ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА
Плавание
и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактики
нарушений осанки и сколиоза.
Характер
мышечной деятельности при плавании обеспечивает равномерное укрепление всех
мышечных групп туловища и конечностей, выравнивая возникший в мышцах
дисбаланс, что способствует укреплению мышечного корсета, улучшению
статико-динамичсского состояния и посильной коррекции деформации.
Необходимо
учесть, что дети, страдающие сколиозом, обычно имеют не только слабый костно-мышечный
аппарат и связанную с этим задержку развития двигательных навыков, но и
сопутствующие заболевания, отрицательно влияющие па физическое развитие и соматическое
состояние ребенка. Лечебное плавание направлено на оздоровление организма в целом,
на повышение его функциональных возможностей. Благодаря систематическому
воздействию на организм водной среды у школьников развиваются двигательные
возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа
внутренних органов.
Однако,
главное заключается в том, что занятия лечебным плаванием способствуют
разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного
аппарата, способствуя тем самым уменьшению и стабилизации деформации. Следует
отметить, что выполнение упражнении в более плотной, чем воздух, водной среде
требует больших усилий, в связи с чем тренировка мышц и всех систем организма происходит
более интенсивно. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении,
то есть в положении максимальной разгрузки позвоночника, уменьшая его
искривление. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных
мышц при их сокращении и, тем самым отлично развивает эти мышцы. Глубокое
дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки.
Важным
является температурное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает
болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Постепенное понижение
температуры в течение курса лечебного плавания служит закаливающим фактором.
Положительный
эмоциональный фон, обычно сопровождающий водные процедуры/оказывает
благотворное влияние на психофизическое состояние детей.
Плавание
с лечебными целями рекомендуется при нарушении осанки и сколиозах I,
If,
[ГГ степени. Противопоказано плавание при слабости мышечного
корсета, при нестабильных прогрессирующих формах сколиоза, при обострении
заболеваний почек и желчевыводящих путей, при эписиндроме. Осторожно
назначается плавание при диспластических прогрессирующих сколиозах.
Ведущая цель лечебного
плавания - сочетание лечения сколиоза с формированием у учащихся необходимых
навыков поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных
оздоровительных процедур как одного из компонентов здорового образа жизни.
При лечебном плавании
реализуется несколько групп задач, позволяющих осуществлять дифференцированный
и индивидуальный подход в коррекции нарушений осанки и сколиоза.
1 группа -лечебные
задачи:
- разгрузка позвоночника - создание благоприятных
физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного
положения тела;
- укрепление мышечного корсета;
- формирование правильной осанки;
- коррекция плоскостопия.
2 группа - задачи
коррекционно-развивающие:
- развитие двигательной активности;
- выработка двигательных навыков и совершенствование
двигательных способностей (ловкость, быстрота, выносливость);
- развитие силовой выносливости мышц.
3 группа - образовательные
задачи:
- формирование теоретических и практических основ освоения
водного пространства;
- обучение техническим приемам плавания.
4 группа - валеологические
задачи:
- овладение правилами безопасного поведения в воде;
- формирование умений определять плохое самочувствие и
оказывать первую помощь на воде другим людям;
- привитие гигиенических навыков;
- выработка привычек здорового образа жизни.
5 группа - психологические
задачи:
- улучшение эмоционального состояния;
- снятие психологической напряженности и создание
оптимистического настроения в многолетнем лечении;
- воспитание воли, сознательной дисциплины,
организованности;
- развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с
перечисленными задачами в содержание курса «Лечебное плавание» включаются:
теоретические сведения, подготовительные упражнения и обучение технике,
формирование практических навыков плавания, специальные корригирующие
упражнения, игры и развлечения на воде.
Теоретические сведения
даются учащимся на протяжении всего курса обучения и могут включать следующую
тематику:
- «Сведения о воде, бассейне, правилах безопасного
поведения на воде».
- «Гигиенические
требования к пловцу».
-«Профилактика простудных и грибковых
заболеваний».
- «Профилактика
травматизма на воле».
- «Правила
купания в открытых водоемах».
- «Оказание
помощи утопающим».
«Спортивное плавание и его способы».
«Лечебное плавание и его задачи».
«Значение систематических занятий
плаванием».
«Влияние
плавания на воспитание правильной осанки, исправление деформации». /
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Проводятся упражнения на суше. Они
включают объяснение, показ и выполнение движений, имитирующих плавание.
Движения ногами, имитирующие плавание:
кролем на груди и спине;
- кролем,
сидя на бортике, опустив ноги в воду;
- брассом
лежа на груди.
Движения руками с произвольным дыханием и
в согласовании:
- разведение
рук в стороны и немного вит из положения «вперед вместе», ладони поворачивать
наружу - «захватывать воду»;
- при
разведении рук до оси плечевых суставов сгибание их в локтевых и плечевых
суставах, опуская локти, затем вытягивание рук вперед и соединение кистей.
Движения ногами, сидя на скамейке:
- разведение
носков в стороны, носки на себя, пятки вместе;
- имитация
движений в упоре сидя (пятки не отрывая от пола) и в упоре лежа на груди на
краю гимнастической скамейки (ноги на весу).
Согласованные движения рук, ног и дыхания:
- стоя
руки вверх, кисти соединены;
- гребок
руками, подготовительные движения руками, слегка приседая развести колени; пауза;
стоя наклон вперед, руки вверх;
- гребок
руками, вдох; голова опускается, выдох; выпрямление рук, нога выполняет гребок,
выдох продолжается; пауза.
Разучив брасс на груди, можно давать
индивидуальные задания, регулируя нагрузку.
Большинство занимающихся при начальном
обучении неуверенно чувствуют себя в воде в связи с боязнью воды. Их действия
в воде обычно торопливы, движения порывисты, угловаты, плохо координировав, не
согласованы с ритмом дыхания и направлены на удержание себя на поверхности
воды. Занимающиеся производят движения с большими усилиями, поэтому быстро
утомляются и прекращают дальнейшее плавание.
Прежде чем начинать изучение техники,
следует овладеть подготовительными упражнениями для освоения водной среды,
которые выполняются в мелкой части бассейна. Они состоят из серии специальных
упражнений: погружение в воду; всплывание;
освоение горизонтального положения в воде; скольжение в воде; правильное
дыхание в воде; упражнения на работу и расслабление мышц рук и ног. В качестве
подготовительных упражнений в воде используют хождение по дну с различным
изменением положения рук и ног, с гребковыми движениями рук, а также выполнение
упражнений у бортика.
Обучение технике плавания
Для обучения технике
плавания существует следующая последовательность:
1. Обучение технике дыхания.
2. Обучение
технике движений ногами с задержкой дыхания на воде, с произвольным дыханием, с
выдохом в воду
3. Формирование согласования движений ногами с дыханием.
4. Обучение
технике движения руками с произвольным дыханием.
5. Формирование согласования движений ногами и руками с
задержкой дыхания.
6. Формирование
согласования движений руками, ногами и дыхания.
В период обучения широко
используются поддерживающие средства
(пояса, мячи, круги, доски), частично способствующие
разгрузке позвоночника.
Большое значение
придается группе дыхательных упражнений, которые необходимо включать в любой
комплекс лечебного плавания независимо от формы деформации, чередуя со
специальными упражнениями комплекса.
Дыхательные упражнения
направлены на:
- укрепление дыхательной
мускулатуры;
-увеличение подвижности
грудной клетки;
-увеличение жизненной
емкости легких.
Для укрепления
дыхательной мускулатуры предлагаются разнообразные упражнения с удлиненным
выдохом, упражнения в дыхании с легким сопротивлением при вдохе и выдохе,
выдох в воду через трубочку, надувание шаров и камер, чередование плавного и
толчкообразного вдоха и выдоха.
Для усиления подвижности
грудной клетки дыхательные упражнения сопровождают поднятием руки вверх при
вдохе и опусканием при выдохе. Следует обратить внимание на полноценность
выдоха (для его усиления применяются упражнения с произношением звуков а, о, у,
з, ж, ш).
Для увеличения жизненной
емкости легких применяется глубокое медленное дыхание с максимальной
амплитудой дыхательных движений и удлиненным форсированным выдохом.
Упражнения
по обучению правильному дыханию при плавании:
1. Подготовка к выдоху в воду.
И.П. - стоя на дне
бассейна, ноги врозь, набрать в ладони воду, сложить губы «трубочкой», подуть
на воду. Глаза не закрывать, следить за осанкой. Повторить 4-6 раз.
2. Развитие
силы выдоха.
И.П. - то же. Положить
подбородок' на полу, подуть на воду, что бы образовалась ямка. Повторить 4-6 раз.
3. Тренировка
компенсаторных механизмов внешнего дыхания
И.П. - стоя на дне
бассейна, ноги врозь, руки на поясе. Вдохнуть, закрыть глаза, присесть в воде,
задержать дыхание на 3.5,10.1 5 сек.. встать выдох, открыть глаза. Повторить
4-6 раз.
4. Развитие
дыхательной мускулатуры и увеличение жизненной емкости
легких.
И.П. стоя в воде по шею.
Надувание резиновых игрушек. Берутся игрушки разного объема. После 2*3 выдохов
пауза 15-20 сек Повторить 4-6 раз.
5. Совершенствование
функций дыхательной и сердечнососудистой систем.
И.П. - лежа па воде.
Выполнение плавательных упражнений с дозированной задержкой дыхания (выдох в
воду) на 4 счета. Повтор 4-6 раз
Специальные коррекционные
упражнения
В настоящее время
общепризнано, что при сколиозе рекомендуется основном, плавание брассом на
груди и спине, так как движения при этом симметричны, выполняются в одной
плоскости, исключаются колебания позвоночника.
Плавание брассом руками
способствует улучшению дыхательной функции, укреплению мышц грудной клетки,
плечевого пояса, спины. При плавании брассом ногами активно участвуют сгибательно-разгибательная;
отводяще-приводящая мускулатура нижних конечностей, что cпособствует укреплению мышечного корсета в целом
Плавание брассом на груди
целесообразно назначать при всех тип нарушений осанки и всех степенях
искривления позвоночника.
При кифосколиозах
отдается предпочтение брассу на спине. Выполнение гребка руками при плавании
брассом на спине способствует сведению лопаток, укреплению трапециевидных и
ромбовидных мышц спины, коррекции грудного кифоза, нормализации положения плеч.
Необходимо акцентировать
внимание на удлинении паузы в скольжении.
Дополнительно назначается
плавание ногами кролем на груди и cпине, скольжение на груди и спине. Движения ногами
осуществляются свободно, непринужденно при полном разгибании тазобедренного
сустава амплитуда движений 20-25°. Этими движениями тело поддерживается у поверхности
воды, выравнивается мышечный дисбаланс, уменьшается угол наклона таза и его
перекос.
Плавание же кролем на
груди в координации противопоказано, так вращательные движения в грудном и
поясничном отделах позвоночника, возникающие при работе рук и ног, могут
привести к мобильности позвоночника и прогрессированию искривления.
При таком дефекте, как
круглая спина, более рациональным следует считать плавание на спине брассом и
кролем, не исключая и другие способы плавания.
При плоской спине не
рекомендуется плавать на спине, в то время как при кифозе это необходимо для
уменьшения деформации.
При различной степени
деформации коррекционный процесс приобретает разную направленность. Так, при I
и II степенях сколиоза следует стремиться к стабилизации процесса и коррекции
искривления, а при выраженном фиксированном сколиозе III и IV степени основным
становится не столько коррекция деформаций, сколько поддержание общего уровня
физического развития и стабилизация процесса, улучшение функционального
состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
При начальной степени
сколиоза корригирующее воздействие осуществляется путем специальных
упражнений, способствующих выведению позвоночника из порочного положения,
дифференцированного укрепления определенных мышечных групп и выработки стереотипа
правильного взаимоположения частей тела на воде. Специальные упражнения подбираются
индивидуально с учетом степени деформации позвоночника, вида нарушения осанки в
сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз).
Уменьшению искривления в
грудном отделе способствует плавание в коррекционном положении с вытянутой
вверх рукой на стороне вогнутости и в сторону - на выпуклой стороне. Для
уменьшения искривления в поясничном отделе полезно отведение ноги в сторону на
выпуклой стороне.
В связи с сочетанием при
сколиозе деформации позвоночника и ребер большую роль играют упражнения,
способствующие расширению грудной клетки. К ним относятся вытягивание рук
вверх, сгибание рук за головой.
При выраженном лордозе
поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.
Необходимо подбирать
асимметричные упражнения для успешного решения лечебных задач в соответствии с
принципами коррекции с учетом формы, направления, степени искривления
позвоночника:
для коррекции деформации
во фронтальной плоскости применяют асимметричные упражнения для растяжения мышц
на вогнутой стороне и сокращения растянутых мышц на выпуклой. Так при
правостороннем грудном сколиозе левую руку ( вогнутая сторона) поднимают вверх
(вперед), а правую вниз (вдоль туловища);
для коррекции поясничного
отдела используются упражнения с асимметричным расположением ног. При сгибании
ноги в тазобедренном и коленных суставах на стороне искривления достигают
устранения перекоса таза, сокращения растянутых мышц и уменьшения искривления
в поясничном отделе. При комбинированных сколиозах необходимо фиксировать
соответствующий отдел позвоночника. Сокращение мышц должно происходить именно в
том отделе и на той стороне, коррекцию кривизны которых производят.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.