Инфоурок Технология Рабочие программыЛичностно-ориентированные образовательные технологии как эффективное средство формирования личностных и метапредметных компетенций учащихся.

Личностно-ориентированные образовательные технологии как эффективное средство формирования личностных и метапредметных компетенций учащихся.

Скачать материал

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ  ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

НИКОЛАЕВА Л. С.

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 36»

        Курс «Технология» предполагает практическое применение знаний, полученных не только непосредственно на уроках технологии, но и при изучении других учебных предметов. В основу обучения положена системная проектно-творческая деятельность учащихся, в которой основные акценты смещаются в сторону сознательного и творческого использования приемов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности.  Тем самым,  предмет «Технология» во многом становится опорным для формирования системы универсальных учебных действий в  общеобразовательной школе. Формирование универсальных учебных действий предполагают: наличие у детей познавательного мотива  и конкретной учебной цели;  выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия.

       Дети впервые приходят в мастерские трудового обучения  на уроки   в 5 классе. У каждого ребенка уже есть свой багаж знаний, свой мир открытий.  Внимательно изучаю  психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, стараюсь сохранить непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности  является интерес. Так, новизна изложения нового материала с включением интересных фактов и событий через педагогические приемы: «Удивляй», «Это интересно», «А знаете ли вы…» и др.,  всегда вызывает неподдельный интерес к изучаемому учебному материалу.  Школьницы с большим увлечением  выполняют  итоговое задание «Творчество на заданную тему»,  форму представления которого обучающиеся выбирают сами (реферат, презентация, плакат, альбом, инсценировка, видеосюжет и др.).  Задание выполняют индивидуально или в группе с учетом своих собственных интересов и способностей.  Мой опыт  работы по эффективному использованию  приемов педагогической техники  представлен на диске - приложении "Приемы педагогической техники" к журналу "Директор школы" (2011 год)

В своей педагогической деятельности в рамках личностно-ориентированных современных образовательных технологий выделяю следующие технологии:

1) здоровьесберегающие технологии;   2) интегрированные уроки;  3)  ИКТ;

4) проектно-исследовательская деятельность; 5) дифференциация и индивидуализация обучения.    Все они основаны на идее всестороннего уважения и любви к ребенку, атмосфере сотрудничества субъектов образовательного процесса, предоставлении ребенку свободы выбора и определенной самостоятельности.

        Реализация здоровьесберегающих технологий в школе – это залог здоровья и успешности учеников. Программа  курса  «Обработка  пищевых  продуктов» («Кулинария») в  предмете «Технология» является прекрасной платформой  для проведения уроков с интег­рацией темы здоровья. Именно  учитель  технологии  может  научить  школьников  самостоятельно добывать необходимые знания в области организации здорового питания. Так,  в  подготовке и проведении урока «Еда по науке и наука о еде»,  принесшего победу на областном конкурсе программ и методических разработок «Учись на здоровье» в номинации «Прикладной урок» в 2009 году, принимали участие группа учащихся-исследователей  в составе 3 человек. Они провели большую  работу по выявлению состояния домашнего питания учащихся школы, изучили мнение специалистов в вопросе рационального питания и представили результаты исследования на уроке. Такой принцип сотрудничества учащегося и педагога позволяет учащимся выйти на функциональную позицию «коллега»,  создавая  благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ученика и результаты его самореализации.

       В нашей школе стало системой проведение открытых интегрированных уроков   технологии с уроками истории, физики, математики. При подготовке и проведении таких уроков учащиеся  активно и с большим интересом сотрудничают с преподавателями, совместно выстраивая образовательную траекторию.   Особенностью наших авторских интегрированных уроков является то, что включается эпизодически материал другого предмета и одновременно сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Интегрированные уроки проводятся в виде нетрадиционных уроков: урок в форме соревнования и игры; урок, имитирующий общественно-культурные мероприятия; урок, основанный на имитации деятельности учреждений и организаций; урок с имитацией публичных форм общения, уроки творчества. На таких уроках ученики пробуют себя в разных видах познавательной и творческой деятельности; представляют себя представителями современных профессий, изучают значение  вклада цивилизации для современного общества, самостоятельно проводят мастер-классы. Характерная черта таких интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность, что способствует развитию всех ключевых компетенций. Таким образом, соединение элементов различных предметов, то есть интеграция, способствует рождению качественно новых знаний и умений.

         Компьютеризация школ и возможность выхода в мировую сеть Интернет дает шанс учителю  и  его ученикам  в совместной деятельности  развивать свой творческий потенциал, способствовать успешной социализации и адаптации учащихся в будущем.  Использование персонального компьютера качественно меняет существующие средства и методы обучения. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность учителю одновременно  использовать иллюстративный, методический, а также аудио- и видеоматериал;  создать на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Преподаватель всё в большей мере  становится организатором познавательной деятельности обучающихся.

        Уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности,  развитие интереса учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность,   создают методы проектов и исследований.  Одним из действенных принципов педагогической техники является принцип свободы выбора.  «…В любом  обучающем или управляющем действии,  где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается  осознанной ответственностью за свой выбор!» [1: с. 8]

Мои ученики самостоятельно выбирают и формулируют тему проекта, выбирают и обосновывают выбор объекта для практической деятельности, материалов, инструментов и способов художественной отделки изделий. На уроке-презентации новых идей для проектной и исследовательской деятельности использую прием педагогической техники "Эвристическая беседа". Создается доверительная обстановка, когда каждый обучающийся может свободно выразить свою точку зрения. Учитель не предлагает готовые  темы для проектов. Задавая вопросы, направленные на выявление и применение интересов и увлечений школьника, помогаю собеседнику в выборе идеи  проекта. Происходит формирование общекультурных и коммуникативных компетенций, направленных на развитие самостоятельного мышления, что соответствует  парадигме личностно-ориентированного образования.  Прием способствует развитию навыков публичного выступления, умения убеждать, уважать чужое мнение,  позволяет выйти за рамки предмета, увидеть значимость нового знания не только с позиции изучаемого предмета, а и в повседневной жизни.

