Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Информатика / Курсовая работа на тему "Создание поздравительных открыток средствами графического редактора GIMP2"

Курсовая работа на тему "Создание поздравительных открыток средствами графического редактора GIMP2"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Введение


GIMP – пакет для создания и редактирования растровых изображений (растровый графический редактор), разрабатываемый сообществом разработчиков по технологии разработки с открытым исходным кодом (Open Source) и распространяемый на условиях свободной лицензии GNU (GNUPublicLicense – GPL). GIMP прекрасно подходит для любительской и полупрофессиональной работы с изображениями – обработки фотографий, создания графических композиций и коллажей, создания элементов дизайна web-страниц. Возможности GIMP позволяют обойтись без дорогостоящих коммерческих пакетов растровой графики или их пиратских версий, что особенно актуально в связи с ужесточением защиты авторских прав в России.

GIMP — многоплатформенное программное обеспечение для редактирования изображений (GIMPGNU Image Manipulation Program).

Редактор GIMP пригоден для решения множества задач по изменению изображений, включая ретушь фотографий, объединение и создание изображений.

Программа GIMP многофункциональна. Ее можно использовать как простой графический редактор, как профессиональное приложение по ретуши фотографий, как сетевую систему пакетной обработки изображений, как программу для рендеринга (термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы) изображений, как преобразователь форматов изображения и т.д.

GIMP спроектирован расширяемым, т.е. при помощи дополнений он способен реализовывать любые возможные функции. Передовой интерфейс для разработки сценариев позволяет легко автоматизировать выполнение любых задач разного уровня сложности.

Будучи весьма мощным продуктом, GIMP способен стать незаменимым помощником в таких областях, как подготовка графики для Web-страниц и полиграфической продукции, оформление программ (рисование пиктограмм, заставок и т.п.), создание анимационных роликов, обработка кадров для видеофрагментов и построение текстур для трех-мерной анимации. Очень полезна функция создания и обработки анимационных роликов, позволяющая накладывать анимацию на объект как текстуру и выполнять определенные финишные операции после рендеринга.

Объект исследования: растровый графический редактор Gimp2.

Предмет исследования: создание поздравительных открыток средствами графического редактора Gimp2.

Цель: изучить функциональные возможности растрового графического редактора Gimp при создании открыток.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать специальную и научно-исследовательскую литературу по теме исследования.

  2. Дать теоретическое обоснование основ компьютерной графики.

  3. Рассмотреть теоретические аспекты работы с графическим редактором Gimp.

  4. Разработать поздравительные открытки средствами растрового графического редактора Gimp.

Методы исследования: изучение специальной литературы, анализ, синтез, обобщение, моделирование.

Практическая значимость: материалы курсовой работы можно использовать для организации внеурочной работы по информатике, а также при самостоятельном изучении процесса создания открыток средствами графического редактора Gimp.





Глава 1. Теоретические основы компьютерной графики



1.1. Понятие компьютерной графики


Понятие "компьютерная графика" очень часто трактуется по-разному. Из одних источников компьютерная графика - это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере [ 3].

Из других - компьютерная графика - это новая отрасль знаний, которая, с одной стороны, представляет комплекс аппаратных и программных средств, используемых для формирования, преобразования и выдачи информации в визуальной форме на средства отображения ЭВМ.

С другой стороны, под компьютерной графикой понимают совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление [ 5].

Вообще, в широком смысле слова, компьютерная графика - это все, для чего используется визуальная, образная среда отображения на мониторе. Если сузить понятие до практического использования, под компьютерной графикой будет пониматься процесс создания, обработки и вывода изображений разного рода с помощью компьютера.

Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета и, в первую очередь, благодаря службе World Wide Web, связавшей в единую "паутину" миллионы "домашних страниц". У страницы, оформленной без компьютерной графики мало шансов привлечь к себе массовое внимание.

Область применения компьютерной графики не ограничивается одними художественными эффектами. Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности используются построенные с помощью компьютера схемы, графики, диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации. Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия. Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им увидеть, как оно впишется в ландшафт.

Можно считать, что первые системы машинной графики (кодирования графических объектов) появились вместе с первыми цифровыми компьютерами. Формирование машинной графики как самостоятельного направления относится к началу 60-х годов. Были сформулированы принципы рисования отрезками, удаления невидимых линий, методы отображения сложных поверхностей, определены методы формирования теней, учета освещенности сюжета.

В середине 1960-х была разработана цифровая электронная чертежная машина (фирма Itek). В 1964 году General Motors представила свою DAC-1 - систему автоматизированного проектирования, разработанную совместно с IBM [16].

В 70-е годы значительное число теоретических и прикладных работ было направлено на развитие методов отображения пространственных форм и объектов. Это направление принято называть трехмерной машинной графикой. Математическое моделирование трехмерных сюжетов требует учета трехмерности пространства предметов, расположения в нем источников освещения и наблюдения, это определило необходимость разработки методов представления сложных поверхностей, генерирования текстур, рельефа, моделирования условий освещения. Методы трехмерной машинной графики позволяют визуализировать сложные функциональные зависимости, получать изображение проектируемых, еще не созданных объектов, оценить облик предмета из недоступной для наблюдения позиции и решить ряд подобных задач.

У первых поколений ЭВМ вообще не было дисплея. Вся информация загружалась в огромные ламповые монстры на бумажных носителях (перфолентах и перфокартах), результат также выдавался на бумагу. Однако рост мощности компьютеров и сложности расчетов привели к необходимости разработки более удобного способа общения с машиной. В результате было найдено решение - дисплей. Долгое время дисплеи были сугубо текстовыми - то есть ничего кроме цифр, а позднее букв, они выводить не могли. Но уже тогда было понятно, что для удобства работы необходима возможность вывода изображений на экран дисплея[1].

В 80-е годы появились персональные компьютеры, позволяющие выводить графические объекты на экраны мониторов, что позволило использовать машинную графику в качестве инструмента специалистам различных областей, не связанных с программированием. Увеличение памяти и скорости обработки информации в персональных ЭВМ, создание видеокомплексов с широким набором программ машинной графики, возможность управления ими в диалоговом режиме способствовали дальнейшему расширению применения машинной графики.

Важную, практически определяющую роль в этом процессе сыграл выпуск компанией Apple компьютеров Macintosh (1984г.). Они были для своего времени настоящей революцией. Во-первых, Macintosh серийно поставлялся с цветным монитором. Во-вторых, его операционная система обладала наглядным, визуальным интерфейсом (своего рода аналог более поздней ОС Windows). И в-третьих, их мощности было достаточно для обработки графических изображений. Именно поэтому Macintosh сразу заслужил внимание множества профессиональных художников и дизайнеров, которые поменяли карандаш и кисть на мышь и клавиатуру. Рынок не заставил себя долго ждать - появилось несколько очень впечатляющих для своего времени графических редакторов. Сегодня любой человек, работающий в сфере полиграфии и, тем более, веб-дизайна, просто не может не владеть основными графическими пакетами.

Компьютерная графика прочно вошла в нашу жизнь. Появляется все больше клипов, сделанных с помощью компьютерной графики. Нет спору, компьютерная графика расширяет выразительные возможности. При творческом ее использовании реклама приобретает удивительную силу воздействия на зрителя. С помощью одной только компьютерной графики очень трудно донести до зрителя рекламную идею. И если в клипе лишь компьютерная графика, лишь созданный ее средствами сюрреалистический мир, то зритель остается холодным, хотя увиденное и поражает воображение.

Компьютерная или машинная графика - это вполне самостоятельная область человеческой деятельности, со своими проблемами и спецификой. Компьютерная графика - это и новые эффективные технические средства для проектировщиков, конструкторов и исследователей, и программные системы и машинные языки, и новые научные, учебные дисциплины, родившиеся на базе синтеза таких наук как аналитическая, прикладная и начертательная геометрии, программирование для ПК, методы вычислительной математики и т.п[9]. Машина наглядно изображает такие сложные геометрические объекты, которые раньше математики даже не пытались изобразить.

Само понятие "компьютерная графика" уже достаточно известно - это создание рисунков и чертежей с помощью компьютера. А вот компьютерная анимация - это несколько более широкое явление, сочетающее компьютерный рисунок (или моделирование) с движением. Вообще же "анимацией" просвещенный мир называет тот вид искусства, который у нас в России зовется мультипликацией. "Animate" - по-английски и по- французски значит "оживлять", "воодушевлять". "Animation" - это оживление или воодушевление. Дело в том, что привычное слово "мультипликация" - от английского "multiplication" (умножение), совсем не отражает ни сущность, ни технологию мультфильмов. Итак, компьютерная анимация - это анимация, созданная при помощи компьютера.

Под графической информацией понимаются модели объектов и их изображения. Интерактивная компьютерная графика - это так же использование компьютеров для подготовки и воспроизведения изображений, но при этом пользователь имеет возможность оперативно вносить изменения в изображение непосредственно в процессе его воспроизведения, т.е. предполагается возможность работы с графикой в режиме диалога в реальном масштабе времени. Интерактивная графика представляет собой важный раздел компьютерной графики, когда пользователь имеет возможность динамически управлять содержимым изображения, его формой, размером и цветом на поверхности дисплея с помощью интерактивных устройств управления.

В компьютерной графике рассматриваются следующие задачи[9]:

    1. Представление изображения в компьютерной графике;

    2. Подготовка изображения к визуализации;

    3. Создание изображения;

    4. Осуществление действий с изображением.


1.2. Виды компьютерной графики


Несмотря на то, что для работы с компьютерной графикой существует множество классов программного обеспечения, различают четыре вида компьютерной графики. Это растровая графика, векторная графика, трёхмерная и фрактальная графика [11]. Они отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.

Растровая компьютерная графика.


hello_html_79e5960a.jpg

Рис. 1. Растровая графика

Растровую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий. Иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, редко создают вручную с помощью компьютерных программ. Чаще для этой цели используют сканированные иллюстрации, подготовленные художником на бумаге, или фотографии. В последнее время для ввода растровых изображений в компьютер нашли широкое применение цифровые фото- и видеокамеры. Соответственно, большинство графических растровых редакторов, предназначенных для работы с растровыми иллюстрациями, ориентированы не столько на создание изображений, сколько на их обработку. В Интернете пока применяются только растровые иллюстрации.

Основным (наименьшим) элементом растрового изображения является точка. Если изображение экранное, то эта точка называется пикселем[7]. Каждый пиксель растрового изображения имеет свойства: размещение и цвет. Чем больше количество пикселей и чем меньше их размеры, тем лучше выглядит изображение. Большие объемы данных - это основная проблема при использовании растровых изображений. Для активных работ с большеразмерными иллюстрациями типа журнальной полосы требуются компьютеры с исключительно большими размерами оперативной памяти (128 Мбайт и более). Разумеется, такие компьютеры должны иметь и высокопроизводительные процессоры. Второй недостаток растровых изображений связан с невозможностью их увеличения для рассмотрения деталей. Поскольку изображение состоит из точек, то увеличение изображения приводит только к тому, что эти точки становятся крупнее и напоминают мозаику. Никаких дополнительных деталей при увеличении растрового изображения рассмотреть не удается. Более того, увеличение точек растра визуально искажает иллюстрацию и делает её грубой. Этот эффект называется пикселизацией.

Векторная компьютерная графика.


hello_html_mf831ee1.pnghello_html_m4c65c55b.jpg

Рис.2.Векторная графика

Программные средства для работы с векторной графикой наоборот предназначены, в первую очередь, для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки. Такие средства широко используют в рекламных агентствах, дизайнерских бюро, редакциях и издательствах. Оформительские работы, основанные на применении шрифтов и простейших геометрических элементов, решаются средствами векторной графики намного проще. Существуют примеры высокохудожественных произведений, созданных средствами векторной графики, но они скорее исключение, чем правило, поскольку художественная подготовка иллюстраций средствами векторной графики чрезвычайно сложна.

Как в растровой графике основным элементом изображения является точка, так в векторной графике основным элементом изображения является линия (при этом не важно, прямая это линия или кривая)[12]. Разумеется, в растровой графике тоже существуют линии, но там они рассматриваются как комбинации точек. Для каждой точки линии в растровой графике отводится одна или несколько ячеек памяти (чем больше цветов могут иметь точки, тем больше ячеек им выделяется). Соответственно, чем длиннее растровая линия, тем больше памяти она занимает. В векторной графике объем памяти, занимаемый линией, не зависит от размеров линии, поскольку линия представляется в виде формулы, а точнее говоря, в виде нескольких параметров. Что бы мы ни делали с этой линией, меняются только ее параметры, хранящиеся в ячейках памяти. Количество же ячеек остается неизменным для любой линии.

Линия - это элементарный объект векторной графики. Все, что есть в векторной иллюстрации, состоит из линий. Простейшие объекты объединяются в более сложные, например объект четырехугольник можно рассматривать как четыре связанные линии, а объект куб еще более сложен: его можно рассматривать либо как двенадцать связанных линий, либо как шесть связанных четырехугольников. Из-за такого подхода векторную графику часто называют объектно-ориентированной графикой. Мы сказали, что объекты векторной графики хранятся в памяти в виде набора параметров, но не надо забывать и о том, что на экран все изображения все равно выводятся в виде точек (просто потому, что экран так устроен). Перед выводом на экран каждого объекта программа производит вычисления координат экранных точек в изображении объекта, поэтому векторную графику иногда называют вычисляемой графикой. Аналогичные вычисления производятся и при выводе объектов на принтер. Как и все объекты, линии имеют свойства. К этим свойствам относятся: форма линии, ее толщина, цвет, характер линии (сплошная, пунктирная и т.п.)[12]. Замкнутые линии имеют свойство заполнения. Внутренняя область замкнутого контура может быть заполнена цветом, текстурой, картой. Простейшая линия, если она не замкнута, имеет две вершины, которые называются узлами. Узлы тоже имеют свойства, от которых зависит, как выглядит вершина линии и как две линии сопрягаются между собой.

Трехмерная компьютерная графика.


hello_html_70d79678.jpghello_html_m63f12762.jpg

Рис.3.Трехмерная графика

Трёхмерная графика широко используется в инженерном программировании, компьютерном моделировании физических объектов и процессов, в мультипликации, кинемотографии и компьютерных играх[4].

Трёхмерная графика (3D-графика) изучает приёмы и методы создания объёмных моделей объектов, которые максимально соответствуют реальным. Такие объёмные изображения можно вращать и рассматривать со всех сторон. Для создания объёмных изображений используют разные графические фигуры и гладкие поверхности. При помощи их сначала создаётся каркас объекта, потом его поверхность покрывают материалами, визуально похожими на реальные. После этого делают осветление, гравитацию, свойства атмосферы и другие параметры пространства, в котором находиться объект. Для двигающихся объектом указывают траекторию движения, скорость.

Фрактальная компьютерная графика.

hello_html_m580724ec.jpg

Рис.4.Фрактальная графика

Программные средства для работы с фрактальной графикой предназначены для автоматической генерации изображений путем математических расчетов. Создание фрактальной художественной композиции состоит не в рисовании или оформлении, а в программировании. Фрактальную графику редко применяют для создания печатных или электронных документов, но ее часто используют в развлекательных программах.

