Работа ученика _____класса Ф.И._______________________
Лабораторная работа №1.
Измерение физических величин с учетом
абсолютной погрешности.
Цель
работы:
научиться
1) определять цену
деления измерительных приборов;
2) измерять
физические величины с учетом абсолютной погрешности.
Приборы и материалы:
измерительный
цилиндр (мензурка), линейка, термометр, стакан с водой, небольшая баночка,
пробирка, пузырек.
Ход
работы
1.Определите цену
деления измерительных приборов и абсолютную погрешность измерения этими приборами
(пока под абсолютной погрешностью измерений считаем абсолютную погрешность
отсчета, которая получается от недостаточно точного отсчитывания показаний
средств измерения, ∆а – равна в большинстве случаев половине цены деления
измерительного прибора).
а) цена деления
мензурки ц.д. =
∆V = ½ ц.д.
мензурки, ∆V =
б) цена деления
термометра ц.д.=
∆t = ½ ц.д.
термометра, ∆t =
в) цена деления
линейки ц.д.=
∆ ℓ = ½ ц.д.
линейки, ∆ℓ=
2.Подготовьте в
тетради таблицу для записи результатов измерений.
Таблица.
Измеряемая
величина
|
Название
сосуда
|
Результаты
измерений
|
Запись
результата измерений с учетом погрешности:
А= аопытное
± ∆ а
|
объем,V,
см3
|
пузырек
|
|
|
пробирка
|
|
|
стакан
|
|
|
температура
воды, t, 0С
|
стакан с
водой
|
|
|
высота ,
ℓ, см
|
пробирка
|
|
|
3.Измерьте объемы
названных сосудов. Налейте полный пузырек воды из стакана, потом осторожно
перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите объем налитой
воды с учетом погрешности. Обратите внимание на правильное положение глаза при
отсчете объема жидкости. Глаз следует направить на деление, совпадающее с
плоской частью поверхности жидкости. Таким же образом определите объем пробирки
и стакана.
4.Измерьте
температуру воды в стакане.
5.Измерьте высоту
пробирки. Данные всех измерений занесите в таблицу.
6. Сделайте вывод.
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа
ученика ___класса Ф.И._____________________дата______
Лабораторная
работа №1.
Измерение
физических величин с учетом абсолютной погрешности.
Цель
работы: научиться
1) определять цену
деления измерительных приборов;
2) измерять
физические величины с учетом абсолютной погрешности.
Приборы
и материалы: измерительный
цилиндр (мензурка), линейка, термометр, стакан с водой, пробирка, пузырек,
брусок. Ход
работы
1.Внимательно
рассмотрите измерительные приборы. Изучите шкалу линейки, мензурки, термометра
и заполните таблицу.
Название измеритель-ного прибора
|
линейка
|
мензурка
|
термометр
|
Какую физическую величину им измеряют
|
|
|
|
Единицы
измерения
|
|
|
|
Пределы измерения
|
|
|
|
Шкала
|
Значения соседних
оцифрованных штрихов
|
|
|
|
Кол-во делений между ними
|
|
|
|
Цена деления
|
|
|
|
2.Измерьте
длину бруска, объём воды в сосуде, температуру воды в сосуде. Обратите
внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Глаз
следует направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности
жидкости. Запишите
результаты измерений с учетом абсолютной погрешности (пока под
абсолютной погрешностью измерений считаем абсолютную погрешность отсчета,
которая получается от недостаточно точного отсчитывания показаний средств
измерения, ∆а – равна в большинстве случаев половине цены деления измерительного
прибора).
Измеряемая
величина
|
Результат
измерений с учетом погрешности А=
аопытное ± ∆ а
|
Длина бруска, L,
см
|
|
Объём воды в
пробирке, V , см3
|
|
Объём воды в
пузырьке, V , см3
|
|
Температура
воды, t,
0 С
|
|
3. Сделайте вывод.
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.__________________________дата_____________класс________
Лабораторная
работа №3.
Изучение
зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение
скорости.
Цель
работы: изучить зависимость пути от времени при прямолинейном
равномерном движении; научиться измерять скорость тела при равномерном
движении.
Приборы
и материалы: металлический шарик, желоб, секундомер ,
линейка, флажки-индикаторы.
Ход работы
1.
Установить желоб горизонтально. Учитывая, что движение не будет
идеальным из-за трения между шариком и поверхностью желоба, подложите под один
его конец какой-либо предмет высотой 1-2 см.
2.
С небольшим усилием толкните шарик с более высокого конца желоба.
Если шарик движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его
равномерного движения. Для этой цели слегка приподнимайте или опускайте более
высокий конец желоба.
3.
Убедитесь в том, что движение шарика равномерное, воспользовавшись
флажками-индикаторами. С их помощью отметьте путь, пройденный шариком за каждую
секунду. Измерьте с помощью линейки расстояние между флажками. Если они одинаковы,
то движение шарика можно считать равномерным.
4.
Определите скорость равномерного движения шарика. Для этого
измерьте любой участок пути, пройденный шариком за 2 с, 4 с, 6 с. Заполните
таблицу:
№
опыта
|
Время t, с
|
Путь S, м
|
Скорость , м/с
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
Рассчитайте скорость равномерного движения шарика по формуле
1_=_____________________________________________________
2=______________________________________________________
3=______________________________________________________
Ф.И.__________________________дата_____________класс________
Лабораторная
работа №3.
Изучение
зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение
скорости.
Цель
работы: изучить зависимость пути от времени при прямолинейном
равномерном движении; научиться измерять скорость тела при равномерном
движении.
Приборы
и материалы: металлический шарик, желоб, секундомер ,
линейка, флажки-индикаторы.
Ход работы
1.Установить
желоб горизонтально. Учитывая, что движение не будет идеальным из-за трения
между шариком и поверхностью желоба, подложите под один его конец какой-либо
предмет высотой 1-2 см.
2.С
небольшим усилием толкните шарик с более высокого конца желоба. Если шарик
движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его
равномерного движения. Для этой цели слегка приподнимайте или опускайте более
высокий конец желоба.
3.Убедитесь
в том, что движение шарика равномерное, воспользовавшись
флажками-индикаторами. С их помощью отметьте путь, пройденный шариком за каждую
секунду. Измерьте с помощью линейки расстояние между флажками. Если они одинаковы,
то движение шарика можно считать равномерным.
4.Определите
скорость равномерного движения шарика. Для этого измерьте любой участок пути,
пройденный шариком за 2 с, 4 с, 6 с. Заполните таблицу:
№
опыта
|
Время t, с
|
Путь S, м
|
Скорость , м/с
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Рассчитайте
скорость равномерного движения шарика по формуле
1_=_____________________________________________________
2=______________________________________________________
3=______________________________________________________
Вывод:______________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Тренировочные задания
1.Выразите
скорость в м/с: 90км/ч =____________
5,4км/ч =____________
2.По графику
зависимости пути равномерного движения от времени определите путь, пройденный
телом за 10с. Чему равна скорость движения тела?
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Вывод:______________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Тренировочные задания
1.Выразите
скорость в м/с: 72км/ч =____________
18км/ч =____________
2.По графику
зависимости пути равномерного движения от времени определите путь, пройденный
телом за 10с. Чему равна скорость движения тела?
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Ф.И._____________________класс_________дата__________
Лабораторная работа №5
Измерение
объема твердого тела.
Цель
работы: научиться измерять
объем твердого тела.
Оборудование: линейка, прямоугольный брусок, мензурка, твердые
тела неправильной формы, сосуд с водой.
Ход
работы:
- Измерьте с
помощью линейки объем твердого тела правильной формы. Результаты измерений
и вычислений занесите в таблицу.
f
V=a∙b∙c
V=______________________________________________________
2
Измерьте с помощью мензурки объем твердого тела неправильной
формы.
Ф.И._____________________класс_________дата__________
Лабораторная работа №5
Измерение
объема твердого тела.
Цель
работы: научиться измерять
объем твердого тела.
Оборудование: линейка, прямоугольный брусок, мензурка, твердые
тела неправильной формы, сосуд с водой.
Ход
работы:
- Измерьте с
помощью линейки объем твердого тела правильной формы. Результаты измерений
и вычислений занесите в таблицу.
f
V=a∙b∙c
V=______________________________________________________
3
Измерьте с помощью мензурки объем твердого тела неправильной
формы.
Указания.
1. Обратите внимание на правильное расположение глаз при снятии показаний со
шкалы мензурки. Чтобы правильно измерить объем жидкости, глаз должен находиться
на уровне поверхности жидкости .
2.
Поскольку 1 мл = 1 см3, объемы жидкостей выражают как в миллилитрах
(мл), так и в кубических сантиметрах (см3). Объемы твердых тел
выражать в миллилитрах не принято.
Результаты
измерений и вычислений занесите в таблицу.
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Указания.
1. Обратите внимание на правильное расположение глаз при снятии показаний со
шкалы мензурки. Чтобы правильно измерить объем жидкости, глаз должен находиться
на уровне поверхности жидкости .
2.
Поскольку 1 мл = 1 см3, объемы жидкостей выражают как в миллилитрах
(мл), так и в кубических сантиметрах (см3). Объемы твердых тел
выражать в миллилитрах не принято.
Результаты
измерений и вычислений занесите в таблицу.
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.________________________дата_________класс________
Лабораторная
работа №7.
Исследование зависимости силы упругости от
удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Цель
работы:
исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить
жесткость пружины.
Сила
тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости,
возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине,
изменяется ее удлинение и сила упругости. По закону Гука Fупр. = k│
∆ℓ│, где ∆ℓ- удлинение пружины, k – жесткость пружины. По
результатам нескольких опытов постройте график зависимости модуля силы
упругости Fупр. от модуля удлинения │
∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут
не оказаться на прямой, которая соответствует формуле Fупр. = k│
∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить
так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от
прямой. После построения графика сделайте вывод о зависимости силы упругости от
удлинения пружины .
Возьмите
точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику
соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите
жесткость k. Она и будет искомым
средним значением жесткости пружины.
Приборы
и материалы:
штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1
кг, линейка.
Порядок
выполнения работы.
1.Закрепите
на штативе конец спиральной пружины.
2.Рядом
с пружиной установите и закрепите линейку.
3.Отметьте
и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель
пружины.
Ф.И._______________________________дата___________класс________
Лабораторная работа №7.
Исследование
зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Цель
работы: исследовать,
как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость
пружины.
Сила
тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости,
возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине, изменяется
ее удлинение и сила упругости. По закону Гука Fупр. = k│ ∆ℓ│, где ∆ℓ- удлинение пружины, k – жесткость пружины. По
результатам нескольких опытов постройте график зависимости модуля силы
упругости Fупр. от модуля удлинения │
∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут
не оказаться на прямой, которая соответствует формуле Fупр. = k│
∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить
так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от
прямой. После построения графика сделайте вывод о зависимости силы упругости от
удлинения пружины .
Возьмите
точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику
соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите
жесткость k. Она и будет искомым
средним значением жесткости пружины.
Приборы
и материалы:
штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1
кг, линейка.
Порядок
выполнения работы.
1.Закрепите
на штативе конец спиральной пружины.
2.Рядом
с пружиной установите и закрепите линейку.
3.Отметьте
и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель
пружины.
4.Подвесьте
груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.
5.К
первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз
удлинение │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:
№
опыта
|
m, кг
|
mg, Н
|
│
∆ℓ│, м
|
1
|
0,1
|
|
|
2
|
0,2
|
|
|
3
|
0,3
|
|
|
4
|
0,4
|
|
|
6.По
результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения
и, пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины
kср.
= F / │ ∆ℓ│ kср.=
_______________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Подвесьте
груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.
5.К
первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз
удлинение │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:
№
опыта
|
m, кг
|
mg, Н
|
│
∆ℓ│, м
|
1
|
0,1
|
|
|
2
|
0,2
|
|
|
3
|
0,3
|
|
|
4
|
0,4
|
|
|
6.По
результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения
и, пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины
kср.
= F / │ ∆ℓ│
kср.=
_______________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.________________________класс_________дата________
Лабораторная работа №8.
Центр тяжести тела. Определение
центра тяжести плоской пластины
Цель
работы: научиться определять центр тяжести плоской пластины.
Оборудование:
плоская картонная фигура произвольной формы, штатив с лапкой и муфтой, пробка,
булавка, линейка, отвес (грузик на нити).
Ход работы
1.
Зажмите пробку в лапке штатива.
2.
Проделайте по краям картонной пластины три отверстия.
3.
Вставив булавку в одно из отверстий, подвесьте пластину к пробке, закрепленной
в лапке штатива.
4.
К той же булавке прикрепите отвес.
5.
С помощью карандаша отметьте на нижнем и верхнем краях пластины точки, лежащие
на линии отвеса.
6.
Сняв пластину, проведите через отмеченные точки прямую линию.
7.
Повторите опыт, используя два других отверстия в пластине.
8.
Получив точку пересечения трех линий, убедитесь, что она является центром
тяжести данной фигуры. Для этого, расположив пластину в горизонтальной
плоскости, поместите ее центр тяжести на острие заточенного карандаша.
Х
— точки подвеса О — центр тяжести
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.________________________класс_________дата________
Лабораторная
работа №8.
Центр
тяжести тела. Определение
центра тяжести плоской пластины
Цель
работы: научиться определять центр тяжести плоской пластины.
Оборудование:
плоская картонная фигура произвольной формы, штатив с лапкой и муфтой, пробка,
булавка , линейка, отвес (грузик на нити).
Ход работы
1.
Зажмите пробку в лапке штатива.
2.
Проделайте по краям картонной пластины три отверстия.
3.
Вставив булавку в одно из отверстий, подвесьте пластину к пробке, закрепленной
в лапке штатива.
4.
К той же булавке прикрепите отвес.
5.
С помощью карандаша отметьте на нижнем и верхнем краях пластины точки, лежащие
на линии отвеса.
6.
Сняв пластину, проведите через отмеченные точки прямую линию.
7.
Повторите опыт, используя два других отверстия в пластине.
8.
Получив точку пересечения трех линий, убедитесь, что она является центром
тяжести данной фигуры. Для этого, расположив пластину в горизонтальной
плоскости, поместите ее центр тяжести на острие заточенного карандаша.
Х
— точки подвеса О — центр тяжести
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Ф.И.________________________________класс_________дата__________
Лабораторная
работа № 9.
Исследование зависимости силы трения
скольжения от силы нормального давления.
Цель работы: выяснить,
зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит,
то как.
Приборы и материалы:
динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.
Порядок
выполнения работы.
1.Определите цену деления шкалы
динамометра. Ц.д.=_______________
2.Положите брусок на горизонтально
расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
3.Прикрепив к бруску динамометр, как можно
более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это
и есть величина силы трения скольжения.
4.К первому грузу добавьте второй, третий грузы,
каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила
нормального давления.
5.Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта
|
Количество грузов
|
Сила трения, Н
|
1
|
1
|
|
2
|
2
|
|
3
|
3
|
|
Ф.И.________________________________класс_________дата__________
Лабораторная
работа № 9.
Исследование зависимости силы трения
скольжения от силы нормального давления.
Цель работы: выяснить,
зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит,
то как.
Приборы и материалы:
динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.
Порядок
выполнения работы.
1.Определите цену деления шкалы
динамометра. Ц.д.=_______________
2.Положите брусок на горизонтально
расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
3.Прикрепив к бруску динамометр, как можно
более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это
и есть величина силы трения скольжения.
4.К первому грузу добавьте второй, третий грузы,
каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила
нормального давления.
5.Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта
|
Количество грузов
|
Сила трения, Н
|
1
|
1
|
|
2
|
2
|
|
3
|
3
|
|
6.Сделайте вывод: зависит ли сила трения
скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Сделайте вывод: зависит ли сила трения
скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_____________Ф.И._______________________________класс_______
Лабораторная работа № 12
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Цель работы: на
опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.
Приборы и материалы: весы,
гири, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок,
сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка.
Тренировочные задания и вопросы
1. Какие
силы действуют на тело, погруженное в жидкость?
_________________________________________________________
Ход работы
1. Насыпьте
в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с
водой в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.
2. Определите выталкивающую силу, действующую
на пробирку. Для этого измерьте объем воды в мензурке до помещения в нее
пробирки (V1) и
после помещения в нее пробирки (V2),
а затем рассчитайте величину выталкивающей силы FА,
равной весу жидкости, вытесненной пробиркой. Результаты
измерений и вычислений занесите в таблицу.
1. FA=____________________________________________
2. FA=____________________________________________
3. FA=____________________________________________
3. Выньте
пробирку с песком из воды, протрите ее и определите на рычажных весах ее
массу с точностью до 1 г. Рассчитайте силу тяжести, действующую на пробирку,
которая равна весу пробирки с песком в воздухе. Результат запишите в таблицу.
1. P=____________________________________________
2. P=____________________________________________
3. P=____________________________________________
4. Насыпьте
в пробирку еще немного песка и вновь определите выталкивающую силу и силу
тяжести в соответствии с пунктами 2, 3. Проделайте это несколько раз, пока
пробирка, закрытая пробкой, не утонет.
5. Результаты измерений и вычислений занесите
в таблицу. Отметьте, когда пробирка тонет, всплывает или "висит" в
толще воды.
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________Ф.И._____________________________класс__________
Лабораторная
работа№13
Выяснение условия равновесия рычага
Дата________Ф.И._____________________________класс_______
Лабораторная работа№14
Измерение
КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.