Личностные универсальные учебные действия
В обществе произошли изменения в
представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом
обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения
учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения
знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность
каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом
именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии
с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как
значимые.
Личностные
УУД делят на 3 блока:
1)
самоопределение;
2)
смыслообразование;
3)
нравственно-этического оценивания.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
В
начальной школе формирование личностных универсальных действий должно
реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я
знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
При поступлении в школу, путем
диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной
из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая
необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в
школу.
Что такое
самооценка?
Самооценка
– оценка личностью своих возможностей, собственных достоинств, недостатков и
места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим,
компетентным, достойным уважения. Самооценка является важным регулятором
поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и
требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
Представление
младшего школьника о себе и его самооценка строятся на оценках, которые
получает он от взрослых, прежде всего от родителей и учителя, хотя ему
приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков. Однако думать о
себе ребенку неинтересно, он не испытывает в этом особой необходимости.
Внешнее
выражение самоконтроля и самооценки может быть представлено следующим образом:
« Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со
всеми заданиями»
« Этот
способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне
не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь».
« Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог
выполнить задание, мне срочно нужна помощь»
Такая работа ведется с 1 класса. Также начинается обучение оцениванию своих
работ с помощью « линеечек». «Линеечки» - педагогический инструмент оценки и
самооценки. С помощью «линеечек» можно оценить все, что подлежит оцениванию в
терминах « больше-меньше». Самооценка с помощью « линеечек» может быть двух
типов- ретроспективная ( обращенная в прошлое) и прогностическая (
предсказывающая).
Ретроспективная
самооценка – это оценка уже выполненной работы. Два этапа формирования
ретроспективной оценки:
1 этап: ребенок
оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т.е. исправил
ошибки. Получив тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок
изучает учительские исправления и сам себя оценивает по той шкале, которые
выберет учитель.
Выбор шкал для
оценивания достаточно произволен. Важно, чтобы « линеечки» с
самого начала позволили детям оценивать свою работу дифференцированно.
Например: к –
красиво, п- правильно, с- я старался.
Ретроспективная
самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль, помогает яснее
расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и
учителей критерии оценивания.
2 этап: ребенок
оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая
ретроспективная самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
Так на протяжении всего 1 класса ребенок учится оценивать свою работу, работу
своего соседа по парте.
После того, как ретроспективная самооценка уже достаточно осознана, адекватна и
дифференцирована, можно предложить оценить свои возможности с предстоящей
работой. Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, но именно она
является точкой роста ученика.
Также
во 2 классе учащиеся заполняют анкету, цель которой- определить, умеют ли оно
контролировать свою учебную деятельность.
1.Бывает ли случаи,
когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание, решил задачу, составил план?
А)
часто В) иногда В) иногда
2.Что ты делаешь в
таком случае?
3. Проверяешь ли
себя при выполнении какого- нибудь задания?
А)
часто В) иногда В) иногда
4.Как ты себя
проверяешь?
5. Зачем ты себя
проверяешь?
6. Что значит
–проверить выполненную работу?
7. Есть ли
что-нибудь общее в том, что ты делаешь, чтобы проверить выполнение задания по
математике, русскому языку.
При
выполнении анкеты видны недостатки, над чем нужно работать учителю.
В
3-4 классе на уроке литературного чтения можно предложить таблицу, состоящую из
7 колонок.
Ф.И.
учен.
|
Назван.,
автор
|
Спокойный темп
|
Громк
четкость
исполн.
|
Логич. ударен.и паузы
уместны
|
Эмоцион
(настрое-ние передано
точно)
|
Оценка
|
Петров
Женя
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ребята,
работая в группе, опрашивают стихотворение наизусть и заполняют данную таблицу.
После обсуждения в группе выставляют итоговую оценку, после чего сдают учителю.
Данный
вид работы нравится детям, экономит время на уроке. Ребята принимают участие не
только в оценивании своих успехов, но также во взаимооценке.
Новый
подход к самоконтролю и самооценке учащихся я опробировала на одном классе. В
процессе работы у учащихся сформировалась объективная самооценка. Учащимся
проще выстраивать отношения, потому что в людях они видят больше хорошего и
сосредотачиваются на их достоинствах, а не на недостатках. Ребята открыты для
нового, толерантны и владеют способностью к коммуникации.
В
конечном счете, поменялась самооценка личности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.