Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Литературная гостиная «…И лучшей награды поэту не надо» (по творчеству Петра Комарова) Сценарий

Литературная гостиная «…И лучшей награды поэту не надо» (по творчеству Петра Комарова) Сценарий

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Приложение 3

Литературная гостиная

«…И лучшей награды поэту не надо» (по творчеству Петра Комарова)

Сценарий

Цель проводимого занятия – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

1. приобщить к литературному творчеству,

2. увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска,

3. раскрыть богатство мира идей и образов литературы,

4. обогатить устную и письменную речь школьников,

5. помочь овладеть начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов, знакомства с историко-литературными источниками, чтения и обсуждения художественных произведений, их критическая оценка, освоения элементарных знаний по истории и теории литературы, анализа содержания и структуры литературного произведения, изучения нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

Универсальные учебные действия: чтение наизусть; работа с учебником и иллюстративным материалом, поиск материала в Интернете, исследовательская работа с текстом; интервью; подготовка презентаций («Литературный Хабаровск», «История улицы Петра Комарова»); создание буклетов, подготовка выставки работ « Моя малая Родина», «Проба Пера»; подборка музыкального сопровождения; написание сценария литературной гостиной (КТД); создание собственных стихотворений; создание фотовыставки; выступление с докладами, сообщениями.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( Н. А. Некрасов «Железная дорога», С Есенин, Н. Рубцов, Ф. Тютчев, А. Фет, А.Т. Твардовский…); изобразительное искусство, музыка ( Ю. Владимиров, Ю. Давыдова, Д. Покрасс, Ю. Еременко), ИКТ, биология, экология, география.

Метапредметные ценности: формирование романтизации трудового подвига и ценностных представлений о смерти и бессмертии, воспитание и развитие эстетического чувства наслаждения природой на основе знакомства с культурой Хабаровского края, воспитание чувства прекрасного; формирование гуманного отношения к миру природы и активной жизненной позиции.

Творческая работа: Комаровские чтения - создание выставки буклетов о П. Комарове и его творчестве в Хабаровском крае; создание поэтического сборника «Стихи разных поэтов о Хабаровске и Хабаровском крае», создание собственного поэтического сборника « Проба Пера»; написание отзыва о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: презентации: « История улицы Петра Комарова в Хабаровске», «Песни на стихи П. Комарова»; «Литературный Хабаровск»; экскурсии на природу, в ДВХМ, музей Гродекова, библиотеки.

Внедрение: конкурс чтецов; литературная гостиная.

Планируемые результаты

Ученик научится:

выполнять практические задания по поэтическому тексту, выразительно читать стихотворение, делать презентацию,

создавать буклет, анализировать текст, создавать сценарий, брать интервью, делать доклады, сообщения, создавать поэтический сборник, составлять библиографию, создавать вступительную статью к поэтическому сборнику

создавать фотовыставку с подборкой поэтических текстов, работать в библиотеке с каталогом, слушать и отбирать материал для поисковой работы, работать в Интернете.

Ход занятия:

( Исполняется песня «С чего начинается Родина». Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского. Под музыку звучат слова ведущих) до чтения стихотворения «Изыскатели»)

Ведущий. Задумывались ли вы над вопросом: «Что такое Родина?» Место, где ты родился и рос, или просто пятно на карте? Русский поэт А.Блок писал: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…»

Родина – это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над домом. Родина – это не только наша огромная матушка Россия, это и наш край, наш город, посёлок.

Ведущий. Дорогие ребята и уважаемые гости, сегодня мы собрались, чтобы принять участие в «Комаровских чтениях», которые мы посвящаем 155-летию г. Хабаровска-городу воинской славы. Предлагаем и гостям, и участникам быть не просто зрителями, а выразить своё отношение, чувства к поэзии П. Комарова, нашего соотечественника, и хотим представить вам свой проект, который мы назвали «Живое краеведение».

Комаров – наш земляк, долгое время жил в Хабаровске. Петр Степанович Комаров – певец Приамурья, дальневосточный символ, национальное достояние. Его жизнь и творчество останутся бессмертными.

В 2011 году исполнилось 100 лет со дня рождения Петра Комарова.

Ведущий. Звучит стихотворение «Изыскатели». На экране портрет Комарова (1911-1949)

Не о бессмертии мечтали мы,

Когда с тобой тропинку пробивали

Сквозь этот лес, заглохший в буревале,

Сквозь лютые препятствия зимы.

Не знали мы, что можно, как штыком,

Таежными шипами наколоться

И потонуть в сугробе, как в колодце,

Не вскрикнув и не вспомнив ни о ком.

Не знали мы, что можно на снегу

Спать до утра, как у себя в постели,

В лесном дупле пережидать метели

И проклинать морозы и пургу…

Твой новый шаг – твой облегченный вздох.

И ты, как я, одной мечтою грелся,

Что нам вослед прямая ляжет рельса

И вздрогнет лес от шума поездов.

А та тропа, что нас в тайгу вела,-

Она потом о нас напомнит людям…

Пусть мы с тобой бессмертными не будем –

Бессмертными останутся дела.

Ведущий. Каждому предначертано судьбой прожить свою жизнь, не похожую ни на чью другую. Петр Степанович Комаров всю жизнь прожил на Дальнем Востоке и не мыслил себя где-то в иных пределах, возможно, более благодатных, чем наше Приамурье. Для него работал он без устали, жил, горел... и сердце отдал ему, и песни...

Ведущий. (Звучит стихотворение)

Сторонка дальняя моя,

С перепелами вдоль обочин.

Твоею славой славен я,

Твоей заботой озабочен.

Благословен мой край, и в нем —

Наш труд, наш дом, где все знакомо.

Я — нитка в знамени твоем

Над черепичной крышей дома.

Ведущий. В книге «Особый район России» Виктор Иванович Ишаев дал такое определение дальневосточного характера: «Дальневосточный характер, складывавшийся десятилетиями, подразумевает мужество, выносливость, широту души, а трудности его закаляют». Именно такой характер явил и жизнью своей, и творчеством наш земляк поэт-классик Петр Степанович Комаров (1911–1949 гг.)

Именно такие люди, мужественные, выносливые, закаленные: образы землепроходцев, мореплавателей, ученых, писателей - проходят через все творчество Петра Комарова. Это Василий Поярков и Ерофей Хабаров, Витус Беринг и Владимир Арсеньев, Иван Гончаров и Геннадий Невельской — истинные сыны России. (слайды в презентации)

Именно о таких людях, с дальневосточным характером, пишет с гордостью поэт и о том, что он живет в городе, носящем имя великого Хабарова в стихотворении «Мой город»

Чтение стихотворения «Мой город»

Ведущий. Столица нашего края – город Хабаровск, который с каждым годом хорошеет и развивается. Сейчас мы совершим с вами заочную прогулку по некоторым местам этого прекрасного города.

( показывается мультимедийная презентация « Хабаровск»). Звучат песни о Хабаровске. «Вдоль Амура белым парусом….»).

Ведущая. Есть в Хабаровске улица Петра Комарова. (Вставить в презентацию фото улицы Комарова, видео)

Наша поисковая группа занимается исследованием жизни и творчества Петра Комарова в Хабаровске, а также поиском тех мест, которые связаны с именем поэта. Ученица сейчас расскажет об этом.

Ученица. Петру Комарову, Лауреату Государственной премии, автору «У берегов Амура», «Маньчжурская тетрадь» установлены мемориальные доски на доме, где жил Пётр Степанович и на здании, где размещалась редакция журнала «Дальний Восток», там он работал и создавал свои замечательные произведения (слайды в презентации)

Он активно работал корреспондентом в региональной периодической печати (газеты «Набат молодежи», «Тихоокеанская звезда», журнал «На рубеже» и др.). В 1943–1946 годах руководил Хабаровским отделением Союза советских писателей. Исколесил самые глухие уголки края, чем основательно подорвал свое здоровье.

