Бронхиальная
астма, как реакция на сильный стресс
Подготовила:
Васильченко Лидия Викторовна, психолог ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»
Бронхиальная астма может быть следствием
аллергических реакций, вдыхания чрезмерно холодного или запыленного воздуха,
табачного дыма, наличия хронических инфекционных очагов в дыхательных путях.
Иногда приступы развиваются как реакция на стресс, но не всякая стрессовая
ситуация приводит к приступу. Астма начинает развиваться, если человек
переживает сильные негативные эмоции, находится в нестабильной атмосфере на
протяжении длительного времени.
Бронхиальная астма может развиваться на «нервной почве»
в таких случаях:
Стресс в
детском возрасте
- в раннем детском возрасте
причиной развития заболевания может стать появление другого ребенка,
особенно если он старший, и все внимание ранее уделялось ему;
- в пубертатном периоде многие
подростки не сразу могут освоиться с изменениями, происходящими с их
телом, игра гормонов вызывает различные отклонения в эмоциональном фоне,
высокая тревожность, беспокойство, связанные с половым созреванием,
неумение справляться с негативом или неспособность поделиться проблемами,
могут стать причиной появления приступов удушья;
- в детском и подростковом
возрасте спровоцировать астматические приступы могут развод родителей или
их постоянные споры, ссоры, холодная или чрезмерно напряженная обстановка
в семье;
- молодые люди нередко переживают
по поводу будущего брака, отрыва от родителей или, наоборот, от личной
неустроенности, и иногда чрезмерно сильные переживания провоцируют
развитие этого тяжелого заболевания;
- у взрослого человека
бронхиальная астма также может начаться на фоне развода, конфликтов в
семье, тяжелой ситуации с финансами, нереализованностью в профессиональном
или социальном плане.
Эмоции,
провоцирующие приступ астмы
Приступ астмы характеризуется затруднением
дыхания. Он развивается как реакция на вдыхание какого-либо вещества или на
негативное эмоциональное состояние. Организм пытается указать человеку на
какие-либо психологические проблемы, используя для этого довольно жесткий
способ. Затрудненный выдох может свидетельствовать о том, что человек умеет
только брать (вдыхать) и не желает отдавать, делиться (выдыхать). Также приступ
астмы может быть спровоцирован тем, что человек испытывает тревогу, боится жить
и дышать полной грудью.
Причиной астмы может стать неумение человека
избавляться от груза негативных эмоций. Этим объясняется и тот факт, давно
подмеченный психологами, что астма развивается по психологическим причинам у
людей определенного склада. Как правило, бронхиальной астмой страдают люди
чрезмерно эмоциональные, глубоко переживающие события своей жизни, подверженные
стрессовым состояниям. Если человек при этом не умеет «сбрасывать» негатив,
например, посредством слез или другими способами, у него может начаться тяжелая
хроническая патология дыхательных путей, проявляющаяся приступами удушья.
Если же заболевание имеет преимущественно
аллергическое происхождение, то и это может указывать на некие эмоциональные
проблемы. Есть теория, что аллергия развивается как реакция человека на
какие-либо события жизни. Эта болезнь свидетельствует о том, что человек
чего-то не выносит, не может принять. Свой протест человек не в состоянии
выразить в силу особенностей характера, воспитания, потому, что находится в
плену стереотипов или находится с чрезмерной зависимости от мнения других
людей. Игнорирование, заталкивание внутрь переживаний приводит к развитию
воспалительного процесса в дыхательных путях.
Особенности
психосоматики астмы у детей
Психосоматика бронхиальной астмы у детей может
быть обусловлена воздействием неблагоприятной эмоциональной обстановки в семье
или сложностями в отношениях с родственниками, прежде всего с матерью. В
некоторых случаях малыш испытывает негативное воздействие ещё во внутриутробном
периоде, например, если ребенок нежеланный, или мать пребывает в состоянии
перманентного стресса во время беременности.
Первое, что делает ребенок, появившись на свет –
учится дышать. Первый крик младенца – это призыв к матери, просьба о защите и
помощи. Согласно одной из теорий, бронхиальная астма развивается как реакция на
неправильные отношения ребенка с матерью, недостаток заботы и тепла. В
младенческом возрасте человек криком и плачем дает понять матери, что нуждается
в её внимании, что ему необходима помощь. Если он не получает того, о чем
просит, беспокойство и тревога остаются с ним на всю жизнь. В дальнейшем
приступы детского плача сменяются астматическими приступами. Таким образом,
психосоматика заболевания обусловлена тем, что в детстве у человека не возникло
корректных отношений с матерью, он всю взрослую жизнь испытывает пережитый
недостаток любви, отсутствие взаимопонимания.
Возможна и прямо противоположная ситуация: астма
нередко развивается у детей, которых чрезмерно опекают, давят заботой.
Эмоциональное состояние такого ребенка, как правило, тоже не отличается стабильностью. Людям с
астмой психосоматического происхождения рекомендуются как индивидуальные, так и
групповые сеансы психокоррекции. Такое лечение помогает им побороть
замкнутость, снизить уровень тревожности, подавить страхи. Специалист учит правильно
реагировать на различные тяжелые в эмоциональном отношении ситуации. На
групповых занятиях применяются различные методики: астматиков лечат
аутотренингом, дыхательными упражнениями, тренировками по функциональному
расслаблению.
Список
использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г.
Человек как предмет познания. – М., 1999.
2. Анцупов А. Я, Шипилов А.И.
Конфликтология. – М., 1999.
3. Варга А.Я.
Структура и типы родительского отношения: Дисс. …канд. психол. наук. – М.,
1987.
4. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и
социальные ожидания //Проблемы психического развития и социальной психологии.
Тез. науч. сообщений XVIII Междунар. психол. Конгресса. - М., 1966. - ТЗ. - С
295-296.
5. Гришина Н.В.
Восприятие и анализ конфликтной ситуации как фактор ее эффективного
преобразования. – Красноярск, 1990.
6. Данакин Н.С.,
Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технологии их предупреждения. -
Белгородский центр социальных технологий. – Белгород, 1995.
7. Данакин Н.С.,
Дятченко Л.Я. Технологии сотрудничества и противоборства. Материалы к
международной научно-практической конференции «Социальные конфликты: сущность,
многообразие форм». – Белгород, 1993.
8. Захаров А.И.
Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в
конфликтной семье //Вопросы психологии, 1981. - № 3. – С. 58-68.
9. Исаев Д.Н.
Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб., 1996.
10. Коваленко Н.А.
Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой. – М., 1998.
11. Козер Л.
Завершение конфликта. – М., 1991.
12. Мясищев В.Н.
Личность и неврозы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - С 240-245.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.