?

- Что за птицы «гуси-лебеди»?

5. Словесное рисование:

- Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?

- Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?

V. Актуализация знаний

Выборочное чтение с наглядным комментированием и от­веты на вопросы.

- Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.

- Как сестра догадалась, кто унес братца?

- Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?

- Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не по­могли девочке?

- Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.

- А почему в этот раз они помогли девочке?

- Почему не сразу помогли ей?

- Как изменилось поведение девочки при второй встрече?

VI. Выборочный пересказ, близкий к тексту

1.Представьте себя на месте девочки.

2.Что она могла чувствовать на пороге избушки?

3.Как вела себя девочка в избушке?

VII. Подведение итога работы над сказкой

- Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?

- Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1383
    • DOCX 316.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ковальчик Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ковальчик Ольга Михайловна
    Ковальчик Ольга Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 42
    • Всего просмотров: 155827
    • Всего материалов: 181

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы герменевтического анализа текста на уроке литературы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по литературе в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 12 регионов

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе