А.
С. Рябова
Студентка
3 курса
специальность:
Русский язык и литература
Лингвостилистический анализ отрывка из «Слова о полку Игореве» (Урок
словесности в 6 классе)
В
системе обучения русскому языку школьников особое место занимают уроки
словесности. Их значение определяется важнейшими образовательными задачами,
которые решаются на этих уроках: обучение языку с учетом его эстетической
функции, формирование навыков лингвостилистического анализа художественного
текста, развитие у школьников чувства слова, формирование интереса к языку как
компоненту национальной культуры. Эти задачи диктуются государственными
образовательными стандартами и программами по русскому языку.
Обучаясь
в вузе, на практических занятиях по методике обучения русскому языку, при
подготовке к педагогической практике мы разрабатываем модели уроков словесности.
Один из таких уроков представляем в данной статье. Это урок словесности в 6
классе. Нацеленный на решение указанных выше общих задач, он отвечает
конкретной задаче ознакомления шестиклассников с изобразительно-выразительными возможностями
лексических средств языка, их ролью в художественном тексте. Чаще всего
изобразительно-выразительные средства языка изучаются в старших классах, но мы
придерживаемся мнения тех методистов, которые считают, что этому необходимо
учить и в среднем звене школы. При этом мы учитываем, что содержание урока
словесности должно быть связано с программным материалом и что шестиклассники
уже изучили основной материал раздела «Лексика» (или завершают его изучение).
Содержание урока строится на лингвистическом анализе фрагмента художественного
текста, который входит в школьную программу по литературе («Слово и полку
Игореве»), и это тоже немаловажно. Более того, обращение к такому произведению
позволяет создать культурологический фон урока, способствует формированию
культуроведческой компетенции учащихся. Заметим также, что предложенный
шестиклассникам текст для лингвистического анализа мы нашли в одном из
упражнений учебника «Русский язык: Практика. 5 класс» учебного комплекса под
редакцией В.В.Бабайцевой.
В
начале урока ребята получают «Рабочие листы», где записаны тема, цели урока,
текст и задания к тексту для его анализа. На уроке используется мультимедийная
презентация. Приводим конспект урока.
Тема урока: Лингвистический анализ
отрывка из «Слова о полку Игореве».
Ход урока
-
Сегодня на уроке перед нами стоят такие задачи. Мы должны: повторить изученный
материал по разделу «Лексика»; выявить лексические средства выразительности речи
и их роль в художественном тексте; учиться делать лингвистический анализ
художественного текста; учиться выразительному чтению текста.
Как
вы уже поняли, ребята, сегодняшний урок мы посвятим анализу небольшого текста –
отрывка из очень известного художественного произведения, которое вы будете
подробнее изучать в школьном курсе русской литературы. Это произведение –
«Слово о полку Игореве». Его называют величайшей патриотической поэмой Древней
Руси. В «Слове» повествуется об историческом событии – походе русского войска
против половцев 1185 года во главе с князем Новгород-Северным Игорем
Святославичем. Написано оно на древнерусском языке. Имя автора «Слова»
неизвестно, но можно назвать много имен переводчиков этого памятника
древнерусской литературы. Среди них – Василий Андреевич Жуковский, Николай
Алексеевич Заболоцкий. Мы обращаемся к переводу русского поэта Николая
Алексеевича Заболоцкого.
1.
Ребята, прослушайте текст и вдумайтесь в
его содержание.
Стоном
стонет мать-земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая,
стяги плещут: половцы идут. С Дона, с моря с криками и воем валит враг, но,
полон ратных сил, русский стан сомкнулся перед боем щит к щиту – и степь
загородил.
Вы,
наверно, уловили, что это текст поэтический. Но записан он как прозаический. Вы
должны будете в конце урока или дома записать этот текст в тетрадях в виде
стихотворного, поэтическими строками, и выучить его наизусть.
А
теперь, ребята, я попрошу вас прочитать этот текст. (Один из учеников читает
вслух).
2.
- Давайте озаглавим текст – словами автора. Запишите заглавие в рабочие листы.
(«Половцы идут».)
3.
- Обратите внимание: в тексте встречаются устаревшие слова, найдите их, и мы поговорим
об их роли в тексте.
