Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЛингвистическая игра – классный час «Я и мое имя»

Лингвистическая игра – классный час «Я и мое имя»

Скачать материал

          

Лингвистическая игра «Я и мое имя».

 

 Цель: Формирование познавательной активности к изучению русского языка.

Задачи: 1. Познакомить с понятием «имя», с возникновением имен,

                   традициями выбора имени.

              2. Развивать внимание, память, речь, мышление.

              3. Воспитывать интерес к истории, русскому языку.

 

Ход:

1.     Сообщение цели. 

Ребята, сегодня нам предстоит разобраться в том, какую роль для человека играет имя, узнать, как появились имена в древности, какие традиции существовали при выборе имен и как имя может влиять на человека. Также сегодня нас ждет викторина, желаем вам успехов и радости от познания нового.

 

2.     Вступительная беседа.

-         Что такое имя?

-         Зачем человеку имя? Можно ли жить без имени? Почему?

-         Как вы думаете, как возникали имена?

 

    3. Историческая справка.

      Как и все на земле имена имеют свою историю. С развитием у древнего человека способности общаться с помощью речи, люди ограничивались набором: «Эй ты!», «А ну-ка!». Затем люди стали употреблять прозвища. Некоторые из них перешли в имена и фамилии.

     В Древней Руси имен было много. Нам сейчас кажутся смешными эти имена, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека: Светлана, Чернава, какие-нибудь свойства новорожденного: Пискун, Прыгунок, Лобик. Были имена, которые отражали порядок появления детей: Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк. Некоторые имена характеризовали время рождения ребенка (Зима, Вешняк), явления природы (Метелица), христианские праздники (Постняк, Мясоед). Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Балагур, Скоморох, Богомол. Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальной принадлежности: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил, Несвой.

      В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые в свою очередь произошли от древнегреческих и древнеримских.

   Греческие имена:

Андрей – «мужественный»

Евгений – «благородный»

Елена – «сверкающая»

Софья – «мудрая»

Римские имена:

Виктор – «победитель»

Валерий – «здоровый, сильный»

Марина – «морская»

    В истории было много государственных деятелей, полководцев, ученых, которые получили прозвища в связи с какими-то заслугами, событиями.

Например, Карл Великий – император франков

Александр Македонский – древнегреческий полководец из Македонии и т.д.

     Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до 17в. родители держали в секрете имя, данное ребенку при крещении, пытаясь тем самым обмануть злых духов. В Азербайджане и Турции ребенку давали два имени – одно из них было ложным, второе настоящим, в надежде ввести в заблуждение злых духов. У некоторых народов детям заведомо давали плохие имена. Обычаи скрывать свое имя историки находят почти у всех народов мира. Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем.

       Нет в языке слова, которое по влиянию на ваш характер и судьбу могло бы сравниться с вашим именем. Каждое имя несет в себе запас энергии. Чем «сильнее» имя, тем  больше оно будет влиять на нас. Магия имени с незапамятной древности привлекала внимание пытливых умов. Постепенно сложилось твердое убеждение, что имя влияет на характер человека, помогая его развитию или, наоборот, тормозя его.

  Примером такого влияния может служить история жизни Александра Васильевича Суворова.

Он родился полуживым: не дышал, не шевелился, не открывал глаза. После спасительного шлепка повитухи мальчик ожил и крикнул басом: «А-а-а!». В память об этом родители решили, что его имя будет начинаться с буквы «А». Заглянули в святцы. Среди близких ко дню рождения будущего полководца святых на «А» значилось «Анастасий» («воскресший из мертвых» с греческого языка) и три Александра: Римский, Свирский и Невский. Мать склонялась к первому имени, боясь, что сын пойдет по стопам А. Невского. Отец настоял на Александре. А Ангелом-хранителем стал Александр Невский. Хилый и болезненный мальчик упорными упражнениями и духовным самосовершенствованием превратился в великого полководца, сумевшего в возрасте семидесяти лет пешком преодолеть перевал через Альпы.

 

4.     Дидактическая игра.

Ребята, к нам пришло письмо из леса, от Зайца. Он просит у нас помощи. Давайте прочитаем письмо и решим, чем мы можем ему помочь.

 « Здравствуйте, дорогие ребята!

У нас возникла небольшая проблема  в семье. Мы живем с Зайчихой хорошо, ладно. А недавно у нас родилось целых 7 зайчат. Моя Зайчиха говорит, что пусть все будут – Зайчата. Но я недавно был в соседнем лесу, с одной семьей познакомился. Так вот у них у каждого свое имя. Я тоже хочу, чтобы у моих зайцев были самые лучшие и красивые имена. Но беда в том, что не учен я, да и Зайчиха неграмотная. А вы, я слышал, много разных наук изучаете. Может, поможете? Я вам их опишу:

Старшенький – большой, весь в меня, морковку любит.

Второй – хитренький, юркий, как мышка: везде пролезет, везде успеет.

Третий – скромный, тихий, молчаливый.

Четвертая – красавица, вся в маму.

Пятая – хозяюшка, на все лапы мастерица.

Шестая – танцевать любит, игры знает, хороводы водит.

Седьмой – он последний, с черненьким ушком.

Так помогите, ребята! Я жду с нетерпением вашего ответа!

Обратный адрес: Лес, поляна Одуванчиков, Зайцам»

-         Ну, что, ребята, поможем? (Идет обсуждение имен)

-          

5.     Вопросы викторины.

 - Назовите имена-номерки.

 - Назовите имена, подчеркивающие внешний вид, черты характера человека,  его занятие.

 1) Одно из самых распространенных имен – Дарья, ведет свою историю из Древней Персии. Это имя носил персидский царь. Что оно обозначает?

        

 п

о

б

е

д

и

т

е

л

ь

 

2)  Я хочу вам вновь напомнить, что в истории было много знаменитых людей, которые получили прозвища в связи с какими-то заслугами, событиями.

 Карл Великий – император франков

Александр Македонский – древнегреческий полководец из Македонии

 Как вы думаете, почему русский князь Юрий Долгорукий имел такое прозвище? 

 (За «долгие» (длинные) руки в борьбе за киевский престол)

 

б

о

р

ь

б

а

 

 3) Это имя происходит от древнегреческих слов «алекс» - защищать и «андрос» - муж, мужчина, то есть «защитник людей». О каком имени идет речь?

 

а

л

е

к

с

а

н

д

р

 

4) Буквальный перевод этого имени с древнееврейского – «из красной глины».

О  каком имени идет речь?

 

а

д

а

м

 

5) Исконно- русских или славянских имен не так уж и много. Удивительно, что многие из них объединены общим корнем. Как вы думаете, какой это корень?

 

с

л

а

в

а

 

- Назовите эти имена.  ( Вячеслав, Станислав, Мечеслав, Владислав, Бронислав и др)

6) А это необычное и очень редкое сейчас женское имя возникло под влиянием исторических событий в советское время. Оно заключает в себе успех, достижение цели. Какое это имя?

 

п

о

б

е

д

а

 

6. Подведение итогов.

    Я тоже поздравляю вас с новой маленькой победой в мире знаний, в удивительной и  величественной науке под названием «Русский язык».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Лингвистическая игра – классный час «Я и мое имя»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Лингвистическая игра – классный час «Я и мое имя» составлена для обучающихся  начальных классов. В занимательной форме ребята не только знакомятся с понятием «имя», но и  с историей появления  имен,  с традициями выбора имени в Древней Руси.

 

    В разработке представлена викторина, которая позволит задуматься о смысловой нагрузке того или иного имени, привлечь внимание к именам известных личностей в истории русского народа.  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 009 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 594
    • DOCX 47.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голянд Ольга Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голянд Ольга Геннадьевна
    Голянд Ольга Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 101034
    • Всего материалов: 48

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 517 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 185 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов