Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЛ. Н. ТОЛСТОЙ "Прыжок"

Л. Н. ТОЛСТОЙ "Прыжок"

Скачать материал

Тема урока: Л. Н. Толстой «Прыжок».

Задачи урока:

§  раскрыть психологический характер конфликта;

§  совершенствовать умение анализировать поступки лите­ратурных персонажей и видеть их мотивы;

§  развивать воссоздающее и творческое воображение.

Оборудование: выставка книг Л. Толстого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД у учащихся

Организационный момент

Приветствие детей.

Только что звонок раздался,

Впереди нас ждут дела.

Тихо сели, спинки ровно,

Ведь работать нам пора.

 

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Проверка домашнего задания

Пересказ текста  «Акула» Л. Н. Толстого по выбранному плану.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Интеллектуа-

льная разминка  и введение в тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока.

1.                   Когда пешком идешь, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? (пассажир)

2.                   Вокзал для корабля?

3.                   Самый главный человек на корабле?

4.                   Имя писателя с которым  мы познакомились вчера?

5.                   Как звали его папу?

6.                   Где родился Л.Н. Толстой?

7.                   Сколько томов написал? (90)

8.                   Какие рассказы мы читали? (Косточка,  Акула…)

-Представляется выставка книг рассказов Л. Толстого).

- Что вы видите на обложках книг?

Нам автор  произведенья написал,

Чтоб каждый вдумчиво их прочитал.

Читая, должны мы героев понять,

Через поступки характер узнать

И замысел автора разгадать.

- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы и средства. И они самые различные.

Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны нового художественного произведения. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и, наконец, уметь рассуждать с опорой на текст.

- Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов. А ещё мы поучимся находить в тексте слова, которые помогают понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею.

- Сформулируйте цель урока.

 

 

П.: строить речевое высказывание в устной форме, вспоминать  нужную информацию.

П.: производить анализ.

Работа до чтения. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).

Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Л.Н.Толстого 

 - Откройте учебник на  с. 82 и прочитайте название  произведения.

 - Что означает слово «прыжок»? (Быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой-либо точки опоры).

- Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок. Но мы пока не знаем,  куда был совершен прыжок и не знаем его причину.

- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)

По названию можно сказать, кто будет главным героем?

 - Прочитаем рассказ Л. Толстого «Прыжок» и узнаем, какой смысл вложил автор в слово-

название, о чем он хотел нам рассказать.

- А кого можно назвать хорошим читателем?

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого надо делать?

 

Словарная работа.

- Прочитайте  слова   и подчеркните те слова,  значение которых вам непонятно.

- Кто нам поможет разобраться?
 Аршин – старая рус. мера длины =71см
 Чему равны 2 аршина? 3? (142, 213)
Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса
 Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки
 Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе

2. Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенным словам
сорвала шляпу – …
скинул куртку – …
бросился догонять -…
- Почему автор использовал именно эти слова? 

 

 

 

П.: строить речевое высказывание в устной форме, вспоминать и анализировать  нужную информацию.

 

Работа по теме урока.

 

В качестве подготовки к первичному восприятию текста предлагается рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно. Нужно обратить внимание детей на конст­рукцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, ког­да мальчик мог сорваться с огромной высоты. Рекомендуется сказать ребятам о том, что в XIX веке корабли совершали такое кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев.

Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева

Мачты возвышались на 15-25м, т.е. высота достигала размеров 3-5 этажного. дома

На мачтах перекладины, на кот. держатся паруса. От перекладины, к др. перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок.

Скорость парусного корабля небольшая, поэтому плавание продолжалось долго.

 

П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте.

К.: формулировать собственное мнение, использовать речь для регуляции собственного действия.

Работа после чтения.

Слушаем аудиозапись произведения.

После чтения делается не­большая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями:

- Ка­кие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Для того чтобы активизировать исследовательское мышле­ние детей, задается проблемный вопрос:

- Из-за чего мальчик совершил прыжок?

(В ходе предварительного об­суждения ребята высказывают свои предположения: из-за обе­зьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из круго­светного путешествия?

(Эти детали помогают понять настрое­ние людей на палубе: люди психологически и физически ус­тали от многомесячного путешествия, им хочется новых впе­чатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обе­зьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту).

- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

(Он сын капитана, ему 12 лет).

- Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?

(Сын капитана - значит, его все знают на корабле, и он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет - начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого ха­рактера) со стороны окружающих).

- Почему мальчик полез за обезьянкой? (Возможные варианты ответов):

§  ему было жалко потерянной шляпы;

§  он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;

§  ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Уяснение мотива поступка героя.

Работа с ней требует вни­мательного перечитывания основной части рассказа.

В завер­шении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса:

- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

(Чи­татели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьян­кой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца).

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезь­янке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезь­янка - не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится).

Характеристика героя.

- Каким,  предстает мальчик в этом рассказе?

Для этого предлагается работа с тестовым заданием:

«Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Вы­берите те, которые считаете главными, объясните свой выбор».

(Текст задания написан на доске и распечатан для каждого уче­ника).

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять свое достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.

- Похож ли мальчик на отца-капитана?

Работа в группах.

Прочитайте пословицы,  и выберите те, которые подходят к нашему тексту. Докажите!

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын — храбрец.

Кому потеха, а мне не до смеха.

 

П.:раскрыть психологический характер конфликта;

Р.:совершенствовать умение анализировать поступки лите­ратурных персонажей и видеть их мотивы;

 

Информация о домашнем задании

Пересказ основных событий рассказа.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Рефлексия

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? Ка­кой смысл  вкладывает в слово «прыжок» Л. Толстой?

- Какова идея произведения?

-Зачем автор рассказал нам эту историю?

Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вам спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

 

Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Л. Н. ТОЛСТОЙ "Прыжок""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В 1880 году, в возрасте 52 лет, написал Лев Толстой "Прыжок". Жанр этого произведения - рассказ. В отличие от сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ - это правдивая история, быль. Герои рассказа - праздные матросы (толпа), 12-летний сын капитана, капитан судна и озорная обезьянка.

Текст состоит из 4 частей:

  • Вступление - обрисовка места событий и действующих лиц.
  • Завязка - озорная обезьяна отбирает у мальчика, сына капитана, шляпу и взбирается с ней по мачтам судна. Все смеются. Мальчишка уязвлен и раздосадован, начинает погоню за мартышкой, чтобы вернуть свое добро.
  • Кульминация - увлекшись, сын капитана взбирается на самую высокую мачту судна. Он в серьезной опасности. Ясно представить огромный риск для жизни ребенка поможет информация: высота мачты на судне, которое описывает в рассказе Толстой "Прыжок", могла достигать 25 м (это высота 8-ми этажного дома), палубы были сделаны из твердых ("каменных") пород дерева.
  • Развязка - решительными действиями капитан спасает жизнь своему сыну.
  • Рассказ Толстого "Прыжок" - очень глубокомысленное и поучительное произведение. Если вдуматься, то станет ясно, что мальчишке вовсе не жаль было шляпы. Что же его подтолкнуло на столь безрассудный поступок? Это насмешки матросов и нежелание подвести отца. Он, гордый и смелый, неустрашимо ринулся защищать свое достоинство. Но совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. И только решительные действия капитана - любящего отца - предотвратили трагедию.

    Неспроста написал для детей Лев Николаевич Толстой "Прыжок". Он призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам праздной толпы, сопоставлять цель с риском, обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 848 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 541
    • DOCX 79.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соболева Зоя Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соболева Зоя Петровна
    Соболева Зоя Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 80761
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 568 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 471 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе