Лексическая система русского языка
Цели урока:
– образовательная: обобщить знания по лексике, полученные ранее,
углубить знания понятий: лексическое значение слова, однозначность –
многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы,
антонимы;
– развивающая: расширить кругозор и лексикон, пробудить интерес
к русскому языку, развивать память, внимание, речь, учить размышлять;
– воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, уважение
друг к другу.
Средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник (Власенков
А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. – М.:
Просвещение, 2007), словари, карточки.
Ход урока
I. Организационный
момент.
II. Проверка
домашнего задания.
III. Слово
преподавателя.
– Все слова русского
языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые
находились бы вне ее, воспринимались отдельно, изолированно. Все слова так или
иначе связаны друг с другом, близки в каком-то отношении, а в чем-то
противоположны, непохожи.
IV. Актуализация
знаний.
– Что включает в себя
лексика?
СЛАЙД 2. Запись в тетрадь в виде схемы.
– Каждое слово имеет
лексическое значение. Что такое лексическое значение слова? ( это смысл
слова, т.е. то, что оно обозначает).
Дайте лексическое
значение слов: 1 вариант – парк, 2 вариант – стол.
СЛАЙД 3. (Проверка по
словарю).
А теперь наоборот –
отгадайте слово по его лексическому значению.
КРОССВОРД “Моё учебное заведение”
(работа в группах).
1. По горизонтали:
1.
Отдельное здание в ряду
нескольких.
2.
Дело, труд, работа.
Заполнение чем-нибудь своего свободного времени.
3.
Чувство глубокой
привязанности, а также склонность, пристрастие к чему-нибудь.
4.
Специалист – работник
среднего, высшего или специального заведения.
5.
Объединение специалистов,
ведущих педагогическую деятельность в учебных заведениях.
6.
Показатель популярности какого-либо
лица.
По вертикали:
1.
Товарищ по работе.
2.
Учащийся.
3.
Учебное заведение.
4.
Дежурный сторож в учреждении.
СЛАЙД 4. Проверка
кроссворда.
– У какого слова
несколько значений? (любовь)
– Как называются такие
слова? (многозначные).
СЛАЙД 5.
СЛАЙД 6. КНОПКА:
а) кнопка звонка
б) канцелярская кнопка
в) кнопка на одежде.
Приведите свои примеры
многозначных слов.
– Часто многозначные
слова путают с омонимами. Что такое омонимы?
СЛАЙД 7. (Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но
совершенно разные по значению).
СЛАЙД 8.
КОСА:
· коса – заплетённые волосы
· коса – сельскохозяйственное орудие
· коса – идущая от берега полоса земли
Приведите примеры
омонимов.
Вывод: в чём отличие многозначных слов от омонимов? (Многозначные
слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-то сходные между
собой).
V. Работа по
карточкам.
Карточка 1.
[ 1] Определите,
многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.
1.
Берите свежий хлеб. Сестра и меня берёт с собой в
поход. Где вы берёте книги?
2.
Гнездо жаворонка. Гнездо для патронов.
3.
Из-под земли бьёт горячий ключ.
Я потерял ключ от комнаты. Мальчик в нотной тетради старательно выводил ключ.
4.
Закурил люльку. Качал
люльку.
5.
Общественный класс. Каюта
первого класса.
6.
Кисть для акварели. Скатерть с кистями.
VI. Работа с
учебником.
Упр. 37, стр. 25
(выборочно, совместно с преподавателем).
– К данным словам, где
возможно, подберите антонимы.
– Что такое антонимы?
СЛАЙД 9. (Антонимы – слова одной и той же части речи с
противоположным по значением).
Учащиеся подбирают
антонимы к словам.
– Это антонимы языковые.
Есть ещё разновидность антонимов, о них вы узнаете из теории учебника на стр.
32.
– Какие бывают антонимы?
(контекстуальные).
– Что такое
контекстуальные антонимы? (антонимами они являются только в данном тексте.
Например, в названии пьесы А.Н.Островского “Волки и овцы”, романа И.Тургенева
“Отцы и дети”).
VII. Работа с
учебником.
1. Упр. 51(1 часть),
стр. 30 (УСТНО).
– Есть художественные
произведения, в названии которых – антонимы. Какие это произведения? (роман
Л.Толстого “Война и мир”, рассказ А.Чехова “Толстый и тонкий”, романы
К.Симонова “Живые и мёртвые”, “Дни и ночи”, стихотворение В.Маяковского “Что
такое хорошо и что такое плохо”.)
Вывод: антонимы служат для выражения контраста. В
произведениях авторы часто используют антонимы, чтобы ярче показать различия
между героями.
2. Упр. 30, стр.21.
Чтение преподавателем
стихотворения.
– Что общего в значениях
всех этих слов? (это лодки – небольшие суда).
Выписать слова,
обозначающие понятие судна, лодки, но только новые или малопонятные для вас.
Пользуясь словарём, укажите их лексическое значение.
СЛАЙДЫ 10-17.
– Как называются слова,
которые вы записывали (с точки зрения лексики)? (синонимы).
СЛАЙД 18. (Синонимы – слова одной и той же части речи,
которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками
лексического значения).
– Некоторые слова имеют
2-3 синонима, некоторые больше 30. Много синонимов у слова УМЕРЕТЬ. Некоторые
из них использовали в своём произведении “12 стульев” И.Ильф и Е.Петров.
– Кто главный герой
этого произведения? (Остап Бендер).
– Умерла Клавдия
Ивановна, – сообщил заказчик.
– Ну, царствие
небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они
всегда преставляются…Или богу душу отдают. – Это смотря какая старушка. Ваша,
например, маленькая и в теле,– значит, преставилась. А, например, которая
покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…
– То есть, как это
считается? У кого это считается?
– У нас и считается.
У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой.
Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который
человек торговый, бывший купеческой гильдии, значит, приказал долго жить. А
если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того
говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают,
железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают.
Так про них говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясённый этой странной
классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
– Ну а когда ты
помрёшь, как про тебя мастера скажут?
– Я человек
маленький. Скажут: “Гикнулся Безенчук. А больше ничего не скажут”.
Вывод:
– Для чего нужны
синонимы? (чтобы избежать повторов и обогатить нашу речь).
– Иногда очень важно
подобрать синоним, наиболее подходящий по смыслу.
VIII. Работа по
карточкам.
Карточка 2.
[ 1] Вставьте вместо
точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.
Уже… (темнело,
вечерело), когда Герасим… (возвращался, шёл обратно). По его … (усталому,
измученному, изнурённому) виду, по запылённому …(костюму, платью) его можно
было …(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (встал,
задержался)…. (возле, напротив) …. (господских, помещичьих) окон, … (осмотрел,
оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь прислуги, отвернулся и
промычал ещё раз: “Муму!”
(И.С. Тургенев)
IX. Работа с учебником
(стр.22).
Прямое и переносное
значение слова.
– Новые слова появляются
в результате переносного употребления его основного значения. Перенос значений
происходит на основе сходства признаков. Например, слово ЛЕНТА (лексическое
значение: узкая полоска ткани). При переносном употреблении этого слова может
возникнуть новое значение – “что-то похожее по форме на ленту”:
·
лента дороги;
·
лента транспортёра;
·
пулемётная лента.
Выполнение упр. 31, стр.
23 (письменно).
Вывод: использование слов в переносном значении делает
нашу речь образной, более выразительной.
X. Подведение итогов.
– Что вы сегодня
повторили?
– Что узнали нового?
СЛАЙДЫ 19-20.
XI. Сообщение
домашнего задания.
СЛАЙД 21.
Повторить теорию урока,
выполнить упр. 35.
Литература.
[1] Григорян Л.Т. Язык
мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988.
В презентации
использованы ресурсы Интернета.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.