Лабораторная
работа по химии
«Качественные
реакции на углеводы»
Цель:
научится
качественным путем определять углеводы, осуществлять качественные реакции,
грамотно оформлять свои наблюдения и выводы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Лабораторная
работа по химии «Качественные реакции на углеводы» проводится в 10 классе после
изучения темы «Полисахариды». При проведении лабораторной работы ставятся
следующие задачи:
1.
Воспитать
аккуратность и последовательность;
2.
Развить
познавательный интерес к предмету;
3.
Дисциплинированность;
4.
Рационально
использовать реактивы;
5.
Четко
следовать инструкции;
6.
Соблюдать
правила техники безопасности;
7.
Грамотно
оформлять свои наблюдения и выводы;
8.
Развить
умение работать с новым оборудованием.
Для
проведения лабораторной работы можно взять для исследования мёд, целлюлозный
клей, крахмал, глюкозу. Вместо спиртовок (если они отсутствуют) можно
использовать таблетки сухого горючего, которые необходимо поместить в
керамическую емкость. Затушить их можно плоским стеклом, железной крышкой и
т.д. Все качественные реакции получаются красочными. Учащиеся 10 класса при изучении
темы «Полисахариды» теоритически знакомятся с качественными реакциями, поэтому
на лабораторной работе они уже смогут практически выполнить эти реакции. Такой
вид работы способствует более полному усвоению темы и при закреплении знаний по
этой теме учащиеся, как правило, показывают неплохой результат.
К
лабораторной работе прилагается инструктивная карта (приложение 1)
Приложение
1
Инструктивная
карта
Ф.И.__________________________________________________________________________
Лабораторная
работа
«Изучение
свойств углеводов»
Цель:
изучить
свойства углеводов на примере глюкозы, фруктозы, крахмала, целлюлозы. Научится
проводить качественные реакции.
Оборудование
и реактивы:
медный купорос, гидрооксид натрия, мед, глюкоза (D-глюкоза),
картофельный крахмал, раствор йода, вода.
Техника
безопасности:
- Без разрешения учителя ничего
не смешивать, не брать руками.
- Четко следовать инструкции.
- Не пробовать вещества на
вкус.
- После проведения лабораторной
работы рабочее место привести в порядок.
- При обращении со спиртовкой
помните, что спиртовку запрещено передавать, передвигать зажженной.
Сначала колпачком гасим пламя, а затем передаем спиртовку.
Подпись_______________________________
Ход
работы:
- Возьмите пробирку с сульфатом
меди (II) и
добавьте в нее 2 мл воды (полная пипетка). Слегка встряхните до полного
растворения. Отметьте растворимость в воде - хорошо растворяется, не
растворяется, плохо растворяется (нужное подчеркнуть).
- Получите раствор щелочи.
Возьмите пробирку с гидрооксидом натрия и добавьте 4 мл воды (2 пипетки).
Ответьте на вопросы:
1) Как
растворяется гидрооксид натрия?___________________________________________
2) Что
происходит в пробирке?____________________________________________________
- В пробирку с 2-3 каплями
медного купороса (сульфата меди (II)) прилейте
2-3 мл раствора щелочи. Что наблюдаете?__________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
- Получите раствор глюкозы.
Добавьте в пробирку 2 мл глюкозы и смесь перемешайте. Что наблюдаете? О
чем свидетельствует это опыт?_______________________________________
___________________________________________________________________________________
- В пробирку насыпьте немного
порошка крахмала. Прилейте воды и взболтайте смесь. Что можно сказать о
растворимости крахмала в воде?_____________________________________
- Вылейте смесь крахмала в воде
в химический стакан с горячей водой и прокипятите ее. Что
наблюдаете?_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
- В пробирку с 2-3 мл
полученного во втором опыте крахмального клейстера добавьте каплю
спиртового раствора йода. Что
наблюдаете?__________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Возьмите пробирку с медом,
добавьте в нее свежеприготовленного гидрооксида меди(II) и
слегка перемешайте. Что
наблюдаете?_______________________________________________
______________________________________________________________________________________
Затем
нагрейте содержимое пробирки. Какие изменения
произошли?__________________________
Вывод: Как
опытным путем вам удалось доказать принадлежность веществ к углеводам? Какие
качественные реакции доказывают принадлежность веществ, вами изученных, к
углеводам? Как можно определить содержание фруктозы в мёде?
_____________________________________________________________________________________
Рефлексия:
Выберите
смайлик соответствующий вашим впечатлениям от урока:
J L
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.