КВН
по теме «Имя
существительное как часть речи»
для учащихся 6 класса
Автор КВНа –
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 28»
г.
Балаково Саратовской области
Мыцова Людмила Алексеевна
Ход КВНа
Ведущий: Сегодня
мы собрались здесь для того, чтобы отправиться в плавание. Конечно, море не
будет настоящим, но плыть от этого не станет легче, потому что это будет море
знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле.
Поплывёте
вы на трёх кораблях. И прежде, чем отправитесь в путь, давайте узнаем, как
будут называться ваши корабли. Ваша задача – собрать из карточек – букв
название корабля.
(Учащиеся
трёх команд – представителей трёх шестых классов – собирают из
карточек название своих кораблей)
Что ж, ребята,
корабли ваши названы, а теперь – конкурс приветствий.
(Учащиеся
представляют свои команды)
Итак, друзья, наше
плавание начинается. В добрый путь!
I.Первый конкурс
«Чей корабль отойдёт первым?»
а) Как называются
слова, которые
- недавно
появились в языке,
- уже не
употребляются в нашей речи,
- употребляются
только в определённой местности.
б) Определить род
имён существительных:
- интервью,
пенальти, авеню;
- салями, какаду,
Онтарио;
- иваси, Гоби,
рояль.
в) Указать слова с
нулевым окончанием:
- территория,
иней, кафе, прочитал;
- жюри, говорил, препятствие,
лицей;
- увидел, мозоль,
шасси, путешествие.
г) Исключить
лишнее слово:
- огонь, дым,
пламя;
- лошадь, конница,
кавалерия;
- шалун, тихоня,
озорник.
Ведущий: Корабли
вышли в открытое море. А вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто назовёт
вторую половину пословицы:
- Не спеши языком (торопись
делом)
- Сам пропадай (а
товарища выручай)
- Труд человека
кормит (а лень портит)
- Глаза страшат (а
руки делают)
- Хочешь много
знать (надо мало спать)
- По одёжке
встречают (по уму провожают)
- Семь раз отмерь
(один раз отрежь)
- Грамоте учиться
(всегда пригодится)
Ведущий: Во время
маневрирования среди рифов корабли получили пробоины. Их нужно немедленно
заделать.
II. Второй
конкурс «Заделай пробоины».
А) О каких знаках
препинания идёт речь?
-
Когда слова гремели и блистали,
Я в
моде был, я был на пьедестале!
Однако
время новое настало –
Оно
меня и свергло с пьедестала. (!)
- Что
о себе сказать могу?
Согнула
жизнь меня в дугу.
За
свой характер я плачу –
За то,
что много знать хочу. (?)
-
Известно миру с давних пор,
Что знак
и я немаловажный,
И не
окончен разговор…
И
начинает думать каждый. (…)
Б) Залатать
пробоины пока не получается. Попробуйте выполнить ещё одно задание: расставьте
знаки препинания в предложениях (если необходимо) и объясните их постановку.
- Над полями и
лесами небо становилось всё голубее и голубее.
- Потемнели в
полях дороги посинел на реке лёд.
- Прилетели
белоносые грачи торопятся поправлять свои старые гнёзда.
- Прилетели
жаворонки и скворцы и стали ремонтировать старые гнёзда.
- Радостна и
пахуча весна.
- Скоро лес
оденется весною зацветёт на опушках черёмуха защёлкают над ручьями голосистые
соловьи.
Ведущий: Ну вот,
корабли починены. Можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным,
давайте проведём разминку.
III. Третий
конкурс «Разминка»
1.Слово «красный»
в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный парадный, ласковый,
добрый». Какое из этих значений оно имеет в предложениях?
- Пустил стрелу
средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного
крыльца.
- Стали жёны
кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
- Стоит тот дуб,
вершиной в облака упирается, корни его на сто вёрст в земле раскинул, ветками
красное солнце закрыл.
2.А теперь
отгадайте загадки.
-Стоит дом.
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт.
(школа)
- Какая водица
только для грамотного пригодится? (чернила, паста)
- Чёрные, кривые,
от рождения немые,
Станут в ряд –
сразу заговорят. (буквы)
3.Подумайте,
какими частями речи могут быть слова
- пила, ожёг
(ожог);
- простой, гнёт;
- стекло, плачь
(плач).
4.Заменить
существительные и прилагательные синонимами:
- неправда (ложь),
невнимательный (рассеянный), невежественный (необразованный)
неволя (рабство),
невредимый (целый), необходимый (нужный)
- невзгоды
(испытания), непрерывный (постоянный), незнакомый (чужой)
Ведущий: Справа по
борту какой – то предмет! Это закупоренная бутылка. Давайте выловим и откроем
её. На листке что – то написано, кто – то прости помощи. А, это Оля Ошибкина!
Помочь ей мы сможем, если исправим ошибки в её письме. Итак, следующий конкурс.
IV.Конкурс
«Окажите помощь»
Друзя прашу памоч
Падруги ваший Оли,
А то небудит её
наги
В этай пративнай
школи.
Вчира мне
задектант на слава
Учитиль паставил
«два»
А сам сказал што
маю роботу
Даже несмок
прачитать.
Папрасити ево
исправеть двойку
И мне паставить
«пять».
Ведущий: Ну, что
ж, пришло время капитанов доказать, что правильным курсом ведут они свой
корабль.
V.Конкурс
капитанов
а) Кто быстрее?
К каждой букве
вертикально записанного слова нужно подобрать слова, относящиеся к разным
частям речи, не повторяясь.
Н Н Н
Е Е Е
П П В
О Р З
Г А Г
О В О
Д Д Д
А А А
б) Превратите реку
в море, изменяя в каждом последующем слове одну букву:
Река (рука – мука
– муза – луза – поза – пора – гора – горе) море.
Ведущий: Капитаны
с честью выдержали испытания. Можно спокойно заканчивать плавание. Но на море,
помимо рифов, моряков ожидают и другие неприятности. Например, пираты могут
взять на абордаж. Чтобы этого не случилось, нужно подготовиться к атаке и
сразиться с пиратами.
VI.Конкурс «Схватка
с пиратами»
- Можно ли
определить род этих существительных и как это сделать:
неряха, невежа, соня?
- Что было
«завтра», а будет «вчера»? (сегодня)
- Найти наибольшее
количество слов, которые от перестановки слогов не меняют своего значения.
(Мама, папа, дядя, няня, баба и др.)
- Как перечислить
по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Назовите сложным
существительным
- специалиста по
разведению садов (садовод)
- канал для
выхода дыма из трубы (дымоход)
- русская
народная игра – пляска (хоровод)
- аппарат для
помола кофе (кофемолка)
- лес, поваленный
бурей (бурелом)
- машина, которая
может пройти везде (вездеход)
Ведущий: Наше
плавание подходит к концу. Мы благополучно обощли все подводные и надводные
препятствия. Осталось лишь подвести итоги нашего плавания. И победителем нашей
игры стала команда … . Именно ей вручается приз - большой торт – корабль.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.