ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1этап
раннее средневековье (5-11 вв.)
-
взаимопроникновение высокой античной и примитивной варварской культур,
христианских и языческих обычаев
-
возрождение традиций римской культуры
2
этап классическое (зрелое) средневековье (11-15 вв.)
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
¨
Мировоззрение
– религиозное
¨
Господствующая
религия в Европе – христианство, в странах арабского востока - ислам
¨
Центры
цивилизации:
- в Европе - монастыри (сохранение
ремесел и искусства, литературы, развитие латинской письменности, переписка
книг, летописи, обучение грамматике, счету)
-в странах арабского востока - города
Архитектура
РОМАНСКИЙ
СТИЛЬ - отличался
суровостью, простотой и строгостью. Церкви, замки, монастырские комплексы
располагались на возвышенности, господствуя над окружающим пейзажем. Мощные
стены, узкие окна, пропускающие немного света. Романская постройка - это
крепость.
ГОТИЧЕСКИЙ
СТИЛЬ –
ясность
пропорций, архитектурная легкость, воздушность, изящество форм, устремленность
ввысь. Каркасная арочная система, многочисленные окна, украшенные витражами,
создавали интерьеры, наполненные светом и воздухом.
|
|
ВИДЫ
КУЛЬТУРЫ
Рыцарская культура - это воинская
культура, особая профессиональная этика - верность сеньору, служение
"прекрасной даме". Наличие определенного "обета" -
обещания, которое рыцарь обязан выполнить. Качества рыцаря щедрость, сострадание
к слабым, стремление к справедливости, сочетание христианской добродетели с
воинскими достоинствами.
Придворная культура - определённый этикет,
церемониал, ритуал - порядок организации жизни, очерёдность проведения действий.
Танцы, музыка, поэзия обслуживающие обитателей королевского двора или замок
крупного феодала.
Городская культура - соединяет традиционные
христианские ценности и представления с реалистичностью и рационалистичностью,
иронией и скепсисом в отношении сложившихся авторитетов и устоев.
Культура религиозная библейская, она
преимущественно распространена в церковной, монастырской среде, использовала
латинский язык. Средневековые европейские монастыри важнейшие культурные
центры. Часть наследия древности была сохранена в монастырских библиотеках.
Каждый монастырь имел библиотеку и скрипторий - мастерскую по переписыванию
книг и школы. В некоторые периоды средневековья монастырские школы представляли
собой практически единственные очаги образования.
Культура народная
(крестьянская)
на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского мировоззрения с
христианскими представлениями, сохранила множество элементов языческой
обрядности, символики и образности.
Скульптура
и живопись
под влиянием христианской церкви, символично и нереалистично. Живопись
представлена росписями алтарей и книжными миниатюрами.
Открытия
средневековья
Бумага, оконное стекло, большие зеркальные
стёкла, ветряные мельницы, часы, порох, компас, усовершенствованное мореходное
искусство, упорядоченный торговый обмен, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие,
книгопечатание.
|
|
|
|
Литература
1.
Главное содержание - основные мифологические сюжеты, подвиги богов и
героев, сказания о происхождении мира, его конце и возрождении.
2. Эпические циклы - об Александре
Македонском, о короле Артуре, о Карле Великом.
3.Героический
эпос в виде грандиозных эпопей, песен, в смешанной, стихотворно-песенной
форме и прозаической
Рыцарский эпос
Исландская литература "Сага об Эгиле» о
знаменитом поэте-воине
Кельтский эпос -героическая сага о герое
Кухулине - бесстрашном воине, честном, сильном, великодушном.
"Старшая Эдда".
Англосаксонский эпос "Беовульф" об
отважном витязе, совершившем три чудесных подвига.
"Песнь о Роланде» -
воспевание подвига племянника Карла Великого Роланда.
«Песнь о Нибелунгах"- древнегерманские
сказания времен Великого переселения народов - гибель одного из германских
королевств - бургундского в результате нашествия гуннов.
|
|
|
|
|
Фольклор западноевропейских народов
Крестьянский фольклор -
негативное отношение к богатым. Любимый герой сказок - бедняк.
Жанр средневекового народного творчества англо-шотландские
баллады.
Герой разбойничьих баллад - благородный Робин Гуд,
народный герой Англии, воюет с притеснителями народа. Все добрые чувства и
дела отважного лучника распространяются только на народ.
Главное в сюжете любовных баллад - воспевание не
подвига во имя прекрасной дамы (как в рыцарской поэзии), а подлинного
чувства, душевных переживаний влюбленных.
Фантастические баллады
отражали верования народа. Сверхъестественный мир с феями, эльфами и
другими фантастическими персонажами предстает в балладах как реальный,
действительный мир.
Бытовые баллады отличаются большей
прозаичностью, преобладанием комического элемента.
Крестьянский труд и отдых был связан с песнями -
обрядовыми, трудовыми,
Жанры
сатирические и пародийные - поэзия вагантов - бродячих
школяров и студентов.
|
|
ОБРАЗОВАНИЕ
1.Религиозное образование
(монастырские, епископальные школы).
2. Светские
школы (в городах).
3.Университеты - высшие
учебные заведения. Университетам давалась административная, финансовая и
юридическая самостоятельность.
- IX в..
"Академия" в Париже, основанная Карлом Великим.
- Парижский университет - центр культурной и идейной жизни.
У истоков его образования стояли Пьер Абеляр (1079-1142), Пётр Ломбардский,
Жильбер де ля Порре (1076 - 1154) и др.
Второй центр культуры, в Англии -
Оксфорд. Здесь в основном изучали древние языки, математику, астрономию
наряду с теологией.
В
средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, но в целом наука
находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10
учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25..
Особое место в культуре занимали карнавалы,
различные смеховые действа на городских площадях
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.