ГУ «Средняя школа № 23 им М. Козыбаева
отдела образования акимата города Костаная»
Занятие по выбору
«Культурное наследие»
4 класс.
Составитель: Грачёва Ирина Валентиновна,
учитель начальных классов,
специалист высшего уровня
квалификации высшей категории
Пояснительная записка.
Политика современного Казахстана направлена на установление
межконфессионального мира и согласия, на создание новой системы
духовно-нравственных ценностей в современном обществе. Это особенно актуально
в условиях полиэтнического, поликультурного казахстанского общества.
Укрепление национально - культурной государственности Казахстана, воспитание
казахстанского патриотизма требуют приобщения детей к многовековым духовным
ценностям и созидательному опыту и традициям.
История развития учений оказала существенное влияние на становление и
духовное развитие культуры Казахстана.
Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа - Аль-Фараби,
Ходжа Ахмет Ясави, Бекет-Ата, Абай
Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Ыбырай
Алтынсарин, Джамбул Джабаев - раскрыли гуманистическую и духовно –
нравственную суть религии в понимании сущности внутреннего мира человека, в
гармоничном его развитии с окружающей природной и общественной средой.
Цель:
содействовать
формированию у учащихся основ гуманистического
мировоззрения, нравственно-духовных
ценностей, собственной системы убеждений.
Задачи:
·
Ознакомление учащихся с историей развития культуры
Казахстана, ролью в современном обществе;
·
Систематизация, распространение и популяризация
богатого культурного наследия казахского народа;
·
Разъяснение основных гуманистических
положений и основ вероучения мировых и традиционных религий;
·
Развитие активной гражданской позиции учащихся;
·
Создание условий для формирования у учащихся познавательного
интереса к природно-культурному и культурному наследию Казахстана;
·
Освещение роли Главы государства Н.Назарбаева в
установлении межконфессионального мира и согласия в
Республике Казахстан и международном сообществе.
В
программе предусмотрена преемственность в изучении материала, межпредметная
связь с историей, литературой, искусством. Усиление воспитательного потенциала
основ курса «Культурное наследие» может
быть достигнуто применением интегрированных уроков и различных форм
организации деятельности школьников: дискуссия – урок,
«Диалог культур», урок – размышление, научно – практические конференции,
школьные спектакли, защита мини – проектов, уроки «ЗОЖ в мире религии»,
урок-исследование.
Богатое духовное
наследие казахского народа, включая новейшие достижения в этой области, должно
так же полноценно быть явленным на казахском языке. Это предполагает
систематизацию, широкое распространение и популяризацию богатого культурного
наследия казахского народа. Подобная грандиозная задача впервые поставлена не
только перед обществоведами республики, но и перед всей страной в целом, потому
что обращается к проблеме её духовного состояния, сохранения культурной
самобытности, национальной и культурной идентичности, независимости республики,
формирование нового общественного сознания. Учащиеся
знакомятся с выдающимися историческими деятелями, культурно-историческими
памятниками. Как региональный образовательный компонент большое место занимает
изучение Родного края в широком аспекте его природных особенностей,
экономического потенциала и культурно-исторического наследия.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащийся должен уметь:
-
формулировать вопросы по отношению к миру, себе, своей деятельности;
- объяснять своё отношение к событиям и личностям,
оставившим заметный след в истории края;
- приводить примеры положительного и отрицательного
взаимодействия человека с природой;
-
формулировать и записывать своё отношение к событиям, людям;
-
работать в группе, слушать собеседника.
-
кратко рассказывать о важнейших событиях истории Казахстана.
Учащийся должен знать:
- основные этапы и ключевые события истории
родного края с древнейших времён до наших дней;
-
культурно-исторические традиции разных народов нашей страны.
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся у народа,
населяющего территорию;
-
причины создания охраняемых исторических памятников Казахстана;
-
виды исторических источников для изучения прошлого и настоящего своей малой
Родины;
-
правила поведения в природной среде.
Уметь характеризовать:
- значение окружающей среды для жизни человека;
-
основные меры охраны природы Казахстана.
Приводить примеры:
-
исторических памятников, заповедников и национальных парков, созданных в
Казахстане;
- основных достопримечательностей своего города;
Уметь применять знания на практике:
-проводить поиск исторической информации в
источниках разного типа;
-определять на основе учебного материала
причины и следствия исторических событий;
-использовать приобретённые знания при написании
творческих работ (рефератов, сочинений, олимпиадных работ);
-соблюдать
правила здорового образа жизни, поведения в природной среде;
-участвовать
в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам.
Философское наследие казахского народа с древнейших времен
до сегодняшних дней будет способствовать росту национального самосознания,
формированию казахстанского патриотизма, углублению и обогащению словарного
запаса казахского языка, расширению его социально-культурных функций.
Содержание:
1.
Казахстан – территория межконфессионального
согласия. 1 час.
Политика Президента Республики Казахстан Н.
Назарбаева в области установления мира и межконфессионального согласия в
Республике Казахстан и международном сообществе. 1 ч.
2. Исторические памятники культуры в Казахстане. 5
часов
- Памятники
культуры и символы Казахстана. "Золото́й
челове́к" (каз. Алтын Адам) Аль-Фараби, Ходжа Ахмед Ясави, Объекты
культурного наследия как отражение исторического развития РК. 1 час.
- Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в
городе Туркестан, Казахстан. Легенды Ходжи
Ахмеда Ясави. Разнообразие памятников культурного наследия: здания,
инженерные сооружения. 1 час.
- "Золотой
человек" на крылатом барсе - национальный символ Казахстана, часть
культурного наследия Казахстана. Уникальные
археологические раскопки. 1 час.
- Мавзолей Аль-Фараби. Воспитание
уважения к назиданиям предков. 1 час.
- Улицы нашего
города: проспект Абая, Аль-Фараби, Ыбырая Алтынсарина.
Ознакомление
с названиями проспектов и улиц Костаная, умение находить на карте города. 1
час.
3 . Творчество просветителей
казахского народа. 8 часов
·
Творчество Абая Кунанбаева. Знакомство со сказками, стихами.
Преемственность прошлого и настоящего.1 час.
·
Произведения Шакарима Кудайбердиева. Великие истины. Учить анализировать произведения,
понимать взгляды мыслителя на духовное познание мира. 1 час
·
Деятельность Ыбырая Алтынсарина. Знакомство с
произведениями учителя, наставника даст возможность понять
учащимся, что каждый может и должен быть самим собой. 1
час.
·
Экскурсия в музей Ыбырая Алтынсарина.1 час.
·
Джамбул Джабаев. Учитель, наставник, акын. Знакомство
с наследием Джамбула окажет положительное влияние на дальнейшую жизнь
учащихся. 1 час.
·
Экскурсия в музей М. Козыбаева в сш. № 23
им.М.Козыбаева. Знакомство с биографией и творчеством учёного. 1 час.
·
Взгляд Абая на проблему мудрости. Стихи, назидания.
Учить понимать смысл слов мудрости, вложенных в стихи, сказки, назидания Абая.
1 час.
·
Шакарим Кудайбердиев. Качества, формирующие личность. Притчи,стихи, бата.1 час.
4. Обычаи и традиции, обряды народов Казахстана. 10 часов
·
Обычаи и традиции народов Казахстана. Каждое новое поколение стремится поддерживать лучшие традиции, что
дает возможность помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков. 1
час.
·
Влияние культа Тенгри на обычаи и традиции
казахов. 1 час.
·
Традиции. Наречение ребенка. Колыбель. Резание пут.
Посвящение в наездники. Понять сакральный смысл этих вековых традиций и жить в
гармонии с ними важно для наших современников.1 час.
·
Народные обычаи. Сүйінші. Сәлемде. Базарлық. Араша. Құтты болсын айту. Шашу.
Составной
частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и
обрядов, передаваемых из поколения в поколение.1 час.
·
Обычай. Тоқым қағу. Исполнение на
домбре, пение песен, дети играют в разные народные игры. Уважительное отношение
к старшим. 1 час.
·
Тоқымқағар. Обряд для
уезжающих в дальнюю дорогу. Участвуя в ролевых играх , ученики показывают обряд,
понимая его смысл. 1 час.
·
Обычай гостеприимства "Конаккаде." Импровизация
на музыкальных инструментах, пение, умение слагать стихи поможет учащимся
выразить себя и понять других.1 час.
·
Обычаи гостеприимства. "Ат мингизин шапан
жабу", "Белкотерер", "Жылу", "Конакасы". Пройдя
через испытания временем, обычаи служат основой формирования национального
самосознания.1 час.
·
Наурыз. Традиция празднования.
Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности,
освобождаются от повседневных обязанностей и принимают активное участие в
весельях и играх. 1 час.
·
Я буду успешным во всем. Биоритмы человека. Традиции
играют важную роль в воспитании казахстанцев. Пройдя через испытания временем,
они служат основой формирования национального самосознания.1 час.
5. Моя малая Родина. Я, Гражданин РК. 4
часа.
- Посещение
историко – краеведческого музея г. Костаная. Музей - это научно-
исследовательский и культурный центр региона, являющийся связующим звеном
между прошлым и настоящим края. Ознакомление
детей с основными этапами зарождения и развития жизни, природных
богатствах области, ее особенностях.1 ч.
- Посещение спектакля «Наследие». Важную роль в
воспитании детей играет посещение тематических спектаклей. 2 часа.
- Ролевая игра: «Я,
Гражданин РК». В увлекательной
игровой форме дать учащимся новые сведения о законах и символах
нашего
государства.1 час.
6. Эпос и сказки Казахстана. 4 часа.
·
Добро и зло в сказке. Постановка сказки «2
ягненка».
Познакомить детей со сценарием постановкой сказки.
Учить детей
выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. 1 час.
·
Джамбул Джабаев. «Сказка о
лентяе». Целью и задачей сказкотерапии является снижении агрессивности у детей.
1 час.
·
Эпос. Путешествие по сказочной стране Жидели Байсын.
· Джамбул Джабаев. Эпос «Суранши-батыр». Ориентирован
на личную судьбу героя, часто проходящего
серию испытаний, жизненного пути. 1 час.
7. Занятия психологического здоровья. 2 часа
- Конфликт и
здоровье. Дружба. Рассмотреть основные причины конфликтов,
возникающих в семьях и определить, кто
чаще всего является источником конфликтов
в семье. Выявить семейные ценности, традиции
в семьях. 1 час.
- Час развития
«Что в имени моём»? Углубление и расширение
кругозора учащихся, развитие у учащихся умения понимать
и ценить мир. 1 час.
Календарно – тематическое планирование. 34 часа.
Сроки по неделям.
|
Программный
материал
|
Часы
|
|
Казахстан –
территория межконфессионального согласия. 1час.
|
|
1 неделя
|
Политика
Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в области установления мира и
межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном
сообществе.
|
1
|
|
История и культура Казахстана. 5 часов.
|
|
2 неделя
|
Памятники культуры и символы Казахстана. "Золото́й
челове́к" (каз. Алтын Адам) Аль-Фараби, Ходжа Ахмед Ясави,
|
1
|
3 неделя
|
|
1
|
4 неделя
|
"Золотой человек" на крылатом барсе - национальный символ
Казахстана, часть культурного наследия Казахстана.
|
1
|
5 неделя
|
Культурное
наследие. Мавзолей Аль-Фараби.
|
1
|
6 неделя
|
Улицы нашего города: Аль-Фараби, проспект Абая, Ыбырая Алтынсарина.
|
1
|
|
Творчество просветителей казахского народа. 8 часов
|
|
7 неделя
|
Творчество Абая Кунанбаева.
|
1
|
8 неделя
|
Произведения Шакарима Кудайбердиева.
Великие истины.
|
1
|
9 неделя
|
Деятельность Ыбырая Алтынсарина.
|
1
|
10 неделя
|
Экскурсия в музей Ыбырая Алтынсарина.
|
1
|
11 неделя
|
Джамбул Джабаев. Учитель, наставник, акын.
|
1
|
12 неделя
|
Экскурсия в музей М.Козыбаева в сш.№ 23 им.М.Козыбаева.
|
1
|
13 неделя
|
Взгляд Абая на
проблему мудрости. Стихи, назидания.
|
1
|
14 неделя
|
Шакарим Кудайбердиев. Качества,
формирующие личность.Стихи, слова назидания.
|
1
|
|
Обычаи и
традиции, обряды народов Казахстана – 10 часов.
|
|
15 неделя
|
Обычаи и традиции
народов Казахстана.
|
1
|
16 неделя
|
Влияние культа
Тенгри на обычаи и традиции казахов.
|
1
|
17 неделя
|
Традиции.
Наречение ребенка. Колыбель. Резание пут. Посвящение в наездники.
|
1
|
18 неделя
|
Народные обычаи.
Сүйінші. Сәлемде. Базарлық. Араша. Құтты болсын айту. Шашу.
|
1
|
19 неделя
|
Обычай. Тоқым қағу.
Исполнение на домбре, пение песен, игра в разные игры.
|
1
|
20 неделя
|
Тоқымқағар. Обряд для уезжающих в дальнюю дорогу.
|
1
|
21 неделя
|
Обычай
гостеприимства "Конаккаде." Импровизации.
|
1
|
22 неделя
|
Обычаи гостеприимства. "Ат мингизин шапан жабу",
"Белкотерер", "Жылу", "Конакасы".
|
1
|
23 неделя
|
Наурыз. Традиция
празднования.
|
1
|
24 неделя
|
Я буду успешным
во всем. Биоритмы человека.
|
1
|
|
Моя малая
Родина. Я, Гражданин РК. 4 часа.
|
|
25 неделя
|
Посещение
историко – краеведческого музея г. Костаная.
|
1
|
26 неделя
|
Посещение спектакля «Наследие».
|
1
|
27 неделя
|
Посещение тематического спектакля по плану.
|
1
|
28 неделя
|
Ролевая игра: «Я,
Гражданин РК».
|
1
|
|
Эпос и сказки
Казахстана. 4 часа.
|
|
29 неделя
|
Добро и зло в
сказке. Постановка сказки «2 ягненка».
|
1
|
30 неделя
|
Джамбул Джабаев. «Сказка о лентяе».
|
1
|
31 неделя
|
Эпос. Путешествие по сказочной стране Жидели
Байсын.
|
1
|
32 неделя
|
Эпос
«Суранши-батыр». Джамбул Джабаев.
|
1
|
|
Занятие психологического здоровья. 2 часа.
|
|
33 неделя
|
Занятие психологического здоровья. Конфликт и здоровье. Дружба.
|
1
|
34 неделя
|
Час развития
«Что в имени моём»?
|
1
|
Итого:
|
|
34 часа
|
Ожидаемый результат:
Реализация курса
«Культурное наследие» будет способствовать повышению духовно-образовательного
и интеллектуально-культурного уровня учащихся, воспитанию подрастающего
поколения в духе общемировых ценностей, казахстанского патриотизма. Сохранение
наследия и его передача из поколения в поколение особенно важны в условиях глобализации
и обострения все более многочисленных глобальных проблем человечества.
В результате изучения ученики должны быть способны:
- На выражение
своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности;
- Уметь
анализировать варианты практического взаимовоздействия
историко-культурного наследия и социума;
- Строить
собственные аргументированные концепции развития историко-культурного
наследия, используя передовые достижения культурологии;
- Сохранять культурную идентичность народов, необходимым условием
устойчивого развития общества и отдельных его ячеек.
Список литературы:
1.
Послание Президента Республики Казахстан Н. А.
Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.
2.
Выступление Президента Республики Казахстан
Нурсултана Абишевича Назарбаева на ІІ Съезде лидеров мировых и традиционных
религий. В кн.: «ІІ съезд лидеров мировых и традиционных религий».-Алматы
«Өнер»,2006.-136 с.
3.
Глобальный
диалог во имя мира. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева
на III Съезде лидеров
мировых и традиционных религий. Газета «Казахстанская правда». 02.07.2009
4.
Конституция
Республики Казахстан. - Астана, 2009.
5.
О
свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Закон РК. - Алматы «Қазақстан», 2005.
6.
Конвенцию об охране нематериального культурного
наследия. 21 дек 2011 http://tengrinews.kz/picture_art/kazahstan-ratifitsirov...=
7.
Назарбаев Н.А. В
потоке истории. - Алматы: Атамұра, 2003. - 7 с.
8.
Кудайберды-улы Ш.
Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов. Алма-Ата:
Дастан, 1990. - 41 с.
9.
Масанов Н.Э. История
Казахстана: народы и культуры: учебное пособие. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. - 59
с.
10.
Масанов Н.Э. Чокан
Валиханов об этногенезе казахского народа // Чокан Валиханов и современность /
Сб. материалов Всесоюзной научной конференции, посвященной 150-летию со дня
рождения Ч.Ч. Валиханова. - Алма-Ата: Наука, 1988. - 199 с.
11.
Уильямс Дж. 50 фактов,
которые должны изменить мир. М.: Фаир-Пресс,
2006. - С. 223-224.
12.
История Казахстана с
древнейших времен до наших дней. В 5 томах. – Алматы, Атамұра,
2000. Т. 5. - 462 с.
13.
Мукашев З.А. Вехи на
путях познания. Астана: Елорда, 2009. - 21 с.
14.
Тойнби А. Исследование истории: Цивилизации во
времени и прстранстве. М.: АСТ, 2009. - 830 с.
15.
Ауэзов М. Мысли разных
лет. Алма-Ата: 1961. - 32 с.
16.
Кудайбердиев
Ш. Три истины. - Алматы «Қазақстан» и «Ғақлия» научно- литературный центр,
1991.
17.
Есим
Гарифолла. Мудрость Шакарима. - Алматы «Атамұра», 2008
18.
ru.wikipedia.org/wiki/Аль-Фараби
19.
ru.wikipedia.org/wiki/Ахмед_Ясави.
20.
ru.wikipedia.org/wiki/Абай_Кунанбаев
21.
ru.wikipedia.org/wiki/Кудайбердиев
22.
ru.wikipedia.org/wiki/Ибрай_Алтынсарин.
23.
ru.wikipedia.org/wiki/Джамбул
Джабаев.
24.
kgvkokshetau.kz/news/358/
25.
newskaz.ru/politics/20130529/514399...
26.
www.kazakh.ru/news/articles/?a=312
27.
ru.wikipedia.org/wiki/Иссыкский_золотой_человек
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.