Фрактал - это рисунок, который состоит из подобных между собой элементов[9]. Существует большое количество графических изображений, которые являются фракталами: треугольник Серпинского, снежинка Коха, "дракон" Хартера-Хейтуея, множество Мандельброта. Построение фрактального рисунка осуществляется по какому-то алгоритму или путём автоматической генерации изображений при помощи вычислений по конкретным формулам. Изменения значений в алгоритмах или коэффициентов в формулах приводит к модификации этих изображений. Главным преимуществом фрактальной графики есть то, что в файле фрактального изображения сохраняются только алгоритмы и формулы.



1.3. Цветовые модели


Цветовая модель - абстрактная модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из трёх или четырёх значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных (например, определение условий воспроизведения и/или просмотра — то есть задание способа реализации), множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство.

Цветовая модель RGB.

Аббревиатура RGB означает названия трех цветов, использующихся для вывода на экран цветного изображения: Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий).

Цвет на экране монитора формируется при объединении лучей трех основных цветов - красного, зеленого и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Отсутствие всех трех цветов дает черный цвет.

Таким образом, любой цвет, который мы видим на экране, можно описать тремя числами, обозначающими яркость красной, зеленой и синей цветовых составляющих в цифровом диапазоне от 0 до 255. Графические программы позволяют комбинировать требуемый RGB-цвет из 256 оттенков красного, 256 оттенков зеленого и 256 оттенков синего. Итого получается 256 х 256 х 256 = 16,7 миллионов цветов.

hello_html_61c3f48d.jpg

Рис.5.Цветовая модель CMYK

Система CMYK создана и используется для типографической печати. Аббревиатура CMYK означает названия основных красок, использующихся для четырехцветной печати: голубой (Сyan), пурпурный (Мagenta) и желтый (Yellow). Буквой К обозначают черную краску (BlacK), позволяющую добиться насыщенного черного цвета при печати. Используется последняя, а не первая буква слова, чтобы не путать Black и Blue.

Каждое из чисел, определяющее цвет в CMYK, представляет собой процент краски данного цвета, составляющей цветовую комбинацию. Например, для получения тёмно-оранжевого цвета следует смешать 30 % голубой краски, 45 % пурпурной краски, 80 % жёлтой краски и 5 % чёрной. Это можно обозначить следующим образом: (30/45/80/5).

hello_html_m15279fdc.jpg

Рис.6.Цветовая модель HSB

HSB - модель, которая в принципе является аналогом RGB, она основана на её цветах, но отличается системой координат.

Любой цвет в этой модели характеризуется тоном (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Brightness). Тон - это собственно цвет. Насыщенность - процент добавленной к цвету белой краски. Яркость - процент добавленной чёрной краски. Итак, HSB - трёхканальная цветовая модель. Любой цвет в HSB получается добавлением к основному спектру чёрной или белой, т.е. фактически серой краски. Модель HSB не является строгой математической моделью. Описание цветов в ней не соответствует цветам, воспринимаемых глазом. Дело в том, что глаз воспринимает цвета, как имеющие различную яркость. Например, спектральный зелёный имеет большую яркость, чем спектральный синий. В HSB все цвета основного спектра (канала тона) считаются обладающими 100%-й яркостью. На самом деле это не соответствует действительности.

Хотя модель HSB декларирована как аппаратно-независимая, на самом деле в её основе лежит RGB. В любом случае HSB конвертируется в RGB для отображения на мониторе и в CMYK для печати, а любая конвертация не обходится без потерь.


1.4. Форматы хранения графических файлов


Проблема сохранения изображений для последующей их обработки чрезвычайно важна. С ней сталкиваются пользователи любых графических систем. Изображение может быть обработано несколькими графическими программами прежде, чем примет свой окончательный вид. Например, исходная фотография сначала сканируется, затем улучшается её чёткость и производится коррекция цветов в программе Adobe PhotoShop . После этого изображение может быть экспортировано в программу рисования, такую как CorelDRAW или Adobe Illustrator, для добавления рисованных картинок. Если изображение создаётся для статьи в журнале или книги, то оно должно быть импортировано в издательскую систему QuarkXPress или Adobe PageMaker. Если же изображение должно появиться в мультимедиа-презентации, то оно, вероятнее всего, будет использовано в Microsoft PowerPoint, Macromedia Director или размещено на Web-странице.

Формат графического файла — способ представления и расположения графических данных на внешнем носителе [8].

В условиях отсутствия стандартов каждый разработчик изобретал новый формат для собственных приложений. Поэтому возникали большие проблемы обмена данными между различными программами (текстовыми процессорами, издательскими системами, пакетами иллюстративной графики, программами САПР и др.). Но с начала 80-х гг. официальные группы по стандартам начали создавать общие форматы для различных приложений. Единого формата, пригодного для всех приложений, нет и быть не может, но всё же некоторые форматы стали стандартными для целого ряда предметных областей.

Пользователю графической программы не требуется знать, как именно в том или ином формате хранится информация о графических данных. Однако умение разбираться в особенностях форматов имеет большое значение для эффективного хранения изображений и организации обмена данными между различными приложениями.

Знание форматов файлов – являются основой работы с цифровыми фотографиями т.к. они определяют способ хранения информации в файле гш(растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия)[6]. Сжатие применяется для растровых графических файлов, так как они имеют обычно достаточно большой объем. Сжатие графических файлов отличается от их архивации с помощью программ-архиваторов (гаг, zip, arj и пр.) тем, что алгоритм сжатия включается в формат графического файла.

Рассмотрим подробнее следующие основные форматы графических файлов:

  • RAW В переводе с английского — сырой.

Формат использующийся в процессе обработки фотографий, содержит необработанную информацию, поступающую напрямую с матрицы фотокамеры и не имеющий чёткой спецификации. Эти файлы не обрабатываются процессором камеры (в отличие от JPG) и содержат оригинальную информацию о съемке. RAW может быть сжат без потери качества.

В отличие от JPG, который был обработан в камере и уже сохранен с сжатием данных – RAW дает широчайшие возможности по обработке фотографии и сохраняет максимальное качество[13].

Другими словами, под форматом RAW понимаются данные, полученные напрямую с матрицы без обработки.

Разные производители фототехники используют разные алгоритмы для создания RAW в своих камерах. Каждый производитель придумывает собственное разрешение для своего RAW-файла – NEF, NRW – Nikon; CRW, CR2 – Canon.

  • JPEG (или JPG) Это самый распространенный формат графических файлов.

Свою популярность JPEG заслужил гибкой возможностью сжатия данных. При необходимости изображение можно сохранить с максимальным качеством. Либо сжать его до минимального размера файла для передачи по сети. При сохранении JPEG-файла можно указать степень качества, а значит и степень сжатия, которую обычно задают в некоторых условных единицах, например, от 1 до 100 или от 1 до 10. Большее число соответствует лучшему качеству, но при этом увеличивается размер файла. Обыкновенно, разница в качестве между 90 и 100 на глаз уже практически не воспринимается.

В JPEG применяется алгоритм сжатия с потерей качества. Явный минус такой системы – потеря качества изображения при каждом сохранении файла. С другой сжатие изображения в 10 раз упрощает передачу данных[3].

На практике, сохранение фотографии с минимальной степенью сжатия не дает видимого ухудшение качества изображения. Именно поэтому JPG – самый распространенный и популярный формат хранения графических файлов.

  • TIFF (Tagged Image File Format)

Формат TIFF — формат хранения растровых графических изображений. Изначально был разработан компанией Aldus в сотрудничестве с Microsoft для использования с PostScript. Он позволяет сохранять фотографии в различных цветовых пространствах (RBG, CMYK, YCbCr, CIE Lab и пр.) и с большой глубиной цвета (8, 16, 32 и 64 бит). TIFF используется при сканировании, отправке факсов, распознавании текста, в полиграфии, широко поддерживается графическими приложениями.

Имеется возможность сохранять изображение в файле формата TIFF со сжатием и без сжатия. Степени сжатия зависят от особенностей самого сохраняемого изображения, а также от используемого алгоритма.

В отличии от JPG, изображение в TIFF не будет терять в качестве после каждого сохранения файла[6]. Но, к сожалению, именно из-за этого TIFF файлы весят в разы больше JPG.

  • PSD (Photoshop Document)

Photoshop Document (PSD) — оригинальный растровый формат хранения графической информации, использующий сжатие без потерь, созданный специально для программы Adobe Photoshop и поддерживающий все его возможности. Он позволяет сохранять растровое изображение со многими слоями, любой глубиной цвета и в любом цветовом пространстве.

Чаще всего формат используется для сохранения промежуточных или итоговых результатов сложной обработки с возможностью изменения отдельных элементов.

Так же PSD поддерживает сжатие без потери качества. Но обилие информации, которое может содержать PSD файл, сильно увеличивает его вес[8].

  • BMP (Bit MaP image)

Bit MaP image (BMP) — универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows[6]. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.

Формат BMP один из первых графических форматов. Его распознает любая программа работающая с графикой.

BMP хранит данные с глубиной цвета в данном формате от 1 до 48 бит на пиксель, максимальные размеры изображения 65535×65535 пикселей.

На данный момент формат BMP практически не используеться ни в интернете (JPG весит в разы меньше), ни в полиграфии (TIFF справляеться с этой задачей лучше).

  • GIF (Graphics Interchange Format)

формат хранения растровых графических изображений. Формат GIF способен хранить сжатые данные без потери качества в формате до 256 цветов. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз.

Изображение в формате GIF хранится построчно, поддерживается только формат с индексированной палитрой цветов. Рекомендуется для хранения; изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с oгpaниченным количеством цветов (до 256).

Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете[9].

  • PNG (Portable network graphics)

Растровый формат хранения графической информации, использующий сжатие без потерь. PNG был создан как для улучшения, так и для замены формата GIF графическим форматом, не требующим лицензии для использования.

В отличии от GIF, у PNG есть поддержка альфа-канала и возможность хранить неограниченное количество цветов.

PNG сжимает данные без потерь, что делает его очень удобным для хранения промежуточных версий обработки изображений. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

  • JPEG 2000 (или jp2)

Графический формат, который вместо дискретного косинусного преобразования, характерного для JPEG, использует технологию вейвлет-преобразования, основывающуюся на представлении сигнала в виде суперпозиции некоторых базовых функций — волновых пакетов[6]. В результате такой компрессии изображение получается более гладким и чётким, а размер файла по сравнению с JPEG при одинаковом качестве уменьшается ещё на 30 %.

Говоря простым языком, при одинаковом качестве размер файла в формате JPEG 2000 на 30% меньше, чем JPG. При сильном сжатии JPEG 2000 не разбивает изображение на квадраты, характерные формату JPEG.

К сожалению, на данный момен этот формат мало распростанён и поддерживается только браузерами Safari и Mozilla/Firerox (через Quicktime).

  • WMF (Windows MetaFile)

Универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery.

  • CDR (CorelDRaw files)

Оригинальный формат векторных графических файлов, используемый в системе обработки векторной графики CorelDraw.

  • AI (AdobeIllustrator files)

Оригинальный формат векторных графических файлов, используемый в системе обработки векторной графики AdobeIllustrator.

  • EPS (Encapsulated PostScript)

Формат векторных графических файлов, поддерживается программами для различных операционных систем.

Важно различать растровые и векторные форматы.

Форматы файлов растровой графики.

Существует несколько десятков форматов файлов растровых изображений. У каждого из них есть свои позитивные качества, которые определяют целесообразность его использования при работе с теми или другими программами. Рассмотрим самые распространенные из них[5].

Достаточно распространенным является формат Bitmap (англ. Bit map image - битовая карта изображения). Файлы этого формата имеют расширение .BMP. Данный формат поддерживается практически всеми графическими редакторами растровой графики. Основным недостатком формата BMP является большой размер файлов из-за отсутствия их сжатия.

Для хранения многоцветных изображений используют формат JPEG (англ. Joint Photographic Expert Group - объединенная экспертная группа в отрасли фотографии), файлы которого имеют расширение .JPG или .JPEG. Позволяет сжать изображение с большим коэффициентом (до 500 раз) за счет необратимой потери части данных, что значительно ухудшает качества изображения. Чем меньше цветов имеет изображение, тем хуже эффект от использования формата JPEG, но для цветных фотографии на экране это малозаметно.

Формат GIF (англ. Graphics Interchange Format - графический формат для обмена) самый уплотнённый из графических форматов, что не имеет потери данных и позволяет уменьшить размер файла в несколько раз. Файлы этого формата имеют расширение .GIF. В этом формате сохраняются и передаются малоцветные изображения (до 256 оттенков), например, рисованные иллюстрации. У формата GIF есть интересные особенности, которые позволяют сохранить такие эффекты, как прозрачность фона и анимацию изображения. GIF-формат также позволяет записывать изображение "через строку", благодаря чему, имея только часть файла, можно увидеть изображение полностью, но с меньшей разрешающей способностью.

Графический формат PNG (англ. Portable Network Graphic - мобильная сетевая графика) - формат графических файлов, аналогичный формату GIF, но который поддерживает намного больше цветов.

Для документов, которые передаются по сети Интернет, очень важным есть незначительный размер файлов, поскольку от него зависит скорость доступа к информации. Поэтому при подготовке Web-страниц используют типы графических форматов, которые имеют высокий коэффициент сжатия данных: .JPEG, .GIF, .PNG.

Особенно высокие требования к качествам изображений предъявляются в полиграфии. В этой отрасли применяется специальный формат TIFF (англ. Tagged Image File Format - теговый (с пометками) формат файлов изображений). Файлы этого формата имеют расширение .TIF или .TIFF. Они обеспечивают сжатие с достаточным коэффициентом и возможность хранить в файле дополнительные данные, которые на рисунке расположены во вспомогательных слоях и содержат аннотации и примечания к рисунку.

Формат PSD (англ. PhotoShop Document).Файлы этого формата имеют расширение .PSD. Это формат программы Photoshop, который позволяет записывать растровое изображение со многими слоями, дополнительными цветовыми каналами, масками, т.е. этот формат может сохранить всё, что создал пользователь видимое на мониторе.

Форматы файлов векторной графики.

Форматов файлов векторной графики существует намного меньше[10]. Приведем примеры самых распространенных из них.

WMF (англ. Windows MetaFile - метафайл Windows) - универсальный формат для Windows-дополнений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery. Основные недостатки - искажение цвета, невозможность сохранения ряда дополнительных параметров объектов.

CGM (англ. Computer Graphic Metafile - метафайл компьютерной графики) - широко использует стандартный формат векторных графических данных в сети Internet.

CDR (англ. CorelDRaw files - файлы CorelDRaw) - формат, который используется в векторном графическом редакторе Corel Draw.

AI - формат, который поддерживается векторным редактором Adobe Illustrator.

Таким образом, компьютерная графика прочно вошла в нашу жизнь. Появляется все больше фотографий и клипов, сделанных с помощью компьютерной графики. Нет спору, компьютерная графика расширяет выразительные возможности.

Компьютерная графика — область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности. В зависимости от способа формирования изображений, компьютерную графику принято делить на:

- растровую;

- векторную;

- фрактальную.

Отдельным предметом считается трехмерная графика, изучающая приемы и методы построения объемных моделей объектов в виртуальном пространстве. Форматы изображений, в зависимости от вида кодируемой графики, можно разделить на:

- форматы, хранящие изображение в растровом виде (PSD, GIF, JPG, TIFF, BMP, PCX)

- форматы векторной графики (WMF),

- форматы, совмещающие оба основных вида графики (растровую и векторную) (CDR, AI, XAR, EPS).


Выводы по первой главе.


Компьютерная графика в настоящее время сформировалась как наука об аппаратном и программном обеспечении для разнообразных изображений от простых чертежей до реалистичных образов естественных объектов. Компьютерная графика используется почти во всех научных и инженерных дисциплинах для наглядности и восприятия, передачи информации. Применяется в медицине, рекламном бизнесе, индустрии развлечений и т. д. Конечным продуктом компьютерной графики является изображение. Это изображение может использоваться в различных сферах, например, оно может быть техническим чертежом, иллюстрацией с изображением детали в руководстве по эксплуатации, простой диаграммой, архитектурным видом предполагаемой конструкции или проектным заданием, рекламной иллюстрацией или кадром из мультфильма.





















Глава 2. Теоретические аспекты работы с графическим редактором Gimp





    1. Интерфейс графического редактора Gimp



GIMP (GNU Image Manipulation Program) - многофункциональный редактор изображений, который поможет в решении множества задач, включая объединение и создание изображений, логотипов, масштабирование и кадрирование фотографий, раскраска, комбинирование изображений с использованием слоев, ретуширование и преобразование изображений в различные форматы, пакетная обработка и т.д.

Функции GIMP расширяются при помощи дополнений, а передовой интерфейс для программирования позволяет легко автоматизировать выполнение любых задач. GIMP является одним из первых приложений подобного класса, которое распространяется с открытым исходным кодом.

Возможности:
• Полный набор инструментов, включая кисти, карандаш, распылитель, штамп и т.д.
• Разумное использование памяти, при котором размер изображения ограничен только свободным местом на жёстком диске.
• Субпиксельная дискретизация для всех инструментов рисования, дающая высококачественное сглаживание.
• Полная поддержка альфа-канала для работы с прозрачностью.
• Слои и каналы.
• Поддержка PostScript.
• Автоматизация на Python.
• Процедурная база данных для вызова внутренних функций GIMP из внешних приложений, таких как «Script-Fu».
• Продвинутые возможности по созданию сценариев.
• Многократные отмена и повтор действий, ограниченные лишь свободным пространством на жёстком диске.
• Инструменты преобразования, включая вращение, масштабирование, искривление и отражение.
• Поддерживаемые форматы файлов включают GIF, JPEG, PNG, XPM, TIFF, TGA, MPEG, PS, PDF, PCX, BMP и многие другие.
• Инструменты выделения, включая прямоугольное, эллиптическое и свободное выделение, «волшебную палочку», кривые Безье и «умное» выделение.
• Дополнения, позволяющие легко добавлять поддержку новых форматов и фильтров.

Набор инструментов цветокоррекции:
• кривые;
• уровни;
• микшер каналов;
• постеризация;
• тон-насыщенность;
• баланс цветов;
• яркость-контраст;
• обесцвечивание;
• гамма-коррекция;
• управление цветом.

При помощи фильтров, инструментов можно:
• выравнивать заваленный горизонт;
• убирать искажения, вносимые оптикой;
• корректировать перспективу;
• выполнять клонирование объектов с учётом перспективы;
• кадрировать фотографии;
• удалять дефекты вроде пыли на матрице (штамп, лечебная кисть);
• имитировать использование различных цветофильтров;
• «вытаскивать» потерянную детализацию в тенях;
• многое другое.

Рисование:
• несколько рисующих инструментов.
• свободно масштабируемые кисти.
• поддержка графических планшетов.

После загрузки программы и открытия одного или более изображений, расположения окон по поверхности экрана монитора интерфейс GIMP представляет примерно следующий вид (Рис. 7). Интерфейс программы включает в себя следующие элементы:

hello_html_5c339749.png

Рис. 7. Интерфейс приложения GIMP 2.8.18

Инструментальная панель (Toolbox) —содержит рабочие инструменты. Это окно открыто всегда по умолчанию. Расположено всегда слева, на нем имеется надпись Панель инструментов;

Панель параметров (ToolOptions) — расположено под панелью с рабочими инструментами.

Для каждого инструмента предлагаются собственные параметры;

Панель Слои, Каналы, Пути, Отменить | Кисти, Текстуры, Градиенты (Layers, Channels, Patch, UndoHistory| Brushes, Patterns, Gradient) —все 7 панелей по умолчанию находятся в одном окне. В версии Portable каждая панель находится в отдельном окне, что может быть не очень удобно, так как такие отдельные окна требуют больше площади. Это окно по умолчанию находится в правой части рабочего окна. Большинство панелей по умолчанию закрыто. Открыть список панелей можно следующим образом: на левой и правой панелях имеется кнопка Настроить эту вкладку. После нажатия на нее открывается меню с командами: установите указатель мыши на команду Добавить вкладку и можно посмотреть список всех панелей программы. К сожалению, в отличие от других программ открытые панели никак в этом списке не помечены, поэтому приходится предварительно анализировать, открыта панель или нет;

Окно изображения — располагается в средней части рабочего окна. Одновременно можно открывать неограниченное число изображений. Каждое изображение располагается в отдельном окне;

Дополнительные панели — открываются по требованию. Все эти панели открываются в отдельных окнах и являются плавающими. Обычно располагаются так, чтобы они не мешали работе с изображением.

В главном меню (рис.8) расположены раскрывающиеся пункты меню.

Рhello_html_mf31040c.png
ис. 8. Главное меню

Всего пунктов меню одиннадцать:

  • Файл — стандартные манипуляции с файлами, такие как: создать, открыть, сохранить, экспортировать и пр. Отмечу, что пункт «сохранить» работает лишь с форматом XCF (родное расширение GIMP). Для сохранения в других форматах нужно использовать пункт «экспортировать».

  • Правка — основные манипуляции с буфером обмена (копирование, вставка), параметры программы, настройка устройств ввода.

  • Выделение — все манипуляции, связанные с выделением.

  • Вид — параметры отображения и работы интерфейса.

  • Изображение — настройка параметров холста и изображения.

  • Слой — основные манипуляции со слоями.

  • Цвет — инструменты цветокоррекции.

  • Инструменты — все инструменты рисования и редактирования.

  • Фильтры — различные фильтры для изображения, такие как: размывание, шум, имитация и пр.

  • Окна — основные настройки интерфейса. Здесь собраны все диалоговые окна (вкладки).

  • Сhello_html_m805315c.png
    правка — описание программы и её инструментов. Руководство пользователя.

Холст (рис. 9).

Рис. 9. Холст

Холст — это рабочая область, в которой производятся все манипуляции с изображением. Для изменения масштаба жмем на клавиатуре Num+ или Num-, или вращаем колесо мыши с зажатым Ctrl. Чтобы передвинуть изображение необходимо зажать среднюю кнопку мыши.
Слева и вверху холста расположены линейки. Если потянуть за край линейки, то появится направляющая. Направляющие помогают в случаях, когда необходима точность, например при расположении нескольких объектов в ряд. Чтобы убрать направляющую, нужно просто перетащить её на линейку. А если необходимо убрать все направляющие, то поможет команда — «изображение>направляющие>удалить направляющие».
Вся информация и некоторые подсказки отображаются внизу экрана под холстом.



    1. Панель инструментов



Пhello_html_m22ca99ce.pngанель инструментов по умолчанию находится слева. Здесь собраны все инструменты рисования. Под инструментами диалог выбора цвета переднего плана и фона. При нажатии на цвет открывается спектр со множеством параметров.












Рис. 10. Панель инструментов

Рассмотрим более подробно описание каждого инструмента.

Прямоугольное выделение (рис. 11): выделение прямоугольной области. Данное выделение позволяет растушевать края, закруглить углы при выделении, затемнить выделение. Также данный инструмент имеет несколько режимов: заменить текущее выделение, добавить в текущее выделение, вычесть из текущего выделения, создать выделение из пересечения с текущем.

Рhello_html_4a9d46fc.png
shape_0ис. 11. Инструмент «Прямоугольное выделение»

Эhello_html_4a9d46fc.png
shape_0ллиптическое выделение
(рис.12.): выделение эллиптической формы. Инструмент аналогичен Прямоугольному выделению.

Рис. 12. Инструмент «Эллиптическое выделение»



Сhello_html_4a9d46fc.png
shape_0вободное выделение
(рис. 13): выделение областей произвольными линиями или отрезками. При выделении можно растушивать края.

Рис. 13. Инструмент «Свободное выделение»

Вhello_html_4a9d46fc.png
shape_0ыделение смежных областей
(рис.14): выделение соседних областей области по схожести цвета.

Рис.14. Инструмент «Выделение смежных областей»

Инструмент предоставляет следующие функции: сглаживание, растушевать края, выделять прозрачные области. Установка порога предполагает до какой степени будет происходить выделение. Также данный инструмент имеет несколько режимов: заменить текущее выделение, добавить в текущее выделение, вычесть из текущего выделения, создать выделение из пересечения с текущем.

Вhello_html_4a9d46fc.pngыделение по цвету (рис.15): выделение областей с заливкой схожего цвета. Инструмент аналогичен Выделению смежных областей.





shape_0








Рис. 15. Инструмент «Выделение по цвету»

Уhello_html_4a9d46fc.png
shape_0мные ножницы
(рис.16): выделение фигур при помощи распознования цветов.

Рис. 16. Инструмент «Умные ножницы»

Данное выделение позволяет растушевать края, сглаживание, интерактивные границы. Также данный инструмент имеет несколько режимов: заменить текущее выделение, добавить в текущее выделение, вычесть из текущего выделения, создать выделение из пересечения с текущем.

Вshape_0ыделение переднего плана (рис.17): выделение области, содержащейся на переднем плане. Режимы: заменить текущее выделение, добавить в текущее выделение, вычесть из текущего выделения, создать выделение из пересечения с текущем.

Рhello_html_4a9d46fc.png
ис. 17. Инструмент «Выделение переднего плана»

Кshape_0онтуры (рис.18): создание и правка контуров. Осуществляется настройка действий над контурами.

Рhello_html_4a9d46fc.png
ис. 18. Инструмент «Контуры»

Пипетка (рис.19): получение цвета от изображения. Осуществляется настройка действий инструмента.

Рhello_html_4a9d46fc.png
shape_0ис. 19. Инструмент «Пипетка»

Лупа(рис. 20): изменение масштаба изображения. Позволяет увеличивать и уменьшать масштаб изображения.

hello_html_4a9d46fc.png



shape_0









Рис. 20. Инструмент «Лупа»

Измеритель (рис. 21): измерение расстояний и углов.













hello_html_4a9d46fc.png

shape_0







Рис. 21. Инструмент «Измеритель»

Перемещение (рис.22): перемещение слоев, контуров и прочих объктов.

hello_html_4a9d46fc.png



shape_0










Рис. 22. Инструмент «Перемещение»

Выравнивание (рис. 23): выравнивание или расстановка слоев и прочих объектов.












hello_html_4a9d46fc.png


shape_0






Рис. 23. Инструмент «Выравнивание»

Кадрирование (рис. 24): удаление областей с края изображения или слоя.

hello_html_4a9d46fc.png



shape_0











Рис. 24. Инструмент «Кадрирование»

Вращение (рис.25): поворот слоев, выделений или контуров. Настройка преобразования (изображения, контура или выделения), интерполяции и обрезки.









Рhello_html_4a9d46fc.png
shape_0ис. 25. Инструмент «Вращение»

Мhello_html_4a9d46fc.png
shape_0асштаб
(рис. 26): масштабирование слоев, выделенных слоев или контуров.

Рис. 26. Инструмент «Маштаб»

Искривление (рис.27): искривление слоев, выделений или контуров.













Рhello_html_4a9d46fc.png
shape_0ис. 27. Инструмент «Искривление»

Пhello_html_4a9d46fc.png
shape_0ерспектива
(рис.28): изменение перспективы слоев, выделений или контуров.

Рис. 28. Инструмент «Перспектива»

Зеркало (рис.29): горизонтальное или вертикальное отражение слоя, выделения или контура.



hello_html_4a9d46fc.png
shape_0

Рис. 29. Инструмент «Зеркало»

Тhello_html_4a9d46fc.png
shape_0рансформация по рамке (рис.30)
этот инструмент производит трансформацию области находящейся внутри рамки.

Рис. 30. Инструмент «Трансформация по рамке»











Тshape_0екст (рис.31): создание и редактирование текстовых слоев.

Рhello_html_4a9d46fc.png
ис. 31. Инструмент «Текст»

Пshape_0лоская заливка (рис. 32): заливка цветом или текстурой.

Рhello_html_4a9d46fc.png
ис. 32. Инструмент «Плоская заливка»

Градиент (рис. 33): заливка цветным градиентом.













Рhello_html_4a9d46fc.png
shape_0ис. 33. Инструмент «Градиент»

Карандаш (рис.34): рисование резкими штрихами.

hello_html_4a9d46fc.png





shape_0








Рис. 34. Инструмент «Карандаш»

Кисть (рис. 35): рисование плавных штрихов кистью.













hello_html_4a9d46fc.png



shape_0







Рис. 35. Инструмент «Кисть»

Ластик (рис. 36): стирание кистью до фона или прозрачности.

hello_html_4a9d46fc.png





shape_0










Рис.36. Инструмент «Ластик»

Аэрограф (рис. 37): рисование кистью с переменным давлением.













hello_html_4a9d46fc.png





shape_0






Рис. 37. Инструмент «Аэрограф»

Перо (рис.38): каллиграфическое рисование.

hello_html_4a9d46fc.png







shape_0






Рис. 38. Инструмент «Перо»

Штамп (рис. 39): выборочное копирование изображения или текстуры.













hello_html_4a9d46fc.png






shape_0





Рис. 39. Инструмент «Штамп»

Лечебная кисть (рис. 40): излечение дефектов в изображении.

hello_html_4a9d46fc.png







shape_0






Рис. 40. Инструмент «Лечебная кисть»

Штамп по перспективе (рис. 41): применение инструмента Штамп с учетом перспективы изображения.












hello_html_4a9d46fc.png





shape_0





Рис. 41. Инструмент «Штамп по перспективе»

Резкость или размывание (рис. 42): выборочное размывание или увеличение резкости кистью.

hello_html_4a9d46fc.png







shape_0






Рис. 42. Инструмент «Резкость или размывание»

Палец (рис. 43): выборочное размазывания кистью.













hello_html_4a9d46fc.png





shape_0





Рис. 43. Инструмент «Палец»

Осветление/Затемнение (рис. 44): выборочное осветление или затемнение кистью.

hello_html_4a9d46fc.png





shape_0









Рис. 44. Инструмент «Осветвление/Затемнение»

В панели инструментов, как и в большинстве элементов интерфейса GIMP, помещение курсора мыши поверх какого-либо элемента с задержкой на мгновенье обычно вызывает «подсказку», которая может помочь понять действие или назначение этого элемента. Также в большинстве случаев для получения помощи по данному элементу можно нажать клавишу F1.


    1. Возможности графического редактора


В GIMP последних версий включены следующие особенности:

GIMP поддерживает графическими планшетами и другими устройствами ввода.

Динамика кистей. Любой кисти можно задать степень дрожания, кисти могут реагировать на степень надавливания, скорость движения и изменять свой цвет, размер, жесткость и непрозрачность в произвольном порядке.

Собственный формат файлов XCF хранит совершенно всю информацию о файле. Включая историю отмен. В любой момент можно начать редактировать файл и отменить любые предыдущие действия.

Удобная работа с буфером обмена. Содержимое буфера обмена сразу можно превратить либо в новое изображение, либо можно использовать как кисть или текстуру для заливки.

GIMP может перетаскивать практически все, что видите на экране. Можено даже перетащить цвет с панели инструментов на изображение и в результате все изображение или выделенная его часть будут заполнены выбранным цветом.

GIMP умеет архивировать изображения "на лету". Нужно только добавить к имени файла gz или bz2, и изображение будет сжато. В дальнейшем, GIMP сможет открыть такое изображение как обычное.

Интуитивный инструмент свободного выделения. Одним инструментом можно создавать как многоугольное выделение, так и выделение "от руки". Все точки соединения выделения можно редактировать перед применением выделения.[11]

Поддержка кистей в формате Фотошопа дает огромные возможности рисования дизайнерам и художникам.

Поддержка формата файлов PSD обеспечивает хорошую интеграцию с программами, которые не поддерживают формат файлов GIMP.

При кадрировании изображения сразу можно выбрать правила, которые помогут хорошо кадрировать изображение. Например, "Правило третьей", "Золоте сечение", "Линии по центру".

Редактирование выделения. После создания прямоугольного или эллиптического выделения его размеры и параметры можно отредактировать. Можно изменить размеры выделенной области или, например, закруглить края выделения.

Инструмент выравнивания. Слои можно выровнять по определенным параметрам, которые нужны именно вам. Правилом выравнивания может быть направляющая, активный слой или контур выделения.

Локализация. GIMP переведен на множество языков. Он самостоятельно определит язык операционной системы при установке, и сразу же начнет общаться с вами на вашем родном языке.[2]

Изменяемые комбинации клавиш. В GIMP можно переназначить большинство горячих клавиш. При включенной функции динамического изменения, горячие клавиши можно поменять просто наведя курсор на пункт меню и нажав нужное сочетание клавиш.

Простое создание собственных плагинов. Любой программист может создать расширение на одном из трех распространенных языков программирования, который сможет расширить возможности редактора. Поэтому таких плагинов создано большое количество.

Карта изображения. В GIMP стандартной сборки добавлен плагин, который может создавать HTM-разметку и саму карту изображения (image map).

Интеллектуальное обесцвечивание. При обесцвечивании изображения можно выбрать один из предложенных вариантов обесцвечивания.

Параметр "Ослабить". Возможно не полная отмена предыдущего действия, а его частичное ослабление за счет изменения режима смешивания и непрозрачности.

Инструмент "Контуры". Инструмент служит для создания псевдовекторных кривых. Реализован, пожалуй, гораздо удобней чем в большинстве платных векторных редакторов.

Передвижение холста. В холсте изображение можно передвигать за пределы окна, что помогает рисованию по краям изображений. Изображение можно передвигать, пока в каком-либо углу холста не окажется центра изображения. Это очень помогает при рисовании по краям рисунка.[6]

Реальный размер слоя. При активации одного из слоев, можно увидеть его края, если он даже находится за пределами рабочего холста. Опционально эту функцию можно отключить.

Выделение переднего плана. Очень быстрый и удобный инструмент, который сопоставляет цвета, которые есть на переднем плане, а потом создает выделение только переднего плана. В любой момент границы переднего плана можно переопределить кистью.

Возможность работать со слоями и масками

Таким образом, по функционалу Gimp сравним с Photoshop. Как и Photoshop, он обладает практически всеми функциями, необходимыми современному графическому редактору. Редактор поддерживает растровую графику и частично векторную. GIMP являет из себя в целом интересный графический редактор, имеющий вольную лицензию на распространение и отлично предоставляющий пользователю великолепные функции в сфере графики и редактирования изображений.



    1. Создание открытки средствами графического редактора Gimp


Процесс создания открытки средствами программы Gimp2 рассмотрим на примере создания открытки к 9 мая.

Первое что необходимо сделать это открыть программу Gimp2 далее в горизонтальном меню открываем вкладку Файл, пункт Открыть. Выбираем изображение, которое послужит основой открытки.

Рhello_html_m1064c1bd.png
ис. 45. Открытие изображения в
Gimp2

Далее выбираем инструмент Текст и добавляем поздравительную надпись.

Рhello_html_3be8a4bf.png
ис. 46. Работа с инструментом Текст



Далее добавляем украшение в виде георгиевской ленты. Для этого необходимо выполнить команды ПКМ – Файл – Открыть как слои - Выбрать скачанное изображение георгиевской ленты.

Рhello_html_2b3093f1.png
ис. 47. Добавление украшения на открытку

Тhello_html_67844bee.pngак как изображение маленькое необходимо увеличит размер слоя. Для этого используется инструмент Масштаб, с его помощью изменяем масштаб.











Рис. 48. Использование инструментов Масштаб и Перемещение

С помощью инструмента Перемещение выбираем положение для георгиевской ленты.

Далее необходимо удалить белый фон Георгиевской ленты. Для этого переходим к слою, на котором изображена Георгиевская лента. В панели инструментов выбираем инструмент Выделение смежных областей и с его помощью выделяем белый фон. В выделенном секторе нажимаем ПКМ –

Цhello_html_m5b55c082.png
вет – Цвет в альфа канал, в появившемся окне нажимаем кнопку ОК. После этого выделенный сектор станет прозрачным, повторяем операцию с остальными секторами фона.

Рис. 49. Использование инструмента Выделение смежных областей

Край Георгиевской ленты получился не ровным, поэтому с помощью инструмента Размазывание сглаживаем край. После выполнения данных операций получаем готовую лицевую сторону открытки.

hello_html_4313862b.png













Рис. 50. Использование инструмента Размазывание

Для создания тыльной стороны открытки в горизонтальном меню открываем вкладку Создать, в появившемся окне нажимаем кнопку ОК. После проделанных операций будет добавлено новое рабочее поле. Далее в панели инструментов выбираем Градиентная заливка, определяем основной цвет серый, а цвет фона светло серый. В параметрах инструментов выбираем форму заливки – Квадратная ставим курсор мыши в центр рабочего поля и зажав ЛКМ ведем к одному из углов. После проделанных операций получаем следующее.

Рhello_html_6ca54fa9.pngис. 51. Основа для тыльной стороны открытки

Далее добавляем новый слой с изображением Георгиевской ленты и

оhello_html_m5c006e73.pngрдена Отечественной войны.













Рис. 52. Добавление слоя с изображением

Далее с помощью уже знакомых инструментов Масштаб и Перемещение изменяем размер и выбираем положение для украшения.

Рhello_html_m514392ea.pngис. 53. Изменение размера и положения украшения

Затем по уже описанной технологии убираем белый фон.

hello_html_m70fd2b4a.png











Рис. 54. Удаление белого фона

hello_html_m4779f4ad.png














Рис. 55. Добавление текста на открытку

Осталось добавить стихотворение. Для этого воспользуемся инструментом Текст и применим форматирование.

После выполнения всех этих действий задняя часть открытки готова.

Теперь необходимо экспортировать изображение из программы Gimp2 для этого в горизонтальном меню выбираем вкладку Файл – Экспортировать, далее пишем название для изображения и жмем на кнопку Экспорт.

Рhello_html_m9bc9ff6.pngис. 56. Экспортирование изображения из программы

Ту же операцию повторяем и с первым изображением на этом создание открытки завершено.

Таким образом, графический редактор Gimp создавался как аналог Photoshop, но является бесплатным продуктом. В данном редакторе можно создавать различные полиграфические продукты, в частности открытки. Создание открытки состоит следующих основных этапов: создание основы открытки, размещение текста, добавление различных украшений и экспортирования изображения из программы.


Выводы по второй главе.


GNU Image Manipulation Program (сокращённо GIMP) — мощный и многоцелевой графический редактор. Благодаря широкому набору функций можно:

  • делать свои фотографии более сочными, точнее передающими настроение;

  • убирать с фотоснимков лишние элементы;

  • создавать коллажи и плакаты;

  • готовить дизайн веб-сайтов и резать готовые макеты;

  • рисовать картины с помощью графических планшетов (Wacom, Genius и т.д.)

  • обрабатывать различные научные данные (FITS, DICOM).

GIMP работает в самых популярных операционных системах: Windows, Mac, Linux.


























Заключение


Современные технологии позволяют работать с различными форматами компьютерной графики и применять их практически во всех сферах деятельности человека.

Компьютерная графика – это сложное понятие, вобравшее в себя множество родственных понятий на протяжении долгого развития вычислительной техники и её графических возможностей, начавшееся в 1960-е года и активно продолжающееся в наше время.

Обобщённо компьютерная графика – это область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания и редактирования изображений, созданных с помощью программных средств или полученных из внешнего мира (с фотоаппаратов, сканеров, видеокамер, различных систем анализа, телескопов и других сложных оптико-вычислительных систем).

В ходе выполнения курсовой работы были решены поставленные задачи.

1. В ходе подготовки и выполнения курсовой работы была изучена и проанализирована литература специального и научно-исследовательского содержания. Наиболее полно формы компьютерной графики раскрыты в пособиях Хахаева И.[13], Мухаровского В.И. [7]. Описание графического редактора Gimp2 подробно даётся на сайтах gimp.org [14], progimp.ru [18].

2. Современные технологии предоставляют огромные возможности для обработки как растровой графики, так и векторной, позволяют использовать различные цветовые схемы и осуществлять работу с множеством форматов графических файлов. Основная отличительная особенность обработки различных видов графики состоит в том, что при обработки растровых изображений имеется экранный растр точек изображения, а при редактировании векторных изображений имеются параметры графических примитивов. Для работы с изображениями существует различное множество форматов графических файлов.

3. Были рассмотрены основные аспекты работы с растровым графическим редактором Gimp, проанализирован набор инструментов. Программа Gimp отличается удобным русифицированным интерфейсом, проста в освоении и поставляется с неплохой справочной системой, включающей разнообразные примеры использования, что в соответствии с бесплатностью делает данное приложение привлекательным для широкого круга пользователей. Единственный недостаток Gimp - это его медлительность и повышенные требования к системным ресурсам. Программа обладает множеством инструментов для работы с растровой графикой, поддерживает импорт и экспорт большого количества форматов документов.

4. Разработаны поздравительные открытки «С Новым годом», «9 Мая», «С 8 Марта» средствами растрового графического редактора Gimp.

Таким образом, GIMP представляет из себя интересный графический редактор, имеющий вольную лицензию на распространение и предоставляющий пользователю великолепные функции в сфере графики и редактирования изображений.













Список использованных источников


  1. Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика: Учебное пособие / В.П. Большаков, В.Т. Тозик, А.В. Чагина. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013. - 288 c.

  2. Девицкий П. Gimр для фотографа. Эффективные методы обработки. – Интернет издание, 2012. – 92 с.: ил.

  3. Дёмин А.Ю. Практикум по компьютерной графике: учебное пособие/ А. Ю.Демин; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-воТомского политехнического университета, 2014. – 120 с.

  4. Емельянов С.Г. Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика в задачах и примерах: Учебное пособие / П.Н. Учаев, С.Г. Емельянов, К.П. Учаева; Под общ. ред. проф. П.Н. Учаева. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 288 c.

  5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Практикум.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

  6. Колисниченко Д. GIMP 2. Бесплатный аналог Photoshop для Windows/Linux/Mac OS (+ DVD-ROM): Денис Колисниченко - Санкт-Петербург, БХВ-Петербург. - 2010. - 368 с.

  7. Мухаровский В.И. Компьютерная графика /Под ред. С.В. Симоновича.-М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2009.

  8. Немцова Т.И. Практикум по информатике. Компьютерная графика и Web-дизайн. Практикум: Учебное пособие / Т.И. Немцова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.

  9. Пантюхин П.Я. Компьютерная графика. В 2-х т.Т. 1. Компьютерная графика: Учебное пособие / П.Я. Пантюхин. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 88 c.

  10. Петерсон. Б. Н. Как фотографировать людей. За рамками портрета: практическое пособие/ Б.Н. Петерсон. – СПб.: Питер, 2013. – 502 с.

  11. Прокудин А. Руководство пользователя GIMP. [Электронный ресурс] / Прокудин А. - Электрон. текстовые данные - М., 2010.

  12. Тозик В.Т. Компьютерная графика и дизайн: Учебник для нач. проф. образования / В.Т. Тозик, Л.М. Корпан. - М.: ИЦ Академия, 2013. –

208 с.

  1. Хахаев И. Графический редактор Gimp. Первые шаги. ДМК-пресс, 2009. – 220с.

  2. http://docs.gimp.org/2.6/ru/

  3. http://gimpforyou.livejournal.com/655.html

  4. http://www.gimpforyou.org/individaul.php

  5. http://www.ixbt.com/soft/gimp.shtml

  6. http://www.progimp.ru/gimp/photoshop_vs_gimp/
























Приложение




Комплект поздравительных открыток, выполненный средствами растрового графического редактора Gimp.










67


  • Информатика
Описание:

Введение

GIMP – пакет для создания и редактирования растровых изображений (растровый графический редактор), разрабатываемый сообществом разработчиков по технологии разработки с открытым исходным кодом (Open Source) и распространяемый на условиях свободной лицензии GNU (GNUPublicLicense – GPL). GIMP прекрасно подходит для любительской и полупрофессиональной работы с изображениями – обработки фотографий, создания графических композиций и коллажей, создания элементов дизайна web-страниц. Возможности GIMP позволяют обойтись без дорогостоящих коммерческих пакетов растровой графики или их пиратских версий, что особенно актуально в связи с ужесточением защиты авторских прав в России.

GIMP — многоплатформенное программное обеспечение для редактирования изображений (GIMP — GNU Image Manipulation Program).

Редактор GIMP пригоден для решения множества задач по изменению изображений, включая ретушь фотографий, объединение и создание изображений.

Программа GIMP многофункциональна. Ее можно использовать как простой графический редактор, как профессиональное приложение по ретуши фотографий, как сетевую систему пакетной обработки изображений, как программу для рендеринга (термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы) изображений, как преобразователь форматов изображения и т.д.

GIMP спроектирован расширяемым, т.е. при помощи дополнений он способен реализовывать любые возможные функции. Передовой интерфейс для разработки сценариев позволяет легко автоматизировать выполнение любых задач разного уровня сложности.
Автор Давидов Физули Гюлахмедович
Дата добавления 09.12.2016
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 1904
Номер материала MA-068948
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: