Инфоурок Другое Другие методич. материалыЛитературная встреча-викторина " Кавказ глазами М. Ю. Лермонтова"

Литературная встреча-викторина " Кавказ глазами М. Ю. Лермонтова"

Скачать материал

Литературная встреча-викторина среди 1-х курсов ГБПОУ « АМТ» КК по теме " Кавказ глазами М.Ю. Лермонтова"


Цель занятия: в форме литературной викторины обобщить знания биографии М.Ю.Лермонтова, отметить влияние Кавказа на формирование личности  поэта.

Описание встречи: из учащихся 2-х групп формируются две команды по 5-6 человек. За правильный ответ в «Копилку знаний» кладется карточка правильно ответившей команды. Если команды не нашли правильного ответа, им могут помочь зрители, отдав свою карточку понравившейся команде. В конце игры подводятся итоги, награждаются выигравшая команда и наиболее активные зрители-участники.

НАЧАЛО ВСТРЕЧИ- ВИКТОРИНЫ

Вступительное слово преподавателя: В этом году наша страна отмечает 205 лет со дня рождения выдающегося человека-поэта, прозаика, художника, драматурга-Михаила Юрьевича Лермонтова, мы собрались с вами , чтобы провести встречу-викторину «М.Ю.Лермонтов и Кавказ».На занятиях мы изучали его биографию и творческий путь, давайте немного освежим наши знания о Михаиле Юрьевиче.

Ведущий: Вашему вниманию предлагается презентация о биографии Лермонтова, а я буду вашим персональным гидом.(Презентация).

Преподаватель: Ребята, вашему вниманию предлагается 1 этап встречи-викторины, вы должны внимательно слушать вопросы, поднимать руку, отвечать на них и зарабатывать бонусы( знаки из цветной бумаги), у кого больше ответов , тот становится командным участником.

Начали!

Как хорошо вы знакомы с биографией и творчеством М. Лермонтова?

1.     Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова? (Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

2.     Вот названия двух произведений М.Ю. Лермонтова: «Сражение при Валерике» и «Перестрелка в горах Кавказа». Это стихотворения  или названия картин? (Это названия его картин. М.Ю. Лермонтов был хорошим художником)

3.      Какими музыкальными инструментами владел сам поэт? (Фортепиано, скрипка, флейта)

4.     4. Какие  горы оказали  большое влияние на жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. (Кавказ)

5.      Что связывает М.Ю. Лермонтова и В.П. Катаева? (Строчка из стихотворения М.Ю.Лермонтова, давшая название повести В.П.Катаева: «Белеет парус одинокий»)

6.      Какое стихотворение  М.Ю.Лермонтова, по словам Л.Н. Толстого, послужило зерном для создания романа «Война и мир»? («Бородино»)

7.     Какой город России защищало русское войско на Бородинском поле? (Москва)

8.      В каком году произошло сражение, описанное в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»: (1812 год)

9.      Закончите строчку из стихотворения М.Ю. Лермонтова, ставшую афоризмом: «Всё это было бы смешно…» («…Когда бы не было так грустно»)

10. Благодаря каким душевным смятениям поэта родилось стихотворение «Парус»? Какие события в жизни М.Ю.Лермонтова послужили толчком для этого? (Разлука с друзьями, переезд в Петербург и поступление в школу юнкеров)

11. Какие способности проявились у мальчика в детстве?

( Он играл на скрипке, фортепиано, рисовал, лепил, пытался сочинять музыку, был прекрасным математиком и шахматистом, с юных лет учился рифмовать слова).

       12.  Перед вами отрывок из стихотворения «Бородино»:

           Прилёг вздремнуть я у лафета, 
             Но слышно было до рассвета,
             Как ликовал француз.
Объясните значение слова « лафет»?

        (Лафет – станок артиллерийского орудия)

13. Это стихотворение сделало М.Ю.Лермонтова популярным, из-за него он отправился в ссылку, именно оно было передано царю как «воззвание к революции». О каком стихотворении идёт речь? Кому оно посвящено и в каком году написано? («Смерть поэта». Написано это стихотворение на смерть А.С. Пушкина, соответственно, в год его смерти – 1837)

14.Назовите известные вам оперы и балеты, написанные на сюжеты лермонтовских произведений. («Маскарад», «Демон», «Тамара», «Бэла» — по этим произведениям написаны и оперы и балеты. Балет «Мцыри», опера «Печорин»)

15.Какой талант наряду с поэтическим обнаружил М.Ю.Лермонтов с детства?

(В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты. Он был и музыкален, играл на скрипке и фортепиано)

 

16..Какими европейскими иностранными языками владел М.Ю.Лермонтов?(Французским и немецким)

 

17.В каком университете учился М.Ю. Лермонтов и  не окончил ли его?

(В Московском университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских прапорщиков.)

 

18.О каком крае писал Лермонтов: «жилищем вольности простой»: «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я...»? (Кавказ)

 

19.В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни поэт, и где расположен теперь его музей? (В Пятигорске)

 

20. Где и как погиб М.Ю.Лермонтов? (В Пятигорске на дуэли с Н.Мартыновым)

 

Преподаватель: Команды сформированы из участников викторины, прошу сесть рядом членов команд.

Вопрос: Посоветуйтесь и придумайте название своей команды? Выберите капитана команды.

Ответ: 

 Вопрос: Придумайте девиз команды?

Ответ: 

 Преподаватель: Сейчас команды настроятся на второй этап игры, а мы с вами вспомним о том, что Лермонтов был в восторге от песен и танцев народов Кавказа. Наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды, восхищался кротким нравом и красотой горских девушек. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта. Предлагаю посмотреть один из дагестанских танцев.

Танец

Преподаватель: Внимание, команды! На слайде вы видите набор  существительных, которые так или иначе относятся к биографии и творчеству Михаила Юрьевича, прошу вас придумать по одному предложению с каждым существительным, чтобы эти предложения помогли нам охарактеризовать Лермонтова. (Если команда готова, капитан поднимает руку).

Преподаватель: Переходим ко 2-му этапу конкурса? Вопросы:

2 конкурс: Поэзия М.Ю.Лермонтова

 

По строкам нужно узнать стихотворения М.Ю.Лермонтова и назвать их. (1 балл за каждый правильный ответ)

 

1.     У Лермонтова есть стихотворение-песня, в котором мать поёт о будущем своего ребёнка. Назовите его.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

(«Казачья колыбельная песня»)

 

2.     …Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

(«Парус»)

 

3.     …Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз…

(«Родина»)

 

4.     «Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была…»

(«Ангел»)

 

5.     Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

(«Утёс»)

6.От чьего имени ведётся рассказ в стихотворении «Бородино» и к какому роду войск он принадлежал?

(От имени старого солдата-артиллериста)

 

7.     Какие строки М.Ю.Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Отечественной войны через сто лет?

(«Ребята! не Москва ль за нами? Умрём же под Москвой, Как наши братья умирали!»)

 

Преподаватель: Ребята, в 2014 г. наша страна отмечала двухсотлетие со Дня Рождения М.Ю. Лермонтова, Центробанк выпустил памятную монету, внимательно рассмотрите ее.

(Монета)

 Преподаватель: Кавказский край занимал исключительное место в жизни Лермонтова.

«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не облагородил Кавказ за дивные впечатления его величавой природы, как Лермонтов», – писал критик Белинский.

Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь.

Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество своё:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для неё.

 

 Преподаватель: Творческая работа. Для 2-х команд.

«Представьте и опишите».

- Опишите, что вы чувствуете, услышав эту музыку, используйте знания, полученные на этой встрече.

( Звучит музыкальная композиция «Кавказ»).

 

Ответ:  Ответ каждой команды.

 Преподаватель: А сейчас мы проведем « Конкурс капитанов» Капитаны постараются  прочитать стихи М.Ю.Лермонтова особенно выразительно!

Команда №1

 

Кавказ

 

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

 

Команда №2

 

Утро на Кавказе

Светает - вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там:
Так девушки купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!

 

Преподаватель:

Красоты Кавказа и чувства, связанные с ним, побудили поэта называть себя «сыном Кавказа». Лермонтов был не только поэтом, но и художником, при помощи слов и художественных образов он точно и красочно может что-либо передать читателю. Он оставил после себя настоящие шедевры живописи, давайте их посмотрим

  его живопись

 

Преподаватель: Игра «Черный ящик». Угадайте, что в ящике. Чья команда догадалась о чем речь, поднимаем руку.
 
Люблю тебя,…,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

 

(КИНЖАЛ)

Черный ящик. Угадайте, что в ящике.
 
Ночевала …
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя


(ТУЧКА)

Черный ящик. Угадайте, что в ящике.
 
                           «Под ним струя светлей лазури,
                           Над ним луч света золотой…»    
                                       (Парус)

Черный ящик. Угадайте, что в ящике.

И мы, сплетясь как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле 
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как … пустынный, зол и дик,

   (Барс)


Преподаватель: Давайте подведем итоги состязания.

Преподаватель: Ребята! Мы вспомнили события из жизни Лермонтова М.Ю., навсегда связавшие его с Кавказом, прошли по местам, освященным памятью о нем, по тем многочисленным тропинкам, по которым когда-то ходил сам поэт и герои его бессмертных произведений, поиграли, узнали для себя что-то новое.

Скажите , пожалуйста, что вам наиболее запомнилось и понравилось, передайте  свои впечатления?                            

  На этом наша встреча-викторина подошла к концу.

Ответ:

Преподаватель: Давайте определим команду-победителя!

Награждение команды и активных участников.

 

 Спасибо всем за участие. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Арзамасцев В.П. Тарханы. Государственный лермонтовский музей-заповедник. М.: Советская Россия, 1976.

2. Афанасьева В.В. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М.: Детская литература, 1984.

3. Большая литературная энциклопедия. Красовский В.Е. и др. М.: Филол. о-во «Слово», 2005.

4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7класс. М.: ВАКО, 2009.

5. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х томах. М.: «Художественная литература», 1976.

6.Лермонтов, М.Ю. Стихотворения [Текст] / М.Ю.Лермонтов; [вступ. Ст. В.Троицкого]; худож. В.Третьяков. – М.: Дет. Лит.,2012. – 205 с.: ил. – (Школьная библиотека)

7.Лермонтов, М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени [Текст] / М.Ю.Лермонтов; предисл. В.Корнилова. – М.: АСТ, Олимп, 1997. – 480 с. – («Школа классики» - ученику и учителю)

8.Лермонтов, М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад [Текст] / М.Ю.Лермонтов; [сост., вступ. ст., коммент. А.М.Марченко]. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 400 с. – (Библиотека отечественной классической литературы).

9.Русская литература: популярная иллюстрированная энциклопедия [Текст] / С.В.Стахорский. – М.: Дрофа-Плюс, 2007.- 608 с.: ил.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Литературная встреча-викторина " Кавказ глазами М. Ю. Лермонтова""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 885 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.03.2020 789
    • DOCX 32.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Купташкина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Купташкина Ирина Владимировна
    Купташкина Ирина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85110
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 503 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 338 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе