Лингвистический анализ текста.
(отрывка из повести в. Астафьева «последний поклон».)
9 класс
Учитель: Аксёнова
Л.М.
Лингвистический
анализ текста.
Цель урока:
1)
реализация самообразовательной
деятельности при работе над лингвистическим анализом текста.
2) Развитие логического мышления, самообразовательной деятельности,
самостоятельной работы с таблицами, справочным материалом формирование
правильной литературной речи, оформление собственных мыслей в форме рецензии,
отзыва, эссе.
2)
Воспитание чувства
благодарности к людям, воспитавшим тебя, об умении сделать правильный выбор в
трудной жизненной ситуации.
Методы и приемы:
1)
индивидуальные занятия.
2)
Фронтальный опрос.
3)
Работа с таблицами.
4)
Работа со справочным
материалом.
5)
Выразительное чтение
текста.
Оборудование:
1)
текст.
2)
Памятка «Лингвистический
анализ текста».
3)
Таблица
«Изобразительно-выразительные средства языка.
4)
Памятка для работы над
сочинением.
5)
Карточки-информаторы.
План анализа
текста. Выразительное чтение текста.
1)
Определите тему текста.
2)
Какова основная мысль
текста?
3)
Можно ли данный отрывок
назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (это текст, т.к предложения связаны
между собой по смыслу, высказывание композиционно завершено. Текст – это
несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание
композиционно завершено).
4)
Тип текста.
5)
Стиль речи.
6)
Вид связи предложения.
(предложения между собой соединены параллельной связью, т.к каждое следующее
предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов
предложения.
Задами я пробрался …
Краски на двери и на крыльце не осталось.
Бабушка сидела.
7)
выделите микротемы,
составьте план.
8)
Укажите используемые
стилистические средства.
9)
Назовите особенности
построения текста. (его композиция).
Ход урока.
1) Слово учителя.
Ребята, сегодня у
нас урок – творческая лаборатория, на котором мы продолжим развивать навыки
лингвистического анализа текста, будем работать над формированием правильной
литературной и письменной речи и оформлением собственных мыслей в форме
рецензии, отзыва и эссе.
Итак, перед вами
текст – отрывок из повести В. Астафьева «Последний поклон».
Прослушайте
внимательно текст.
- Выразительное
чтение текста.
Теперь давайте
обратимся к плану анализа текста.
1)
Итак. Определите тему
текста «Последний поклон».
2)
- Какую проблему поднимает
автор текста (проблему внимательного отношения к людям, которые тебя вырастили
и воспитали: к родителям, бабушкам, и дедушкам).
- Какова основная мысль текста или идея текста.
( Мы в долгу перед
теми, кто нас вырастил, любил, жил для нас, мы должны бережно и внимательно
относиться к ним, и , конечно же, в последнюю минуту, когда они навсегда
покидают этот мир, во чтобы то ни стало обязаны быть рядом).
1)
Можно ли данный отрывок
назвать текстом.
( это текст, т.к предложения вязаны по смыслу и грамматически,
высказывание композиционно завершено).
2)
Вспомните сколько типов
речи в русском языке.
·
3 типа речи:
·
Описание
·
Повествование
·
Рассуждение
Какой тип
преобладает в данном тексте? (повествование).
3)
Каков стиль текста?
(художественный стиль с элементами разговорного стиля).
Для чего писатель использует элементы разговорного стиля?
(чтобы показать более ярко ли и реалистично образ бабушки).
6) Давайте
выделим микротемы текста и составим план.
1) Встретить
первому.
Назовите ключевые
слова: задами, к нашему дому, хотелось встретить- первому, бабушку, улицей.
Учитель: Лексика этой микротемы нейтральная, но есть
одно слово, которое подсказывает читателю, что речь пойдет о жителях
деревни? Что это за слово? (задами)
Как вы понимаете его
лексическое значение?
(т.е через огороды).
К какой лексике оно
относится? (к разговорной, просторечие
На чем фокусируется
взгляд героя?
2) У входа в дом?
( дверь, краска,
крыльцо, половицы, косяк двери)
- Каков синтаксис
данной микротемы? ( в абзаце используются назывные предложения. Синтаксис не
случаен. Он передает состояние напряженного ожидания).
3) Всё как прежде.
Предложение
начинается со слова бабушка:
И сразу же в тексте
зазвучала оценочная лексика.
Уменьшительно –
ласкательный суффикс указывает на отношение автора.
Подслеповатое
кухонное оконце.
Что за средство
выразительности?
( одновременно и
эпитет, т.к дает красочное, яркое, образное название предмета и олицетворение,
т.к текстовому предмету приписывается свойство живого предмета).
Учитель: и мы очень зрительно представляем себе, как
это окно, как и его старая хозяйка, высматривает не подошел ли кто к
дому…
- Что такое эпитет?
- А что такое
олицетворение?
Учитель: А далее в тексте идет опять короткое, простое
по структуре предложение, передающее внутреннее состояние автора, т.е писатель
вводит прием экспрессивного использования предложений разного типа.
Буря пролетела над
землей! – риторическое восклицание.
Восклицание.
А далее идёт очень
интересный прием.
- Смешались и
перепутались…
- Как он называется
(градация) Что такое градация? Дайте определение.
И опять в тексте
оценочная лексика, книжное, эмоционально возвышенное. Род человеческий.
И фашизм – а рядом
оценочный глагол: подох - грубое просторечие, т.к никакого другого слова
не заслужил.
Слова с уменьшительно
– ласкательным суффиксом. Шкафчик, занавеска в крапинку.
Лексический
повтор. А что такое
лексический повтор?
Привычное место, привычное
дело в руках.
Все языковые средства
этой микротемы направлены на подтверждение мысли. Всё в мире изменяется,
неизменным остается отчий дом и чувство любви к нему.
«Встреча»
Звукопись.
Што.
Перекрешшу,
испужаюсь. Слова записаны так, как их произносит бабушка, женщина, вероятно,
неграмотная
Риторическое
восклицание – какие маленькие ручки!
Лексический повтор.
Молилась. Всё сказано
этим словом: и любовь и переживание за внука, за то, чтоб у него было всё
хорошо.
Сравнение. Что
называется сравнение?
Кожа, что луковая
шелуха – метафора.
- Что такое
метафора?
Дряхлая щека -
эпитет.
Обращение – батюшка.
Жданье –
просторечие.
Синтаксис.
Подведение итогов
жизни передается короткими лаконичными предложениями, а многоточие говорит о
том, что еще много можно сказать, но нет сил. За многоточием не слова, а
чувства и эмоции.
Мочила слезами руки,
не просто плакала, а мочила много слёз, потому что много любви, но
предчувствие вечной разлуки, которая уже не за горами вызывает нескончаемые
слезы.
Автор тоже плачет.
Плачет просветленно-экспрессивное использование различных частей речи – в
данном случае наречие.
5) Сообщение о
смерти бабушки.
В этой микротеме уже
нейтральная лексика. А вот синтаксис – напряженный, кричащий.
6) « Живет в
сердце вина. »
7) Синтаксис.
Предложения простые,
короткие, как удар молотка судьи. Как приговор.
8) Написание
сочинения.
* прочитайте
выразительно текст.
* работа с памяткой.
* форму своего
письменного высказывания, жанр творческой работы нужно выбрать в соответствии с
внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением. А жанровое своеобразие
речи открывает самые разнообразные возможности, и можно писать, используя жанры
письма, странички из дневника, путевого очерка, а возможно обратиться к эссе.
- Давайте вспомним и
дадим краткую характеристику основным жанрам.
Отзыв – общая оценка произведений, выражение
собственного отношения к прочитанному, просмотренному, эмоциональная оценка
личного восприятия произведения впечатление о нем с обоснованием: что в
произведении вызвало именно эти чувства и переживания.
Рецензия – анализ, разбор, оценка текста, жанр критики,
литературной и газетно-журнальной публицистики.
Задача рецензента –
дать анализ произведения, выразить собственные мысли и чувства, возникшие при
чтении текста, рассказать о своих впечатлениях – но на основе подробного
анализа текста.
Поэтому рецензент не
пересказывает подробно содержание прочитанного, а своё мнение тщательно
обосновывает глубоким и аргументированным анализом.
Рецензент должен
увидеть творческую индивидуальность – автора, колорит рецензируемого
произведения.
Отношение между
рецензентом и автором – творческий диалог при равном расположении сторон.
Преимущество автора – детальное значение произведения. Преимущество рецензента
– высокий уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая
культура.
Авторское « Я «
проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать
на читателя. Поэтому рецензент чаще использует языковые средства, характерные
для научной речи.
Например:
Очерк – прозаическое произведение, которое
охватывает небольшую частичку действительности, но в целом очерки обращаются к
любым сферам человеческой жизни. В этом жанре сильно субъективное авторское
начало. Очеркист сам ведет повествование, которое движется его мыслью, его
мнением. Это сближает очерк и эссе. Однако в очерках нередко ______________
Описания, роль
которых в эссе не так значительна.
Очерк может быть по
стилю публицистическим, лирическим, документальным и т.д.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.