Инфоурок Другое Другие методич. материалыКукла из бабушкиного сундука. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

Кукла из бабушкиного сундука. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

Скачать материал

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида»

с.Эмеково, Волжского района, Республики Марий Эл

 

 

 

 

 

 

 

Кукла из бабушкиного сундука.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

 

 

Выполнила: воспитатель

МДОУ №5 с. Эмеково

Корнилова Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Марийского народа с целью сохранения культурного наследия.

 

Задачи:

1. Познакомить с традицией крестьянской семьи Марийского народа – изготовлением тряпичной куклы.

2. Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края.

3.Развивать фантазию, вкус, творческое воображение.

4. Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Марийского народа.

Предварительная работа: изготовление дома с родителями тряпичных кукол, разучивание народной игры «Йыр-Йырла модыш», знакомство детей с элементами марийского костюма.

Развивающая среда: куклы современные; куклы тряпичные, изготовленные детьми и родителями; звукозаписи марийских мелодий; материалы для изготовления куклы – пеленашки.

Словарная работа.

Закрепление слов: курчак, уна, ковай.

Новые слова: шондык, тувыр, ончылшовыч, ече.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность.

 

Воспитатель в марийском костюме:

 Салам лийже, уна-влак!

 

Здравствуйте, гости дорогие!

В старину когда-то

Время не теряли

Вечерами зимними

Много пряли, ткали.

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили.

Глиняное солнышко

Лыком украшали,

Лыковые коники

Избу охраняли,

Козы веселушки

Беды выметали

Куклы берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру марийскую

Нам передавали!

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Орине. А помните, бабушка Орина любит собирать разные куклы. Давайте мы тоже возьмем показать наши новые куклы. Бабушка живет далеко в деревне. На чем пойдем? (Ответы детей). Давайте пойдем на лыжах. Айста ече ден каена.

(Одевают лыжи, отправляются под марийскую мелодию).

Воспитатель: Ну вот, мы с вами дошли. Давайте отряхнем одежду от снега, почистим обувь. Айста вургемна гыч, йолчием гыч лумым почкена. Не забудьте поздороваться.

Дети: Салам лийже, Орина Ковай.

Бабушка: Салам лийже, уныкам-влак! Здравствуйте внучата! Как хорошо, что вы пришли сегодня ко мне в гости.

Дети: Ковай, ме тыланет почеламутым каласена.

Коваем.

Шоҥго мыйын коваем,

Куптыр шӱргыжым тӱрлöн.

Садак тудым йöратем,

Поро мутым пелештем.

Пашалан ковам уста:

Эрден эр коҥгаш олта,

Тамлын шӱрымат шолта,

Тутло когыльым ышта.

                   М.Иванова.

 Бабушка: Тау, ӱдырем ден эргым – влак. А мый тыланда шондыкым ончыктынем. Я хочу показать вам свой сундук. Посмотрите, какой он расписной, какие красивые на нем узоры. А что в нем в старину хранили, как вы думаете?

Ответы детей (одежду, занавески, материал)

Бабушка: «Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка тряпичная, очень симпатичная! » (достает из сундука тряпичную куклу и предлагает воспитателю вместе с детьми ее рассмотреть).

Дети: какая интересная кукла.

Воспитатель: Ребята, это кукла (курчак). Она похожа на кукол, с которыми вы играете?

Дети: нет, не похожа. (дети сравнивают современную куклу с тряпичной)

Воспитатель: а чем они отличаются?

Дети (они сделаны из разных материалов, у них разные волосы, одежда, тряпичная кукла безликая)

Воспитатель: в старину женщины и девочки носили длинное и широкое платье (тувыр). На платье надевался передник – ончылшовыч.

Орина ковай: А хочу научить вас играть в интересную игру, в которую играли ваши прабабушки «Йыр-Йырла модыш». Проводится игра «Йыр-Йырла модыш». (Играющие встают в круг и передают друг другу платок за спиной, водящий старается поймать платок, у кого его он заберёт, тот и становится следующим водящим.)

Воспитатель: (Просмотр презентации.) Я вам сейчас расскажу, какие существовали в старину куклы.

Тряпичную куклу люди придумали очень давно. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую пеленашку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Куколки – пеленашки делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам.

Орина ковай: Ребята, я думаю, вам всем хочется изготовить такую куклу Йоча-влак, ыштена тыгай курчакым? (Дети совместно с бабушкой изготавливают кукол)

Технология процесса

1. Для изготовления возьмем белую ткань и аккуратно скрутим ее в валик.

2. Затем также аккуратно перетянем ее нитью. Это и есть основа куклы.

3. Для того чтобы сделать голову, необходимо кусочком белой ткани обвернуть верхний край валика и тоже стянуть нитью на уровне шеи. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.

4. А теперь можно одеть куклу. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи.

5. И последнее – куклу завернем в одеяльце и завяжем тесьмой.

Бабушка: Уныкам-влак, могай те мастар улыда! Чапле курчак-влакым ыштен улыда. Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже чем у наших прабабушек.

Воспитатель: Давайте этих кукол поставим в наш музей и будем бережно их хранить, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу.

Бабушка: Тау уныкам-влак. Те чыланат мастар, пашаче улыда. Спасибо за работу, вы все трудолюбивые, старательные, отзывчивые. Мне было очень интересно с вами играть и работать. Мыланем тендан дене модаш, пашам ышташ пеш келшыш.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Йоча-влак, мыланна мöҥгö пöртылаш кӱлеш. Попрощаемся с бабушкой Ориной.

Дети: Чеверын, Орина ковай.

Бабушка: Чеверын.

Воспитатель: Йолыш ечым чиена, мöҥгö каена. (Под марийскую мелодию возвращаются домой).

Итог занятия:

Ребята, что нового мы сегодня узнали?

Что для каждого из вас было самым интересным, увлекательным?

Курчакем модаш миен,

Ноен да мален колтен.

Тудым мые ондалам.

«Ласкан мале» малдалам…

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Кукла из бабушкиного сундука. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Марийского народа с целью сохранения культурного наследия. Задачи: 1. Познакомить с традицией крестьянской семьи Марийского народа – изготовлением тряпичной куклы. 2. Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края. 3.Развивать фантазию, вкус, творческое воображение. 4. Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Марийского народа. Предварительная работа: изготовление дома с родителями тряпичных кукол, разучивание народной игры «Йыр-Йырла модыш», знакомство детей с элементами марийского костюма. Развивающая среда: куклы современные; куклы тряпичные, изготовленные детьми и родителями; звукозаписи марийских мелодий; материалы для изготовления куклы – пеленашки. Словарная работа. Закрепление слов: курчак, уна, ковай. Новые слова: шондык, тувыр, ончылшовыч, ече. Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 829 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.01.2020 184
    • DOCX 22.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михайлова Светлана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михайлова Светлана Сергеевна
    Михайлова Светлана Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71106
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе