Лекция
№2
Тема:
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических
средств и информационных ресурсов. Правовые нормы, относящиеся к информации,
правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Содержание:
1. Основные этапы информационного развития общества. Этапы развития
технических средств и информационных ресурсов.
2. Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения в
информационной сфере.
3. Меры обеспечения информационной безопасности
Ход лекции:
1. Основные этапы информационного развития общества.
Этапы развития
технических средств и информационных ресурсов.
Современное общество часто
называют информационным. В наше время информа-ция стала базовым ресурсом
общества наряду с традиционными – земля, труд, капитал.
Дадим определение понятия
«информация» (позже, на следующих занятиях мы ос-тановимся подробнее на этом
понятии):
Информация – это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас ми-ре,
зафиксированные на материальных носителях.
Этапы информационного развития общества
Не только в современном обществе, но и самого
появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым
ресурсом общества. Рассмотрим основ-ные этапы информационного развития
общества в виде следующей таблицы : Время
|
Этап
|
Достоинства
|
Материальные носи-тели
|
2-3 млн. лет назад*
|
Речь
|
Формирование трудового коллектива, способ
сохранения и передачи накопленного опыта
|
Мозг человека
|
30 тыс. лет назад
|
Письменность
|
Накопление и распространение знаний
|
Камень, кость, дере-во, глина, папирус, шелк,
бумага
|
Середина XVI века
|
Книго-печатание
|
Массовая доступность к информации →
промышленная революция
|
К н и г а
|
С конца XIX века - …
|
Средства связи
|
Быстрая передача информации на любые
расстояния
|
Электро-магнитные колебания
|
С середины ХХ века - …
|
Информатика
|
Компьютерные сети принципиально изме-нили
обработку, хране-ние и передачу инфор-мации.
|
Перфоленты, перфокар-ты, магнитные карты и
ленты, диски (гибкие, жесткие, оптические), flash-накопители, …
|
В середине ХХ века возникает
новая наука «Информатика»:
Информатика – наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения,
обработки, передачи.
Основной причиной
изобретения компьютера и появления информатики является информационный
кризис, развившийся к середине ХХ века. Информационный кризис имеет две
стороны: резко возросший объем информации (сейчас удваивание каждые два года) и
информационный «голод», т.е невозможность быстро найти нужную информацию.
Информатика возникает на
стыке многих наук : математика, кибернетика, физика, химия, электроника,
философия, история, лингвистика.
Основные черты информационного общества.
Информационное общество —
общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением,
переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
Некоторые характерные черты
информационного общества:
1.
Объёмы
информации возрастут и человек будет привлекать для её обработки и хранения
специальные технические средства.
2.
Неизбежно
использование компьютеров.
3.
Движущей
силой общества станет производство информационного продукта.
4.
Увеличится
доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе
станут знания и интеллект.
5.
Произойдёт
переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.
6.
Развиваются
компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.
7.
У
людей дома появляются всевозможные электронные приборы и компьютеризированные
устройства.
8.
Производством
энергии и материальных продуктов будут заниматься машины, а человек главным
образом обработкой информации.
9.
В
сфере образования буде создана система непрерывного образования.
10.
Дети
и взрослые смогут обучаться на дому с помощью компьютерных программ и
телекоммуникаций.
11.
Появляется
и развивается рынок информационных услуг.
12. информацию
можно классифицировать по ряду позиций, в частности:
13. по
назначению (одноцелевая связана с решением одной конкретной проблемы;
многоцелевая используется при решении нескольких самых разнообразных проблем);
14. по
возможности хранения (фиксируемая информация может храниться практически
бесконечно, не подвергаясь при этом искажению; не фиксируемая информация
используется в момент получения, она также может храниться некоторое время, но
при этом постепенно искажается и исчезает);
15. по
степени готовности для использования (первичная информация представляет собой
совокупность полученных непосредственно из источника несистематизированных
данных, содержащих много лишнего и ненужного; промежуточная информация состоит
из сведений, прошедших через процесс предварительной «очистки» и систематизации,
позволяющей решить вопрос о конкретных направлениях и способах их дальнейшего
применения; конечная информация дает возможность принимать обоснованные
управленческие решения);
16. по
полноте информация бывает частичной или комплексной (последняя дает всесторонние
исчерпывающие сведения об объекте и возможность непосредственно принимать любые
решения; первая на практике может использоваться только в совокупности с другой
информацией);
17. по
степени надежности информацию можно разделить на достоверную и вероятностную
(вероятностный характер может быть обусловлен принципиальной невозможностью
получить от существующего источника надежные сведения, поскольку имеющиеся
методы не позволяют этого сделать; неизбежными искажениями при их передаче,
особенно в условиях иерархии управленческой структуры; заведомым
распространением изначально ложных сведений) Альберт М. Основы менеджмента. -
М.: ВЛАДОС, 2000. - с. 59. .
Информация может быть также
классифицирована по объему, источникам, возрасту, способам передачи и распространения.
Надежность и эффективность передачи
информации зависит от коммуникабельности, т.е. передачи информации от одного
субъекта другому. В качестве субъектов могут выступать как отдельные лица, так
и организации.
Обмен информации включает три этапа:
Инициирование;
Передача информации от источника в пункт
назначения;
Воздействие информации на получателя и его
отклик.
2.Правовые нормы,
относящиеся к информации. Правонарушения в информационной сфере.
В связи с возрастающим
значением информационных ресурсов предприняты ряд пра-вовых мер для их охраны и
защиты.
Многие черты информационного
общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Жизненно важной
для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем
хранения, передачи и обработки информации.
Компьютеры контролируют
работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и
космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и
банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни,
обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.
О важности проблемы
информационно безопасности свидетельствуют многочисленные факты. Более 80%
компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая
обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном
масштабе.
Перечислим некоторые виды
компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения
преступления, а объектом преступления является информация:
1. Несанкционированный
(неправомерный) доступ к информации. Лицо получает доступ к секретной
информации, например, путём подбора шифра (пароля).
2. Нарушение
работоспособности компьютерной системы. В результате преднамеренных действий
ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается её
работоспособностью. Примером такого рода преступлений является создание и
распространение компьютерных вирусов.
3. Подделка (искажение или
изменение), т.е. нарушение целостности компьютерной информации. Эта
деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации. К
подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на
выборах, референдумах и т.д. путем внесения изменений в итоговые протоколы.
3. Меры обеспечения информационной
безопасности
•
Организационные
Повышение квалификации
персонала, контролируемые каналы распространения информации, разделение прав
доступа, уничтожение ненужных копий документов, соблюдение коммерческой тайны
персоналом.
•
Юридические
Правовое регулирование в информационной сфере
является новой и сложной задачей для государства. В Российской Федерации сущесвует ряд законов в этой области. Решение проблемы защиты информации во многом определяется теми задачами, которые решает пользователь как специалист в конкретной области. В настоящее
время для защиты от несанкционированного доступа к информации все более часто
используются биометрические системы идентификации. Используемые в этих системах
характеристики являются неотъемлемыми качествами личности человека и поэтому не могут быть утерянными или поддельными.
Преступления
в сфере информационных технологий или киберпреступность
— преступления,
совершаемые людьми, использующих информационные технологии
для преступных целей.
Преступления в сфере
информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек и других банковских
реквизитов (фишинг), так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих
межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.
Кроме того, одним из
наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием
Интернета, является мошенничество. Инвестирование денежных средств
на иностранных фондовых рынках с использованием сети Интернет сопряжено с
риском быть вовлеченными в различного рода мошеннические схемы.
Другой пример мошенничества
- интернет-аукционы, в которых сами продавцы делают
ставки, чтобы поднять цену выставленного на аукцион товара.
В соответствии с
действующим уголовным законодательством Российской Федерации под преступлениями в сфере компьютерной
информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие
на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и
компьютерные средства.
Данная группа посягательств
являются институтом особенной части уголовного
законодательства, ответственность за их совершение
предусмотрена гл. 28 УК РФ.
Правовое регулирование
Российской Федерации
• Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на
программные продукты и базы данных.
• Закон «Об информации, информатизации и защите информации» позволяет защищать информационные ресурсы (личные и общественные) от
искажения, порчи, уничтожения.
• В Уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в
сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:
1.
Неправомерный доступ к компьютерной информации;
2.
Создание, использование и распространение
вредоносных программ для ЭВМ;
3.
Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их
сетей.
•
Программно-технические.
- Защита от
компьютерных вирусов
-
Шифрование данных
- Резервное
копирование данных
-
Ограничение доступа к устройствам и файловой системе
- Контроль
трафика с помощью межсетевых экранов (брандмауэров)
Значимость
защиты информации
Литература:
1.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика
и ИКТ: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, 1.1, 1.3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.