КВЕСТ КАК СПОСОБ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В последние годы в связи с
реализацией федерального государственного образовательного стандарта в
дошкольном образовании произошли существенные изменения. Все большую
популярность набирает использование инновационных технологий в дошкольном
образовании, в том числе, игровых. Ведь именно игра для ребенка
является наиболее привлекательной и естественной формой познания
мира, проявления своих возможностей, развития самостоятельности, активности и
инициативы. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно
выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться
педагогами. Главное преимущество квеста в том, что такая форма
организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном
виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов
участников. Квест -
это приключение, как
правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти
череду препятствий для достижения какой-либо цели. Квест не только позволяет каждому
участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию
коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и
служит хорошим способом сплотить играющих. Здесь необходимо проявить и
смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта
тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и
коммуникативных качеств. Образовательный квест – это совершенно новая форма
обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью
погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно
включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры. . Квест - это игры,
в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение,
разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Квест – это командная игра.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что,
выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что
является эффективным средством повышения двигательной активности и
мотивационной готовности к познанию и исследованию. Участники учатся договариваться друг с
другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга,
помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и
родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще
немаловажным является то, что родители становятся активными участниками
образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные
взаимоотношения детский сад-семья.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности
(неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют
развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к.
участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения. Использование квестов
позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить
рамки образовательного пространства. В
такой игре, действуя в условной ситуации, ребенок чувствует себя свободным,
самостоятельным, умным и умелым, что расширяет круг его представлений о мире и
обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт. Квест-игры одно из интересных
средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности
творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и
является основным требованием ФГОС ДО.
Немного о технологии проведения ИГРЫ.
Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь
из группы в музыкальный или спортивный зал, и в другие помещения детского сада,
так и на улице. Если «Квест – игра» начинается в группе, где перед детьми
ставится цель - найти клад для Незнайки. Первые задания всегда
интеллектуального направления кроссворды, головоломки, складывание пазлов,
шифровки, ребусы. При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание
решать задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее
дети, правильно выполнив задание, получают подсказку и видят, куда направится
их команда.
Одним из направлений всегда является спортивная
площадка или спортивный зал, где дети выполняют задания в виде спортивных
эстафет, с игровым содержанием:
доплыть до подсказки по «Океану», забраться
на «Мачту корабля», отгадать загадки и сделать правильный
выбор.
Внедрение в воспитательно
– образовательный процесс игровой квест – технологии развивает у детей ловкость, быстроту
реакции, выносливость, легкое преодоление физических нагрузок наряду с
развитием воображения и пространственного мышления, а также формирует основные
качества для последующего обучения в школе — это самоанализ и самооценка. После
каждой ИГРЫ ребёнок анализирует свое место в команде; планирует и прогнозирует
результат дальнейших игр. Ребёнок учится проводить самоанализ своих физических
возможностей качеств, умений и навыков.
Квест, как
универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные
механизмы, а это создает условия для более активного включения в игру, для
повышения качества выполнения заданий и достижения результата.
Квест- игра дает возможность в качестве загадок включать
деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно
осваивать новые знания.
Квест, как
универсальная игровая технология позволяет за короткое время
ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.