«Личностное и
профессиональное самоопределение молодежи в условиях реформирования российского
образования»
"Проблема
самоопределения есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни"
С.Л. Рубинштейн
Актуальность проблемы профориентации как
общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия
между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной
структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными
профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система
профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное
распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее
к профессии.
«Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее
качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в
жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о
поиске, выборе и овладении профессией.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной
подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют
проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные
намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям
народного хозяйства в кадрах определенной профессии.»
Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс
психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию
процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства
и общества в целом.
Если профессиональная ориентация рассматривается
через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием
учителей школ, мастеров учебно-производственных комбинатов и др., то принятие
этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический
образ профориентации.
Если же на это процесс посмотреть через призму
психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и
концепции, объясняющие особенности того или иного выбора.
В рамках этого подхода формируется и
соответствующий образ профориентации как психологического явления, состоящего
из двух взаимосвязанных сторон:
·
принятие учащимися решения
о своем профессиональном выборе;
·
воздействия на психику
учащегося с целью формирования профессиональных намерений в соответствии
с общественными потребностями.
Третий подход – с позиции теории
управления. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как
часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и
выбор профессии рассматривается, как стремлением личности занять определенное
место в социальной структуре общества, в социальной группе, а также
рассматриваются методы управления этими процессами.
Цели и задачи профориентации успешно
реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на
развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии
преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы,
методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической
работы.
Можно сказать, что профориентация - это научно обоснованная
система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии,
призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и
необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах
общества. В недалеком прошлом в профессиональной ориентации во главу угла
обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на
рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость
разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в
разработке методологических вопросов профориентации.
Теорию профориентации можно определить
следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в
концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных
на осуществление эффективной профориентационной деятельности.
Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и
общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по
совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в
интересах личности и общества в целом.»
Поскольку объектом профориентационной
деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения
человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми
руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе
профессию и место в социальной структуре общества.
«Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором
не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как
можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями
личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии
выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По
аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества
– можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных
интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия
потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в
профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в
процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать
самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих
учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и
их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы,
работа во время практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип
развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая
давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по
мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно
участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности
личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.»
В профессиональной ориентации есть группа
принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими
принципами. Это следующие принципы:
·
Связь профориентации с
жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе
его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства
в квалифицированных кадрах.
·
Связь профориентации с
трудовой подготовкой школьников –это принцип, предусматривающий хорошую
постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки
профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от
практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
·
Систематичность и
преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по
11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в
класс
·
Взаимосвязь школы, семьи,
базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и
общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по
оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается
усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
·
воспитывающий характер
профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы
в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве
трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического
воспитания;
·
взаимосвязь диагностического
и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип,
предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый
из них решает свои задачи.
·
дифференцированный и
индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня
сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных
ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся
по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи
эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой.
Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
·
оптимальное сочетание
массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися
и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода
от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к
сбалансированному сочетанию всех форм работы;
·
соответствие содержания
форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального
развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах
определенных профессий и требуемого уровня квалификации».
Таким образом, в теории профориентации
существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы,
характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.
В настоящее время система профориентационной
работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
Профессиональное просвещение,
включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Предварительная
профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и
способностей личности к той или иной профессии.
Профессиональная консультация,
нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со
стороны специалистов-профконсультантов.
Профессиональный отбор (подбор)
с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить
данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
Социально-профессиональная
адаптация.
Профессиональное воспитание,
которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга,
ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального
самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей
профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется
процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и,
наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому
адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной
работы с молодежью.
Профессиональная адаптация - это процесс
приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах,
профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда,
в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс
профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве,
другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и
подразделяют его на четыре периода:
1.подготовка к труду в школе,
2.выбор профессии,
3.профессиональная подготовка,
4.начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также
социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой
профессии.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или
иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических
отношений в этой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации
можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-
психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя
овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро
ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и
программировать свои действия.
Социально-психологическая адаптация
заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения,
действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит
ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между
руководителями и подчиненными и т.п.
В процессе приспособления к трудовому
коллективу можно выделить три стадии:
*
ознакомление с новой
ситуацией;
*
стадия приспособления
к этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой
системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние
установки”
*
стадия ассимиляции -
полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.