На доме № 41 по улице Карла Маркса, где жил и работал последние годы Петр Комаров, установлена мемориальная доска. Улицу Садовую Центрального района в 1951 году переименовали в улицу Петра Комарова.

(слайд в презентации)

Ведущая. Впечатления детства и отрочества отозвались в известном стихотворении Петра Комарова “Золотая просека”

Чтение стихотворения “Золотая просека”

Ведущий. Послушаем фрагмент песни «Золотая просека» в исполнении певца Яковенко на музыку хабаровского композитора Юрия Владимирова.

Ведущий. Когда о Комарове говорят, что он – певец Дальнего Востока, то это, конечно, вполне справедливо. Но в его стихах с неизменной любовью воспеваются не одни лишь красоты Уссурийской тайги, горных хребтов, падей или Зейской равнины, но и величие труда наших земляков, и мужество воинов.

Чтение стихотворения “Иволга”

Ведущий. Большим достоинством Петра Комарова является неповторимость изображения дальневосточной природы. Поэт был влюблен в роскошную, разнообразную природу родного края. Хорошо об этом сказала Юлия Шестакова: «Природа в стихах Петра Комарова всегда осязаема, зрима, конкретна. Для него не существует просто трав, просто деревьев, просто птиц — он всегда может точно назвать их…». (Фотопейзажи Приамурья - слайды в презентации)

Сердце какого дальневосточника не дрогнет, когда он обратится к стихотворению «Приамурье».

(Звучит музыка Эдварда Грига «Утро». На фоне музыки исполняется стихотворение «Приамурье».

Чтение стихотворения “Приамурье”, «Сенокос» .

Ведущий. Природа у Комарова одушевленная. В его стихах нет просто зверей, рыб, птиц, животных вообще. Все они названы по именам, действуют сообразно своему характеру. В растительном и животном мире все расцвечено.

Июльский мак, поле с васильками, колючий репей, китайская сарпинка, сурепка, молочай, ромашка, дикая аралия, женьшень, тальник, береза, клен, кедр. Образ растения у Комарова иногда вырастает до символа.

Чтение стихотворения «Кедр»

Ведущий.

...Если мне придется умереть —

Кедром упаду я поутру.

Лучше сразу факелом сгореть,

Чем всю жизнь сгибаться на ветру!

Таков нравственный идеал поэта, и он ему был верен всегда.

Ведущий. Друг поэта Анатолий Гай сказал точно: «Творческое горение — эти два слова как нельзя лучше определяют короткую и яркую жизнь Петра Комарова как поэта и человека. Вся его поэзия — до последней строки — была мужественной, бодрой и жизнедеятельной».

Как много он сумел сделать за свою недолгую жизнь — трудную и все-таки прекрасную в служении народу.

Вот его последняя исповедь:

Звучит стихотворение

Сторонка родная, где прожиты годы,

И дом, как маяк, у реки.

Войду в поговорку иль выйду из моды,

Припомнят меня земляки:

Он жил для тебя и работал неплохо,

Бродил по дорогам лесным,

Был сыном твоим до последнего вздоха

И верным солдатом твоим.

Они для меня прозвучат как награда —

Простые слова земляков.

И лучшей награды поэту не надо

Во веки веков...

Ведущий. Чувства любви к родному краю выразились не только в стихах, песнях, но и в танце. Участники ансамбля «Улыбка» « исполнят танец «Хабаровский край».

Ведущий. С детства хорошо знакомы нам книга Петра Комарова «Таежные гравюры». У нас в гостях сегодня учащиеся 5 - 6 классов, которые с удовольствием прочитают эти стихи.

Чтение стихотворений: «Сойка», « Кабарга», «Лось», «Теремок», «Олененок».

Ведущий. Почему же так притягательна поэзия Петра Комарова, особенно в связи с экологическими проблемами? Потому что в его поэзии гармония человека и природы предстает в прекрасных поэтических образах. Мы обращаемся к ним всегда. Они весомы, оттого что первозданны — относительно той природы, что описывает Комаров. По состраданию к братьям нашим меньшим Петр Комаров — родной брат Сергея Есенина.

Чтение стихотворения «Душа тигра»

Душа тигра

Томит жара. Ярится вьюга.

Унылый дождичек частит,

Но полосатый тот зверюга

Способен все перенести.

В глухой чащобе. В редколесье.

На горном склоне. В камышах —

В любом укромном, тайном месте

Царит тигриная душа.

Шумы и запахи витают.

Туман над сопками осел…

Она незримо обитает,

Сурово властвуя над всем.

Как дух природы вековечный,

Что непреложен. Свят. И строг.

Ее губить бесчеловечно —

Она — гармонии залог.

Ведущий. Прозвучало стихотворения «Душа тигра». У нас сегодня в гостях автор этого стихотворения - Владимир Демьянович Василиненко – член Союза Писателей России, поэт, писатель, документалист, член Союза кинематографистов. Уже более тридцати лет он работает на Дальнем Востоке кинорежиссёром. Одна из главных тем в его творчестве – тигриная. Он снял шесть фильмов о тиграх, написал хорошую книгу «Любить полосатого зверя». Владимир Демьянович был номинирован на премию за верность делу экологического просвещения и активную жизненную позицию по защите амурского тигра. Вот мы и зададим первый вопрос нашему уважаемому гостю:

- Почему так притягательна поэзия Петра Комарова, особенно в связи с экологическими проблемами?

(Интервью с поэтом. Вопросы задают ребята. Рассказ поэта о себе).

- Как вы относитесь к поэзии Петра Комарова?- Есть ли у Вас его любимые стихи?

- Что Вы знаете или слышали о нем?

- Откуда Вы родом?

- Где прошло ваше детство?

- Как Вы стали писателем? Почему вы избрали именно тигриную тему в своем творчестве?

- Прочитайте свои любимые стихи.

Ведущий. Большое спасибо за интересную беседу. Желаем вам дальнейших творческих успехов.

- Может быть, кто-нибудь еще из гостей хотел бы прочитать стихи Петра Комарова, рассказать о нашем замечательном поэте или высказать свое мнение о его поэзии?

Ведущий. А сейчас в нашей литературной гостиной - Проба пера. Сегодня наши ребята тоже хотели бы прочитать свои стихи

Ведущий. Слово предоставляется главному библиотекарю детской библиотеки.

Заключительное слово: Вот и подошла к концу встреча с нашими дальневосточными поэтами. Мы только прикоснулись к их поэзии. Почти в каждом их стихотворении рядом с человеком природа, то грозная, то суровая, то ласковая, сверкающая красотой речных перекатов, зелеными откосами берегов или золотом осенних лесов. Они любят землю и призывают читателей беречь ее.

И мы надеемся, что наша поэтическая встреча не последняя. Большое спасибо всем, кто принял в ней участие.

Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Давайте жить так, чтобы было как можно больше добрых дел, улыбок, радости и счастья. Пусть расцветает Хабаровский край - наша Малая Родина!

Звучит музыка (Исполняется песня о России всеми участниками литературной гостиной)





7


  • Русский язык и литература
Описание:

Цель проводимого занятия – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой  дальневосточный край.

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

1. приобщить к литературному творчеству,

2. увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска,

3. раскрыть  богатство мира идей и образов литературы,

4. обогатить устную и письменную речь школьников,

 

5. помочь овладеть начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов, знакомства с историко-литературными источниками, чтения и обсуждения  художественных произведений, их критическая оценка, освоения элементарных знаний по истории и теории литературы, анализа содержания и структуры литературного произведения, изучения нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

Автор Васильченко Инна Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2004
Номер материала 32631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»