Посмотрите,
конечно, это слово половцы. Попытайтесь объяснить значение этого слова
и подобрать к нему синоним. Если затрудняетесь, посмотрите, пожалуйста, на
слайд, где представлена словарная статья из словаря русского языка С.И. Ожегова,
Н.Ю.Шведовой. Читаем:
ПО́ЛОВЦЫ,
-ев, ед. -вец, -вца, м. Группа племен тюркского происхождения, кочевавших на
юго-востоке Европы в 11 - нач. 13 в. || ж. половчанка, -и. Прил. половецкий,
-ая,-ое.
-
Мы можем записать синонимы: половцы – враги, вражеский народ, тюркские
племена.
Далее:
устаревшее слово стяги.
СТЯГ,
-а, м. (высок.). То же, что знамя. Веют алые стяги.
-
Записываем синонимы к этому слову. (Стяги – знамена, флаги.)
И
слово ратные:
РА́ТНЫЙ,
-ая, -ое (устар. и высок.). Военный, боевой. Р. труд. Р. подвиг. Ратная
слава. Ратные люди (в старину: ратники).
-
Обратите внимание на словарные пометы, данные в скобках: (устар. и высокое). О
чем они говорят? (О том, что эти слова употребляются в книжных стилях, в
текстах высокого, т.е. торжественного звучания, патриотического содержания). А
данный текст можно отнести к такому? (Да, конечно.)
-
Скажите, для чего автор перевода, Н.Заболоцкий, употребляет устаревшие слова?
(Устаревшие слова создают торжественный, патриотический настрой, помогают
реалистичнее изобразить исторические события времен Древней Руси, окунуть нас в
эпоху 12 века).
4.
- В тексте употреблены многозначные слова, найдем их: (стяги) плещут, валит
(враг), (русский) стан. Запишите эти слова, и мы поговорим об их
лексическом значении, обращаясь к толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
ПЛЕСКА́ТЬ,
плещу, плещешь и (разг.) -аю, -аешь; плесканный; несов. 1. (плещу, плещешь). Производить
плеск. Волны плещут о берег. Рыба плещет хвостом. 2. на кого-что. Обдавать
брызгами. П. друг на друга водой. 3. что. Лить, проливать крупными брызгами. П.
воду на пол. 4. (1 и 2 л. не употр., плещет). О флагах, парусах, полотнищах: то
же, что развеваться. Флаги плещут. 5. (плещу, плещешь). Рукоплескать,
аплодировать (устар.). В партере плещут. || однокр. плеснуть, -ну, -нешь
(к 1, 2 и 3 знач.). || сущ. плескание, -я, ср.
ВАЛИ́ТЬ
(валю, вали́шь, 1 и 2 л. ед. не употр.), вали́т; несов. 1. Идти, двигаться или
падать массой, во множестве (разг.). Толпа валит на площадь. 2. перен. О
снеге: идти хлопьями, сплошной массой. Снег валит. 3. вали(те). Употр.
как побуждение к действию (прост.). Вали беги! Начинать? - Вали!
-
Обратите внимание на последнее слово: словарь дает нормативное ударение этого
слова валИт. Но в художественном тексте допустимо нарушение нормы ударения,
которое позволяет выдержать, не нарушить ритмику текста.
СТАН¹,
-а, м. 1. Лагерь, место стоянки. Воинский с. Расположиться станом. Полевой
с. (пункт с жилыми и производственными помещениями на отдалённых полях в
период полевых сельскохозяйственных работ). Тракторный с. 2. перен.
Воюющая, борющаяся сторона, общественно-политическая группировка (высок.). В
стане идейных противников. 3. В царской России: административно-полицейское
подразделение уезда, состоящее из нескольких волостей. II прил. становой, -ая,
-ое (к 3 знач.). С. пристав (начальник стана в уезде). Распоряжение
станового (сущ.).
-
Скажите, в каком значении употреблено каждое из многозначных слов, обращайте
внимание на пометы, особенно на помету «перен.», сделайте вывод. (Употребление
многозначных слов характерно для художественной речи, особенно в переносном
значении. Это делает речь более выразительной, образной.)
5.
- В данном тексте всего 2 предложения, две части. А можно ли выделить здесь
микротемы? (Да, здесь выделяются 2 микротемы: 1 часть – описание природы, 2
часть – военные действия).
-
Скажите, на какие тематические группы можно разделить лексику текста?
Обозначьте эти тематические группы и запишите ряды слов. (Ученики записывают в
рабочих листах: 1) природа: мать-земля, реки, поле, Дон, море, степь; 2)
реалии войны: враг, ратные силы, русский стан, перед боем, щит к щиту.)
-
Посмотрите, все эти слова – конкретные имена существительные, которые помогают
автору воссоздать живую картинку, «кусочек действительности», которую читатель
как будто видит перед собой. Это качество художественного текста называется образность.
А
какою изображена здесь природа перед боем? Как автор говорит об этом, какими
словами? (Природа взволнована, встревожена, она как бы предчувствует беду.)
6.
- Обратите внимание на следующие сочетания слов. Запишите их в рабочий лист. Стоном стонет
(мать-земля)… Как вы объясните употребление рядом двух
однокоренных слов? И почему это слова вынесены в начало предложения-фразы? (Эти
слова начинают фразу-предложение, и это не случайно, не случайно и употребление
рядом двух однокоренных слов; здесь это, конечно, нельзя назвать речевой
ошибкой; все это особые художественные приемы, подчеркивания значения, смысла
данных слов).
Мутно
(реки быстрые текут), пыль
(несется)… Как вы понимаете значение этих слов в
тексте? Подумайте, можно ли сказать, что слова мутно, пыль
употребляются и в прямом, и в переносном значении? (Да, эти слова понимаются и
в прямом, и в переносном значении, которое слово приобретает в контексте. Значение
слова пыль сближается здесь со значением слова мутно, и слова эти
передают чувство тревоги, беспокойство, предчувствие большой беды.)
-
Обратите внимание на сочетания слов: реки быстрые, пыль несется, стяги плещут. О чем говорят эти
слова? (Они говорят о том, что нарушен обычный мирный порядок жизни, повеял
ветер перемен, и это недобрый ветер, недобрые перемены; все пришло в движение,
даже природа как будто забеспокоилась.)
-
Итак, мы видим, что слово в художественном тексе приобретает дополнительное
переносное значение; значение слова в тексте обогащается, оно гораздо шире и
глубже, чем значение отдельного слова в языке.
7.
А какие слова в тексте передают динамику, движение? Найдите их (Глаголы: текут,
несется, плещут, идут, валит, сомкнулся, загородил.)
-
Давайте найдем в тексте синонимичные слова, которые обозначают движение,
наступление войск.
ИДУТ
– ВАЛиТ (в тексте ВаЛИТ) Чем они различаются? (Эти глаголы синонимичны, но
различаются оттенками значений и стилистической окраской. Первый глагол в
контексте половцы идут имеет значение «надвигаются, наступают», здесь
сообщается сам факт наступления врага; слово идут стилистически
нейтральное. Глагол валит имеет разговорную окраску и не только
обозначает действие – движение, но выражает и способ движения, можно сказать,
рисует в нашем воображении целую картину: «враг движется большим потоком, в
большом количестве, сплошной массой»; это слово изобразительно-выразительное, и
автор очень умело его использует – как бы в точке кульминации).
-
Ребята, подумайте, как автор относится к описываемому? Автор, конечно, неравнодушен,
он взволнован, А как мы это можем понять? С помощью лексики текста, которая
придает ему особую выразительность, передает авторское отношение к описываемому
событию, поэтому такая лексика называется изобразительно-выразительные
средства языка, они помогают нарисовать живую картину, создать
художественный образ.
Для
обобщения выделенных в анализируемом тексте изобразительно-выразительных
средств – лексических средств выразительности речи – я предлагаю вам заполнить
кластер, который дан в конце рабочего листа. (Ученики вписывают в пустые блоки
кластера под названием «Лексика художественного текста как средства речевой
выразительности»: устаревшие слова; многозначные слова, употребленные в
переносном значении; тематические группы слов; слова, получившие в тексте дополнительные
оттенки значения; слова-синонимы.)
8.
Теперь, ребята, когда в ходе лингвистического анализа текста вы задумывались
над каждым художественным словом, пытались понять его глубокий смысл и,
прочувствовать каждое слово, ваше чтение этой замечательной художественной
миниатюры, я уверена, будет более выразительным, эмоциональным. Кто попробует
прочесть текст?
9.
В рабочих листах записано задание на дом: Записать текст в виде стихотворения,
читать его выразительно, выучить наизусть, чтобы быть готовым писать диктант по
памяти; подготовить устное сообщение на тему «Лексические средства
выразительности речи в отрывке «Слова о полку Игореве».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.