В школе № 36 г. Владимира  ежегодно на традиционном Дне науки на секции: «Экономика и технология»  на защиту представляются  исследовательские работы, проектно-исследовательские работы, а  также бизнес-планы, созданные учащимися в результате изучения ими авторского элективного курса «Проектная деятельность в предпринимательстве». Со  своими проектами  мои ученицы также успешно участвуют в   городских и областных конкурсах и  выставках, областных и всероссийских   научно -  практических конференциях,  Всероссийском  фестивале  творческих  работ учащихся   «Портфолио», Всероссийском   конкурсе    исследовательских    работ  учащихся   «Юность. Наука. Культура», Всероссийском конкурсе проектов «Созидание и творчество».

Участие в очной Всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» повышает статус школьника. Ученики приобретают опыт выражать свои мысли научным языком, приобретают навык ведения дискуссий,  знакомятся с современным состоянием науки и интеллектуальным уровнем сверстников

         Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.  Олимпиады готовят к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции.  

Творческая личность  – это национальное достояние и истинное богатство страны.  Кружковые занятия по  декоративно-прикладному  искусству  вовлекают учащихся  в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка.

        Особая речь об обучении детей с признаками одаренности в рамках предмета «Технология». Эти дети, как правило, занимаются проектно-исследовательской деятельностью.  Их  работы, кроме глубокого исследования проблемы,  содержат  раздел по  разработке  и изготовлению  конкретного изделия.  В работе с такими детьми составляю  индивидуальный образовательный маршрут с использованием заданий открытого типа. В настоящее время во всём мире идёт поиск новых подходов к развитию интеллекта учащихся. Дистанционные курсы удобны и практичны  при сопровождении проектной деятельности одаренных детей. «Встреча» с учеником проходит индивидуально в удобное для обеих сторон время. На сайте школы № 36 г. Владимира мною создан дистанционный курс «Технология разработки бизнес-плана ученического предприятия», на котором обучаются учащиеся предпрофильных классов социально-экономического направления.  Не менее важно включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью  технологий дистанционного обучения, что позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, то есть содействует   их интеграции в социум.  Для ребенка с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности.  Являюсь разработчиком электронных образовательных ресурсов  «Технология. 5 класс, «Технология. 6 класс».  Ресурс размещен на Региональном сайте дистанционного обучения школьников «Дом@шняя школа» в 2013 году.  

Создание условий для формирования личностных и метапредметных компетентностей учащихся в рамках предмета «Технология»  позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

                                

 

Библиография:

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: Вита – Пресс, 1999. – 88 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн. /– М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с

3. Л. С. Николаева  «Влияние  ИКТ на  качество  преподавания предмета «Технология», стр. 311-316. Материалы IV международной  заочной научно-практической конференции, 14 октября 2009 г. /Под общей ред. О. В. Атауловой. - Ульяновск: Издатель Качалин А. В., 2009. – 490  

4. Л. С.  Николаева   «Формирование у обучающихся компетентностей в сфере здорового питания», стр. 49-51. Научно-методический журнал «Школа и производство», № 7/2011

5. Л. С.  Николаева,  Е.А. Чугунова «Инновационная деятельность по интеграции истории и технологии»,  стр. 176-17. Материалы VI международной  заочной научно-практической конференции, 14 октября 2011 г. / под ред. О. В. Атауловой.- Ульяновск: УИПКРО. 2011.-404 с.

6. Л. С.  Николаева  «Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся», стр. 85-100. Научно-методический журнал «Исследовательская деятельность школьников», № 1/2013 

Ресурсы Интернет

1. Некоторые формы работы с одаренными детьми http://festival.1september.ru/articles/574944/

2. Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС  http://socialnauki.ru/?p=900

3. Олимпиада как средство выявления одаренных детей

http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/olimpiada-kak-sredstvo-vyyavleniya- odaryonnyh-detey

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Личностно-ориентированные образовательные технологии как эффективное средство формирования личностных и метапредметных компетенций учащихся."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Курс «Технология» предполагает практическое применение знаний, полученных не только непосредственно на уроках технологии, но и при изучении других учебных предметов. В основу обучения положена системная проектно-творческая деятельность учащихся, в которой основные акценты смещаются в сторону сознательного и творческого использования приемов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности.  Тем самым,  предмет «Технология» во многом становится опорным для формирования системы универсальных учебных действий в  общеобразовательной школе. Формирование универсальных учебных действий предполагают: наличие у детей познавательного мотива  и конкретной учебной цели;  выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 276 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по технологии к теме "Профессиональная деятельность"
  • Учебник: «Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
  • Тема: § 1. Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства
  • 30.09.2020
  • 709
  • 13
«Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.01.2015 359
    • DOCX 36.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Лариса Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Николаева Лариса Сергеевна
    Николаева Лариса Сергеевна
    • На сайте: 10 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1997
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 071 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 299 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 086 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек