Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Курсовая работа "Проектная деятельность в младших классах"

Курсовая работа "Проектная деятельность в младших классах"


–––

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Камышинский индустриально-педагогический колледж
имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева»


(ГБПОУ «КИПК им. А.П. Маресьева»)



Данелян Нина Тиграновна


Курсовая работа


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ПМ. 03 Классное руководство
МДК. 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя


Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Группа НК 17





Научный руководитель:
Шиленко Дарья Николаевна,
преподаватель

Отметка:____________________


Дата проверки:
«____»_______20___г.
____________________________
(подпись научного руководителя

Камышин 2019

СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………...…3

ГЛАВА 1. Проектная деятельность в начальной школе как один из способов

формирования универсальных учебных действий младших школьников........5

1.1. Понятие проекта и его значимость в педагогической деятельности………………………………………………………………………5

1.2. Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста……………………………………………………………………...........12

1.3. Понятие «универсальные учебные действия». Виды универсальных учебных действий………………………………………………………………………….16

1.4. Значение проектной деятельности в процессе формирования универсальных учебных действий младших школьников……………………………………………………………….….......20

Заключение ……………………………………………………………………....25

Список использованной литературы………………………………………..….32

Приложения ……………………………………………………….....................36
















ВВЕДЕНИЕ


Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.

В настоящее время современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально - волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрела проектная деятельность.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – звеньевую и компентентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность - новым содержанием.

В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно - ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Таким образом, на рубеже XX-XXΙ веков метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология».

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно - ориентированной технологии обучения.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие

творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения проектной деятельности, которая всё плотнее входит в нашу жизнь.

В процессе работы пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами проектной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд слабо успевающих. Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Объект исследования - учебная проектная деятельность младших школьников.

Предмет исследования - организация проектной деятельности учащихся начальных классов, обеспечивающей развитие творческих способностей и учебной активности школьников. Были определены следующие цель и задачи.

Цель исследования - определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников как один из способов

формирования универсальных учебных действий младших школьников

Задачи:

  • Проанализировать понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности.

  • Раскрыть этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и раскрыть опыт организации проектной деятельности младших школьников педагогами-практиками.

  • Изучить понятие “универсальные учебные действия” и выявить виды универсальных учебных действий.

  • Определить значение проектной деятельности в процессе формирования универсальных учебных действий младших школьников

  • изучить разные варианты использования проектной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

В исследовательской работе мы использовали следующие методы:

  • анализ литературы по теме исследования;

  • обобщение;

  • систематизация материла.

  • Практические: наблюдение, анкетирование, интервьюирование.

Работа состоит из введения, одной теоретической главы, заключения и списка использованной литературы – 28 источников, объем работы составляет 43страницы.

















ГЛАВА 1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



    1. Понятие проекта и его значимость

в педагогической деятельности


Метод проектов возник в начале XX века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем [7, с.89].

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер [11, с.90].

Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса так и ее психологического содержания.

Рассмотрим основные составляющие понятия проектной деятельности.

Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает – бросание вперед.

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова указываются три определения слова «проект»:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план.

В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся:

1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности;

2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;

3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата [18, с. 32].

Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В.И. Коротов отмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности.

Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д.

Проанализировав данное определение, мы увидели их взаимосвязь и выяснили, что метод проекта овладевает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом содержания образования.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые [5, с. 174]:

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций [3, 5, 11].

По доминирующей в проекте деятельности:

  • практико-ориентированные;

  • исследовательские;

  • информационные;

  • творческие;

  • ролевые.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.

Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).

Ролевые проекты проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание?




По характеру контактов между участниками:

( cм.схему 1.)

  • монопроект (в рамках одной области знания);

  • межпредметный проект.

По характеру координации проекта:

  • непосредственный (жесткий, гибкий);

  • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

По характеру контактов между участниками:

  • внутриклассные;

  • внутришкольные;

  • межрегиональные;

  • международные.

По количеству участников проекта:

  • индивидуальные;

  • групповые.

По продолжительности:

  • мини-проекты (укладываются в 1 урок);

  • краткосрочные (4-6 уроков);

  • среднесрочные;

  • долгосрочные.

По сферам деятельности:

  • Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т. д.);

  • Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т. д.);

  • Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т. д.);

  • Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);

  • Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, – к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т. д.).

По составу:

  • Монопроекты – отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты);

  • Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления);

  • Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно – и мультипроектов («План Маршалла», создание Общеевропейского рынка, развитие Южной Кореи и т. д.).


По длительности:

  • Краткосрочный – до 3-х лет;

  • Среднесрочный – от 3-х до 5-ти лет.

  • Долгосрочный – свыше 5-ти лет.

Схема 1. Виды проектов

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Остановимся на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Таким образом, Н.Ю.Пахомова даёт следующие определения учебного проекта [2, с.124]:

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения» [8, с.93].


    1. Особенности использования метода проектов

с учащимися младшего школьного возраста

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.

Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы. Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение - активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает внимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект – замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:

  1. развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;

  2. самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

  3. решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

  4. представлении итогов выполненных проектов в “осязаемом” виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

  5. сотрудничестве учащихся между собой и учителем (“педагогика сотрудничества”).

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения.

1.3.Понятие «универсальные учебные действия».

Виды универсальных учебных действий.



Универсальные учебные действия (УУД) – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности (см. таблицу Универсальные учебные действия).

При поступлении в школу 6-7 летний ребёнок обладает минимумом знаний и умений по организации своей деятельности в урочное время. Эта проблема стала актуальной в современной начальной школе. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования разработана программа формирования универсальных учебных действий, которые позволяют первоклассникам осваивать систему организации своей деятельности. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.


Схема 3. Универсальные учебные действия


П.Я. Гальперин говорил о том, что развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения школьника. Это обеспечивает возможность осуществлять контроль, коррекцию, а главное, планирование деятельности. В работах автора также можно увидеть показатели развития регулятивных способностей, к ним относятся параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия. В ориентировочной части ученик анализирует образец. Контрольная часть представляет собой работу с планом контроля, а исполнительная часть нужна для анализа результатов деятельности.

По мнению Н.Г. Салминой, в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

  • готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

  • формирование основ оптимистического восприятия мира.

В работе А.Г. Асмолова, регулятивные универсальные учебные действия имеют огромное значение в обеспечении организации учащимся своей учебной деятельности:

1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

1 класс – ученик определяет цель учебной деятельности с помощью учителя.

2 класс – ученик определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.

3 класс – столкнувшись с новой задачей, ученик самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней, может выходить за пределы требований программы.

4 класс – ученик выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия.

2. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

1 класс - ученик может контролировать свои действия, ошибки исправляет с помощью учителя.

2 класс - ученик может самостоятельно контролировать свои действия, самостоятельно исправляет ошибки.

3 класс - ученик контролирует собственные действия, при изменении условий вносит коррективы.

4 класс - ученик контролирует собственные действия, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.

3. Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения результатов работы;

1 класс - ученик работает точно по образцу, может оценить действия других учеников.

2 класс - ученик умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия, может оценить действия других учеников.

3 класс - ученик умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата,

соотнося его со схемой действия, самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

4 класс - ученик умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия, может оценить действия других учеников.

Регулятивные УУД предполагают, что ученик научится определять и формулировать цель своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, планировать действия для решения проблемы (задачи), искать средства её осуществления, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.(см. приложение)


Таблица 1. Характеристика результатов формирования УУД


Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов:А.Г.Асмоловым,

Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

1.4. Значение проектной деятельности в процессе формирования универсальных учебных действий младших школьников.


Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. Самое главное, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности» (А.Г. Асмолов. 2011г.). Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности. Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями; выступает как сотрудничество, диалог – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.

