Инфоурок Начальные классы КонспектыЛитературное чтение. 2 класс.Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»

Литературное чтение. 2 класс.Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»

Скачать материал

Рябцева Вера Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 19» АИМР СК

 

Литературное чтение. 2 класс.               

Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»

Цели: Обобщить знания детей по данной теме, показать умение детей анализировать произведение: сравнивать, делать выводы и обобщения, умение декламировать поэтические произведения, способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи. Воспитывать  в детях любовь к русской поэзии, развивать творческое  мышление, прививать  чувство «прекрасного».

 Учебные материалы: компьютер ,проектор, экран, слайдовая презентация, выставка рисунков детей, сборники сказок А. С. Пушкина   

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний.

( звучит тихая музыка, учитель читает поэтические строки)

-Унылая пора... Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная пора,

Люблю я пышное природы увяданье-

В багрец и в золото одетые леса…

- Ребята, знакомы ли вам эти строки? Кому они принадлежат?

3. Сообщение темы и цели.

У. –Сегодня наш урок посвящён великому русскому поэту А.С. Пушкину.

Тема урока: А. С. Пушкин. Биографический очерк. ( Слайд 1)

Мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. Сегодня мы попытаемся

«раздвинуть»  привычные для начальной школы рамки знаний.

4. Работа по теме.

У. -Вы знаете, ребята, ни об одном русском поэте не написано столько, сколько о Пушкине, и всё - таки ещё много о нём недосказано, недоговорено. Его жизнь коротка и, вместе с тем, бесконечна.( Слайд 2)

Словарная работа.

-Как вы понимаете значение словосочетания « биографический очерк»?

-На какие жизненные этапы можно разделить его жизнь?

(Работают дети)

У.- Итак, на рубеже 18-19 веков родился гений…

                                                            « Детство поэта». ( Слайд 3,4,5)

( Индивидуальные  задания.  Дети  рассказывают о детстве поэта.)

                                                             «Лицей». ( Слайд 6)

У.- Вот так прошло детство Пушкина. В раннем возрасте Саша много читал. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели, поэты,; читали свои стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом и начал сочинять стихи.

-Наступает важный этап в жизни поэта. Подумайте, какой?

-Когда Александр поступает в лицей?

-Что это было за учебное заведение?

-Какими желал видеть выпускников  Александр ?

-Какими воспитал лицеистов профессор Куницын?

-Как складывались отношения у Пушкина с лицеистами?

    У.     -   Из Лицея Пушкин вынес дух вольности и товарищества. О тех  счастливых годах им было написано немало стихов, вот одно из них:

(Читает ученик « Друзья мои, прекрасен наш союз!)

 

У.- Весной 1817 г. Пушкин окончил Лицей. Лето он проводит в родовом имении Михайловском, усердно записывает русские сказки о русалках. Леших, Бабе Яге. Здесь и появилась на свет поэма «Руслан и Людмила»

( Читает ученик пролог « У лукоморья дуб зелёный…»)

У.- Начинается взрослая жизнь поэта. Пушкин живёт в Петербурге. ( Слайд 7)

Получив прекрасное образование, поступает на службу, но большее время отдаёт поэзии.- Каких два города воспевает Пушкин в своих стихах? - Как вы думаете почему? Вот сейчас мы должны услышать его любовь , уважение, гордость.

 (Дети читают стихи « Люблю тебя, Петра творенье…», « Как часто в горестной разлуке…»)

У.- Некоторые стихи были направлены против царя, его приближённых. Пушкин стал опасным для царя, и тот решает сослать его в ссылку, в отдалённые от столицы города Кишинёв, Одессу. Ссылка угнетает, мучает поэта, и он пишет стихотворение «Узник»,  ставшее  впоследствии очень известным. (Ученик  читает  « Узник») ( Слайд 8)

У.- Что вы слышите в этом стихотворении? Почему?

-Ему тяжело и одиноко, и  единственным   близким   человеком, бывшим с ним, была…кто? В один из грустных вечеров он пишет стихотворение

 « Зимний вечер» ( Рассказывает ученица ).

У . - В 1826 году царь освобождает поэта от ссылки и Пушкин  возвращается в Москву. Он беспокоится о няне, она осталась в Михайловском одна. Поэт посвящает ей стихотворение. Оно так и называется   «Няне».

