Литературно-музыкальная
композиция как одна из форм воспитательной работы по патриотическому воспитанию
подростков
Рондарь Ирина
Николаевна, Заместитель директора по ООД
Статья отнесена к
разделу:
Внеклассная работа
Любовь
к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения, формируются у
подрастающего поколения под влиянием окружающей среды, общества, государства. В
последние годы особую тревогу и боль вызывает резкое падение роли семьи в
воспитании детей, авторитета родителей, снижение их педагогических функций.
Молодежь, в большинстве своем, считает, что “Родину придумали сентиментальные
люди”, что “жить везде хорошо, где хорошо живется”.
В
последнее время широкое распространение приобрело явление социальной
пассивности. Многие молодые люди не желают принимать участие в жизни общества и
государства. Некоторые молодые люди, получившие хорошее образование, выезжают
за рубеж, где находит лучшие условия для самореализации. Другая часть молодежи
пополняет криминальные структуры и экстремистские организации. Существующая
проблема принятия молодежью чужого образа жизни, образа мыслей ставит задачу по
поиску средств и методов воздействия на молодежь с целью воспитания гражданина
своей страны – патриота Отечества.
Особую
роль в системе патриотического воспитания молодежи играют учебные дисциплины
филологического, исторического, социального, экономического, культурологического
профиля.
Отечество
требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую
ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации
зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к
труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества
о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть
стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
Я
считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и
систематическая деятельность школ, училищ, колледжей и вузов по формированию у
молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,
готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите интересов Родины.
Юноше,
обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством
профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он
должен овладеть обязательно,– профессия защитника Отечества.
Воспитание
– работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни,
требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых
людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив.
Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы
такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью
воспринята, бывает довольно трудным пи довольно тонким делом. Думаю, что
системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и
гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях
российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления
армии России; проведение уроков и внеклассных занятий в музеях, экскурсии к памятникам
истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике
народной мудрости.
Важно,
чтобы мероприятия, направленные на воспитание у подростков гражданственности и
патриотизма готовились и проводились с учетом интересов обучающихся, вовлекая
их в процесс подготовки к выступлению перед своими сверстниками.
Невозможно
уделить достаточно времени на уроке для достижения поставленных целей в
воспитании. В нашем учебном заведении весь день построен так, что имеется
возможность проведения внеклассных мероприятий во время, так называемого,
воспитательно-оздоровительного блока, который делит учебный день на две части и
включает в себя: подвижные игры, занятия по строевой подготовке, обеденный
перерыв и проведение классных часов и внутриучилищных мероприятий в актовом
зале.
Скучный
заученный текст о событиях Великой Отечественной войны уже не вызывает интереса
у подростков, поэтому и введены в работу такие мероприятия, как инсценированная
песня, литературно-музыкальная композиция, уроки мужества, сопровождаемые
презентациями, в которых, благодаря документальным кадрам, фотографиям,
передается историческая эпоха, о которой идет речь.
Наш
город-это город, овеянный славой, город-памятник русским солдатам, погибшим на
Сталинградской земле. Мы, педагоги, не имеем права спустя рукава относиться к
мероприятиям, отражающим события страшной войны.
Главное
в любом мероприятии – дать возможность ребенку раскрыться, самореализовать свои
возможности и талант.
В
качестве примера одного из мероприятий по патриотическому воспитанию подростков
хочется поделиться сценарием внеклассного мероприятия – литературно-музыкальной
композицией по теме: “На гранитную плиту, положи свою конфету” ( детям –
узникам фашистских концлагерей посвящается).
Сценарий
литературно-музыкальной композиции:
“На
гранитную плиту положи свою конфету” (детям, узникам концлагеря посвящается)
Звучит песня “Бухенвальдский
набат” в исполнении Муслима Магомаева
На сцене участники композиции в
количестве 9 человек. Они исполняют танец Памяти жертвам концлагерей. Танец
заканчивается выносом свечей и установкой их на краю сцены. Свечи горят все
представление.
На сцене
появляется Земля.
|
Земля:
|
1
|
2
|
3
|
Изнемогаю
я, тоскую,
От крови захлебнулась я,
О, человек, мое дитя,
Что ты творишь на свете белом,
Одним движеньем очумелым,
Уничтожаешь сам себя!!!
|
О, варвары, да разве ж я,
Растила вас и поднимала,
Что б вы – безвинное дитя,
В печи концлагеря сжигали?!
|
Рассудок помутился мой,
Не ведаете, что творите,
Я слышу стон, и он, как звон,
О, я молю, остановитесь!!!
|
На сцене появляется фашист.
|
Фашист:
|
1
|
2
|
3
|
Я есть
хозяин всей земли,
Вы все рабы и на коленях,
Я буду жить с семьей своей,
А ваше уничтожу племя!
|
Мне
русский человек смешон,
Хоть и боюсь его ужасно,
Ведь он силен, душой силен,
Мы ж уничтожим род его,
Сотрем с лица земли и баста!!!
|
Куда он
без семьи, детей?!
Подрубим мы его под корень,
Откроем много лагерей:
Освенцим, Бухенвальд и там,
Навеки русских похороним!!!
|
На сцене появляется Женщина-мать
|
Женщина:
|
Фашист:
|
Женщина:
|
1
|
2
|
3
|
Я –
женщина, я – мать,
я – жизнь, я – свет,
Я жизнь дарю,
я – радость и надежда,
Как пережить детей и братьев смерть,
Как в этом ужасе остаться человеком?!
|
О,
русский мутер,
что стоишь в слезах,
О чем рыдаешь ты над пепелищем?...
|
Оплакиваю
я безвинных жертв,
Убитых вами женщин, ребятишек!!!
|
Фашист:
|
Фашист:
|
Женщина:
|
4
|
5
|
6
|
Идет
война, победа так близка,
Мы победим народ непобедимый,
А вас заест, замучает тоска,
Ведь вы наивны и сильны, пока любимы.
|
А мы
убьем любовь, посеем смерть,
Разрушим ваше счастье и свободу,
Мы превратим в концлагерь целый свет,
Но… избавимся от русского народа!!!
|
Будь
проклята та мать, что родила тебя,
Поила молоком и пеленала,
Пускай уходит из-под ног твоих земля,
Пусть будут для тебя врата открыты ада!!!
|
Барак в
концлагере . В бараке 5 мальчишек.
|
Мальчик
1:
|
Мальчик
2 :
|
Мальчик
3 :
|
1
|
2
|
3
|
Я долго прятался в лесу,
От пьяных озверевших фрицев,
Они лелеяли мечту,
Угнать нас в рабство за границу.
И я б не сдался никогда,
Да только с матерью беда,
Пообещали хату сжечь,
А там и братья и сестра,
Ну будь, что будет, что ж пора!!!
|
Лагерь смерти, отсюда не выйти
живым,
Мне не видеть родных, не увидеть мне дома
Мне не падать в траву, не дарить мне цветы,
Здесь присутствует страх, унижение, злоба.
|
Ты слышал, из соседнего барака
Сегодня утром увели двоих,
Пришел хмельной майор и, как собака,
Прорявкал их фамилии…
|
Мальчик
4:
|
Мальчик
5:
|
Мальчик
1:
|
4
|
5
|
6
|
В живых их видно нет,
Их увели в барак
С таинственными окнами – зрачками,
Оттуда не вернулись никогда
Ребята с нашего барака, нет их с нами.
|
Я слышал, там кормежка и тепло,
Там есть игрушки,
Может там неплохо
|
Неплохо, да, ведь каждому свое,
Но лучше нам туда не попадать до срока.
|
Мальчик
5:
|
|
|
7
|
Ребята
уснули.
На сцене
появляется Фашист и Мать
|
Здесь голодно и сыро, там еда,
Здесь крысам нет еды, а там конфеты,
Я попрошусь, наверное, туда,
Вот только бы дождаться до рассвета…
|
Фашист:
|
Фашист:
|
Мать:
|
1
|
2
|
3
|
Нашим солдатам пришлось нелегко,
Госпитали переполнены,
Им умирать предстоит тяжело,
Им не увидеть Родины.
|
Кровь от рабов их поднимет с
постели,
Детская кровь, драгоценная кровь,
Капля по капле и нет тебя в теле!!!
|
Мальчишкам снится сон, он сил
предаст,
И в трудную минуту им поможет,
Пускай поспят, им завтра умирать,
Им сил предай и их помилуй, боже!!!
|
Ребята
просыпаются
|
Мальчик
1:
|
Мать
|
Мальчик
1:
|
1
|
2
|
3
|
Мне сон
приснился,
Будто мама склонилась тихо надо мной,
Сказала:
|
“Сильным
будь сын мой,
Какая бы судьба тебя не ожидала
Ты русский, ты не встанешь на колени,
Тебя не обвинят в предательстве, измене.
И поведешь, ты, слабых за собой,
Не бойся, сын, я рядышком, с тобой”.
|
Рассвет,
сейчас и к нам придут,
Осталось жить не долго, жизнь не вечна.
Эй, пацаны, последний жизни миг,
Нам не годится встретить на коленях!!!
|
Все:
|
Мальчик
1:
|
|
А что же делать, нет оружия,
|
А руки, кулаки, умеешь драться?!
Уж лучше умереть, поверь, от пули,
Чем донором для фрицев оставаться.
Ни капли крови, ни минуты жизни
Не отдадим фашистам – палачам,
Поможем нашим братьям и отцам,
В последний раз послужим мы Отчизне!!!
|
Заходит фашист.
Ребята набрасываются на него,
Сбивают с ног,
Убегают, за сценой слышатся автоматные очереди.
|
Звучит песня “Саласпилс”. Идут
слайды про концлагеря, обязательно документальные. На последнем куплете,
после слов “положи свою конфету”, ребята в зале разносят всем конфеты.
Фашист
поднимает голову:
|
Фашист:
|
Фашист:
|
Земля :
|
Поистине нам не понять,
Не победить такую силу,
Они готовы жизнь отдать,
Готовы глотку грызть, кричать,
Хотя стоят уж у могилы,
|
Нет, мы не победили их,
И страх и смерть их не изменит,
И как же надо жизнь любить,
Чтоб умереть за жизнь других,
Врагу не сдаться и не преклонить свои колени
|
О, слезы русских матерей,
Они образовали море,
Глаза погубленных детей,
Да разве есть сильнее горе.
Да разве можно пережить
Ту боль разлуки и потери,
Но вы живете, надо жить,
Во имя памяти детей,
За всех погибших сыновей,
Что так пожить и не успели.
|
Во время монолога Земли ребята на
сцене делают живой памятник, возле которого стоит склонившись Мать. Земля
снимает венок со своей головы и возлагает к памятнику
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.