Курсы
повышения квалификации учителей в Казахстане.
«Кто делает вид, что много знает и ко
всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-цзы).
Учитель призван
совершать чудеса. Их ждут от него ученики. И это происходит, если смоделированы
такие условия, при которых личность ребёнка получает наибольшее развитие.
Общество ставит
перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника.
Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно
иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных
задач. С целью повышения квалификации в данный момент я прохожу курсы по
Программе второго уровня, разработанной Центром Педагогического мастерства при
АОО НИШ совместно с факультетом образования Кембриджского университета в городе
Семей.
Основная задача настоящей Программы – помочь учителям оценить и
усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные
подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей
практикой учителя и профессиональным контекстом. В ходе Программы
рассматривается множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной
Программы является согласование практической деятельности с достоверными
результатами научных исследований. Программа предлагает использование семи
модулей:
- Новые
подходы в преподавании и обучении.
- Обучение
критическому мышлению.
- Оценивание
для обучения и оценивание обучения.
- Использование
информационно-коммуникационных технологий в преподавании.
- Обучение
талантливых и одаренных детей.
- Преподавание
и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
- Управление
и лидерство в обучении.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении»
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при
котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся
построить и развить свое собственное мышление. «Обучение тому, как учиться»,
или метасознание, направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии
ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем
продолжить обучение самостоятельно.
Обучение критическому мышлению
Критическое мышление рассматривается на протяжении всей Программы
двояко: развитие критического мышления у учеников и развитие критического
мышления у преподавателей. Два этих процесса взаимосвязаны, и Программа
направлена на развитие обоих процессов. Критическое мышление по отношению к
учащимся понимается как способность синтезировать информацию и идеи,
способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и
идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение
идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность
критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценки
новых подходов.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для
обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении.
Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими
собственное понимание, следовательно, как для учителя, так и для учеников
необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие
шаги в обучении и поддержать их. Для учителей и детей важно знать, чего они
пытаются достичь, что требует понимания критериев достижения. В этой связи
Программа рассматривает также и подходы к критериальному оцениванию.
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании
В основе таких навыков лежит знание об
информационно-коммуникационных технологиях, использование их для извлечения,
оценки, хранения, воспроизводства, представления и обмена информацией, а также
ее передача для участия в совместной работе в сети Интернет.
Обучение талантливых и одаренных детей
Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и
способности учащихся и развить их в ходе образования. Исследования и
размышления по выявлению талантливых и одаренных учеников лежат в основе
инклюзивного подхода к развитию преподавания для таких детей. Эта тема включает
в себя идеи в отношении понимания потребностей учеников, идеи по расширению
учебных программ, которые содействуют обогащенному обучению всех детей и
выбору дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей
удовлетворению данных потребностей всех учащихся.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
учеников
Данный модуль тесно связан с предыдущей темой обучения талантливых
и одаренных детей, поскольку оба модуля касаются дифференцированного обучения,
направленного на удовлетворение потребностей учащихся. Однако данный модуль
касается вопросов тех этапов развития детей, которые определяют степень
доступности обучения и взаимосвязан с модулем «Новые подходы в преподавании и
обучении
Управление и лидерство в обучении
Данный модуль основывается на том убеждении, что устойчивое
развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены
извне, они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в
реальных классах. Основная идея Программы состоит в том, что изменения будут
инициированы учителями на всех уровнях в результате критической оценки,
изменения и переоценки практики и политики.
По завершении
Программы учителя будут компетентны в цифровых технологиях и эффективном использовании
ИКТ в преподавании, способны к развитию критического мышления у учеников и
развитию критического мышления у преподавателей. Нас учили в институте проведению
традиционных уроков, но находясь на курсах, я пришла к выводу, что сегодня
нужно преподавать по новому Теперь, на мой взгляд положительный результат урока
будет зависеть не от того, насколько понятно и доступно я расскажу ученику о
каких-либо событиях, фактах, а, то, как сам сможет их понять и
охарактеризовать. Речь не идет о предоставлении детям неограниченной свободы на
уроке. Здесь имеется в виду хорошо спланированный самостоятельный труд детей,
незаметно направленный и регулируемый учителем. Отходя от привычных шаблонов,
нужно давать детям возможность ошибаться и учиться на своих ошибках. Это
понимание изменило все мо и стереотипы, определив другое направление в обучении
и развитии детей.
Проанализировав свое обучение по программе, и возвращаясь к
основной задаче программы - «помочь казахстанским учителям оценить и
усовершенствовать их педагогическую практику», я делаю вывод, что пройденные
модули актуальны и соответствуют как моим потребностям, как педагога, так и
учеников, которые понимают приоритет важности способов работы с информацией над
ее содержанием.
Пройдя курсы «НИШ», я пришла к выводу, что сегодня нужно
преподавать по новому. В первую очередь я усовершенствовала качество задаваемых
мною вопросов, используя диалог с учащимися настолько продуктивно, что он
превратился в отличное средство взаимообучения. Мои вопросы из формально
задаваемых стали развивающими и проблемно-поисковыми. Учащимся стало намного
интереснее искать ответы на те вопросы, односложного ответа на которые нет. А
мне интересно следить за развивающейся дискуссией, наблюдать которую раньше но
моих уроках можно было не часто, и сегодня все мои уроки изменились.
Теперь, на мой взгляд положительный результат урока будет зависеть не
от того, насколько понятно и доступно я расскажу ученику о каких-либо событиях,
фактах, а, то, как сам сможет их понять и охарактеризовать. Речь не идет о
предоставлении детям неограниченной свободы на уроке. Здесь имеется в виду
хорошо спланированный самостоятельный труд детей, незаметно направленный и
регулируемый учителем. Отходя от привычных шаблонов, нужно давать детям
возможность ошибаться и учиться на своих ошибках. Это понимание изменило все
мои стереотипы, определив другое направление в обучении и развитии детей.
Использованная литература
Alexander, R.J. (2008) Towards Dialogic Teaching. Rethinking classroom talk [На
пути к диалоговому обучению: новый подход к обсуждению в классе]. 4th
edition, York, Dialogos. Flavell, J.H. (1976) Metacognitive aspects of problem
solving [Метакогнитивные аспекты
решения проблем], in
Resnick, L.B. (Ed) The Nature of Intelligence (Hillsdale, NJ, Erlbaum). Mercer,
N. (1995) The guided construction of knowledge: talk amongst teachers and
learners [Получение знаний
под руководством: беседы между
учителями и учениками].
Clevedon: Multilingual Matters. Vygotsky, L.S. (1978) Mind in Society [Разум
в обществе], (Cambridge, MA, Harvard University Press).
Wood, D. (1998) How Children Think and Learn [Как
дети думают и учатся]. 2nd
edition. Oxford: Blackwell Publishers Ltd.__
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.