Лингвистическая
викторина «Говорим по – русски» для 9- 11 классов.
Цель – развивать интерес к предмету «русский язык»
через внеклассное мероприятие с применением игровых форм.
Задачи:
1) повторение
материала по русскому языку в игровой форме. 2) активизация познавательной
деятельности учащихся. 3) формирование коммуникативной компетенции через
организацию работы учащихся в команде. 4)
Описание
мероприятия: мероприятие
проводится в форме командной игры по типу «брейн – ринга». От каждого класса
формируется команда из 4 человек (9, 10 и 11 классы). Команды выполняют
разнообразные задания и получают по баллу за каждый правильный ответ. Побеждает
команда, набравшая большее количество баллов. Для оценивания команд можно
выбрать заранее жюри из 3 человек.
Оборудование: презентация с заданиями, проектор, компьютер,
доска – экран, карточки с заданиями, бланки ответов, бланки протоколов для
занесения результатов заданий.
Содержание мероприятия:
1 тур. Блиц –
вопросы. Отвечают по
очереди.
1. Сколько букв в русском алфавите?
2. Сколько гласных
звуков в русском языке?
3. Кто был создателем первого славянского
алфавита?
4. Как
звали автора «Толкового словаря живого великорусского языка»?
5. Как называются слова одинаковые по
написания и звучанию, но абсолютно разные по лексическим значениям?
6. Сколько разносклоняемых существительных
в русском языке?
7. Что не является
словосочетанием:
а) светит ярко б)
светит солнце в) весеннее солнце
8. Какое числительное
написано верно:
а) о тремста б) о
трехстах в) о трехсот
9). В каком слове нет
окончания:
а) водопровод б)
засветло в) седло
10). Как называется
искусство красивого письма:
11). В каком словаре мы
можем прочитать об истории возникновения слова:
12). Сколько служебных
частей речи в русском языке?
2 тур. «Фонетический». Максимум – 3 балла.
Среди данных слов
найдите 3 слова, которые соответствуют следующим схемам:
1) 2 тв.согласных, 2 мягк.согласных, 2
гласных.
2) 2 тв.согласных, 1 мягк. согласный,
2 гласных.
3) 2 тв.согласных, 2 мягк.согласных,
3 гласных.
Слова: Водяной, волчок,
крючок, якорь, сердце, сметана.
3. тур. «Орфоэпический». По 0,5 балла за каждое правильное слово,
максимум - 9 баллов.
Расставьте
ударение в словах:
иконопись, бунгало, афиняне, форзац, лососевый,
договор, банты, кулинария, красивее, искра, досуг, каталог, апостроф,
путепровод, украинский, христианин, новорожденный, звонит.
4 тур. «Лексический». За каждый правильный ответ
0,5 балла. Максимум 6 баллов.
Объясните значение устаревших
слов, подобрав к ним современные синонимы:
ветрило, брадобрей, зеницы,
длань, лепта, позор, выя, лепота, червонный, шелом, десница, отрок.
5 тур
«Орфографический». За каждое верное исправление 0,5 балла. Максимум
7 баллов.
Исправьте ошибки в
телеграмме:
Сегнал СОС. Наше
судно терпет бедствие. Мы папали в шторм. Волны ростут на глазах, ветер дует
сильно-присильно. Большая качька. Пытаемся держатся на плаву. Прилогаем все
усилия. Вышлете подмогу. Наши кординаты: где то между Чорной скалой и синий
бухтой. Капитан Синицин.
6 тур.
«Словообразовательный». За каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимум 6
баллов.
С помощью
суффиксов образуйте названия жителей следующих городов:
1 команда:
Калуга, Москва, Токио, Омск.
2 команда: Рим,
Одесса, Курск, Киев,
3 команда:
Астрахань, Новгород, Архангельск, Кострома.
7 тур
«Морфологический». За каждое правильное слово и объяснение 1 балл.
Максимум 5 баллов. Если указано слово, но нет объяснения 0,5 балла.
Найдите
слово-шпион среди слов каждой группы и дайте объяснение, что в этом слове не так:
1.
Мебель, тюль, моль, акварель.
2.
Дрожжи, прятки, щипцы, кегли.
3.
Забияка, отличница, лентяйка,
умница.
4.
Глядеть, болеть, гореть,
пыхтеть.
5.
Городской, железный,
вчерашний, широкий.
8 Тур
«Редакторский»
Выполните
корректуру предложений, правильно перестроив их.
1) Пастух увидел
наш костёр, заночевавший в горах.
2) Подгоняемая
лодка волнами неслась по реке.
3) Выглянув в окно,
шум привлёк моё внимание.
4) Самолёт сел на
аэродром, вылетевший из Москвы.
5) Выбирая
подарочную книгу, мне бросилось в глаза великолепное качество репродукций.
6) Потребляя
небольшое количество воды, становится невозможным быстрый рост растений.
Задание для болельщиков:
По горизонтали: 1. Знак препинания. 4. Служебная часть речи, не
употребляется самостоятельно, всегда относятся к какому-нибудь существительному
6. Группа слов, которая выражает законченную мысль. 7. Центральная единица
языка, служащая для именования и сообщения о предметах, признаках, процессах и
отношениях. 8. Фонетическая форма письменности. Состоит в русском языке из 33
знаков – букв. 10. Один из знаков препинания. В русскую письменность было
ввёдено писателем и историком Н. М. Карамзиным. Первоначально знак назывался
«черта». 11.Основная часть слова.
По вертикали: 2. Способ изменения частей речи, склонение. В
русском языке их шесть. 3. Второстепенный член предложения. 4. Главный член
предложения. 5. Часть слова, образующая его материальное, лексическое значение
и состоящая из корня, а также суффикса и приставки. 9. Знак препинания,
обозначающий полную законченность повествовательного предложения.
Ответы к заданиям:
1. Блиц – вопросы:
1) 33 2) 10 3)
Кирилл и Мефодий. 4) Даль В.И. 5) омонимы 6) 11 7) Светит солнце
(грамматическая основа). 8) б 9) б 10) каллиграфия. 11)
этимологический 12) три (предлог, союз, частица).
2. Фонетический: 1) крючок.
2) якорь. 3) водяной.
3. Орфоэпический:
Иконопись, бУнгало,
афИняне, фОрзац, лососЁвый, договОр,
бАнты, кулинАрия, красИвее, Искра,
досУг, каталОг, апострОф, путепровОд,
украИнский, христианИн, новорождЁнный,
звонОт.
4. Лексический:
Ветрило – парус; брадобрей
– парикмахер; зеницы – зрачки; длань – ладонь, рука; лепта
– вклад; позор – зрелище; выя – шея; лепота- красота,
великолепие; червонный - красный с золотым отливом; шелом – шлем;
десница - правая рука; отрок- юноша.
5.
Орфографический:
14 ошибок: СИгнал,
терпИт, пОпали, рАстут, прЕсильно,
каЧКа, держатЬся, прилАгаем, вышлИте,
кООрдинаты, где – то, чЁрной, синЕй,
СиницЫн.
6.
Словообразовательный
Калуга – калужанин,
Москва – москвич, Токио – токиец, Рим – римлянин, Омск – омич, Одесса –
одессит, Курск – курянин, Киев – киевлянин, Астрахань – астраханец, Новгород –
новгородец, Архангельск – архангелогородец, Кострома – костромич.
7.Морфологический:
1) тюль (м. р.),
2) кегли (кегля – есть ед.ч.), 3) умница (умник – слово не общего рода), 4)
болеть 9 первое спряжение), 5) широкий (качественное прилагательное).
8. Редакторский:
1) Пастух,
заночевавший в горах, увидел наш костер. 2) Локка, подгоняемая волнами, неслась
по реке. 3) Шум привлек мое внимание, и я выглянул в окно. 4) Самолет,
вылетевший из Москвы, сел на аэродром. 5) Выбирая подарочную книгу, я обратил внимание на великолепное
качество репродукций. 6) Потребляя небольшое количество воды, растения не могут
расти быстро.
Карточки с заданиями:
Среди данных
слов найдите 3 слова, которые соответствуют следующим схемам:
1) 2 тв.согласных, 2
мягк.согласных, 2 гласных.
2) 2 тв.согласных, 1
мягк. согласный, 2 гласных.
3) 2 тв.согласных, 2
мягк.согласных, 3 гласных.
Слова: Водяной, волчок,
крючок, якорь, сердце, сметана.
|
|
|
|
|
|
|
Исправьте
ошибки в телеграмме:
Сегнал
СОС. Наше судно терпет бедствие. Мы папали в шторм. Волны ростут на глазах,
ветер дует сильно-присильно. Большая качька. Пытаемся держатся на плаву.
Прилогаем все усилия. Вышлете подмогу. Наши кординаты: где то между Чорной
скалой и синий бухтой. Капитан Синицин.
|
|
|
|
|
Найдите слово-шпион среди слов каждой группы и дайте
объяснение, что в этом слове не так:
1. Мебель, тюль, моль, акварель.
2. Дрожжи, прятки, щипцы, кегли.
3. Забияка, отличница, лентяйка, умница.
4. Глядеть, болеть, гореть, пыхтеть.
5. Городской, железный, вчерашний, широкий.
|
|
|
|
|
Выполните корректуру
предложений, правильно перестроив их.
1) Пастух увидел наш костёр,
заночевавший в горах.
2) Подгоняемая лодка волнами
неслась по реке.
3) Выглянув в окно, шум
привлёк моё внимание.
4) Самолёт сел на аэродром,
вылетевший из Москвы.
5) Выбирая подарочную книгу,
мне бросилось в глаза великолепное качество репродукций.
6) Потребляя небольшое
количество воды, становится невозможным быстрый рост растений.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.