Кукольный
театр «Улыбка»
Технологическая
карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления
во 2 классе
Литвинова Эльвира Александровна, казённое
муниципальное общеобразовательное учреждение
« Глубоковская средняя
общеобразовательная школа Завьяловского района», Алтайского края
Предмет
(направленность) театр «Улыбка»
Возраст детей:
9-10 лет
Место проведения:
кабинет начальных классов – 2 класс
Тема: «Волшебный мир театра»
Планируемые результаты:
1. Личностные:
ü знание
основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ü устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
ü ориентация
в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
людей;
ü широкая
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы.
2. Метапредметные:
РУУД
ü принимать
и сохранять учебную задачу;
ü планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
ü вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера, сделанных ошибок;
ü проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
ПУУД
ü строить
речевое высказывание в устной форме;
ü строить
речевое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
ü осуществлять
анализ, обобщение.
КУУД
ü договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü формулировать
собственное мнение и позицию;
ü использовать
речь для регуляции своего действия;
ü адекватно
использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
ü осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
3. Предметные
результаты:
ü знать
правила поведения в театре в смоделированных жизненных ситуациях.
Цель: - формирование
ценностного отношения обучающихся к совместной познавательно-игровой
деятельности, по определению и применению моральных и этических норм поведения
в театре;
- отрабатывать
выразительность, дикцию.
- развитие возможностей
воспитания в разнообразных видах сценической деятельности, желание
импровизировать, проявлять творческую инициативу.
- вести знакомство с
приёмами вождения кукол.
Оборудование:
ü компьютер;
ü проектор;
ü интерактивная
доска;
ü аудиозаписи
мелодий, сопровождающих появление героев сказки;
ü театральные
куклы;
ü ширма.
Форма организации: групповая
Ожидаемый результат:
В результате занятия дети будут вовлечены
в творческо-игровую деятельность, освоят новые упражнения, воображения, мелкую
моторику.
Этапы
занятия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учащихся
|
|
|
1. Самоопределение
деятельности.
Организационный
момент.
|
Звучит
музыка. Показ презентации.
Добрый
день, ребята! Сегодня я поведу вас в волшебный мир театра. Но, чтобы попасть
в этот мир, надо открыть дверь. Представьте, как может выглядеть дверь в
волшебный мир. А куда ведёт эта дверь, вы сможете узнать, отгадав загадки.
Ø Писатель пьесу
написал
В
театр он её отдал.
Получит роль свою актёр
Поставит пьесу …(режиссёр)
А кто
такой режиссёр?
Ø Чтоб за живое
зрителя задеть
Приходится
актёру даже петь
Он в творчестве
своём атлант,
В актёре главное
…(талант).
Ø Звенит звонок,
окончен акт
И начинается (антракт).
Что
такое антракт?
Ø Сыграть в нём все
мечтают дети,
И знают все его
на свете
Киножурнал
любимый наш.
И он зовётся (ералаш).
Ø Вот на спектакле
целый класс,
Начнётся
действие сейчас.
Чтоб не мешал
нам перезвон
Все отключили (телефон)
Из начальных
букв слов - отгадок складывается слово «ТЕАТР».
Как вы
уже поняли, сегодня наше занятие будет отличаться от всех остальных.
Во-первых, тем, что на нём присутствуют гости. И в связи с этим, я хотела бы
сразу снять то возможное напряжение, которое многие из вас испытывают из-за
стороннего наблюдения.
Говоря о
вас, как об участниках театральной студии «Улыбка», можно образно сравнить
вас с нераспустившимися цветами.
Следовательно,
я являюсь вашим садовником, который делает всё возможное, чтобы вы росли,
росли, и наконец, распустились в прекрасные бутоны. И сегодня один из тех
дней, когда садовник ухаживает за своими цветами.
А
присутствующие здесь гости – это лучи солнца, которые дарят нам своё тепло и
энергию для роста и развития.
А вас,
уважаемые педагоги попрошу собрать внутри себя максимум доброты, теплоты,
любви. Соберите это в некий энергетический шар где-то у себя в груди.
Почувствуйте его. При этом не должно быть физического напряжения, работает
только ваша внутренняя сущность. А теперь с помощью глаз направьте эту
энергию детям.
А вы,
ребята, загляните в глаза каждого педагога, примите эту положительную
энергию, искупайтесь в этих лучах.
Только
что вы выполнили упражнение по актёрскому мастерству. И моя вам оценка «отлично».
Поаплодируйте друг другу.
По своей
природе цветы тянутся к солнышку, не ограждаются, не бегут от него. И это
правильно! Ведь только тогда они смогут вырасти и распуститься в прекрасные,
по – своему особенные бутоны.
|
Делятся
на группы.
Одевают
маски.
Высказывания
детей.
Отгадывают
загадки.
Режиссёр – это
человек, который занимается постановкой фильма, руководит съёмочным процессом
или репетициями.
Антракт –
перерыв между действиями театрального спектакля.
Звучит
музыка Ералаш
На доске
читают из букв слово «Театр»
Дарят
педагогам солнышко.
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Актуализация
знаний.
|
Тема
занятия сегодня: «Волшебный мир театра» И сегодня мы попробуем приобщиться к
театральному искусству и пробовать себя в качестве актёров.
Беседа
по вопросам.
ü Вы любите ходить
в театр?
ü Кто из
вас был в театре?
ü Зачем
люди ходят в театр?
ü Без кого
не может существовать театр?
ü Какими
качествами должен обладать актёр?
Учитель: На своих занятиях мы учимся хорошо и чётко
говорить – это сценическая речь, мы учимся красиво двигаться – это называется
сценическое движение. А также учимся быть интересными зрителю – это актёрское
мастерство. И сегодня вам предстоит быть юными актёрами и показать сказку Л.
Воронковой «Рукавичка».
Упражнения на выработку правильного дыхания.
А теперь давайте сделаем сюрприз своим друзьям,
надуем шарик.
Надуваем его со звуком резко «С-с-с-с»
Пошутите над товарищем, протяните руку, а горлышко
отпустите, и шарик медленно сдувается «С-с-с-с-с»
А теперь маленький шарик со звуком «Сь-сь-сь-сь»,
иопять медленно его сдуваем. «Сь-сь-сь-сь-сь».
А теперь послушайте, как вела себя во время
представления героиня стихотворения
А. Л. Барто «В театре».
Звучит
текст в исполнении ученицы.
В
театре
Когда
мне было
Восемь
лет,
Я
пошла
Смотреть
балет.
Мы
пошли с подругой Любой.
Мы
в театре сняли шубы,
Сняли
теплые платки.
Нам
в театре, в раздевалке,
Дали
в руки номерки.
Наконец-то
я в балете!
Я
забыла все на свете.
Даже
три помножить на три
Я
сейчас бы не смогла.
Наконец-то
я в театре,
Как
я этого ждала.
Я
сейчас увижу фею
В
белом шарфе и венке.
Я
сижу, дышать не смею,
Номерок
держу в руке.
Вдруг
оркестр грянул в трубы,
Мы
с моей подругой Любой
Даже
вздрогнули слегка.
Вдруг
вижу — нету номерка.
Фея
кружится по сцене —
Я
на сцену не гляжу.
Я
обшарила колени —
Номерка
не нахожу.
Может,
он
Под
стулом где-то?
Мне
теперь
Не
до балета!
Все
сильней играют трубы,
Пляшут
гости на балу,
А
мы с моей подругой Любой
Ищем
номер на полу.
Укатился
он куда-то...
Я
в соседний ряд ползу.
Удивляются
ребята:
—
Кто там ползает внизу?
По
сцене бабочка порхала —
Я
не видала ничего:
Я
номерок внизу искала
И,
наконец, нашла его.
А
тут как раз зажегся свет,
И
все ушли из зала.
—
Мне очень нравится балет,—
Ребятам
я сказала.
Учитель:
Что вы можете посоветовать девочке?
|
Хоровое
чтение
Ответы
детей.
Актёр –
это творческая профессия, которая требует от человека усердной работы и
актёрского мастерства.
Дети
выполняют упражнения.
Высказывания
детей.
Надо
было дождаться окончания спектакля. Потом можно спокойно поискать номерок,
никому не мешая. В темноте всё равно ничего не видно. В результате девочка не
увидела представления. К тому же она мешала другим зрителям.
|
|
|
3. Постановка
проекта, выхода из затруднений.
|
Ты так
играешь, так играешь.
Как
будто медленно сгораешь.
Но что
есть в твоём огне,
Ещё
неведомое мне.
Ребята,
давайте с вами вспомним, как нужно вести себя в театре?
|
Называют
правила поведения в театре. (Презентация)
Обращаются
к проектам, выполненных на уроке окружающего мира
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Построение
проекта.
|
Сценическая
речь.
1
группа
А у меня
портфель в руке
С
огромной двойкой в дневнике!
- радость
-обида
- гордость
- страх
2
группа
Тили –
тили, трали –вали,
Это мы
не проходили,
Это нам
не задавали!
- радость
-обида
- гордость
- страх
|
Работа в
группе
|
|
|
5. Самостоятельная
работа.
|
Маски
театральные,
Маски
карнавальные,
Надеваешь
маску,
Попадаешь
в сказку.
|
Показ
сказки по Л. Воронковой
«Рукавичка»
Оценивают:
ü наблюдательность
ü воспитанность
ü доброту
ü отзывчивость
ü умение слушать
|
|
|
6. Подведение
итогов.
|
Сегодня
я открыла вам дверь в волшебный мир театра. А пройти в неё или пройти мимо,
каждый человек решает сам. Кто из вас хотел бы войти в эту дверь?
Приглашение
на сказку театра «Улыбка»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Рефлексия.
|
Упражнение
«Дождь»
Все
участники стоят в кругу. Ведущий (учитель) идёт внутри круга и, когда он
заглядывает в глаза каждому участнику, тот начинает повторять его движения до
тех пор, пока ведущий не подойдёт к нему.
на 1-м
круге – щёлкнет пальцами;
на 2-м
круге – трёт ладошкой о ладошку;
на 3 –м
круге хлопает в ладонями;
на 4 –м
круге - хлопает ладонями по коленям»
на 5 –м
круге - хлопает ладонями по коленям и топает ногами;
на 6 –м
– хлопает ладонями по коленям;
на 7-м –
хлопает ладонями;
на 8-м –
трёт ладонями;
на 9-м –
щёлкает пальцами;
на 10 –
делает один хлопок.
Так
дождик заканчивается и затихает. «Что мы слышим? Так шумит красивый летний
дождь»
В конце
каждого занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является
оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие.
|
|
Оценка
занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
(театральные
игры на развитие внимания, воображения, фантазии)
«Мы
идем по болоту».
Побежали по болоту
– шлеп-шлеп-шлеп-шлеп (руки сложены в замочек)
А теперь по траве
– вжик-вжик-вжик-вжик (стучать ладошками вверх-вниз)
А теперь по песку
– оп-оп-оп-оп (стучать попеременно ладошками тыльной и внутренней стороной)
Перепрыгиваем
через дерево – прыг-скок (встают со своих мест, делают скачок на месте)
Фу, устали,
вытираем пот (садятся на свои места, вытирают пот со лба)
« Избушка в сказочной
глуши».
Избушка
в сказочной глуши (Дети поднимают руки вверх и соединяют их над головой в
виде крыши)
Стоит
на курьих ножках. (Встают на одну ногу, руки на поясе)
Из
сказок знают малыши (Соединяют ладошки на уровне груди и раскрывают их в
виде книжки)
Живет
там бабка-ежка (Хлопают в ладоши)
Наверное,
очень скучно ей, (Указательным пальцем руки, подпирают щеку)
Одной
в своей избушке (поднимают руки вверх и соединяют их над головой в виде
крыши)
Сидит на печке, ждет гостей (Приседают,
встают и смотрят вдаль из-под руки)
И в
чай макает сушки (Выполняют упражнения «пальчики здороваются»: кончиком
большого пальца ведущей руки поочередно касаются кончиков указательного,
среднего, безымянного и мизинца)
Как в
сказку хочется попасть, (Соединяют ладошки на уровне груди и раскрывают их в
виде книжки)
И в гости к Бабке-Ёжке…(Хлопают
в ладоши)
На
ступе вволю полетать, (Руки вытянуты в стороны, как «крылья самолета», имитируя
полет)
Увидеть
курьи ножки. (Руки на поясе, пятки вместе носки врозь; потопать ногами)
Игра «Вагончики»
Дети сидят в круге на стульях, один стул
должен быть свободным. Ребенок, пправа от кого стоит свободный стул, говорит
фразу: «А я еду», и садится на свободный стульчик, второй ребенок говорит
фразу: «А я рядом», и тоже садится на свободный стул, третий ребенок, говорит
фразу: «А я зайцем», и тоже садится на свободный стул, четвертый же ребенок,
говорит фразу: « А я с…» и говорит любое из имен присутствующих детей в круге.
Итак игра продолжается, постепенно наращивая темпоритм.
Игра «Большие ноги»
Дети сидят в куге или полукруге, на слова
упражнения, начинают говорить фразу: «Большие ноги идут по дороге» (говорим
низким голосом, при этом топаем ногами медленно), а потом говорится другая
фраза : «Маленькие ножки бегут по дорожке» (говорим нормальным голоском, чуть
быстрее и быстро-быстро топаем)
Упражнение «Мухомор на тонкой ножке»
Мухомор на тонкой ножке (дети ставят
руки на пояс и встают на одну ножку)
Вырос на лесной дорожке (встают на одной ноге на носочки, поднимают руки
вверх).
Ждет прихода грибников (подносят руку ко лбу и смотрят вдаль).
Кто сорвать его готов (вопросительно пожимают плечами)?
Знают грибники прекрасно (грозят пальчиком),
Мухоморы есть опасно (гладят животики, вытягивают руки вперед ладонями от
себя).
«Покажи и угадай» игра-импровизация
Дети сидят в полукруге или
круге. Выбирается ведущий, педагог даёт ребенку карточку с нарисованным
предметом, животным. Ребенок видит карточку, его задача, изобразить без звуков,
при помощи тела, жестов того или кого, что изображено на карточке.
Упражнение «Поменяйся местами»
Дети
сидят в полукруге или круге. Педагог объясняет детям, как модно позвать
человека (голосом, при помощи жестов, при помощи глаз, мигание). А еще можно
соединить ладошки, и как бы выдвигая одну ладошку вперед, позвать встать со
своего места. Педагог выбирает ведущего, который должен поменять местами детей
только при помощи ладошек, игра должна проводиться в тишине. В конце игры
педагог говорит, «а теперь поменяйтесь местами те, кто сейчас сидит на стуле».
Музыкальное
приложение №1
Артикуляционная
гимнастика:
- поцокать язычком,
- покусать язык,
- покусать губы,
- губы в улыбку – в трубочку (чередовать),
- уколы (языком поочередно толкать щеки),
- конфетка (языком проводить спереди по
зубам),
- языком изображать колокольчик.
Музыкальное
приложение №2
Пять
веселых поросят за воротами стоят
(растопырить
пальцы, другая рука - забор)
Поросята
эти ждут, что им кушать принесут
Пять
веселых поросят снизу в щелочки глядят
(пальцы
в замок)
Бегают
туда-сюда: «Где же вкусная еда?»
Пять
веселых поросят в дверь копытами стучат
(пальцы
стучат по другой руке)
Вдруг
открылась эта дверь: «можно выбежать теперь!»
Пять
веселых поросят громко, радостно визжат
«вот
корыто да,да, да, а в нем вкусная еда!»
(
руками изобразить миску )
Пять
веселых поросят очень сильно есть хотят
И
в корыто в тот же миг с головой, с ногами прыг.
«Упражнение Замок»
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?
(руки в замочки).
Мы стучали.
(стучим ладошками).
Мы крутили.
(крутим кистями рук).
Потянули и открыли.
(тянем ладошки в разные стороны и разнимаем пальцы).
Литература и ссылка:
1. *
Похлебаева Ольга Васильевна, Путешествие в мир эмоций.
hhtp//://7.ru/metodik-material.php?2754/,
2010год
2. *
Мелодия сказки «Рукавичка» с сайта www.ololo.pm mp3
3. *
М.Ковалевская Музыкальная гимнастика для пальчиков
4. *Н.Ю.
Костылева « Аокажи и расскажи» игровые упражнения на основе фонетической
ритмики. Творческий центр «Сфера» М.2007г
5. *
В.П Шильгави «Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной
самодеятельности» - М., Просвещение. 1980г
6. *
Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г
7. *
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников
и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.