«Lesson study»-
наблюдение за учащимися на уроке
Задачей метода
объективного психологического наблюдения является
познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие
закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет
непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых
психических процессов в соответствующих видах деятельности.
Наиболее характерной чертой метода наблюдения на уроке является
то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его
естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни.
Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы
внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря
этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и
жизненной правдивости его качественных особенностей. Этот метод незаменим при
решении задачи описания явлений; когда же он используется в целях объяснения или
истолкования явлений, он решает эти задачи путем сопоставления и анализа
непосредственно наблюдаемых жизненных фактов.
Предметом объективного наблюдения в психологии являются не
непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках
и в поведении ученика на уроке, в его речи и деятельности.
Между объективно наблюдаемой деятельностью ученика на уроке и
его субъективными психическими переживаниями имеется закономерная связь,
благодаря чему, наблюдая поведение, можно делать вполне обоснованные заключения
о соответствующих психических процессах.
Основные особенности метода наблюдения могут быть поняты из рассмотрения
следующего примера. При исследовании психологических особенностей мышления в
процессе изучения учащимися учебного материала на уроках исследователь посещает
различные уроки в соответствующих классах школы, проводит на них
систематические наблюдения и собирает материал, который позволил бы ответить на
поставленный в исследовании вопрос. При этом наблюдение касается как педагогических
приемов учителя (что и как он показывает и объясняет учащимся), так и ответов
самих учащихся, с которых они отчитываются перед учителем в полученных знаниях.
Такое наблюдение будет направлено на регистрацию и сбор материала, выраженного
по преимуществу в словесной форме.
Подобные наблюдения, проведенные на уроках, позволили ряду
авторов выявить такие особенности мышления, как его конкретность или образность
у младших школьников, тогда как у старших школьников в большей степени была
отмечена способность к отвлечению и обобщению. Эти возрастные различия в
процессе мышления были выявлены путем наблюдения за словесными реакциями
учащихся, т. е. объективно. При этом исследователь только наблюдал и совершенно
не вмешивался в естественное, независимое от него течение уроков.
Правильно организованный метод объективного наблюдения в психологии характеризуется
следующими особенностями:
1. Подлежащие
изучению явления наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения
каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не
должен нарушать изучаемое явление.
2. Наблюдение
проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления.
Например, особенности эмоционально-волевых процессов в связи со спортивной
деятельностью лучше наблюдать во время соревнований, чем на обычных уроках
физической культуры.
3. Собирание
материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану(программе)
в соответствии с задачей исследования. Это облегчает отбор объективных
материалов, характерных для изучаемого явления.
4. Наблюдение
проводится не однократно, а систематически; количество наблюдений и
число наблюдаемых лиц должно быть достаточным для получения значимых
результатов.
5. Изучаемое
явление должно наблюдаться при разных, закономерно меняющихся условиях. Например, факты, характеризующие
умственную утомляемость учащихся, необходимо наблюдать как на первых, так и на
последних уроках в расписании учебного дня.
6. Результаты
наблюдений подлежат точной регистрации: ведется протокол наблюдения, в
который с достаточной полнотой заносятся объективные показатели,
характеризующие как основные, так и сопутствующие факты.
7. В большинстве случаев применяются точные приемы фиксации
наблюдаемых явлений с использованием для этой цели иногда очень сложных
приборов: хронометраж, фото- и киносъемки, магнитофонные записи,
стенографирование и т.
«Lesson study»
Наблюдение
за проявлениями познавательного интереса учащихся на уроке
Цель: Формирование у учителей навыков наблюдения за проявлениями
познавательного интереса учащихся на уроке.
При наблюдении на уроке учитель может
использовать данную шкалу оценки
(в баллах):
2 - показатель проявляется постоянно;
1 - показатель проявляется иногда;
0 - показатель отсутствует.
Показатели познавательного интереса
1.
Ученик задает вопросы
2.
Визуально отличается интеллектуальной самостоятельностью в
работе
3.
Проявляет инициативу и поиск при выполнении творческих заданий
4.
Включается успешно в обсуждение дискуссионных вопросов
5.
Без принуждения и активно участвует в объяснении учителем нового
материала
6.
Явно проявляет стремление высказать свое соображение, поделиться
своей информацией
7.
Стремиться выполнять задания всеми возможными способами
8.
Участвует активно в обсуждении учебных проблем и вопросов
9.
Дополняет и рецензирует ответы товарищей
10.
Владеет логическими приемами мышления
11.
Обходится без помощи учителя
12.
На уроке работает сосредоточенно, не отвлекаясь
13.
Проявляет организованность в работе
14.
Доводит начатое дело до конца
15.
Не отказывается от сложных заданий
16.
Проявляет упорство при выполнении трудных заданий
17.
По собственной инициативе выбирает трудные задачи
18.
Быстро включается в работу на уроке
19.
Владеет учебно-организационными умениями
20.
Не успокоится, пока не поймет возникший вопрос
21.
Оказывает помощь товарищам
22.
Проявляет неудовлетворенность, если вынужден прервать работу
23.
Возвращается к проверке выполнения задания
24.
Высокий уровень увлеченности при выполнении учебных заданий
25.
Проявляет возбужденность, оживленность, если задание требует
интеллектуального напряжения
26.
Способен к самооцениванию и взаимооцениванию
27.
Откровенно радуется своим успехам
28.
Рефлексия на достаточном уровне
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.