Литературная игра «Умницы и умники»
по поэме М.Ю.Лермонтова
«Песнь про царя Ивана Васильевича…»
Цель: актуализация
знаний и умений, полученных при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова.
Форма: внеклассное
мероприятие для предметной недели.
Целевая аудитория:
учащиеся 7-8 класса.
Отборочный
тур
- Что означает
выражение «Ох ты гой еси»?
- Василий III Иоаннович унаследовал Российское государство, территория которого
равнялась 430 км2, увеличил или уменьшил территорию государства
его сын Иван IV Грозный? (да, до 5400 км2).
- От имени кого
ведется рассказ в поэме М.Ю.Лермонтова?
- «То за трапезой
сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич». Что такое
«трапеза»?
- Кого на Руси
называли стольником?
- Как запирал свою
лавку молодой купец Калашников?
- «Прежде свахе смышленой
покланяйся…» Кто такая сваха?
- «Заломил на
бочок шапку бархатную, черным соболем отороченную». Что означает слово
«отороченный»?
- Кто такие
опричники?
I тур. Литературоведы.
О каком герое поэмы
сказал В.Г.Белинский?
- «Это один из тех
упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор,
пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые
и обиды не простят и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых – всё или
ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…»
(Калашников)
- «Какая сильная,
могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите,
что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры
сильной, души могучей… Вы понимаете, что для этого человека нет середины:
или получить, или погибнуть!» (Кирибеевич)
- «Взгляд очей его
– молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и
пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает
величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» (Иван
Грозный)
II тур.
Инкогнито.
Кто вы?
- Когда всходит
месяц, звезды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучку прячется,
Та стремглав на землю падает. (Царь)
- Мои очи слезные
коршун выклюет,
Мои
кости сирые дождик вымоет,
И
без похорон горемычный прах
На
четыре стороны развеется! (Кирибеевич)
- Куда ветер дует в
поднебесье,
Туда
мчатся и тучки послушные. (Братья Калашникова)
III тур.
Метаморфозы.
- Вы – разгневанный
царь Иван Васильевич. Виновник Вашего гнева – любимый опричник Кирибеевич.
Чем он прогневил Вас? Ваши слова и действия?
- Вы – купец
Калашников на кулачном бою. Зачем Вы вышли в круг? Что и кому говорили?
- Вы – опричник
Кирибеевич на кулачном бою. Зачем Вы вышли в круг? Что Вы говорили?
IY тур.
Языковеды.
Прочтите данный Вам
отрывок из поэмы. Найдите в них ошибки с точки зрения современного русского
языка.
- За прилавкою
стоит молодой купец,
Статный
молодец Степан Парамонович.
По
прозвищу Калашников.
Шёлковые
товары раскладывает,
Злато,
серебро пересчитывает.
- Вот уж поп прошел
с молодой попадьей,
Засветили
свечу, сели ужинать, -
И
по сю пору твоя хозяюшка
Из
приходской церкви не вернулася.
- Про тебя нашу
песню сложили мы,
Про
твово любимова опричника,
Да
про смелого купца, про Калашникова;
Мы
певали ее под гуслярный звон…
Y тур.
Аналитики.
На Руси XVI века был принят свод житейских правил – «Домострой».
Знание об этом,
возможно, поможет вам справиться с заданиями.
- Алена Дмитриевна
рассказала своему мужу всё, что «приключилося» с ней по дороге из церкви
дмой. Что же защищал Калашников на кулачном бою?
- О чем, по мнению
царя, положено думать молодому опричнику?
- Почему Алена
Дмитриевна просит защиты у Калашникова?
YI тур. Мистер
Х.
Кто он?
- Чувствительный
человек, поэтическая душа; самолюбив, силен, самоуверен; во всем идет до
конца, не выбирая средств для достижения цели. (Кирибеевич)
- Предки его –
шведы и французы. По семейному преданию, в роду был колдун, большой
любитель лошадей. Сам же Мистер Х – поручик и …очень известный человек.
(Лермонтов М.Ю.)
- Вспыльчивый
человек, умный, образованный, окруженный льстецами; самоуверен,
недоверчив. (Иван Грозный)
ФИНАЛ
I тур.
Историк языка.
- В эпоху Ивана
Грозного появилось выражение «сирота казанская». Вспомните событие,
ставшее причиной появления этого выражения.
( В 1552
г, 2 октября, перед войсками Ивана Грозного пала Казань – Казанское ханство.
Русские войска учинили в Казани жестокую расправу, погибли тысячи человек,
огромное число детей остались сиротами)
- Как возникло
выражение «кричать во всю Ивановскую»?
(В Московском
Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся
Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями,
вступая в торговые сделки. Тут же «площадные подъячие» и глашатаи громким
голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы. Так и закрепилось
в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.)
II тур.
Определение сильнейшего.
- Выход на кулачный
бой Калашникова и Кирибеевича: кому или чему каждый из них кланялся?
Почему так?
- Один известный
историк так характеризовал Ивана Грозного: «Иоанн имел разум превосходный,
не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром
слова… Имел редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую,
римскую, нашего отечества, чтобы немало толковать их в пользу тиранства…
Хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить слона,
не хотевшего встать перед ним на колени… » Кто этот историк? (Н.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.