Урок
литературного чтения
Вид
урока: урок открытий новых знаний
Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»
Цель: познакомить
учеников с произведением “Мой щенок”.
Планируемые результаты деятельности:
Личностные: помочь
детям выразить свое отношение к происходящим событиям;
Метапредметные :
Познавательные умения: учить
определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа
произведения;
Регулятивные умения: учить
правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;
Коммуникативные умения: развивать
критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;
умения определять позицию автора в произведении;
Предметные: знать
содержание стихотворения, выразительно читать.
Используемые технологии: системно-деятельностная
(работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с
заданиями), частично-поисковая (работа с информацией),
информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая
(разрешение проблемы), знаково- символическая система (работа с таблицей),
здоровьесберегающая (физминутка)
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки
с заданиями.
Структура
урока
I. Cтадия вызова,
ведение в проблему (настраивает на получение новой информации: ученики
активизируются; формируют запрос на получение новой информации. Кроме того,
обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении
знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения
предстоящего учебного материала).
II.
Cтадия
осмысления, выполнения (содержательная, в ходе которой и происходит направленная,
осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный
анализ информации).
III.
Cтадия
рефлексии (превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное
знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей,
решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить
предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую
информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы).
Формы
урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением, тем, что ученики не сидят
пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают
и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают
прочитанное.
На уроках используются такие
формы как:
·
“работа
в сотрудничестве”
·
“активное
слушание”
·
“приём
продвинутой лекции”
·
заполнение
таблицы
Ход урока
Этап урока
|
Цель
этапа
|
Деятельность
педагога
|
Деятельность
учащихся
|
Результат
Формирование УУД
|
1.
Орг.момент
2мин.
Мотивация,
самоопределение)
к
учебной деятельности
|
Данный
этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной деятельности
|
Настраивает
уч-ся на урок. Улыбнитесь мне, друг другу, чтобы урок был
интересным, надо быть активными и не боятся выражать свои мысли.
Ужасно
интересно, все то, что неизвестно.
А то,
что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб
добыть нам знания
Проявим
мы старание.
Тогда с
тобою многое удастся нам понять.
|
Дети
сидят в группах
|
Готовы к
началу урока - внутренняя позиция школьника;
Учебно-познавательная
мотивация
|
2.
Постановка цели урока в начале или в процессе урока
(проблемная
ситуация)-3 мин.
|
На
данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной
ситуации
|
Задает
вопросы учебного диалога, стимулируя детей к выведению темы и целей урока.
У кого
из вас дома есть животные?
Расскажите
о них.
Предположите
о ком будем говорить на уроке?
|
Высказывают предположения.
|
Цель и
задачи сформировали.
Построение
логической цепи рассуждений (П);
Достаточно
полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями
коммуникации (К);
|
|
3. Подготовка к восприятию
материала -2мин
|
Формирование
запроса на получение новых знаний
|
Упражнение
по тренажеру для чтения:
В этом
тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его:
а щ м
г е о
е н к
л о м
м к а
-Кого называем щенком?
- О ком будет это произведение?
|
Работа с информацией
(презентация)
Отвечают на вопрос.
|
Учебно-познавательный
интерес (Л)
Поиск и
выделение необходимой информации (П)
Формулирование своего мнения (К)
|
4.Открытие нового материала-
2 мин.
5. Подготовка к чтению -3мин.
|
Знакомство
с новой
темой
Подготовка
артикуляционного аппарата
(Речевая
разминка)
1)
Работа со скороговоркой.
2)
Работа над логическим ударением.
3) Чтение
трудных слов.
|
Учитель
знакомит с темой урока.
С.Михалков
сочинил замечательное стихотворение «Мой щенок»
Чтобы
наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку:
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Для
выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово:
Я люблю играть с щенком.
Я
люблю играть с щенком.
Я
люблю играть с щенком.
Я
люблю играть с щенком.
Прочитайте это предложение по кругу. (Я, я люблю, я
люблю играть, я люблю играть с щенком).
Читаем
длинные слова из текста сначала по слогам, затем полностью: по-кры-вать-ся-
покрываться, пе-ре-ко-ше-на,-перекошена, у-ку-тан-ный- укутанный, за-бин-то-ван-ный-забинтованный.
|
Читают
название темы хором с учителем, самостоятельно.
Дети
читают
хором, быстро, четко проговаривая
|
Волевая
саморегуляция
Речевая
активность (Р)
|
6.Динамическая пауза
|
Снятие
физического и эмоционального напряжения с детей
|
Учитель
читает с детьми, проговаривая четко, показывает одновременно движения.
Чешем
щеткой мы щенка,
Будет
шерстка так мягка!
Скачет
радостный щенок,
Скрыть
он радости не мог!
|
Выполняют
движения, проговаривая стихотворение
|
Развитие этических чувств и
регуляторов морального поведения (Л)
Развитие речи (К)
|
|
|
|
|
|
|
7.Работа с текстом
А) Первичное восприятие текста
|
Чтение
стихот.
|
Дети слушают аудиозапись
Почему же девочка грустила?
Размышляем
над вопросом :
Какие
чувства вызвало это стихотворение? Почему же девочка грустила?
|
Размышляют
над заданием.
Высказывают
предположения.
|
Познавательная
информация (Р)
Учет
разных мнений,
координирование
в сотрудничестве разных позиций (К
|
Б) Словарная работа
|
Обогащение словарного запаса слов
|
Организует работу в группах по
словарным словам (групповая работа- методика «Верно-неверно»).