Следовательно, необходимо создать определенные условия для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, проектную.

В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно - урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Под проектной деятельностью понимается такая деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Младший школьный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие.

Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы:

1 этап: Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.

2 этап: Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

3 этап: Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.

4 этап: Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных.

5 этап: Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Необходимо: помочь ученикам произвести самооценку проекта; оценить процесс проектирования; подготовить проект к презентации.

Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
















ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

Подводя итог по первой главе можно сказать, что проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. 

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

  • готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;

  • готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиа техникой (по необходимости);

  • владение коммуникативными навыками, толерантностью;

  • умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.

Педагогическими условиями организации проектной деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения проектов, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения информационной, профессиональной сфер современного общества требуют корректировки образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок, педагогических средств. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Работа по методу проектов позволяет школьникам приобретать знания, которые не могут быть достигнуты только традиционными методами. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить каждого ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Только систематическая и целенаправленная работа над проектной деятельностью помогут обеспечить формирование УУД у младших школьников и создадут условия для повышения качества образования. Как показывает опыт работы, метод творческих проектов может применяться в начальных классах и являться эффективным способом формирования универсальных учебных действий у младших школьников.










Список используемой литературы

Основные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации.-20е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / учебные пособие/ Институт педагогики и психологии профессионального образования. А.Р.Комалеева. Н.В.Шиганова. РАО, 2016. – 8 с.

  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д Проектная деятельность младших школьников – М.: Вентана – Граф, 2012. – 180 с.

  3. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Иванова Н.В. Начальная школа. 2014. №2. 79 с.

  4. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебные пособие для студентов. Учреждений высшего профессионального образования / Н.В. Мятяш Н.В.- 2-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.

Дополнительные источники

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

  2. Воскобойникова Е. А.Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. Начальная школа №12. 2007.

  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.

  4. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов//- М:Баласс, 2010.-80 стр. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)

  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

  6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная .школа. – 2004. - №2.

  7. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 192619.Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. – Июнь 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения: 29.04.2014г.)

  8. Кальней В. А., Матвеева Т. М., Мищенко Е. А., Шишов Е. С., Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, № 4, 2004.

  9. Кравец Т. Н., Телеганова М. В., Спутай С. И., Младшие школьники проводят исследование // Начальное образование, № 2, 2005.

  10. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1 . 2006.

  11. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана -Граф, 2004.

  12. Митрохина С. В (заведующая кафедрой методик начального образования Тульского государственного педагогического университета. №1 Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий»- ж. «Начальная школа» №1 2007г.

  13. Хохлова М. В., Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика, № 5, 2004.

  14. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.



Словари и энциклопедии

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.



Интернет источники

  1. https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-1242940.html(дата обращения10.03.2019г.)

  2. Проектная деятельность в школе - Фестиваль педагогических идей(дата обращения 21.03.2019г.)

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные_учебные_действия(дата обращения04.04.2019г.)

  4. http://fb.ru/article/419037/vidyi-uud-po-fgos---tablitsa-klassifikatsiya-universalnyih-uchebnyih-deystviy(дата обращения 04.04.2019г.)

  5. https://studbooks.net/1858443/pedagogika/struktura_kriterii_sformirovannosti_regulyativnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy_nachalnoy_shkolyhttp://ped.bobrbro.ru/38323(интернетресурсы),-дата обращения. 5.04.2019г

  6. http://odiplom.ru/lab/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii.html(дата обращения 08.04.2019г.)

  7. Нестерова И.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru http://odiplom.ru/lab/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii.html - (Дата обращения: 10.04.2019г.)

  8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/12/10/doklad-proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniy(дата обращения 14.04.2019г.)

  9. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00673259_0.html(дата обращения 15.04.2019г.)
























Приложение 1


ОБРАЗЕЦ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Тайны пчёл»

Структуру проекта

  1. Введение

  2. Глава I. Интересные сведения о пчёлах

  3. 1.1. История пчеловодства

  4. 1.2 Тайна жизни пчелиной семьи

  5. 1.3. Дары пчёл человечеству

  6. 1.4 . Пчелиная геральдика и памятники пчёлам

  7. Глава II. Исследования

  8. 2.1. Анкетирование учащихся 1 - 4 классов

  9. 2.2 Определение свойств мёда

  10. Заключение

  11. Список литературы

  12. Приложения




















Введение

Актуальность. Однажды Татьяна Сергеевна нам рассказала, что на земле есть памятник пчеле. Мы знаем, что памятники ставят тому, кем гордятся. Нас удивило, а за что ей поставили памятник? И тогда мы задумались, а что мы знаем о пчёлах? Мы провели опрос среди учащихся начальных классов нашей школы. Оказалось, что знаем о пчёлах совсем немного: эти насекомые живут в ульях, они собирают нектар, из которого получается мёд. Тогда мы решили узнать из книг и интернета, какие тайны есть у пчёл, за какие заслуги ей поставили памятник. Мой дедушка - пчеловод, и он тоже может нам рассказать о пчёлах

Объект исследования: пчёлы.

Цель работы: выявить пчелиные тайны.

Задачи исследования:

1.Узнать о жизни пчёл у дедушки, из книг, из интернета.

2. Провести анкетирование обучающихся начальных классов.

3. Исследовать свойства мёда.

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение источников информации

2. Практические: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование

Гипотеза: у пчёл есть такие достоинства, за которые люди их уважают, ими гордятся.

Ожидаемые результаты.

  1. Проявление интереса у детей к жизни пчёл.

  2. Осознание пользы пчёл и продуктов пчеловодства.

  3. Умение определять качества мёда.



Глава I. Интересные сведения о пчёлах

1.1. История пчеловодства

У моего дедушки есть пять домиков с пчёлками. А в толковом словаре С.И. Ожегова я прочитала, что пчеловодство – это разведение пчёл. Меня заинтересовало, с каких же времён люди занимаются разведением пчёл и что они для них значили?

Немного истории. Из энциклопедий и журналов я узнала следующие интересные факты. Пчела - необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие. Известно, что пчёлы – древнейшие обитатели нашей планеты. Ученые считают, что появились они на свет 60-80 миллионов лет назад. Пчёл всегда считали большой загадкой. В древности пчелу называли «дочь Солнца», а мёд – Божий дар.

У Древних египтян пчела была эмблемой Нижнего Египта, на стенах храмов, дворцов, на эмблемах и гробницах фараонов встречаются изображения пчёл, сосудов с мёдом. За особые заслуги некоторым фараонам присваивали титул «Повелитель пчёл».

Греки видели в символе пчёлы трудолюбие, преуспевание, чистоту, бессмертие.

В христианстве благодаря своему трудолюбию, пчела стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия.

Пчёлы живут на всех континентах, кроме Антарктиды. Всего в природе около 30 тысяч видов пчёл. Самая интересная – медоносная пчела, которую одомашнил человек около 6 тысяч лет тому назад.

С древних времен и до наших дней люди успешно занимаются пчеловодством. За длительный период существования пчеловодство имело несколько стадий развития. Сначала это была простая охота на пчёл. Человек находил поселения пчёл, уничтожал их и отбирал мёд. Затем оно превратилось в систему бортевого пчеловодства (то есть разведение пчёл). Пчеловод находил деревья с пчёлами, метил их своим знаком, чтобы использовать в последующие годы, а в дальнейшем и сам выдалбливал в деревьях дупла для поселения роёв. Выдающийся пчеловод П.И. Прокопович (1775-1850 гг.) пчеловодству посвятил всю свою жизнь: изучал повадки пчёл, улучшал кормовую базу для них, сея специальные медоносные растения. Впервые в мире он изобрёл (1864) разборный улей, в котором верхнее отделение имело свободно вынимающиеся рамки.

На первый взгляд может показаться, что разведение пчёл и получение мёда дело не хитрое, на самом деле это целая наука, требующая от пасечника знаний и опыта.

    1. Тайна жизни пчелиной семьи

Пчёлы живут большими дружными семьями. Что же представляет из себя пчелиная семья? Оказывается, что семья пчёл – это не случайное скопление насекомых, а строго организованный, управляемый и действующий по своим законам, как единое целое, биологический организм. Все медоносные пчёлы живут большими семьями, общинами, сообществами, поэтому их называют общественными насекомыми. Пчелиная семья, согласно образному определению пчеловода П.И. Прокоповича, "самодействующая фабрика". В семье самая главная, самая крупная пчела – это матка, которая занята только тем, что откладывает яйца – больше тысячи в день. Процесс превращения яйца в пчелу очень сложный и занимает 3 недели. Сначала матка откладывает по 1 яйцу в каждую ячейку. Через 3 дня из яйца выходит личинка. Первые 3 дня всех личинок кормят маточным молочком – веществом, образующимся в особых железах рабочих пчёл. Потом личинок кормят пергой – смесью мёда и пыльцы. Через 5 дней пчёлы закрывают ячейки восковыми крышечками. Внутри ячеек каждая личинка превращается в куколку, покрытую шёлковым коконом. В коконе развивается пчела. В конце 3-ей недели из куколки выходит молодая рабочая пчела. Развитие пчелы в ячейке от яйца до взрослого состояния - 21 день. Долгота жизни 35 - 270 дней.

Рабочих пчёл в семье – тысячи. Это небольшие самки, которые выполняют всю работу: ухаживают за маткой и личинками, кормят их, чистят гнездо, собирают нектар, пыльцу. За день рабочая пчела облетает около 7 тысяч цветов. А трутни - это самцы пчёл. Они только могут встречаться с маткой, после чего погибают. Всего в улье от 60 тысяч до 120 тысяч пчёл. Пчелиная семья разделена на 2 группы:

- Одни хлопочут в улье (обычно молодые пчёлы)

- Другие собирают корм (эти пчёлы постарше)

Рабочая пчела за свою жизнь может сменить несколько профессий:

  1. Уборщицы чистят ячейки для личинок и нектара.

  2. Воспитательницы заботятся о личинках.

  3. Строительницы ремонтируют старые ячейки, строят новые, закрывают воском ячейки с личинками и мёдом.

  4. Охранницы сторожат вход в улей, не пускают чужих пчёл и своих пчёл, вернувшихся без нектара. Для обороны у них есть грозное оружие – жало.

  5. Разведчицы и сборщицы мёда.

Когда пчела-разведчица находит много цветков, то она возвращается и совершает танец.

- Если место с цветами недалеко, то пчела исполняет танец по кругу, и чем быстрее танец, тем больше цветков она нашла.

- Если место с цветами далеко, то пчела исполняет «виляющий танец» брюшком, и по её движениям пчёлы узнают о том, в каком направлении лететь и какое расстояние до этого места.

6. Водоносы.

Мы узнали, что у пчелы 5 глаз, и доказано, что они могут различать некоторые цвета: жёлтый, сине-зелёный, синий, фиолетовый. 4 крыла служат пчеле не только для полёта. Ими она пользуется, когда нужно освежить воздух в улье. Пчела своим хоботком собирает нектар в зобик, в который входит столько нектара, сколько весит сама пчела. Рабочие пчёлы-сборщицы приносят нектар и передают его пчёлам-приёмщицам. Эти пчёлы пережёвывают нектар около 30 минут, добавляя в него вещества, которые меняют его состав. Они переносят эту жидкость в открытые ячейки, а затем снова начинают пережёвывать. Нектар густеет и превращается в мёд.

Через несколько дней пчёлы закрывают ячейки с мёдом крышечками из воска. Мёд – это запас пищи, который пчёлы собирают для себя, а вовсе не для человека. У рабочих пчёл на брюшке через крошечные отверстия выделяются маленькие частички воска. Пчёлы собирают их лапками, пережёвывают и делают из воска стенки ячеек. В одних ячейках пчёлы выращивают своё потомство, в других они запасают мёд и пыльцу.

Пчёлы собирают с цветков не только нектар, но и пыльцу. Для этого на ногах пчёл есть кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки для того, чтобы переносить пыльцу. Пчёлы - вегетарианцы. Энергию получают через углеводный корм (мёд), белки и витамины (в виде перги) - от растений.


1.3. Дары пчёл человечеству

Продукты пчеловодства:

1) мёд - сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое медоносной пчелой из нектара растений. Корм для пчёл, ценный продукт питания человека. В цветочном мёде 13-20% воды, 75-80% углеводов (глюкоза, фруктоза и др.), органические кислоты, ферменты, минеральные и ароматические вещества, витамины. При хранении кристаллизуется

Для того, чтобы получить 1 кг мёда, одной пчеле необходимо 20 миллионов раз слетать от улья к цветку и обратно. Чтобы получить 1 кг мёда, пчеле надо собрать нектар с 19 миллионов цветов. Конечно, килограмм мёда собирает много пчёл. За сезон улей заготавливает от 150 до 300 кг мёда. В состав мёда входят медь, железо, кальций, магний и другие вещества, а также витамины. Мёдом пользуются при лечении разных болезней. Из мёда делают косметические средства для ухода за кожей, волосами.

2) пчелиный яд - секрет нитевидной железы жалящего аппарата рабочей пчелы. Содержит биологически активный белок, ферменты, свободные аминокислоты и другое. Препараты пчелиного яда (вирапин и другие) оказывают противовоспалительное, болеутоляющее действие; применяются в виде растворов, мазей при заболеваниях суставов, мышц, сосудов.

3) прополис (то есть пчелиный клей) - клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами для обмазывания стенок улья и заделки щелей. Имеет лечебные свойства: - противовоспалительное

-обезболивающее

- противомикробное

- повышает иммунитет

4) воск пчелиный - жироподобное вещество, выделяемое восковыми железами рабочих пчёл и употребляемое ими для отстройки сотов. Используется во многих отраслях промышленности, в медицине используют при лечении зубов, для изготовления лечебных мазей, в косметике.

5) маточное молочко - повышает аппетит

- стимулирует рост волос

- улучшает память и зрение

- повышает иммунитет

6) пыльца используется в медицине для лечения малокровия у детей.

Пчеловоды, наблюдая за поведением пчёл, называют их предсказателями погоды. Например:

- ранний вылет пчёл утром предвещает хороший солнечный день

- пчёлы в жаркий день сидят в улье и гудят - к скорому дождю

- если пчёлы допоздна продолжают летать в поисках нектара – будет длительное ненастье

- перед дождем, как по команде, они дружно возвращаются в улей.

В устном народном творчестве существует много пословиц о пчёлах, загадок.


1.4 . Пчелиная геральдика и памятники пчёлам

В геральдике (изучение гербов городов, стран, родовые гербы) пчела служит эмблемой трудолюбия и покорности. Пчела символизирует усердие, благоразумие, экономию и бережливость (делают запасы мёда) и поскольку полагали, что она никогда не спит, бдительность. Пчела встречается на более чем трёхстах гербах и несёт различный смысл, например, трудолюбие и покорность. Она также может обозначать, что обладатель герба относится к пчеловодам, или что на данной местности развито пчеловодство. Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков. Гербы с изображением пчёл: города Тамбов, Пчёлы и улей являются историческими символами и отражены на гербе Тамбовской Губернии и олицетворяют трудолюбие, коллективность, бережливость. Причина, по которой для Тамбова была выбрана именно эта эмблема, остается неясной. Наиболее вероятное предположение – эмблема отражала древнее занятие жителей пчеловодством. Герб бывшего уездного города Калужской губернии Медыни имел следующее описание: «Голубой щит, насеянный златыми пчелами, изъявляющий как обильство в оных в окружности сего города и самое наименование оного». Герб Симферополя. В верхнем (синем) поле щита, означающем красоту города, расположено золотое изображение летящей пчелы, как символ пользы. Видзы (республика Беларусь). Франция 19 век. Когда в 1804 году Наполеон был коронован императором Франции, государственным гербом стал золотой орёл с пучком молний в лапах на фоне синего диска, окружённого цепью учреждённого в 1802 году ордена Почётного легиона. Диск помещался на фоне скрещённых скипетров и усеянной пчёлами (личная эмблема Наполеона) мантии с короной. С тех пор, при Бонапартах пчела заменила цветок лилии в геральдических орнаментах.

Пчелиные памятники

10 сентября 2005 года в Москве был установлен памятник пчеле. Памятник был установлен в рамках 4-ого городского экологического фестиваля за безмерную работоспособность пчелы. Сама скульптурная композиция представляет из себя шесть столбов шестигранной формы, напоминающих пчелиные соты. На самом высоком столбе (80 сантиметров, а самый низкий столбик 10 сантиметров, они все разной высоты) была установлена скульптура пчелы, которая, кстати, не смотря на свои маленькие размеры, весит 25 килограмм. Бронза очень тяжелый металл. В городе Уфе Бурзянская пчёлка стала неофициальным символом празднования 450-летия единства Башкирии и России. В городе Медынь Калужской области есть памятник пчеле.

В г. Тисдейл (Канада), неофициально считающимся столицей мёда, из металла и стекловолокна энтузиасты соорудили Памятник Пчеле. Длина – 4,5м., высота – 2,1 м. размах крыльев – 3,5 м.

В Италии установлен фонтан с пчёлами.

Глава II. Исследования

2.1. Анкетирование учащихся 1 - 4 классов

Мы провели анкетирование учеников начальных классов для того, чтобы понять, что они знают о пчёлах и пользе мёда. Вот какие результаты мы получили. Из 17 человек из 21 знают, что пчёлы живут в ульях. Большинство считают, что пчёлы питаются нектаром. Только 7 человек знают, что у пчелы 4 крыла. Ответы на вопрос, что хотелось бы узнать о жизни пчёл, помогли нам определить наиболее интересные направления нашего исследования. Содержание анкеты и диаграммы по результатам см в Приложении.

2.2 Определение свойств мёда

Большинство ребят любят мёд и знают, что он полезен. Поэтому, мы считаем, что им пригодятся знания о том, как выбрать настоящий качественный мёд.

Мы исследовали физические свойства 2 видов мёда: первый с пасеки моего дедушки, а второй мы купили в магазине. Качество мёда определяется по его внешнему виду (консистенции, цвету, запаху), а также вкусу.

Консистенция

Для определения консистенции мёда я взяла ложку, погрузила её в банку, затем достала её и наклонила ложку с мёдом над блюдечком. По признакам вязкости я определила, что наш мёд - вязкий, второй образец оказался более жидким, но стекал тонкой непрерывной струйкой, образуя «горочку», что характерно для натурального мёда.

Цвет меда

В зависимости от красящих веществ, находящихся в нектаре, цвет мёда может быть различным - от бесцветного, светло-желтого, лимонно-желтого, золотисто-желтого, темно-желтого, коричнево-зеленого до черного. Самый светлый мед – акациевый. Он имеет еле заметный кремовый оттенок.

Цвет у нашего мёда – тёмно-желтый, второй образец светлее. Мёд засахарился снизу, расслоился, что говорит о невысоком качестве.

Аромат мёда

Существуют различные сорта меда, зависящие от места добычи и преобладания нектара одного растения. Пчёлы нашей пасеки собирают нектар с различных луговых цветков. Поэтому наш мёд называется луговым. Он обладает приятным сильным ароматом. Мёд, который купили в магазине, имеет более резкий запах.

Вкус мёда

Пчелиный мёд обладает приятным вкусом, зависящим от его происхождения и состава. Благодаря сочетанию аромата со сладостью сахаров и кислотностью, которая придается органическими кислотами, мёд обладает сладким, слегка кисловатым вкусом.

Наш мед обладает отличным вкусом. Он больше понравился моим одноклассникам.

Определение наличия крахмала в мёде

Требуется растворить 1г меда в небольшом количестве воды. К полученному раствору добавить 2-3 капли спиртового раствора йода. При наличии крахмала в мёде появляется синее окрашивание.

При данном опыте цвет раствора меда не изменился. Значит, в мёде нет крахмала.

Определение наличия сахарного сиропа в мёде

В горячее молоко опустить и растворить немного мёда. Если молоко свернётся, значит, экспериментальный мёд разбавлен сахарным сиропом.

В нашем случае молоко не свернулось, значит, мёд не разбавлен сахарным сиропом. Мы сделали вывод, что оба образца мёда - натуральные, хорошего качества, но мёд с дедушкиной пасеки более вкусный


Заключение.

В процессе исследования, проведенного в этой работе, мне удалось узнать много нового о пчелах. Это оказалось интересным и увлекательным. Медоносные пчёлы – одно из самых замечательных чудес природы. Их тайны не перестают удивлять людей Пчёлы – большие труженицы: они трудятся с самого раннего утра до позднего вечера. Эти маленькие трудолюбивые насекомые, собирая нектар, превращают его в мёд. Это единственные насекомые, которые дают человеку полезную и вкусную пищу. Они – символ трудолюбия, мудрости. Пчёлы даруют людям здоровье и долголетие – в этом сегодня убеждены не только пчеловоды. Это подтверждает медицинская наука и практика. Пчёл изображают на марках, гербах, монетах, заслуженно ставят им памятники. Таким образом, наше предположение о том, что пчела достойна уважения, полностью подтвердилось.


Список используемой литературы

1. Всё обо всём. Детская энциклопедия. Москва.1998 г.,[ с. 168-173]

2.Уход за пчёлами. Н.Н.Зарецкий. Библиотечка "Домашнее животноводство".Москва [1981г. c. 201-206]

3. Справочник по пчеловодству. В.М.Николаевский. Казань. 1979 г., [с. 103-104]

4. Энциклопедия пчеловода. В. Смирнов. Рипол классик.2003г., [с. 154 ]

5. Что есть что. Пчёлы, шмели, осы. Ольга Короткова. Москва. 2001г.[ c.124 ]

Интернет- ресурсы

1.http://www.beelife.org/knigi-zhurnaly/soderzhanie-i-razvedenie-pchel/gunjakin-a-a-paseka-pod-kryshei-doma/spisok-literatury.html

2. http://pzela.ru/index.php/2011-03-25-20-24-27/585-spisok-literatury.html

3. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2888964

4. http://www.mirexpo.ru/exhibitions/zolotaya_pchela_13_09_11.shtml


























Загадки о пчёлах

Кто в каждый встреченный цветок

Свой опускает хоботок,

А после в улей

Мчится пулей

И что –то прячет в уголок?


В тесной избушке

Ткут холст старушки.


Пословицы о пчёлах.

Где пчелу ни носит, а она мёд в свой дом приносит.

Одна пчёлка много мёда не наносит.


Анкета к проекту «Тайны пчёл»



Вопросы

Ответы

1

Где живут пчёлы?


2

Чем пчёлы питаются?


3

Сколько у пчёл крыльев?


4

Есть ли у пчёл «папа»?


5

Как зовут человека, который занимается пчёлами?


6

Чем полезны пчёлы?


7

Чем полезен мёд?


8

Любите вы мёд?


9

Как пчёлы помогают людям лечиться?


10

Чтобы тебе хотелось знать о жизни пчёл?















39


  • Другое
Скачать материал
Автор Данелян Нина Тиграновна
Дата добавления 29.05.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 469
Номер материала MA-092610
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.