Бюджетное
общеобразовательное учреждение города Якутска
«Мархинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на
заседании МО
|
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Заместитель
директора по УВР
|
Директор БОУ
г.Якутска «МСОШ № 1»
|
|
___________С.С.
Тарасова
|
_________
Илларионов С.Р.
|
Протокол №
|
|
Приказ №
|
«
»__________________2014 г.
|
«
»__________________2014г.
|
« »
___________ 2014 г.
|
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
(интегрированная)
для
3 «Б» класса
Программу составила:
учитель начальных классов
Софронова Н.В.
2014 -2015
учебный год
Пояснительная
записка
ФГОС
второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения о сновных
общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие
с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные,
общественные и государственные потребности.
Образовательный
стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.
Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и
писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых
умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих
основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска,
анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей
мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с
начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично
дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет
этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или
иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с
усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые
знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Актуальность
проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует
использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,
методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Типологически
образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
Программа
организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению
«проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и
является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания
программ по предметам, расширяя его и обогащая.
Цель
программы:
Развитие личности
и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести
диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной
деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
Программа
позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно
ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения
в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Метод
проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на
интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем
самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип,
прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это
дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития
креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств,
которые стандарты нового поколения определяют как результат освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности
детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только
прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или
специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
• рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
•целеполагать(ставить и удерживать цели);
•планировать(составлять план своей деятельности);
• моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
• проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Организация
внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Что? Где?
Когда?» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как
универсального учебного действия.
При работе
по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности
младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным
содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на
повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для
организации проектной деятельности.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу,
должна находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4
неделями в режиме внеурочных занятий.
Что такое проект
для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально
или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самим учащимся.
Как и любая деятельность, проектная
деятельность имеет свои этапы.
Этапы работы над проектом
|
Цели и задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность родителей
|
1. Погружение в проект
|
Цель – подготовка учащихся к
проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной
деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
|
Отбирает
возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес
к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует учащихся к
обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися
оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при
постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
|
Осуществляют вживание в
ситуацию.
Обсуждают тему проекта,
предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную
информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы
(или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют
свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и
поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение
проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе)
цель проекта.
|
Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке
проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
|
2. Планирование деятельности
|
Цель – пооперационная разработка
проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и
ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа
информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта,
сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и
процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
|
Направляет процесс поиска
информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников
информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и
способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать
группы;
• распределить роли в
группах;
• спланировать
деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные
формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии
оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана
деятельности и ресурсов.
|
Осуществляют:
• поиск, сбор,
систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей
в группе;
• планирование
работы;
• выбор формы и
способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по
установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой
и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку)
результатов данного этапа работы.
|
Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации
собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
|
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
|
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или
групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на
консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
|
Наблюдает, советует,
косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение
правил техники безопасности.
Следит за соблюдением
временных рамок этапов деятельности.
|
Выполняют запланированные
действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости
консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в
группах.
|
Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и
портфолио проектной деятельности.
|
4. Оформление результатов
|
Цель – структурирование полученной
информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
|
Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении
проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает
социальную и личностную важность достигнутого.
|
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном
анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект,
выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
|
Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении
проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
|
5. Презентация результатов
|
Цель – демонстрация материалов,
представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
|
Организует презентацию.
Продумывает и реализует
взаимодействие с родителями.
При необходимости
консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления
портфолио.
Репетирует с учениками
предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве
эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и
резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги
обучения;
• оценивает умения:
общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении
работать в группе на общий результат и др.
|
Выбирают (предлагают) форму
презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять
портфолио.
При необходимости
консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы
слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию
деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают
критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе
установленных критериев оценивания результатов и процесса.
|
|
Календарно-тематическое
планирование
№
п/п
|
дата
|
Тема
занятия
|
Примечание
|
|
план
|
факт
|
1
четверть
|
|
1
|
04.09
06.9
|
|
Школа в прошлом.
|
Сбор
материалов
|
2
|
11.09
13.09
|
|
Школа в будущем.
|
|
3
|
18.09
20.09
|
|
Книга – мой
друг.
История создания книги
|
|
4
|
02.10
04.10
|
|
Кто создает книгу?
Современное книгоиздание.
|
|
5
|
09.10
|
|
Создание обложки книги
|
|
6
|
11.10
|
|
Одежда и время.
|
|
7
|
16.10
18.10
|
|
Одежда народов мира
|
|
8
|
23.10
|
|
Одежда вчера, сегодня, завтра.
|
|
9
|
25.10
|
|
Юный модельер
|
|
|
|
|
2 четверть
|
|
10
|
13.11
15.11
|
|
Динозавры Якутии
|
|
11
|
20.11
22.11
|
|
Мамонты Якутии
|
|
12
|
27.11
|
|
Наши предки . откуда мы родом.
|
Сбор
материалов
|
13
|
29.11
04.12
|
|
Традиции предков.
|
Проектная
деятельность
Защита
проектов
|
14
|
06.12
11.12
|
|
Коренные жители Якутии.
|
|
15
|
13.12
18.12
|
|
Знаменитые люди Якутии.
|
Сбор
материалов
|
16
|
20.12
25.12
27.12
|
|
Проекты по темам: «Мой знаменитый
земляк»
|
Проектная
деятельность
Защита
проектов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 четверть
|
|
17
|
15.01
17.01
|
|
Реклама в моем городе. Польза
или вред?
|
|
18
|
22.01
23.01
|
|
Человек –
созидатель.
Профессия моих родителей
|
|
19
|
29.01
31.01
|
|
Профессия моих родителей
|
|
20
|
05.02
07.02
|
|
Моя будущая профессия
|
|
21
|
12.02
14.02
|
|
Тема: «Здоровье
человека и окружающая среда»
Невидимки в нашем доме
|
|
22
|
19.02
21.02
|
|
Экологические проблемы Мархи.
Можно ли их решить?
Как сделать наш поселок чистым?
|
|
23
|
26.02
28.02
|
|
Символы РСЯ
Гимн ,флаг, герб
|
|
24
|
05.03
07.03
|
|
Реки Якутии
|
|
25
|
12.03
14.03
|
|
Города Якутии.
|
|
26
|
19.03
21.03
|
|
Памятники. Музеи .
|
Посещение
музеев, памятных мест
|
|
|
|
4 четверть
|
|
27
|
02.04
04.04
|
|
Путешествие по городам и странам
|
Фотовыставка
слайды
|
28
|
09.04
11.04
|
|
Тайна имени
|
Составление рассказа о своём имени
|
29
|
16.04
18.04
|
|
Сыны Отечества
|
фотовыставка
|
30
|
23.04
25.04
|
|
Проекты по теме: « Никто не
забыт, ничто не забыто!»
|
Групповая
работа
|
31
|
30.04
|
|
Викторина по теме « Моя Якутия»
|
|
32
|
07.05
14.05
|
|
Разнообразие природы нашего края.
|
Коллективная творческая работа по
созданию «Книги природы родного края».
|
33
|
16.05
21.05
|
|
История моего класса
|
фотовыставка
|
34
|
23.04
28.05
|
|
Подведение итогов года
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.