Учитель объясняет: Жбан (
ведро для воды, кувшин с крышкой).
1 группа:
Кладовка (заведующая
складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся
вещи и продукты).
2 группа: Пчелиный
рой (семья пчёл, пчелиные гонки).
3 группа:
Сбилась с ног (измучиться, сбить себе ноги, ).
4группа: Лежит
пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь).
Учитель занимает работу
координатора. организует работу в группах. наблюдает за работой в группах,
вносит коррективы, следит за соблюдением дисциплины.
Проверка по
таблице на экране.
Кладовка
|
• лежать на пластыре
• вытянуться
• лежать не шевелясь
|
Лежит пластом
|
• измучиться
• сбить себе ноги
|
Сбилась с ног
|
• семья пчёл
• пчелиные гонки
|
Пчелиный рой
|
• заведующая складом
• помещение для хранения клада
• пристройка к дому, где хранятся вещи и
продукты
|
|
Работают
с информацией
Выявляют
затруднение
Делают
вывод
|
Учет
разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
Познавательная
инициатива (Р)
Взаимопроверка
|
Г) Вторичное восприятие текста
Д) Работа над содержанием текста
|
Чтение
стихот. по цепочке.
Составление плана
Работа с тестом
Беседа по
содержанию произведения
|
Стихотворение
читают несколько учеников по цепочке.
(работа
в группах)
1 группа
и 2 группа- Составление плана на доске.
Заполните
пропущенные пункты плана:
1
группа: Действия щенка.
1) Стал
всех будить.
2) ………………….
3) Перевернул
жбан с мёдом.
4) ………………….
5) ………………….
6) Залез
лапой в клей.
2
группа: Опасения девочки.
1) Украли.
2) …………………
3) Другое
имя дали.
4) …………………..
5) Мокнет
под дождем.
3 группа и 4 группа- Работа
над тестом.
Выделите те слова, которые
характеризуют девочку и щенка. Обоснуйте свой выбор.
3 группа: Девочка
1. Добрая
2. Ответственная
3. Ленивая
4. Заботливая
5. Злая
6. Равнодушная
7. Жестокая
8. Внимательная
4 группа: Щенок:
1. Озорной
2. Трусливый
3. Глупый
4. Любопытный
5. Непослушный
6. Злой
7. Шаловливый
Способ проверки: отчет о работе 1
ученика из группы
С чего началась эта история? И т.д.
|
Дети
работают в группах , выполняют задания
|
Поиск
ответа на вопрос (П)
Доказывают
свою точку зрения (К)
Формулирование своего мнения (К)
|
III Стадия рефлексия
|
5 Рефлексия деятельности
6.Дом.задание:
|
На
данном этапе фиксируется новое содержание изученного на уроке, организуется
рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.
В
завершение, соотносятся цель учебной деятельности и намечаются следующие
цели деятельности
|
А)А
теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо
или плохо? Назовите плюсы и минусы.
На
доске: Держать дома животное-это
Б)
Подведение итога: У нас получилось много плюсов и минусов. Но животное не
виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой
хозяин. Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех,
кого приручили».
Как вы
их понимаете? Чему учит стихотворение С.Михалкова?
В)
Выставление отметок за урок. Дом.задание:
стр. 35
, читать выразительно.
Г)
Рефлексия: Покормите щенка. Если вам сегодня понравился урок, вам было
интересно- прикрепите рядом со щенком оранжевую косточку, если было скучно и
неинтересно- красную. Объясните свой выбор.
Спасибо
за урок.
|
Делают
выводы, отвечают на вопросы ,
Проводят
самооценку
|
Внутренняя
позиция ученика (Л)
Самооценка
на основе критерия успешности (Л)
Контроль
и оценка процесса и результатов деятельности (П)
|
|
|
|
|
|
|
Самоанализ
урока
Урок помещён в раздел «Авторская сказка». Вид урока:
урок открытий новых знаний. Многие современные технологии можно использовать
для формирования ключевых компетентностей, но мне близка технология “Развития
критического мышления через чтение и письмо”. Эту технологию использовала на
уроке. Она является одной из образовательных технологий по новым стандартам,
поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании. Структура
урока состоит из трех стадий: 1. Стадия вызова, ведение в проблему, 2 Стадия
осмысления и выполнения, 3 Стадия рефлексии.
В начале урока дети разрешают проблемную ситуацию,
соотносят названия произведения с прогнозированием содержания текста сказки. В
стадии осмысления знакомлю с писателем сказки, расширяя знания детей об
авторах литературных произведений. Провожу словарную разминку, обогащая
словарный запас слов учащихся . Работа в парах помогает быстрее находить
ответы на заданные вопросы, учит работать с информацией, доказывать свою
точку зрения и позиции в коммуникации, публично выступать перед
одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют
деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных
действий. Работа над содержанием произведения помогает точнее раскрыть главную
идею сказки, для этого показываю отрывок инсценировки сказки. При вторичном
чтении отрабатываем навыки правильного и выразительного чтения. Применяю и
здоровьесберегающие технологии, провожу две физминутки, логически свзанные с
темой урока, при этом развиваю речь.
3 Стадия рефлексии помогает ученикам ещё раз
осмыслить то, что они прочитали на уроке., оценить свою деятельность. Целью
обучения литературному чтению в начальных классах является формирование
«талантливого читателя» по словам С.Маршака, т.е. читателя, адекватно,
полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.