Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Чехов-2 Московской области
|
«Утверждаю»
Директор ФКОУ СОШ г.Чехов-2
МО
__________________ М.А.
Леонтьева
« __ » ________________
2014 г.
|
Рабочая учебная программа
Изобразительное искусство, 1 – в класс
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование
( ступень образования)
Базовый
(Уровень образования)
2014 – 2015 учебный год
(Срок реализации программы)
Тупикина Н.
В.
(ФИО учителя, составившего
учебную
программу)
г. Чехов-2
2014 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
рабочая программа для 1 – в класса по изобразительному искусству составлена в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым
Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования», с изменениями; с
приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» с изменениями; с Приказом министра образования Московской области
от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана
для государственных образовательных организаций Московской области …,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014 г.; с
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России от
06.10.2009 г. № 373) с изменениями; с письмом Департамента общего образования
Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г.
Чехов-2 МО на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом № 63 от 03.09.2014
г.; на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой и др. для 1-4
классов.
Программа
учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их
интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся,
реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая
программа ориентирована на использование учебника «Изобразительное искусство.
Учебник.1 класс» Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М.: Просвещение, 2012 г.
На
изучение курса отводится 33 часа из расчета 1 час в неделю.
Программа
предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые
и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Изучение
предмета в 1 – в классе направлено на достижение следующих целей:
– воспитание
эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в
искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к
любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и
окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной
деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических
искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их
роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой;
формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных
видах художественно-творческой деятельности, разными художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Достижение
этих целей предполагает решение следующих задач:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия
произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной
культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и
последовательность учебного материала в данной программе соответствует
авторской программе. Изменение общего количества учебных часов с 33 до 32 обусловлено
учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год.
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя,
особенности художественного творчества. Отражение в произведениях
изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к
природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды
изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика,
декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере
произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога);
натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная,
декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных
художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной
Третьяковской галереей).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет,
композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха;
соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные,
теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного
искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства
на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка
изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в
собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах
изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (ор-наменты,
росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и
воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности
различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические
материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой
работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета,
тона, композиции, про-странства, линии, штриха, пятна, орнамента (на
примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства).
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных
промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с
традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного
искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом
местных условий).
Результаты изучения учебного материала
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения
предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами
обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,
природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений, окружающей жизни;
– познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять
полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – навыки
использования различных художественных материалов для работы в разных техниках
(живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство,
художественное конструирование); стремление использовать художественные умения
для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными
результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления
художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура,
дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в
обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного
искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных
учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных,
деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать
самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты
художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами
обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения
искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика
художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения
различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и
художественных музеях своего региона;
– ценностно-эстетической сфере – умения различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание
общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение
их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать
шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление
устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– коммуникативной сфере – способность высказывать
суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные
результаты художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – умение использовать различные
материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в
соб-ственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем
трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и
компьютерной графики).
3. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик
должен:
знать/понимать:
– значение слов: художник, народный мастер; краски,
палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт)
и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений
изобразительного искусства;
– отдельные центры народных художественных ремесел России
(Хохлома, Каргополь);
– ведущие художественные музеи России (Третьяковская
галерея);
– отдельные произведения выдающихся художников и народных
мастеров;
– основные средства выразительности графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства;
– основные и смешанные цвета, элементарные правила их
смешивания;
– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
– организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью,
красками, палитрой;
– применять элементарные способы (техники) работы
живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер)
материалами для выражения замысла, настроения;
– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет
предметов;
– составлять композиции с учетом замысла;
– применять основные средства художественной выразительности
в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в
сюжетно-тематических и декоративных композициях;
– рисовать кистью без предварительного рисунка элементы
народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и
растительные (листок, травка, усики, завиток);
– различать теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных
и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства
(графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
– применять основные средства художественной
выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного
искусства;
– проявления эмоционального отношения
к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства,
к окружающему миру;
– оценки произведений искусства (выражения собственного
мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного
творчества и др.;
– проявления нравственно-эстетического отношения к родной
природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным
традициям;
– проявления положительного отношения к процессу и
результатам труда – своего и других людей.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
|
Название
тем. Тип урока
|
Дата
|
Прим
|
Год
|
Трим.
|
План
|
Факт
|
I
триместр (9 ч)
|
1
|
1
|
Какого цвета
осень? Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. Экскурсия
Урок
открытия нового знания
|
3.09
|
|
|
2
|
2
|
Твой осенний
букет. Декоративная композиция. Составление коллажа
Урок открытия
нового знания
|
10.09
|
|
|
3
|
3
|
Осенние перемены
в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы. Экскурсия
Урок открытия
нового знания
|
17.09
|
|
|
4
|
4
|
В сентябре у
рябины именины. Урок – наблюдение. Декоративная композиция
Урок открытия
нового знания
|
24.09
|
|
|
5
|
5
|
Щедрая осень.
Живая природа: форма. Натюрморт: композиция
Урок открытия
нового знания
|
1.10
|
|
|
6
|
6
|
В гостях у
народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России. Составление орнамента
из ягод
Урок открытия
нового знания
|
15.10
|
|
|
7
|
7
|
Золотые травы
России. Ритмы травного узора хохломского узора. Страница для любознательных
Урок открытия
нового знания
|
22.10
|
|
|
8
|
8
|
Наши
достижения. Что я знаю и могу. Наш проект « Щедрый лес и его жители»
Урок
отработки умений и рефлексии
|
29.10
|
|
|
9
|
9
|
О чем поведал
Каргопольский узор. Орнамент народов России
Урок
открытия нового знания
|
5.11
|
|
|
10
|
10
|
В гостях у
народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная каргопольская игрушка
Урок открытия
нового знания
|
12.11
|
|
|
II
триместр (11 ч)
|
11
|
1.
|
Зимнее дерево.
Живая природа. Пейзаж в графике
Урок открытия
нового знания
|
26.11
|
|
|
12
|
2.
|
Зимний пейзаж:
день и ночь. Зимний пейзаж в графике
Урок открытия
нового знания
|
3.12
|
|
|
13
|
3.
|
Белоснежные
узоры. Вологодские кружева
Урок открытия
нового знания
|
10.12
|
|
|
14
|
4.
|
Цвета радуги в
Новогодних игрушках. Декоративная композиция. Страница для любознательных.
Изовикторина
Урок
отработки умений и рефлексии
|
17.12
|
|
|
15
|
5.
|
Наши достижения.
Что я знаю и могу. Наши проекты «Зимние фантазии» и «Конкурс новогодних украшений»
Урок
отработки умений и рефлексии
|
24.12
|
|
|
16
|
6.
|
По следам зимней
сказки. Декоративная композиция
Урок открытия
нового знания
|
31.12
|
|
|
17
|
7.
|
Зимние забавы.
Сюжетная композиция
Урок открытия
нового знания
|
14.01
|
|
|
18
|
8.
|
Защитники земли
русской. Образ богатыря
Урок открытия
нового знания
|
21.01
|
|
|
19
|
9.
|
Открой секреты
Дымки
Урок открытия
нового знания
|
28.01
|
|
|
20
|
10.
|
Русская глиняная
игрушка
Урок открытия
нового знания
|
4.02
|
|
|
21
|
11.
|
Краски природы в
наряде русской красавицы. Народный костюм
Урок открытия
нового знания
|
11.02
|
|
|
III
триместр (12 ч)
|
22
|
1.
|
Вешние воды.
Весенний пейзаж: цвет
Урок открытия
нового знания
|
25.02
|
|
|
23
|
2.
|
Птицы – вестники
весны. Весенний пейзаж: декоративная композиция
Урок открытия
нового знания
|
4.03
|
|
|
24
|
3.
|
У Лукоморья дуб
зеленый. Образ дерева в искусстве
Урок открытия
нового знания
|
11.03
|
|
|
25
|
4.
|
О неразлучности
доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя
Урок открытия
нового знания
|
18.03
|
|
|
26
|
5.
|
Красуйся,
красота, по цветам лазоревым. Цвет и оттенки
Урок открытия
нового знания
|
25.03
|
|
|
27
|
6.
|
В царстве радуги
– дуги. Узнай, как все цвета дружат
Урок открытия
нового знания
|
1.04
|
|
|
28
|
7.
|
Теплые и
холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки
Урок открытия
нового знания
|
15.04
|
|
|
29
|
8.
|
Какого цвета
страна родная. Страница для любознательных.
Урок отработки
умений и рефлексии
|
22.04
|
|
|
30
|
9.
|
Пейзаж в
живописи. Изовикторина
Урок
отработки умений и рефлексии
|
29.04
|
|
|
31
|
10.
|
Наши достижения.
Я знаю. Я могу, Наши проекты «Весенняя ярмарка» и « Город мастеров»
Урок
отработки умений и рефлексии
|
6.05
|
|
|
32
|
11.
|
Изовикторина.
Страницы для любознательных
Урок
отработки умений и рефлексии
|
13.05
|
|
|
33
|
12.
|
Наши
достижения. Я знаю, я могу. Наши проекты
Урок
отработки умений и рефлексии
|
20.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство.
Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4
классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1
класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. –
М. : Просвещение, 2012.
3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство.
Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
4. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику
«Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение,
2009.
Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. –
М. : Детская литература, 1984.
2. Примерные программы по учебным предметам.
Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о
живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное
искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. :
Педагогика, 1983.
Интернет-ресурсы.
1. Википедия : свободная
энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Клуб учителей начальной школы. – Режим
доступа : http://www.4stupeni.ru
3. Педагогическое сообщество. – Режим
доступа : http://www.pedsovet.su
4. Педсовет.org. Всероссийский
Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
5. Педсовет. – Режим доступа :
http://pedsovet.org
6. Фестиваль педагогических идей. – Режим
доступа : http://festival.1september.ru
Информационно-коммуникативные
средства.
1. Секреты живописи для маленьких
художников (CD-ROM).
2. Большая
электронная энциклопедия (CD).
3. Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
4. Аудиозаписи.
Классическая музыка.
Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства:
Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан.
Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В.
Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь.
Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж;
И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); Т. Маврина. За каменкой;
А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов.
Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке
«Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима.
Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский
Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу
Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е.
Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н.
Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр
Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Венецианов. На пашне. Весна;
А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень;
С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И.
Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; И.
Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов.
Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь;
Е. Жуков. Натюрморт с незабудками.
Произведения народного декоративно-прикладного
искусства:
Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди
ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица.
Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков.
Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы,
С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева.
Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е.
Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех;
У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов.
Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е.
Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина.
Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева.
Рисунки к месяцеслову.
Согласовано:
Протокол
заседания ШМО №_____ от «_____»_____________2014 г.
Председатель
ШМО __________________________ (В. Е. Агаркова)
Согласовано:
Зам.
директора по УВР ________________________(С.Ю. Совина)
«_____»_____________2014
г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.