Личность современного преподавателя в
рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Волощенко Мария Анатольевна,
преподаватель ГОУ СПО «Сибирский
политехнический техникум», РФ, город Кемерово
E-mail: mariavoloshenko@yandex.ru
Personality of modern teacher within the federal state
educational standards
Voloshenko Maria Anatolievna
teacher of State educational institution of secondary
education «Siberian polytechnic technical school», Russia, Kemerovo
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу
подготовки и успешной деятельности педагогического состава в условиях новых
федеральных государственных образовательных стандартов.
Abstract
This article is devoted to the preparation
and successful activity of teaching staff in the context of the new federal
state educational standards.
Ключевые слова: профессиональная
компетентность; личностные качества; компетентный профессионал; инновационные
технологии.
Keywords: professional competence;
personal qualities; competent professional; innovative technologies.
Актуальность исследования. В рамках
современной системы образования в последнее время всё острее встаёт вопрос
компетентности педагогического персонала, его готовности качественно работать в
новом образовательном пространстве ФГОС четвёртого поколения.
Что же необходимо учитывать педагогам
для успешной работы?
На первое место в системе ФГОС
поставлена личность будущего специалиста с определённым набором сформированных
общих и профессиональных компетенций, задача преподавателей – создать
необходимые условия для их формирования.
Многие педагоги-теоретики – Сластенин
В.А., Зимняя И.А., Коджаспирова Г.М. по-разному подходят к вопросу описания
необходимых личностных качеств преподавателя. Однако, все учёные сходятся во
мнении о необходимости профессиональной компетентности, коммуникабельности,
толерантности, морально-нравственной устойчивости, креативности мышления.
Каждый преподаватель
профессионального образования должен чётко представлять цель – будущего
специалиста с определённым набором компетенций и те рамки ФГОС, в которых он
может творчески вести диалог, мотивируя и направляя развитие студента к
достижению поставленной цели.
В таком свете любая часть
учебно-воспитательного процесса – будь то урок, экскурсия, классный час,
конкурс профессионального мастерства или производственная практика находит своё
место в единой образовательной модели. Любая предполагаемая деятельность
студента в рамках данного процесса служит общей цели, понятной и преподавателю
и студентам – создание образа будущего специалиста, компетентного
профессионала, с активной жизненной позицией, конкурентоспособного,
востребованного на рынке труда.
Четкая система оценки с определённым
набором чётко выработанных критериев позволяем преподавателям избегать
конфликтов, быть четкими и объективными в оценивании тех или компетенций.
Наличие чётких рамок ФГОС при этом не
умаляет, а подчёркивает важную роль самого преподавателя. Студенту важно видеть
пример компетентного профессионала, которым должен являться педагог – успешный,
увлечённый, уравновешенный, справедливый, жизнерадостный, с активной жизненной
позицией, разносторонне одарённый, способный увлечь, понять, помочь, поддержать
– человек, достойный уважения самой взыскательной публики.
Если преподаватель владеет инновационными
технологиями, разбирается в новых культурных направлениях и обладает
собственной политически обоснованной точкой зрения на мировые события, то его
значимость в глазах студентов возрастает.
В рамках ФГОС современные
педагоги-теоретики – Рудова Т.П., Шумакова И.В. – отмечают актуальность наличия
у преподавателей профессиональных амбиций, стремления к самовыражению,
воплощаемых в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах, где могут принять
участие как сами педагоги, так и их воспитанники. Доступность таких конкурсов в
интерактивной среде позволяет каждому реализовать себя наиболее полно.
Интерактивная среда открывает перед
нами множество дополнительных возможностей для самореализации – создание
собственного сайта для публикации авторских разработок и профессионального
общения с целью взаимного обогащения идеями, взаимной поддержки, использование
образовательных порталов для обогащения и разнообразия учебного материала,
использования социальных сетей для общения с отечественными и зарубежными
коллегами и студентами.
На страничках в социальных сетях
преподаватель виден студентам как личность – творческая, увлечённая, готовая к
диалогу. В свою очередь, преподаватель видит своих воспитанников с другой
стороны и может изучить их интересы и предпочтения для лучшего понимания и
более успешного взаимодействия – мотивации на деятельность.
Необходимость хорошего понимания
студентов для выстраивания успешного диалога требует от преподавателя хорошее
знание психологии различных возрастных и социальных групп.
Таким образом, на мой взгляд,
основными чертами личности современного преподавателя, когнитивным,
психологическим и креативным компонентами можно назвать:
1. компетентность – чёткое
представление и соответствие требованиям системы ФГОС, работа в рамках данной
системы, владение понятийным аппаратом и чётко выработанной системой критериев
оценки;
2. морально-нравственную и
психологическую устойчивость, толерантность – способность оценить психотип
подопечного с целью наиболее успешного построения диалога для положительной
мотивации достижения цели;
3. незаурядность личности, достойной
подражания.
Как преподаватель, я стараюсь
соответствовать данным требованиям. Владение системой ФГОС мне позволяет
целенаправленно работать для обеспечения наиболее благоприятных условий
подготовки специалистов, переосмысливать и систематизировать весь накопленный
опыт, постоянно развиваться и совершенствоваться. Мотивация студентов на
деятельность, на достижение поставленной цели представляется мне наиболее
важным в рамках данной системы, это влияет на тематику внеклассных мероприятий,
групповых и индивидуальных бесед, встреч с выпускниками и экскурсиями на
предприятия, тематику студенческих научных исследований. Для меня важно, чтобы
студенты понимали, что вся их деятельность направлена в будущее, успех которого
зависит от их усердия и активного положительного настроя.
Список литературы
1.
Морунова, Л.В. Профессионально обусловленная структура личности. [Текст] /
Л.В.Морунова, Смоленск, СмолГУ, Материалы 2 Международной конференции «Личность
в пространстве и времени».2009.- 558с.
2.
Коджаспирова, Г.М. Педагогика[Текст] / Г.М. Коджаспирова, - М: Гардарики, 2004
г. - 567с.
3.
Рудова, Т.П. Личность современного учителя в Новой школе. [Интернет-ресурс]//
Международная академия развития образования http://u4eba.net/sbornikidei/lichnost-sovremennogo-uchitelya-v-novoy-shkole.html
- 15 декабря
4.
Крупа, Т.А. Личность современного преподавателя в контексте инновационного
вектора образования [Интернет-ресурс]// Научно-теоретический журнал «Ойкумена».
Регионоведческие исследования. http://www.ojkum.ru/arc/2012_02/2012_02_08.html
- 15 декабря
5.
Шумакова, И.В. Личность современного учителя: имидж и сущность Материалы
Интернет-конференции «Современный преподаватель: личность и деятельность» [Интернет-ресурс]// УНИД БелГУ >
Современный преподаватель: личность и деятельность > Материалы
Интернет-конференции «Современный преподаватель: личность и деятельность» http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik/detail.php?SECTION_ID=3195&ELEMENT_ID=93998
- 15 декабря
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.