Выступление
социального педагога на родительском всеобуче 28.02.2014 г.
Тема
выступления: Отклоняющееся поведение.
Здравствуйте,
уважаемые родители!
Мы с вами говорим сегодня о формировании
моральных, нравственных норм, по которым живут люди в обществе.
Наиболее существенное влияние на
воспитание ребенка оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о
себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают возможностью
воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной
зависимостью от них.
Воспитание ребенка
– это одновременно и право родителей и их обязанность.
Ребенок не принадлежит родителям, не
является их собственностью, поэтому он должен обладать определенной свободой,
но только в той мере, в какой он в состоянии ей распорядиться. Поэтому наряду
со свободой должен быть контроль. Ребенок должен его чувствовать
Дефекты воспитания это есть первейший,
главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни
престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия
семьи - только отношение к ребенку.
Ст. 38 Конституции РФ
и ст. 63 Семейного кодекса РФ
устанавливает обязанность обоих родителей в равной мере заботиться о детях и
воспитывать их. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих
детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном развитии своих детей.
«Ст. 44 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» говорит о том, что родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка.
Л.H. Толстой в своих дневниковых записях
отмечал, что воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор,
пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного
действия воспитания детей, говорил писатель, которое не включало бы воспитания
себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и
работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей
жизни от детей.
Если родители пользуются у детей
авторитетом, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы
над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают
учащихся к добросовестному выполнению школьных обязанностей и нравственному
поведению.
Оказывается, отправить чадо в школу – это не только
накормить и одеть, а еще и постоянно интересоваться жизнью своего ребенка,
видеть в его поведении изменения и появление тех или иных новых привычек, новых
вещей, новых знакомых.
В последнее время в нашей школе участились
случаи хищения телефонов у детей. По этому поводу хотелось бы,
во-первых, обозначить зоны ответственности. Работники школы несут
ответственность за жизнь и здоровье учащихся. За телефоны учащихся учителя и
классные руководители не несут ответственности. Кому нужен телефон? Телефон
нужен родителям, чтобы поддерживать связь с ребенком. Это актуально на
сегодняшний день. Для этого можно ограничиться недорогим телефоном с минимальным
набором функций. Но родители покупают ребенку дорогой телефон, который
становится объектом восхищения и зависти окружающих. Восхищенные окружающие не
всегда придерживаются тех же норм, что и большинство из нас.
Очень часто это лишь вопрос более или менее
ответственно отношения ребенка к своему имуществу. Если ребенок, одеваясь или
снимая верхнюю одежду, кладет телефон на скамейку, забывает его, а потом через
урок или, придя домой, вспоминает о нем, трудно рассчитывать, что телефон
найдется. Те дети, которые знают, что чужое брать нельзя, обращаются к
охраннику, к учителю школы, если находят телефон. Но есть и такие, которые не
гнушаются чужими вещами, есть даже, те, кто считают, что если нашел чужую вещь,
она автоматически становится твоей. Беспокоит позиция родителей. Неужели они не
видят, что ребенок принес чужую вещь? Иногда приходится слышать очень нелепые
объяснения, что ребенок поменялся или взял на время.
Говорите детям, что чужое брать
нельзя.
Приучайте детей к ответственному отношению
к своим вещам, не покупайте им дорогие вещи или не давайте их в школу. Тем
более, что тот набор развлечений, который сейчас предлагают нам телефоны и
планшетные компьютеры очень отвлекает детей на уроках. Дети играют в игрушки,
переписываются. И из этого вытекает еще одна проблема.
Игры онлайн.Родители
рассказывают, что многие дети сейчас с головой уходят в онлайн-игры. Компьютер
включается сразу по приходу из школы и выключается только перед сном. Во время
пребывания в школе, процесс идет через мобильный телефон. Благо возможности
современных гаджетов это позволяют. Сейчас много игр, в которых можно усиливать
позиции с помощью реальных денег. И случается так, что родители дают детям
деньги на одни цели, а дети их тратят на другие. Так, совсем недавно
выяснилось, что семиклассник в течение почти 3 месяцев исправно брал деньги на
репетитора, а до репетитора не доходил, а все деньги вкладывал в онлайн-игру.
Каково было родителям узнать, на что они работают. И выяснилось все случайно,
когда учитель заметила, что ученик ведет переписку в телефоне во время урока.
Переписка же велась именно в онлайн-игре, активно обсуждались различные
приспособления из игры, которые можно приобрести за деньги.
Приблизительно так же было обнаружено
участие восьмиклассника в группе «Спайсы и насвай».
Ещё один вопрос, который невозможно обойти
стороной – это мат. Сегодня мат можно услышать везде: на
улице, в СМИ, в автобусе и даже в школе. Но особо неприятно услышать
неприличные выражения из уст собственного ребенка. К сожалению, все чаще дети
начинают употреблять нецензурную брань, вызывая шок у родителей.
Ругань противоестественна.
Хотя ее и можно считать своего рода применением языка, причем достаточно распространенным
(бранные слова и выражения присутствуют, наверное, во всех языках мира), по
своей сути она противоречит всему языку. Брань и язык решают задачи прямо
противоположные. Цель языка состоит в объединении людей. Люди говорят между
собой, чтобы лучше понять друг друга. Без этого невозможно жить и действовать
сообща. У ругани цель иная: ее задача — не сблизить, а наоборот, разобщить
людей, провести между ними границу. Бранясь, человек показывает другому, что
тот зря претендует на понимание. Он должен держать дистанцию, знать свое место.
И место это может оказаться самым ничтожным.
Девчонки-первоклашки ругаются и не
замечают этого. Когда говоришь, они не понимают: а чего? У них дома мат обычное
дело. Считаю, совершенно недопустимо, когда сквернословят девочки — будущие
мамы, ведь из их семей опять пойдет мат. Считаю, нужно постоянно говорить об
этом: под лежачий камень вода не течет.
Употребление ненормативной лексики — это
показатель деградации общества. Многие социологи пытаются доказать, что
нецензурная брань снимает эмоциональное напряжение, но существует множество
других способов снять его. Почему окружающие должны слушать мат?
Если человек не хочет слышать скверной
брани, это его право, подтвержденное законодательством.
Административной ответственности подлежит
лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста
шестнадцати лет.
Оскорбление, то есть унижение чести и
достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -
влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц -
от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти
тысяч до ста тысяч рублей.
Однако эта норма не
должна служить основанием для освобождения от административной ответственности
родителей или иных законных представителей за совершение подростками до 16 лет
таких правонарушений, как распитие алкогольных напитков, потребление наркотических
средств, появление в состоянии опьянения в общественных местах, нецензурная
брань, порча общественного имущества и приставание к гражданам. За подобные
правонарушения, совершенные несовершеннолетними, законопроектом
предусматривается наложение административного штрафа на родителей в размере от
300 до 500 рублей.
Так борются с этим явлением сейчас, но есть и исторические примеры
ответственности за нецензурную брань.
1. Во время царствования Михаила и
Алексея, в XVII веке, за ругань и сквернословие били кнутом и секли розгами на
месте.
2. Из труппы британского детского театра
был уволен актёр, который нехорошо выругался во время репетиции. Администрация
решила не рисковать. Кстати, актер играл роль попугая и ругался, будучи в
образе.
3. Автолюбители в Германии чаще всего
платят штрафы вовсе не за нарушение правил дорожного движения. А за пререкания
и ругательства в адрес полицейских, это статистика.
5. В 1883 году в США судом рассматривался
вопрос: допустима ли в частном телефонном разговоре грубая речь и брань.
Конечно, ругаться, запретили на том основании, что телефонные линии
обслуживаются достойными женщинами.
Ситуацию с нецензурной бранью нельзя
исправить только методами инквизиции. Нужно воспитывать молодое поколение, но
самое страшное в том, что малыш только начинает говорить первые слова и тут же
слышит нецензурную брань. А в 18-20 лет человека уже не переделать, можно
только поставить в какие-то жесткие рамки. И нет ничего хуже безучастия. Это не
мой сын, пусть ругается — такова позиция многих.
И вот, что думают сами дети о том, что от
них требуют.
Вчерашняя школьница
Елизавета Старикова написала книгу «Чего не знают родители»:
- Почему нас называют
поколением пепси, ищущим только удовольствия? Обвинять легко. Но кто защитил
нас от давления «новых» ценностей, находящихся вне морали?
- Дети сегодня
изменились. Те, кто только начинает учиться, стали намного развязнее нас. У
многих из них совсем исчезло чувство стыда. Они позволяют себе то, что нам и в
голову бы не пришло. Это проявляется в совершенно недетской одежде, в
навязанной сексуальности, в «выборе», которого все требуют от ребенка, не
спрашивая, хочет ли он делать такой выбор и отвечать за него. Взять хотя бы
лозунг «борьбы» с наркотиками «Твое право выбирать, детка, - жизнь или смерть!»
- Если сказать родителям,
что сейчас идет информационная война – они не поверят. Не обижайтесь, мамы и
папы! Мозги многих из вас успешно промыты телевизором, теми установками,
которые вложили в вас и нас различные ток-шоу, «фабрики».
- У нас в городе
проводили конкурс сочинений «Если бы мэром был я». Но никто у нас не
спрашивает, что бы мы сделали на месте министра образования. Я бы вместо
примитивных уроков ОБЖ ввела уроки противодействия информационной войне. Но для
школьников такая роскошь не предусмотрена.
Молодежные журналы полны
статьями на темы: «У меня ребенок от отца. Как быть?», «Как обмануть «родаков»,
чтобы те не лезли в личную жизнь». Здесь же советы, как лучше резать вены.
- Большинство взрослых
оставляют нас практически один на один с миром – жестоким и циничным настолько,
что кто-то из моих сверстников просто думал о том, чтобы уйти из него
физически, кто-то прогнулся под него и сам ощетинился цинизмом…
Я благодарю вас,
уважаемые родители за внимание. По традиции хочу
напомнить о том, что на территории Оренбургской области продолжает действовать
так называемый «комендантский час». Т.е. после 22 часов детям до 16 лет можно
находиться на улице только в сопровождении законного представителя. Это
оговорено в Законе Оренбургской области «О мерах по предупреждению причинения
вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей на
территории Оренбургской области» от 16.12.2009 г. За несоблюдение требований
Закона установлена административная ответственность в соответствии с Законом
Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской
области».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.