«ЛЕЧЕБНАЯ СИЛА МУЗЫКИ» (из
опыта работы)
Автор: Сластенина Галина Владимировна
–
музыкальный руководитель МБДОУ
«Детский сад №18» г.о.Самара
Музыкотерапия
- метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В
зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может
оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней
гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших
человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую
древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя
древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением
вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную
оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое
средство.
Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке
древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом
музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между
этими видами знаний в умах древних греков.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более
нагрузочных и отнимающих больше времени;
С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний
музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может
успешно отражать и передавать:
- самые различные настроения — радость, веселье, бодрость, грусть,
нежность, уныние, уверенность, тревогу;
- интеллектуальный и волевые процессы — решительность, энергичность,
сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
- обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость,
продолжительность, направленность, широту, пространственность;
- самые разнообразные характеристики движения — быстрые, умеренные,
медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.
Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы
звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, — считает
руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.
Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила
как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием
музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов,
способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с
помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З.Матейова
и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных
и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного
состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как
педагогике, так и медицине.
Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД
РАМН Елена Петровна Бомбардирова, влияние музыки на состояние детей первым в
нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале
XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и
колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти
научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые
получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.
Что показали исследования?
У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного
развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность
ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать
классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал
цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс,
ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался
к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье
будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?
Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в
темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались,
засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего
метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство
того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким
детям.
Когда новорожденные покидали стационар,
врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной
гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители
по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку
прослушивать музыку, кто-то — нет. Но когда через год все эти дети прошли
обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы,
которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с
неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу
музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.
Какую музыку должны слушать младенцы?
Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио»,
«анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат,
инструментальных концертов. Это может быть, к примеру, 2-я часть «Маленькой
ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины
из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.
Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А
живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального
исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда
даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато»
Моцарта, Шуберта, Гайдна. Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке»
из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые
мелодии.
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся
малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот это и
можно сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники.
Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука
незрелый мозг может получить акустическую травму.
Музыкотерапия противопоказана:
* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
Мамам на заметку!!!
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального
состояния детей с ограниченными возможностями:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы»
Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства
принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная
соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2,
«Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими
людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон
Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия,
активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра
Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский
концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена
года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания
- Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его
же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
Сейчас у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и
CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с
классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов
введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы
должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец.
А еще продаются записи классической
музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса. Аудиокассеты
так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки». Тоже приятное
лекарство.
Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных
младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.
Список используемой литературы:
- Кэмпбелл
Д. Дж. Эффект Моцарта. \ Пер. с англ. Л.М. Щукин. – Мн.: ООО «Попурри», 1999.
- Лихолет
Н. «Лечебные свойства музыки».
http://zdd.1september.ru/2005/02/14.htm
- Шушарджан С. В. «
Музыкотерапия и резервы человеческого организма». - М.,
1998 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.