КВМ
по математике в 4 классе
«Царица
всех наук».
Оборудование: плакаты на доске: «Математика – царица всех наук», «Математика –
гимнастика ума».
Ход КВМ.
I.
Водная часть.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я приветствую Вас на нашем КВМ! Сегодня вы
должны показать свои знания и проявить находчивость. Как вы думаете, зачем
нужно знать математику?
Ученик 1. Без счета не будет на улице света.
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята
Запомните
все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа!
Учитель: Математика! Мир без нее был бы не интересен. Без математики люди не
совершили бы научные открытия ни на море, ни на суше, ни во вселенной. Давайте
тоже совершим путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов!
Ученик 2. Друзья! На КВМ Веселый
Сегодня все мы вместе собрались.
Мы очень ждали этой встречи
И постарались, как могли!
Учитель: Встречайте внимательных и любознательных, веселых и находчивых, юных
математиков и просто любителей математических шарад и головоломок.
I.
Приветствие команд.
Вас приветствует
команда «2*2»
Команда 2*2 (хором)
Чтоб врачом,
моряком или летчиком стать,
Надо твердо на «5»
математику знать.
Капитан: Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Мы
приготовили веселый
Наш школьный праздник КВМ.
Учитель: Этот КВМ сейчас
Науке посвящается,
Что
математикой у нас
С
любовью называется.
Она поможет воспитать
Такую точность мысли
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
Вас приветствует
команда «БАМ».
Команда «БАМ»: Будем активно мыслить.
Капитан: Мы – веселые ребята,
И
не любим мы скучать.
С
удовольствием мы с вами
Будем в КВМ играть.
Представляем
жюри:
II.
Разминка.
Мы начнем наш КВМ
с разминки. Сейчас проверю вас на внимательность и смекалки.
Задание команды
«2*2».
Шел Кондрат в
Ленинград,
А навстречу -
двенадцать ребят.
У каждого по три
лукошка
В каждом лукошке –
кошка,
У каждой кошки –
двенадцать котят.
У каждого котенка
в зубах по четыре мышонка
И задумался
Кондрат:
«Сколь мышат и
котят
Ребята несут в
Ленинград»
(В Ленинград шел
только один Кондрат, остальные шли в обратную сторону.)
·
С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не
слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? (Собака должна стоять).
·
Света принесла из школы
Три пятерки за
глаголы,
За предлоги –
тройку,
А за суффикс –
двойку.
Сколько в дневнике у
Светы
Положительных
отметок?
(Четыре. 3 –
положительная отметка)
·
Сколько горошин может войти в обыкновенный
стакан?(сами войти в него они не могут.)
·
На какое дерево садится ворона во время проливного
дождя?(Мокрое.)
·
Определите, который час показывают часы?
Команде БАМ:
·
Еду с мамой в зоосад.
Я считаю все подряд
Пробегает
дикобраз – это раз.
Чистит
перышки сова – это два.
Третьей
стала росомаха,
А
четвертой черепаха,
Серый
волк улегся спать- это пять.
Попугай
в листве густой – он шестой.
Вот
лисенок рядом с лосем,
Это
будет семь и восемь.
Девять
будет бегемот,
Рот,
как бабушкин комод.
В
клетке ходит лев косматый
Он
последний. Он десятый.
Кто
в стихотворении был шестой? (Попугай.)
- У Вовы было шесть яблок, половину он дал
брату. Сколько яблок осталось у Вовы? (5 с половиной)
- Я к реке уду из дома,
А навстречу – сто
знакомых.
Вдруг один из ста
ребят
Тот, что был с
сачком в руке
Повернуть решил
назад.
Сколько нас идет к
реке? (двое)
·
Летело 3 страуса. Охотник одного подстрелил.
Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
·
Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
Учитель: Игра «Переезд». Вы должны на скорость построить новый ряд. Здесь нарисованы фигуры и
схема, которая показывает, какие фигуры должны переехать.
III.
Конкурс « Посчитаем не спеша».
Учитель: Вам
предстоит дать ответы на арифметические задачи. Самое главное уметь считать и
использовать смекалку.
Задачи для команды 1.
·
Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (40)
·
Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком.
Много ли их? (3)
·
Полторы селедки – полторы копейки. Сколько стоит
десять селедок. (10)
·
Поехали в поле шесть тракторов. Два трактора
заглохли. Сколько в поле тракторов? (6)
·
Четверо играли в домино четыре часа. Сколько часов
играл каждый из участников?
Для команды 2.
·
В каком числе столько же цифр, сколько и букв?
(100)
·
Назовите пять дней, не используя чисел. ( Позавчера,
вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
·
Сколько ножек, у десяти сороконожек? (400)
·
Два друга прошли 10
км. Сколько километров прошел каждый из них? (10)
·
Сколько ушей у 5 мышей. (10)
IV.
Конкурс капитанов.
Учитель: Капитаны
прошу вас выйти. Настал ваш час показать свои математические способности.
Сейчас я дам вам карточки с заданием и ручки. В этих карточках между цифрами
нужно поставить значки «+», «-» так, чтобы равенство было верным. Команда №1 и
№2.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 9
( 0+1+2-3+4+5+6-7-8+9=9; 0+1+2+3-4+5-6+7-8+9=9;
0+1+2-3+4+5-6+7+8-9=9)
Поставьте вместо вопросительных знаков
названия цифр так, чтобы получилось имена существительные.
По?л (подвал)
Р?а (Родина)
Ак?са (актриса)
С?жка (стрижка)
?я (семья)
Смор?а (смородина)
V.
Конкурс болельщиков.
Учитель: Пока
капитаны выполняют задания, проводится конкурс болельщиков.
·
Закопали в землю в мае
И 100 дней не
вынимали,
А копать под осень
стали,
Не одну нашли, а
10.
Как её названье,
дети? (картошка)
·
То он блин, то он клен,
Ночью на небе один
(луна)
·
Дом без окон и дверей
Как зеленый
сундучок,
В нем шесть
кругленьких детей.
Называется
(стручок)
·
По десятку на шесточке
Сели умные
кружочки.
И считают громко
вслух,
Только слышно: стук
да стук. (Счеты)
·
В книге 6 листов простых, а 7 – золотой. (Дни
недели)
А сейчас мы будем разгадывать кроссворд.
к
|
и
|
л
|
о
|
м
|
е
|
т
|
р
|
|
|
з
|
а
|
д
|
а
|
ч
|
а
|
|
|
п
|
я
|
т
|
н
|
а
|
д
|
ц
|
а
|
т
|
ь
|
|
|
д
|
н
|
е
|
в
|
н
|
и
|
К
|
|
|
у
|
м
|
н
|
о
|
ж
|
е
|
н
|
и
|
е
|
|
к
|
в
|
а
|
д
|
р
|
а
|
т
|
|
|
п
|
я
|
т
|
ь
|
|
|
п
|
р
|
и
|
м
|
е
|
р
|
|
|
с
|
к
|
о
|
б
|
к
|
а
|
|
|
п
|
и
|
ф
|
а
|
г
|
о
|
р
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: 1)
единица длины. 3) упражнение для выполнения, которого необходимо, вычислять,
записывать ответ. 4) русская мера счета, обозначающая «половину второго
десятка». 5) в школьной сумки я лежу, как ты учишься скажу. 6) математическое
действие. 7) прямоугольник с равными сторонами. 8) однозначное число, любимое
всеми школьниками. 9) математическое выражение, требующее выполнения некоторых
действий над числами. 10) математический знак , в виде отвесной черты (прямой
закрытой фигуры).
По вертикали: 2)
школьный предмет, которому посвящается КВН.
VI.
Конкурс « Ты – мне, я – тебе».
Ведущий: На каждый
вопрос, который приготовили команды друг другу, следует ответить за 1 минуту.
Если команда не знает ответа, она может попросить помощи у болельщиков.
1 команде.
1.
ВУ 1557 году английский математик Рекорд изрек:
«Нет нечего более равного, чем две параллельные прямые» Какой математический
знак он изобрел? (знак равенства).
2.
Как из 4 палочек сделать 15? Вместе с вопросами
команда получает 4 счетные палочки. Следует предупредить, что их нельзя ломать.
( III-XV)
3.
В древнегреческой «Книге перемен» (VIII в до н.э.) приведены следующие 9 чисел
4 9 2
3 5 7
8 1 6
Что они обозначают? (это первый
«математический квадрат», в котором суммы чисел равны по вертикали, горизонтали
и диагонали)
2 команде.
1.
У южноамеканского племени таманаки число 6 –
это один палец другой руки, 11 – один палец ноги. А как по-таманакски будет
21? (один палец руки другого человека)
2.
Почему при записи любого числа мы единицы пишем
справа, десятки левее, сотни еще левее и т.д., а не наоборот? (цифры, которые
мы используем, изобрели арабы, а они пишут справа налево)
3.
Какое число без остатка делится на 9 – 1008 или
1009 (1008).
VII.
Домашнее задание.
Инсценировка стихотворения « Треугольник и
квадрат»
Автор: Жили-были
два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший -
квадратный,
Добродушный,
приятный,
Младший –
треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать
квадрат.
Квадрат: Почему ты
злишься, брат?
Автор: Тот кричит
ему…
Треугольник:
Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь 3,
у тебя же их 4.
Автор: Но квадрат
ответил.
Квадрат: Брат! Я
же старше, я квадрат.
Автор: И сказал
еще нежней.
Квадрат:
Неизвестно, кто нужней!
Автор: Но настала
ночь,
И к брату,
натыкаясь на столы,
Младший лезет
воровато
Срезать старшему
углы.
Автор: Уходя
сказал…
Треугольник:Приятных
я тебе желаю снов!
Спать ложился –
был квадратным
А проснешься без
углов.
Автор: Но наутро
младший брат
Страшной мести был
не рад
Поглядел он – нет
квадрата!
Онемел. Стоял без
слов.
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких
углов.
Учитель: В какую
фигуру надо было превратить квадрат, чтобы не было углов? (круг)
VIII.
Финальный конкурс – исторический.
Расположите в порядке убывания древнегреческие
меры длины.
Верста – 1,06
км.
Сажень – 2,13
м (равна 3 аршинам)
Аршин – 0,71
м.
Локоть – 0,5
м. (расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцем).
Пядь – 4,4
см.
Как понимаете крылатые выражения, употребляемые
в нашей речи?
1 команде.
·
Косая сажень в плечах (широкоплечий человек).
·
От горшка 2 вершка (маленький).
2 команде.
- Семь пядей во лбу (очень умный и способный
человек).
- На свой аршин мерить (судить со своей точки
зрения, оценивать на свой вкус).
(песня 2*2=4)
IX.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Учитель: Вот и
закончился наш КВН. Спасибо всем игрокам и зрителям за интересную игру. А
теперь жюри подведет итог нашей игры и определит команду – победительницу.
Друзья! Наш КВН окончен.
Мы старались, как смогли.
Мы снова ждем все с вами встречи.
До новых встреч, прощайте все.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.