 ( Ученица рассказывает стихотворение «Няне».)

У. – Скажите. Ребята, а какие времена года любил поэт? ( Слайд 9)

-Какая же зима у Пушкина? - Как должны звучать эти стихи? – Где мы находим  описание  времён года?

 ( Звучат  стихи : «Зима! Крестьянин торжествуя…», « Вот север, тучи нагоняя…», « Зимнее утро». )

У. – А какая осень в стихах Пушкина? А какое они создают настроение?

Вслушаемся  в них ещё раз.

 ( Звучат стихи « Дни  поздней  осени  бранят обыкновенно…»,  « Унылая пора…»).

У. – Пушкина нельзя назвать поэтом – сказочником, но тем не менее им написано… сколько сказок? – Кто пробудил в нём любовь  к устному народному творчеству? Слушая её , он восклицал: « Что за прелесть эти сказки!».

  5. Физминутка.                         

У. –Ребята, кому принадлежат слова: « Сказка-ложь, да в ней намек:

Добрым молодцам урок»?

-Мы вступаем в мир сказок. Я предлагаю вам викторину по сказкам.

На доске:

« Попенок зовет его тятей».

« Свет мой, зеркальце, скажи…»

« Смилуйся, государыня рыбка!»

У. – Из каких сказок эти строки? Сколько сказок было написано А. С. Пушкиным? Какую сказку он не успел дописать? А теперь внимание- из каких сказок эти строки?

(Домашняя  заготовка. Два ученика читают отрывки. )

…Чтоб конец своих владений

     Охранять от нападений

   Должен был он содержать

     Многочисленную рать…

У. – Чему учит эта сказка?

…Ты волна моя, волна

  Ты гуллива и вольна,

Плещешь ты , куда захочешь.

Ты морские камни точишь…

У. – Кто и за что был наказан в этой сказке? У каждого из вас на столе лежат сказки. Зачитайте отрывок из той сказки, как главный герой был наказан за свою жадность? А теперь прочтите отрывок, как добро побеждает зло?

У. -А теперь подведём главный итог. Я начну, а вы продолжите:

В сказках отразился мир добра, где царствует…

У. – Мы подошли к последнему этапу  жизни « Гибель поэта». ( Слайд 10)

Жизнь поэта оборвалась очень рано. Защищая честь жены, он был смертельно ранен Дантесом. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 на Чёрной речке. Через два дня поэт  умер. Похоронен А. С. Пушкин  в селе Михайловском.

У. – Не просто жилось семье Пушкина. У Н. Н. Пушкиной, молодой двадцатичетырёхлетней женщины, осталось на руках четверо детей. У неё будет ещё один брак. Родятся ещё двое детей. Ланской любил детей Пушкина, дал всем прекрасное образование. О судьбе дочерей мало что известно. А вот сыновья оставили свой след в истории России.

(Индивидуальные задания. Дети рассказывают о жизни сыновей Пушкина.)

6. Итог урока. Рефлексия.

У. – Подходит к концу наш урок. Но впереди вас ждёт ещё немало встреч с великим поэтом. Вы прочтёте его стихи о любви. О дружбе, о свободе, его романы, повести, поэмы.

У. -Ребята, кому было интересно и все понятно на уроке - покажите зеленый смайлик. Кому было не все понятно и не все интересно - покажите желтый смайлик. Кому на уроке было  сложно и многое непонятно - покажите красный смайлик.

У.- Талант А. С. Пушкина неисчерпаем! Творчество его бесценно!

   - Спасибо за работу.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Литературное чтение. 2 класс.Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Литературное чтение. 2 класс.               

Тема: А.С.Пушкин. Биографический очерк «Вся жизнь - один короткий миг»

Цели: Обобщить знания детей по данной теме, показать умение детей анализировать произведение: сравнивать, делать выводы и обобщения, умение декламировать поэтические произведения, способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи. Воспитывать  в детях любовь к русской поэзии, развивать творческое  мышление, прививать  чувство «прекрасного».

 Учебные материалы: компьютер ,проектор, экран, слайдовая презентация, выставка рисунков детей, сборники сказок А. С. Пушкина   

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 276 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.11.2014 339
    • DOCX 38 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фисенко Лариса Даниловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фисенко Лариса Даниловна
    Фисенко Лариса Даниловна
    • На сайте: 10 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6569
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек